Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 71.67 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.05.2014
Размер71.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования администрации городского округа город Агидель

МОБУ СОШ № 1

Методические приемы для работы на уроке

Виды, типы, формы уроков

Методическое совещание учителей от 8.02.2013 г.

Фаизова Н.Р.- зам. директора по УВР


г. Агидель -2013 г.
Методические приемы для работы на уроке.

Виды, типы, формы уроков.

Методическое совещание учителей от 8.02.2013 г.
Из года в год миллионы учителей по несколько раз в день произносят фразу: «Иду на урок!» С чем? Для чего и, главное для кого? Что ожидает каждого учителя на уроке? Каким ему видится урок? Прохождения ли программного материала при абсолютной тишине и повиновении учащихся? Гладких ожидаемых ответов учеников по изученному содержанию или горячих споров, поисков. Полноценного участия в коллективном труде всех?

Школьный урок – это часть жизни ребенка и в тоже время это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный урок – место проживания счастья жизни ребенком.

Школьный урок должен быть «вмонтирован» в жизнедеятельность ребенка, потому что в школе проводит значительную часть своей жизни. Урок часто называют сложной лабораторией учителя, так как работа идет с «человеческим материалом».

Каким быть уроку в современной школе? Как сделать его источником радостного и вдохновенного труда, школьной самостоятельности и творчества. На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Для того, чтобы ответить на эти вопросы нам нужно четко представить себе что же это такое: виды, типы, формы уроков. Необходимо дать им определения.

Формой обычно называют внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемая в определенном порядке и режиме. Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Учитель подбирает оптимальное сочетание приемов, методов, форм, средств обучения, стиль деятельности в соответствии с целями и особенностями учащихся. Выбор зависит от уровня профессионализма педагога, его личностных качеств, умения взаимодействовать с учащимися. Кому не приходилось наблюдать, как тускнеют глаза ребят, прибежавших с перемены на урок, в продолжение которого учитель тщетно бьется над тем, чтобы возбудить у них познавательный интерес? Причина этого чаще всего кроется в неумелой организации учебного процесса.

Изучение опыта творчески работающих учителей говорит о том, что умелое использование форм учебной деятельности учащихся в их оптимальном сочетании имеет решающее значение в повышении результативности учебно-воспитательного процесса.

Учителя-новаторы значительно расширяют учебно-воспитательные возможности урока, используя разнообразие форм познавательной деятельности.

Но какую бы форму организации учебного занятия педагог не выбрал, процесс обучения в конкретной форме включает:

управление педагогом учебной деятельностью учеников (определение целей и задач, планирование, организацию их учебной работы, контроль за выполнением заданий и усвоением знаний и коррекция деятельности);

  • познавательную деятельность учащихся, в ходе которой они усваивают определенные знания, способы деятельности, приобретают умения и навыки;

  • Взаимодействие педагога и учащихся;

  • Регулирование педагогом межличностных отношений;

  • Создание эмоционального фона, стимулирующего продуктивную учебную деятельность учеников.

Чтобы правильно выбрать соответствующие формы организации учебного занятия, педагог должен представлять их реальные возможности в достижении поставленных целей обучения.

При выборе формы организации учебного занятия важно выявить:

  • Какие условия для расходования учебного времени создает эта форма;

  • Как она влияет на активизацию учебной деятельности учащихся;

  • Как способствует развитию их самостоятельности, проявлению инициатив;

  • Создает ли она эмоциональный настрой, способствующий формированию гуманистических качеств личности;

  • В какой мере выбранная форма учитывает индивидуальные особенности учащихся, их учебные возможности;

  • Насколько успешно при разных формах учитель может планировать, осуществлять, корректировать управление учебной деятельностью учащихся, проводить оперативный и итоговый контроль.

Формы организации обучения рассматриваются не сами по себе, а в живом процессе общения педагога и учащегося. При этом следует помнить, что учащиеся удерживают в памяти 10% того, что читают, 26% от того, что слышат, 30% того, что видят, 50% того, что видят и слышат, 80% того, что основано на личном опыте, 90% того, что проговаривают в то время, как делают, 95% того, чему она обучаются сами. (ФГОС!)

