Скачать 71.67 Kb.
|
Министерство образования Республики Башкортостан Отдел образования администрации городского округа город Агидель МОБУ СОШ № 1 Методические приемы для работы на уроке Виды, типы, формы уроков Методическое совещание учителей от 8.02.2013 г. Фаизова Н.Р.- зам. директора по УВР г. Агидель -2013 г. Методические приемы для работы на уроке. Виды, типы, формы уроков. Методическое совещание учителей от 8.02.2013 г. Из года в год миллионы учителей по несколько раз в день произносят фразу: «Иду на урок!» С чем? Для чего и, главное для кого? Что ожидает каждого учителя на уроке? Каким ему видится урок? Прохождения ли программного материала при абсолютной тишине и повиновении учащихся? Гладких ожидаемых ответов учеников по изученному содержанию или горячих споров, поисков. Полноценного участия в коллективном труде всех? Школьный урок – это часть жизни ребенка и в тоже время это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный урок – место проживания счастья жизни ребенком. Школьный урок должен быть «вмонтирован» в жизнедеятельность ребенка, потому что в школе проводит значительную часть своей жизни. Урок часто называют сложной лабораторией учителя, так как работа идет с «человеческим материалом». Каким быть уроку в современной школе? Как сделать его источником радостного и вдохновенного труда, школьной самостоятельности и творчества. На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить. Для того, чтобы ответить на эти вопросы нам нужно четко представить себе что же это такое: виды, типы, формы уроков. Необходимо дать им определения. Формой обычно называют внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемая в определенном порядке и режиме. Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Учитель подбирает оптимальное сочетание приемов, методов, форм, средств обучения, стиль деятельности в соответствии с целями и особенностями учащихся. Выбор зависит от уровня профессионализма педагога, его личностных качеств, умения взаимодействовать с учащимися. Кому не приходилось наблюдать, как тускнеют глаза ребят, прибежавших с перемены на урок, в продолжение которого учитель тщетно бьется над тем, чтобы возбудить у них познавательный интерес? Причина этого чаще всего кроется в неумелой организации учебного процесса. Изучение опыта творчески работающих учителей говорит о том, что умелое использование форм учебной деятельности учащихся в их оптимальном сочетании имеет решающее значение в повышении результативности учебно-воспитательного процесса. Учителя-новаторы значительно расширяют учебно-воспитательные возможности урока, используя разнообразие форм познавательной деятельности. Но какую бы форму организации учебного занятия педагог не выбрал, процесс обучения в конкретной форме включает: управление педагогом учебной деятельностью учеников (определение целей и задач, планирование, организацию их учебной работы, контроль за выполнением заданий и усвоением знаний и коррекция деятельности);
Чтобы правильно выбрать соответствующие формы организации учебного занятия, педагог должен представлять их реальные возможности в достижении поставленных целей обучения. При выборе формы организации учебного занятия важно выявить:
Формы организации обучения рассматриваются не сами по себе, а в живом процессе общения педагога и учащегося. При этом следует помнить, что учащиеся удерживают в памяти 10% того, что читают, 26% от того, что слышат, 30% того, что видят, 50% того, что видят и слышат, 80% того, что основано на личном опыте, 90% того, что проговаривают в то время, как делают, 95% того, чему она обучаются сами. (ФГОС!) Процесс обучения реализуется только через конкретные формы его организации. В школьной практике применяются разнообразные формы организации обучения. Среди конкретных форм обучения выделяют: Лекцию
Итак, процесс обучения реализуется через конкретные формы его организации. Однако форма организации обучения в реальном учебном процессе проявляется в конкретном типе урока и виде урока. Помочь каждому педагогу в выборе типа и вида урока – важная задача. Уроки отличаются друг от друга по дидактическим целям, типам, структуре и содержанию, по методам и формам обучения. Одни уроки преследуют цель формирования знаний, другие – их закрепления и совершенствования, третьи – обобщения и систематизации, четвертые – контроля, усвоения знаний и др. Если доминирующая цель урока – дать понятие, раскрыть характер законов, обеспечить их осмысление, то выбор падает на урок формирования знаний. Если же цель обучения – формировать не только знания, но и способы деятельности, то конструируется урок совершенствования знаний, умений, навыков. Урок, построенный на искусственном сочетании трех и более звеньев процесса обучения, называются комбинированными. Но чаще всего главенствующую роль в выборе конкретной формы организации обучения играет сложившийся стереотип, шаблон, что мешает успешному решению задач обучения, так как старая форма вступает в противоречие с новым содержанием. Мастерство учителя состоит в умении конструировать процесс обучения в соответствии с целенаправленным его функционированием. Как всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы. В зависимости от дидактических целей и звеньев процесса обучения, реализуемых на уроке, можно выделить восемь типов уроков. Внутри указанных типов уроков существуют видовые отличия.
Конструирование урока должно осуществляться с соблюдением условий и правил его организации, а также требований к уроку. Говоря о последних, нужно отметить, что с учетом социального заказа современной школе наиболее значимыми требованиями к урокам являются:
Если педагог мастерски владеет методами обучения и формами организации учебной деятельности, то он может эффективно менять урок. Новые виды уроков появляются в результате расширения диапазона используемых на них методов обучения, под воздействием которых меняется организационная форма. Урок был, есть и в обозримом будущем останется главной формой учебно - воспитательного процесса. Это еще и место встречи с личностью ученика. Встреча ученика и учителя начинается с первых дней пребывания ребенка в школе, на уроке. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она происходит, тем успешнее и радостнее идет образование. Чтобы эта встреча состоялась, чтобы личные интересы учителя и детей сошлись в познании нового, надо пристально вглядеться в каждую клеточку урока. Общество требует творческих способностей всего молодого поколения, требует от каждого человека умений систематически и постоянно учиться и совершенствоваться. Здесь особая роль принадлежит учителю, его профессиональной компетентности. Главная черта качественного урока – высокий научно-теоретический уровень, соответствие преподавания современному состоянию педагогической науки, передовой практике, закономерностям учебно-воспитательного процесса. Критериями современного качественного урока являются целесообразный, с учетом современных подходов выбор средств и методических приемов, методов и форм обучения, о которых мы с вами сегодня говорили. |