Дидактические требования к современному уроку
четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,
сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного учения учащихся.
Основные типы уроков:
Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
| № п/п
|
| ЭТАПЫ
|
| Дидактические задачи
|
| Показатели реального результата решения задачи
|
| 1
|
| Организация начала занятия.
|
| Подготовка учащихся к работе на занятии.
|
| Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
|
| 2
|
| Проверка выполнения домашнего задания
|
| Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
|
| Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
|
| 3
|
| Подготовка к основному этапу занятия.
|
| Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
|
| Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
|
| 4
|
| Усвоение новых знаний и способов действий.
|
| Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
|
| Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
|
| 5
|
| Первичная проверка понимания.
|
| Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
|
| Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
|
| 6
|
| Закрепление знаний и способов действий
|
| Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
|
| Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
|
| 7
|
| Обобщение и систематизация знаний.
|
| Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.
|
| Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
|
| 8
|
| Контроль и самопроверка знаний.
|
| Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции.
|
| Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
|
| 9
|
| Подведение итогов занятий.
|
| Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
|
| Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
|
| 10
|
| Рефлексия.
|
| Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
|
| Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
|
| 11
|
| Информация о домашнем задании.
|
| Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей
|
| Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
|
Этапы комбинированного урока:
Организация начала урока
Проверка выполнения домашнего задания
Всесторонняя проверка знаний
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Закрепление новых знаний.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:
Организация начала урока
Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА Дата ___________________ (оценки по 3 – балльной системе, или подчеркивание)
1
| Учитель
|
| 2.
| Класс
|
| 3.
| Цель посещения
|
| 4.
| Тема урока
|
| 5.
| Задачи урока, поставленные перед детьми
|
| 6.
| Тип урока
| урок освоения новых знаний и способов действий (изучение нового материала)
урок совершенствования способов действий (урок закрепление материала)
урок обобщения и систематизации (обобщающий урок)
комбинированный урок
урок контроля и коррекции знаний и способов действия
другое(нестандартный урок)____________________________________________________________
| 7
| Форма урока
| Традиционный, исследование, аукцион, игра, путешествие, семинар, зачет, другое _________________________________
| 8.
| Начало урока
| Приветствие ______ , проверка готовности к уроку_______
| 9.
| Этапы урока
| опрос ____ мин,
актуализация знаний ____ мин,
новый материал ___ мин,
закрепление____ мин,
домашнее задание ____ мин.
| 10.
| Готовность учителя к уроку
| наличие плана ____,
продуманность методов, приемов ____,
теоретические знания ___,
логика изложения, научность
| 11.
| Характер педагогического общения на уроке
| 1. Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, независимо от уровня его успеваемости. __
2. Обращение к ученикам по имени. __
3. Поддержка учеников улыбой, прикосновениями и т.д. ___
4. Поощрение в школьнике чувства независимости, уверенности в себе при ответе ___
5. Стиль общения: авторитарный; сотрудничество, при ведущей деятельности учителя; совместная работа.
| 12.
| Валеологический аспект
| 1. Гигиенические требования к кабинету _____
2. Поза учащихся, контроль осанки ______
3. Интеллектуальная активность учащихся _____
4. Наличие эмоциональных пауз ______
5. Чередование позы учащихся ______
| 13
| Организация внимания
| Урок начинается со стимулирующего введения _____
В течение урока меняются формы учебной деятельности ______ Учитель «держит» внимание детей ______
| 14.
| Организация повторения основного материала курса.
| повторение спланировано ______
в работу на повторение включаются слабые ученики _____
повторение проводится на уровне воспроизведения _____
повторение проводится на уровне систематизации и обобщения знаний ____
повторение проводится в измененной ситуации _____
| 15.
| Формы контроля
| Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
| 16.
| Методы контроля знаний, умений, навыков, способов деятельности.
| Устные (фронтальный опрос, индивидуальный опрос, игровые моменты, _________________________________________ )
Письменные(тестирование, ответ на вопрос, решение задач, упражнений, _______________________________________________)
Культура устной речи (отвечать на вопросы, ставить вопросы, вести диалог, пересказ, рассуждение, умозаключение, умение слушать и слышать,__________________________________________________ )
| 17.
| Уровень изложения
| Проводится подготовка учащихся к воспроизведению нового материала ______:
в материале выделены наиболее трудные места ________
содержание объясняется ясно и дается с помощью подходящих и понятных учащимся слов ________
ключевые моменты отражены на доске ______
приводятся аналогии и примеры_________
| 18.
| Используемые методы
| Объяснительно – иллюстративные(рассказ, описание, упражнение, беседа, практическая работа, анализ таблицы, схемы)
Репродуктивные(пересказ прочитанного, списывание готового материала с доски, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с книгой)
Проблемно – сообщающие(объяснение причин различия в фактах, процессах.
Объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов).
Частично – поисковые(эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор предметов подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое).
Исследовательские (работа с текстом по поиску, самоанализ нескольких таблиц по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности).
Другие ____________________________________________________
| 19.
| Методы и приемы как инструмент развития личности
| Прием актуализации субъектного опыта:
проблемные(проблемное изложение, частично – поисковое, исследовательский);
диалоговые;
игровые;
рефлексивные;
практические;
индуктивные;
дедуктивные;
создание ситуации выбора и успеха;
|
| Реализация компетентностного подхода
| 1. Социальные________________________________________________
2. Поликультурные ____________________________________________
3. Коммуникативные ___________________________________________
4. Информационные ___________________________________________
5. Саморазвитие и самообразование ______________________________
6. Продуктивной творческой деятельности_________________________
| 20.
| Темп урока
| Очень плотный, плотный, средний, невысокий, очень медленный
| 21.
| Оценка учеников
| Система оценивания _________________________________________:
оценка не связана с личным отношением учителя к ученику _______ выставляя оценку, учитель объясняет ее___________
учащиеся поощряются за конкретную работу _________
деятельность учащихся не остается без внимания учителя _______
| 22
| Учащиеся на уроке
| Активность – высокая, средняя, низка
Интерес учащихся, увлеченность _____.
Уровень знаний:
восприятие _____
осмысление ______
запоминание ______
применение в сходной ситуации ______ применение в новой ситуации______
| 23
| Использование средств обучения
| Наглядные пособия (таблицы, карты, схемы, картины, ______________
_____________________________________________________________ )
Дидактические материалы (карточки, ____________________________
_____________________________________________________________ )
| 24
| Мотивация на уроке
| 1. Постановка цели, планирование, рефлексия _____
2. Через осознание необходимости изучаемого _____
3. Использование игр ______, состязательности ______
4. Через успешность _______
5. Через отрицательные последствия ______
6. Через формирование ответственности («должен») ____
7. Через одобрение деятельности ______
8. Через интерес к новому ______
9. Через индивидуальные, творческие задания ______
10. Через самостоятельную работу школьников ______
11. Через анализ собственных результатов ______
12. Другое ___________________________________________________
| 25
| Развитие интеллектуальной активности и самостоятельности
| Познавательный интерес(задания: дифференцированные, эмоционально – привлекательные, с недостающими и лишними данными, творческие задания)
Самостоятельная работа: по заданному образцу, по правилам, конструктивные, требующие творческого подхода
Различные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая,фронтальная)
| 26
| Воспитательный потенциал урока.
|
| 27
| Межпредметные связи.
|
| 28
| Композиция урока
| логичность в подаче материала _______
наличие выводов и обобщений _______
четкость переходов от одного этапа к другому ______
завершенность, итог урока ______
| 29
| Этапы урока
| организационный момент, мотивирующее начало
этап проверки домашнего задания
этап актуализацииопыта, знаний
изучение нового материала
первичная проверка знаний учащихся и способов деятельности
закрепление знаний и способов деятельности
применение знаний и способов деятельности
обобщение и систематизация
контроль и самоконтроль
этап коррекции
этап информации о домашнем задании
этап рефлексии
| 30
| Уровень усвоения информации
| репродуктивно – ученический
репродуктивно – алгоритмический
продуктивный
продуктивно - творческий
| 31
| Домашнее задание
| дается инструктаж _____
даются задания на повторения _____
дается индивидуальное задание _____
соответствует содержанию урока _____
перегрузка домашним заданием______
| 32
| Урок окончен
| вовремя ________
после звонка _______
| Выводы: ______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Подпись ________________ С выводами ознакомлен(а) ____________________________
Самоанализ урока ______________________________________________________________
Учитель _____________________________ класс ___________ Дата_____________________
Тема урока ________________________________________________________________________
Цель урока _____________________________________________________________________
Задачи урока: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
цель не конкретна;
цель конкретна, но сформулирована учителем,
цель конкретна, сформулирована совместно с учащимися.
Тип урока_________________________ форма урока _______________________________
Формирование мотивации:
не уделяется внимание,
использование внешних стимулов (отрицательных, положительных)
использование методов, побуждающих внутреннюю мотивацию обучающихся (указать каких).
Планирование деятельности:
план деятельности не обсуждается
план деятельности предлагается учителем,
совместное обсуждение плана деятельности.
Методы и приемы при опросе домашнего задания (контроле знаний) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опора на субъектный опыт учеников (перечислить конкретно):
6.1. отсутствие
6.2. слабо выражена,
6.3. методически правильно проведена.
Организация повторения основного материала (указать используемые методы и приемы)
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Оцените работу детей при опросе домашнего задания ________________________________________________________________________________
Методы и приемы при изучении новой темы (указать конкретно, а не обобщенно) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды познавательной деятельности:
репродуктивный,
частично – поисковый,
поисковый с элементами микроисследования
Какие методы и приемы вы использовали для развития личности учащихся _____________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Создание ситуации успеха, выбора (перечислить):
отсутствие ситуации,
частично, однообразно,
создание 2-3 ситуаций
В чем выражалась, на Ваш взгляд, самостоятельная деятельность детей на уроке? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие формы творческой деятельности использовали?_________________________________
Формы организации учебно-познавательной деятельности (перечислить):
однообразие форм,
сочетание 2 – 3 форм:
широкий арсенал, использование интерактивных форм:
Как вы развивали интеллектуальную активность учащихся _____________________________
__________________________________________________________________________________
Создание образовательного продукта:
не выражено,
слабо выражено,
ярко выражено.
Какие валеологическиеприемы Вы использовали?___________________________________
______________________________________________________________________________
Как вы реализовывали компетентностный подход ___________________________________
______________________________________________________________________________
Рационально ли Вы использовали время урока?_____________________________________
Контроль знаний:
контроль учителя, отсутствие комментария оценок,
контроль учителя с комментарием отметок.
разнообразие видов и форм, само – и взаимоконтроль, сочетание качественной и количественной оценки.
Формирование рефлексивных умений:
отсутствие данного этапа,
не продуман этап,
методически грамотное использование приема (описать):
Какие межпредметные связи Вы использовали?_____________________________________
______________________________________________________________________________
Как Вы стимулировали учеников класса на активную работу?__________________________
______________________________________________________________________________
Домашнее задание:
объявлено после звонка,
записано в дневники,
запись в дневник с объяснением.
Использование современных образовательных технологий:
25.1 традиционная,
25.2 личностно – развивающая.
25.3 диалог, полилог.
Какую технологию Вы использовали на этом уроке? ________________________________________________________________________________
Вы выполнили поставленные перед собой и классом задачи?___________________________
Как бы Вы оценили свой урок?_____________________________________________________
Что еще хотите дополнить про свой урок?___________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
|