Процесс обучения реализуется только через конкретные формы его организации. В школьной практике применяются разнообразные формы организации обучения. Среди конкретных форм обучения выделяют: Лекцию

  • Беседу

  • Семинар

  • Экскурсию

  • Практикум

  • Рассказ

  • Семинар-практикум

  • Лабораторную работу

  • Самостоятельную работу

  • Консультацию (можно обратиться к журналу «Проектирование и диагностика современного урока» под редакцией Л.А.Кучеряевой)


Итак, процесс обучения реализуется через конкретные формы его организации. Однако форма организации обучения в реальном учебном процессе проявляется в конкретном типе урока и виде урока.

Помочь каждому педагогу в выборе типа и вида урока – важная задача. Уроки отличаются друг от друга по дидактическим целям, типам, структуре и содержанию, по методам и формам обучения. Одни уроки преследуют цель формирования знаний, другие – их закрепления и совершенствования, третьи – обобщения и систематизации, четвертые – контроля, усвоения знаний и др.

Если доминирующая цель урока – дать понятие, раскрыть характер законов, обеспечить их осмысление, то выбор падает на урок формирования знаний. Если же цель обучения – формировать не только знания, но и способы деятельности, то конструируется урок совершенствования знаний, умений, навыков. Урок, построенный на искусственном сочетании трех и более звеньев процесса обучения, называются комбинированными. Но чаще всего главенствующую роль в выборе конкретной формы организации обучения играет сложившийся стереотип, шаблон, что мешает успешному решению задач обучения, так как старая форма вступает в противоречие с новым содержанием. Мастерство учителя состоит в умении конструировать процесс обучения в соответствии с целенаправленным его функционированием.

Как всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы. В зависимости от дидактических целей и звеньев процесса обучения, реализуемых на уроке, можно выделить восемь типов уроков. Внутри указанных типов уроков существуют видовые отличия.



Типы уроков

Виды уроков

1.

Урок формирования знаний

Конференция, урок-диспут, урок-лекция, киноурок и др.

2.

Урок формирования и совершенствования знаний

Урок «под голубым небом», урок-эврика, урок взаимного обучения и др.

3.

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-поиск, урок-снежный ком и др.

4.

Урок закрепления и совершенствования знаний

Урок-сказка, урок-фантастического проекта, урок-дискуссия, урок-телемост и др.

5.

Урок обобщения и систематизации знаний

Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-КВН, урок-кроссворд, спорт-клуб и т.д.

6.

Урок контроля знаний, умений и навыков

Урок-зачет, общественный смотр знаний, урок-обзор, Урок-викторина;

7.

Урок коррекции знаний, умений и навыков

Урок - устный журнал,

Урок-комментарий, урок- детективное расследование и т.д.

8.

Комбинированный урок

Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-вернисаж и др.


Конструирование урока должно осуществляться с соблюдением условий и правил его организации, а также требований к уроку.

Говоря о последних, нужно отметить, что с учетом социального заказа современной школе наиболее значимыми требованиями к урокам являются:

  • его целенаправленность;

  • рациональное построение и дифференциация содержания урока;

  • обоснованный выбор средств, приемов, методов, форм, ориентированных на обучение, развивающих личность;

  • организация продуктивной учебной деятельности учащихся на уроке с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;

  • мотивация учения и формирования у учащихся умений учиться;

  • сотрудничество учителя и учеников не только при проведении, но и при разработке урока.

Если педагог мастерски владеет методами обучения и формами организации учебной деятельности, то он может эффективно менять урок. Новые виды уроков появляются в результате расширения диапазона используемых на них методов обучения, под воздействием которых меняется организационная форма.

Урок был, есть и в обозримом будущем останется главной формой учебно - воспитательного процесса. Это еще и место встречи с личностью ученика. Встреча ученика и учителя начинается с первых дней пребывания ребенка в школе, на уроке. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она происходит, тем успешнее и радостнее идет образование.

Чтобы эта встреча состоялась, чтобы личные интересы учителя и детей сошлись в познании нового, надо пристально вглядеться в каждую клеточку урока.

Общество требует творческих способностей всего молодого поколения, требует от каждого человека умений систематически и постоянно учиться и совершенствоваться. Здесь особая роль принадлежит учителю, его профессиональной компетентности.

Главная черта качественного урока – высокий научно-теоретический уровень, соответствие преподавания современному состоянию педагогической науки, передовой практике, закономерностям учебно-воспитательного процесса. Критериями современного качественного урока являются целесообразный, с учетом современных подходов выбор средств и методических приемов, методов и форм обучения, о которых мы с вами сегодня говорили.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск