Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 118.73 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.05.2014
Размер118.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Урок внеклассного чтения

Тема: « Душа малостью живёт…»

( По рассказу Е. Носова « Яблочный Спас»)
Цели:

1.Помочь учащимся найти ответ на главный вопрос: что или кто спасёт нас от душевной чёрствости?

2.Пробудить у учащихся желание самим дойти до сути о связи между поколениями.

3.Развивать умение размышлять над прочитанным, анализировать текст, дискутировать, делать выводы и обобщения.
Задача: решение проблемы одиночества, духовной изоляции людей старшего поколения.
Ход урока

Приветствие.
-Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение.

-Здравствуйте, те, кто любит проводить время с друзьями.

-Здравствуйте, те, у кого на душе одиноко.

Но одиночество в ваши юные годы временное явление: на час, на день, самое большое на недельку. А потом – мир со старыми друзьями, новые знакомства, взаимопонимание с родителями и учителями – и одиночества как не бывало! Слава Богу, что вы в этом мире не одни.

А вот для старого человека – одиночество как смертный приговор. Кто же выносит им этот страшный приговор? Не мы ли с вами, молодые, здоровые, живущие рядом с ними? Вспоминаем о наших ветеранах в день Победы, стариков и старушек в День старшего поколения или в каких-нибудь чрезвычайных обстоятельствах, как, например, 78-летнюю бабушку Елену Михайловну Голубеву, помогавшей пассажирам поезда «Невский экспресс» после страшного крушения на железной дороге в ноябре прошлого года. Не случись этого несчастья («не было бы счастья, да несчастье помогло») – не построили бы для неё новый дом, и доживала бы она в полуразвалившемся бараке начала 20 века.
Слайд №1. ( Бабушка – героиня из « Невского экспресса»)
Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем говорить о людях, нуждающихся в нашем внимании. О людях, которые прошли большой жизненный путь, пережили войну и нередко чувствуют себя забытыми и одинокими. Продолжаем разговор о том, как в русской литературе второй половины XX века освещаются нравственные проблемы нашего общества, и обратимся к одной из них – проблеме одинокой старости. Справедливо говорят, что о нравственном здоровье общества судят по его отношению к детям и старикам. Почему у нас так много одиноких, брошенных стариков? Что происходит с нами? Эти вопросы возникли не сегодня. Мы не будем выносить какой-либо обвинительный приговор. Наша задача – задуматься над этой проблемой вместе с авторами произведений, которые вы внимательно прочитали, готовясь к уроку.

- Давайте озвучим некоторые из них. ( «Телеграмма» К.Паустовского, «Женский разговор» В.Распутина, «Вы чьё, старичьё?» Б.Васильева, «Ночь исцеления» Б.Екимова, «Яблочный Спас» Е.Носова. Краткий обзор).
- Остановимся подробнее на рассказе Е.Носова «Яблочный Спас».
I этап. Вызов.
Слайд №2 (Фотографии Скобеевой А.И. )
-Выбор мой не случаен. Евгений Носов воевал, как и моя родная тётя Скобеева Анна Иннокентьевна, под Кёнигсбергом. Она прошла теми же дорогами войны, что и героиня рассказа – Евдокия. Для обеих война закончилась на территории Литвы. Им, девушкам, самой природой созданных для продолжения жизни, пришлось убивать. Поэтому рассказ «Яблочный Спас» мне особенно дорог.
-Когда напечатано это произведение? (Рассказ напечатан в роман - газете в 1997 году).

- Что вы знаете о его авторе? … нам поможет вспомнить основные факты его биографии.
Слайд №3. ( Биография писателя. Портрет.)
- Е.Носов – один из талантливейших и самобытнейших писателей нашего времени, великий гуманист по складу характера и отношению к жизни. Наиболее точный портрет писателя нарисовал поэт Алексей Шитиков в стихотворении « Слово о старшем друге». Прочитает нам его ….
Слайд №4. ( Стихотворение)

Алексей ШИТИКОВ

СЛОВО О СТАРШЕМ ДРУГЕ

Е.Носову

Спит предрассветным сном округа,

Чернильна в окнах темнота,

И только в комнате у друга

Горит настольная звезда…
Перечитал его «Сонату» -

«Шопен, соната номер два» -

И вновь припомнил свою хату

И то, как билась мать-вдова,

Когда пришла к нам похоронка…

Хоть миновало сорок лет,

Но горькой памяти воронка

Так засосала спасу - нет…
Да, он не сможет без печали

Писать о прожитом пути:

Бои остались за плечами,

А боли жгучие - в груди.

Со всеми вместе топал – то есть

Делил все тяготы войны,

Но вот остался жить –

И совесть

Тревожит память, гонит сны.

Хоть не повинен перед ними,

С кем отступал и наступал,

Но вдруг припомнит чьё-то имя

Из тех, кто рядом с ним упал, -

И снова горе сдавит горло:

Какие гибли мужики!

И снова пушечные жерла

Ревут в ушах…

И вновь – круги,

Круги, круги перед глазами…

«Очнулся, помню, - радость: жив!..»
Вот над страничкой вновь он замер,

В сторонку ручку отложив,

Саднит осколочная рана,

Что пол-лопатки рассекла.

Устал. Три шага до дивана,

Но не отходит от стола.

Всё недоволен пишет мало…

Вздохнул однажды он при мне:

«Литература не сказала

Пока всей правды о войне…»

И глубоко ушёл куда-то

В себя – раздумий океан…
Я видел в нём отца – солдата,

В бою погибшего от ран,

Я видел в нём в минуты эти

Всех, кто полёг среди равнин,
Всех покалеченных на свете,

Всех, мир поднявших из руин,

Всех переполненных тревогой

За наше будущее…
Он и этой полночью глубокой

Опять, наверно, погружен

В ту глубину, откуда поднял

Десятки образов живых,

С кем я беседую сегодня,

И видя их, и слыша их…
Спит предрассветным сном округа,

Чернильна в окнах темнота,

Но ярко в комнате у друга

Горит настольная звезда!
-Какое чувство «тревожит память, гонит сны»? (Совесть).

-Почему? Воевал, был тяжело ранен, много написал о войне? Потому что:

  1. Остался жив.

  2. «Какие гибли мужики!»

  3. «Саднит осколочная рана».

  4. Пишет мало.

  5. Литература не сказала всю правду о войне.

  6. Переполнен тревогой за наше будущее!


- За что же так тревожится писатель? Ответ на этот вопрос мы найдём в рассказе «Яблочный Спас».
II этап. Осмысление.
- «Яблочный Спас» - это рассказ о сегодняшней жизни или о войне?
-Тема? (Судьба ветерана Вов, бывшего снайпера, ныне пенсионерки, Евдокии Лукьяновны Кузиной, доживающей свой век в небольшом селе Малые Ухнали.)

-Проблематика? ( Автор поднимает такие проблемы, как возрождение России, вера истинная и показная, женщина на войне, отношение к ветеранам, одинокая старость.)

-Какое ключевое слово объединяет тему и проблему? (Старость).
Задание. Поработаем с кластерами. (Работа в группах. 1-ая группа берёт основное слово – старость одинокая, 2-ая группа – старость спокойная.)
Слайд №5. Кластеры со словом «старость»
- Как вы думаете, много ли надо одинокому, старому человеку, чтобы прожить старость спокойно? ( Мало.)
- Запишем тему нашего урока: «Душа малостью живёт…» (По рассказу Е.Носова «Яблочный Спас»)
Слайд №6. ( Тема и цели урока.)
Слайд №7. ( Обложка журнала).
- Перед вами обложка журнала… Сумел ли художник передать смысл рассказа? Разворот как две стороны жизни: на одной - юная снайперша с винтовкой, застывшая в ледяном сугробе; на другой – весёлая торговля наливными яблоками, праздничные наряды, яркие платки, белые косынки, красные бусы… А впереди всё та же снайперша спустя полвека: серый полушалок, тёмный плащ, - и неземная печаль в мудрых старческих глазах.
Слайд №8. ( Картина « Преображение Господне» )
- Какое мирное название у рассказа - «Яблочный Спас». О каком празднике напоминает оно?

Сообщение уч-ся: «Испокон века на Руси в конце лета (19 августа) чтили церковный праздник - Яблочный Спас. Однажды, когда Христос с учениками поднялся на высокую гору, явились ему древние пророки Моисей и Илия. Лицо учителя озарилось неземным светом, а одежды стали ослепительно белыми. Ученикам было дано созерцать внеземную славу Спасителя, их поразила перемена, произошедшая с Сыном человеческим. Этот день стали называть Преображением Господним. В Яблочный Спас русичи, окропляя плоды святой водой, благодарили Господа за щедрые дары».
- Почему именно в Яблочный Спас происходит встреча автора рассказа с бабой Пулей? (Война в её жизни тоже была причиной «преображения»: заставила обычную деревенскую девочку стать снайпером, пойти на фронт, воевать наравне с мужчинами).
III этап. «Чтение с пометками»
-Среди множества торговок у церковной паперти лишь одна привлекла внимание автора? Почему?

Предлагаю вам перечитать эпизод, который я озаглавила «Яблочный базарчик» и составить к нему «толстые» и «тонкие» вопросы. (Работа в группах)


«тонкие»

«толстые»

Где происходит действие рассказа?

У всех ли женщин в этот день торговля яблоками шла успешно?

Где жила баба Пуля?

Почему автор выбирает место действия – базарчик? А праздник – Яблочный Спас?

Что привлекло автора в старушке, у которой торговля совсем не шла?

С какой целью напросился рассказчик проводить до дома бабу Пулю?




Итак, нашу бабульку зовут Евдокия Лукьяновна Кузина. Именно её выбрал писатель, обойдя молодых, нарядных, бодрых женщин, и купил у неё незавидный товар.

- Как вы думаете, кто больше выиграл от этой сделки – Лукьяновна или автор? (1.Лукьяновна. Заработала деньги. 2.Писатель.

Родился прекрасный рассказ после этой случайной встречи. 3. Читатели. Пройди автор мимо, мы бы никогда не узнали историю девушки – снайпера).

- Думаю, вам понятно, что не за товаром отправляется автор в дом бабы Пули, а за историей. Писатель с первого взгляда догадался: женщину такого возраста война не могла обойти стороной.

К Лукьяновне надо долго «пешки» идти, надо ещё речушку перейти по шаткому мостику. Вслед за Лукьяновной мы идём в её мир, в её прошлое. Символичны образы берега (река жизни). Вступая с берега на мостик, мы оставляем здесь «век нынешний», это внешний сюжет рассказа. Перейдя на тот берег, мы оказываемся в мире Лукьяновны. На этом берегу появляется второй рассказчик (Лукьяновна) и второй сюжет повествования.
Слайд № 9. (Картина старого дома)
Подходим к дому на краю починка, читаем его описание и составляем синквейн к слову «дом бабы Пули. ( На доске).

Дом бабы Пули

Обгорелый, чёрный

Угнетает, пугает, удручает

Картина нищеты и заброшенности

Безысходность
Фасад – обгорелое лицо: без крыши – без волос, без оконных рам – без глаз.

-Что случилось с домом бабы Пули? ( Выборочный пересказ или чтение).

Странным был дом, в котором обитает баба Пуля. Половина была продана цыганам, чтобы выручить из беды единственную дочь. Дочь Серафима, спасаясь от тюрьмы, пошла на то, чтобы продать дом матери. Мать, по сути, осталась без крова. Потом случился пожар, цыгане укатили. Однако, как признаётся старушка, «всё было впустую. И дом извела зазря, и деньги цыганские суда не упредили…». Поступок Серафимы страшен: она оставила старую мать, которой необходим покой и внимание. И живёт теперь старушка никому не нужная, никем не понимаемая. Руины остались вместо добротной избы, всегда олицетворяющей тепло домашнего очага, семейный лад, домашний уют. Нет прежнего дома, нет семьи, даже внучку унесла судьба в далёкую Африку. И лишь уцелевшую часть дома пыталась обиходить баба Пуля: стены обмазаны и побелены, покрашены и крохотные оконца, и дверь.
-Жалуется ли Евдокия Лукьяновна на свою судьбу, на отношение к ней односельчан, на власть? ( Нет. Автор обращает наше внимание на простоту, с которой Евдокия Лукьяновна рассказывает о своих бедах. Видимо, всё уже отболело. Она смирилась со своим положением и, как может, устраивает свою жизнь.

- Старость связана с множеством слабостей, она так беспомощна, что может легко вызвать презрение. Поэтому наилучшее приобретение, какое она может сделать, это любовь и привязанность близких.)


Слайд № 10. (Портреты старушек)
-На стене, как и полагается в сельских домах, висят в общей раме за стеклом фотографии. Есть ли на них баба Пуля? Есть, оказывается. (Этот диалог читаем вслух).

-Лукьяновна на фронте была, она воевала! Кем же она была на войне?

Девушка – снайпер? Невероятно! Вот эта щупленькая бабулька, вот эта птаха – снайпер! Так вот откуда у неё такое прозвище! Вот это добыча для писателя!
Слайд №11 (Картина «Девушка – снайпер»)
- Как же это случилось, что молоденькая девушка в годы войны стала снайпером? (Пересказ эпизода)

-Невозможно привыкнуть к смерти, особенно женщине. Как это показывает Носов? (Зачитывается эпизод со слов: « Меня всю пронимает какой-то колотун…»)
-Как страшное напоминание о войне – «багровые лохмотья» вместо уха, которые теперь, в мирное время, и за «выплатные» ранения не признают.

Не привезла баба Пуля награды с фронта, дочь Симка – главная её медаль была. А любимого «охранника» убило прямым попаданием бомбы, так что и земле передать, поплакать над ним не пришлось. Остался от него на память только один сапог, который она хранит в сундуке. « Достану когда, поплачу, поразговариваю», - признаётся редкому гостю баба Пуля.
- Почему баба Пуля говорит, глядя на сапог. На что жалуется? Неужели никто к ней не заходит? Какой же одинокой на всём белом свете надо быть, чтобы говорить с неодушевлённым предметом!
Творческое задание. Как, по-вашему, о чём рассказала Лукьяновна, о чём поведала горемычному сапогу?
IVэтап. Рефлексия.
Среди крови, смерти и насилия сохранила девушка Дуся свою чистую душу, не ожесточилась, не озлобилась. Не ропщет на Бога и баба Пуля, терпеливо переносит все испытания, которые выпали на её долю.

Как бы там ни было, нынешний Яблочный Спас принёс Лукьяновне много хорошего. Встретилась с добрым человеком, щедрым душой. Они оба знают, что рука дающего не оскудеет. Один не постоял за ценой, доставил женщине радость, а та, в свою очередь, щедро поделилась яблоками, рассказала много интересного из своей жизни.

Мы ощущаем в конце рассказа какую-то недосказанность. Это художественный приём. Писатель хочет сказать, что много вопросов и проблем стоят перед нами. Почему в душе остаётся необъяснимое чувство вины, щемящее чувство горькой беспомощности? Потому что нам в этом рассказе указали на человеческую трагедию: трагедию одиночества, духовной изоляции, необеспеченной старости. (Почему не привезли дров. Почему пенсия с гулькин нос?) Это актуальнейшие проблемы нашего времени.

В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Е.Носов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Об этом есть стихотворение А.Дементьева

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло!

Ведь всё порушить сможет смерть.
Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надёжное подставить!

И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина

Потом терзает души.

Всего то надо - научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

-Мне понравилась ваша работа на уроке. Какие умные, добрые, хорошие слова сказаны вами. Надеюсь, что говорили вы искренне, что урок наш не пройдёт бесследно.

-Так, что же или кто спасёт нас от душевной чёрствости?

-Да, спасение – в нас самих. Если мы хоть на мгновение представим себя на месте старого, больного, забытого человека, почувствуем обречённость одинокого человека – одиночества среди людей, то уже не допустим, чтобы подобное случилось с нашими близкими, научим своих детей уважать старость и видеть, чувствовать рядом с собой человека, чтобы затем, на склоне лет, уважали и нас тоже.

Как и во все времена, в свой черёд придёт Яблочный Спас, люди будут благодарить Господа за щедрые земные дары. Такой святой дар - и жизнь каждого человека.
Домашнее задание: написать сочинение – размышление по теме

« Что или кто спасёт нас от душевной чёрствости?»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск