Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 98.18 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.05.2014
Размер98.18 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Военное дело > Рассказ
СВОИ И ЧУЖИЕ

(мастерская ценностных ориентаций в 5 классе

по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

на 2 академических часа)

Многонациональность населения нашей страны, частые конфликты и столкновения на почве национальной неприязни, агрессия и насилие, пропагандируемые СМИ – со всем этим наши дети сталкиваются каждый день дома, во дворе, в школе. Очевидна проблема воспитания в детях и подростках толерантности и гуманности, развития способностей понимать и терпимо относиться к другим людям, формирования общечеловеческих ценностей. Также остро стоит и вопрос корректности выбранных педагогических форм для реализации данных целей. Работа с учащимися по развитию толерантного отношения к другим, проводимая в рамках интегрированной педагогической мастерской, обсуждение особенностей человеческих взаимоотношений на основе литературного произведения «Кавказский пленник», кажется нам достаточно эффективной.
ЦЕЛЬ: воспитание гуманизма и толерантности, способности понимать и принять других людей, осознавать себя как часть человечества.

ЗАДАЧИ:

  • Обучение элементам анализа эпического произведения, навыкам работы в группе.

  • Развитие способностей к аналитической деятельности: к анализу произведения в ситуации общения; к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, интерпретаций; к самоанализу и самоконтролю.

  • Побуждение к творчеству и пробуждение познавательных интересов.


ОФОРМЛЕНИЕ:

  1. Кавказские пейзажи.

  2. Иллюстрации, фотографии, музыка, касающиеся Кавказской войны.

3. Эпиграфы:

* Первой жертвой войны становится правда.

Джонсон Хайрам, американский политик эпохи Второй Мировой войны.

* Человек, словно в зеркале мир – многолик.

Он ничтожен – и всё же безмерно велик!

Омар Хайям, учёный, философ, поэт XI века.

* Ненавидит лишь тот, кого никто не любит.

Чарли Чаплин, актёр, режиссёр и сценарист.

4. Плакаты для работы с понятием «стереотип».

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  1. Листки формата А 4 на каждый стол для групповой работы.

  2. Запись финального эпизода из фильма Г.М.Калатозишвили «Кавказский пленник» («Грузия-фильм» 1975 г.).

  3. Тексты рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

  4. Рабочие тетради.

  5. Ручки, карандаши, фломастеры.


ХОД УРОКА

ВВОДНОЕ СЛОВО МАСТЕРА

Сегодня мы с вами попробуем понять, почему люди ведут себя по отношению друг к другу по-разному. Наиболее остро это проявляется в конфликтных ситуациях, чем и является военное противостояние. Согласитесь, что со взаимным недопониманием мы часто сталкиваемся и в обычной жизни. Это касается и отношений людей разных национальностей даже внутри нашей страны. Попытаемся разобраться, кто же такие свои и чужие.

НА ЭКРАНЕ ДЕМОНСТРИРУЮТСЯ КАВКАЗСКИЕ ПЕЙЗАЖИ ПОД АУДИОЗАПИСИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ ГОРСКИХ НАРОДОВ И КАЗАЧЬИХ ПЕСЕН ВРЕМЁН КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ.


  1. ИНДУКТОР

Мы отправляемся на Кавказскую войну. Представьте себя горским или русским воином. У вас есть друзья (свои) и враги (чужие). Как вы к ним относитесь, что чувствуете, что делаете по отношению к тем и другим?

ДРУЗЬЯ←Я→ВРАГИ

Запишите свои ощущения в тетрадь. Можно их нарисовать.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Поделитесь своими ощущениями.

ИЗ ТЕТРАДЕЙ УЧАЩИХСЯ:

* Я горский воин. Не люблю, когда на родную землю нападают враги. Надо предотвратить это. Мы будем воевать. Товарищ всегда поможет в битве.

* Себя я отнесу к русской армии. Испытываю я к врагу не очень приятные чувства. Но враги – это тоже люди, которые выбрали неправильный путь. Зачем начинать войну, если можно выяснить отношения благополучно и без ссор. С другой стороны, может, и хочется отомстить за родных, друзей. И ты мстишь, и они мстят! Враги – и свои. Вот она, война.

* Я горский воин. Зачем русские нарушили границы? А? Это наша территория. Чужакам здесь не место. Если они вторглись на нашу территорию, должны заплатить за это. Мы победим, мы сильнее! По отношению к русским я чувствую ярость, злобу, уважение, ненависть.

* Я себя представляю русским воином. Мне было бы как-то не по себе убивать людей. Но если горцы нападут на нас, то надо сражаться, защищаться. Но если они не начинают, то и нам не надо начинать войну. Нам нужно жить мирно и помогать другим. Русский воин должен помогать своим друзьям. А врагам я сочувствую: у них тоже погибают родственники и друзья.

* К своим сочувствие, доброту, радость, приветствие. К врагам ненависть, отвращение, вражду, зло.

* Я русский воин. Горцы, по-моему, излишне жестоки. Но они вполне приличные воины. Свои мне как семья. Всегда помогут, выручат, спасут. Коллектив наш силён. Чем мы дружнее, тем сильнее.


  1. РАБОТА С ТЕКСТОМ

  1. ДЕКОНСТРУКЦИЯ.

Для работы на этом этапе урока делимся на две группы: «горцы» и «русские» (в соответствии с выбором на этапе индуктора).

Работаем с эпизодами, «Письмо о выкупе» (II гл.), «Первый месяц в плену» (III гл.), «Первый побег» (IV гл.), «Перед вторым побегом» (V гл.).

ЗАДАНИЕ для 1 группы («горцы»):

Сравните поведение и отношение в разных ситуациях к русским горцев: «чёрного татарина» Абдул-Мурата, «красного татарина» Кази-Мугамеда, старика в чалме, Дины. Свои наблюдения в виде цитат и вывода запишите на групповом листочке.

ЗАДАНИЕ для 2 группы («русские»):

Сравните поведение Жилина и Костылина в разных ситуациях. Особое внимание обратите на глаголы, характеризующие поведение героев. Свои наблюдения в виде цитат и вывода зафиксируйте на групповом листочке.

  1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Прочитайте свои наблюдения. Что мы обнаружили, сравнивая этих людей?

  1. РЕКОНСТРУКЦИЯ.

Для работы на этом этапе урока делимся на 3 группы так, чтобы в каждой группе оказались и «горцы», и «русские».

ЗАДАНИЕ для всех групп:

А) Сравните взаимоотношения героев. Что чувствуют они по отношению друг к другу, как поступают? Почему по-разному? Выводы запишите на групповом листочке.

ЖИЛИН↔ГОРЦЫ

КОСТЫЛИН↔ГОРЦЫ

Б) Как относится автор к горцам, осуждает ли их (ведь он русский)? Чьё отношение с горцами ближе к авторскому, Жилина или Костылина? Почему? Выводы запишите на групповом листочке.
III. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Прочитаем все получившиеся результаты наблюдений и размышлений.

IV. НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. Сообщение психолога о стереотипах.

Итак, сегодня мы рассматриваем особенности отношения людей друг к другу, особенности взаимоотношений людей разных национальностей, в том числе и в военной обстановке. На примере героев Толстого (Жилина, Костылина, Абдул-Мурата, Старика в чалме) мы видим, что выстраивание взаимоотношений с другими людьми происходит по-разному. Давайте попробуем понять, почему?

Психолог обращает внимание учащихся на записанные на доске чувства и отношения к «друзьям» и «врагам»/»своим» и «чужим», сделанные в ходе обсуждения Задания 1. делает акцент на выделение двух категорий: «Образа друга» и «Образа врага».

Чтобы начать обсуждение вопроса о штампах, стереотипах и предубеждениях во взаимоотношениях людей, психолог прости ребят назвать качества, которые, по их мнению, присущи «типичному» русскому, американцу, представителю «кавказской национальности». Все, что говорят дети, записывается на доске. Обычно американцев представляют толстыми, ненатуральными, самолюбивыми; русских – веселыми, гостеприимными, ленивыми, пьющими; горцев – гордыми, решительными, жестокими, воинствующими.

Психолог спрашивает ребят, на основании чего они сделали данные выводы, приходилось ли им лично общаться, например, с американцами? Как правило, учащиеся отвечают отрицательно, указывая на то, что их представления сложились под влиянием СМИ, мнений значимых взрослых и друзей. На этом этапе работы можно попросить ребят «примерить» на себя качества «типичного» представителя их культуры. Если в классе есть представитель «кавказской национальности», его просят рассказать о своем народе, об особенностях традиций и ценностей. Подобная работа позволяет подвести ребят к выводу о существовании стереотипов и предубеждений относительно национальной культуры и принадлежности, социальной позиции и пр.

Вводится понятие стереотипа. Стереотип – это обобщенное, расхожее представление о ком-то или о чем-то, восприятие кого-то или чего-то, которое переносится на всех представителей данного вида/типа (типичное).

Учащимся предлагается подумать, есть ли в рассказе герои, отношение которых к другим продиктовано внутренними стереотипами (Старик в чалме, Костылин).

2. ЗАДАНИЕ: представьте Старика в чалме вне стереотипного отношения к русским. Зачастую ученики в такой ситуации ассоциируют его с Абдул-Муратом.

3. ЗАДАНИЕ: разыграйте сцену «Жилин чинит часы Абдулу», представив, что отношение Жилина к горцам основано на внутреннем «Образе врага».

Задавая вопросы героям относительно того, что они чувствовали, выясняем, что Жилин испытывал страх перед Абдул-Муратом, а тот, наоборот, чувствовал свою силу и власть. В данной ситуации ребята ассоциируют Жилина со слабым, нерешительным, живущим в постоянном страхе Костылиным.

Психолог обращает внимание ребят на то, что предубеждения относительно других людей, представителей других национальностей, культур без определенной критики становится препятствием на пути эффективного и неконфликтного общения и взаимодействия. Подчеркивает необходимость уважать индивидуальный путь развития каждого человека.

Ребята делают вывод о том, что нельзя осуждать людей за то, что они не похожи на тебя, о человеке следует судить по его поступкам.
4. ЗАДАНИЕ: сравните финальный эпизод в рассказе Толстого и в кинофильме. Режиссёр изменил авторский текст, желая заострить внимание зрителя на отношениях Абдула и Жилина. Почему же Абдул отпустил «чужого», нарушив интересы «своего»?

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Поделитесь своими соображениями.

СЛОВО МАСТЕРА

Завершить наш разговор хочется стихотворением. Его написал поэт-балкарец Кайсын Кулиев, наш современник, наследник традиций горцев.
Друзья мои, родня –

Ткачи и хлеборобы,

Учили вы меня

На мир глядеть без злобы,
Тем не желать невзгод,

Не посылать проклятий,

Кто мыслит и живёт

Вразрез с моим понятьем.
Учили добрым быть,

Не говорить лукаво

И прежде, чем судить,

Знать, что имею право.
V. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Напишите мини-сочинение на тему: «Как я понимаю…» Продолжением может быть: «Выкрик Абдула «Урус – джигит!», «Дружбу Дины и Жилина», «Костылина и старика в чалме», «Жилина», «Абдула», «Почему некоторые горцы Жилину ближе, чем Костылин», «Почему Абдул-Мурат и Кази-Мугамед относились к Жилину по-разному» и т.д.

(его можно задать на дом, тогда итоговые социализация и рефлексия пройдут на следующем уроке).

ИЗ РАБОТ УЧАЩИХСЯ:

КАК Я ПОНИМАЮ ЖИЛИНА

Алина Г.

Я хочу сказать, что Жилин был очень смелый. Он не сдавался, боролся из последних сил, пока не победит. У него была огромная сила воли, здоровый дух. Он помогал не очень сильному человеку Костылину. И благодаря дружбе, пониманию других людей и надежде он выбрался из плена.
Настя П.

Ж. очень всесторонний человек. Он понимал людей и любил работать. Ж. был сильный как физически, так и морально. А уж если он что сказал, так и будет.
Серёжа Б.

Ж. был настоящий богатырь – мужественный, быстрый, добрый. Богатырь, потому что сбежал из плена, быстрый, так как быстро бегал, добрый, потому что помогал всем, даже врагам. В отличие от Костылина, он был выносливым и не сдавался. Желание жить и продолжать воевать дало ему силы держаться до конца и всё-таки сбежать из плена.
КАК Я ПОНИМАЮ ВЫКРИК АБДУЛА «УРУС – ДЖИГИТ!»

Света М.

Абдул с уважением относился к Жилину, потому что тот исцелил одного человека, починил часы. Абдулу нравилось упорство Жилина, когда он писал письмо о выкупе. Вот почему Абдул, помешав напарнику выстрелить в Жилина, выкрикнул: «Урус – джигит!» Эта фраза означает: русский – молодец. Я думаю, Абдул высказал этим восхищение и уважение Жилину.
Георгий А.

Служил на Кавказе офицер Жилин. Добрый (лепил детям игрушки), умный (убежал из плена), удалой и храбрый (вставал лицом к врагу), терпеливый (убежал с колодкой на ноге, терпел плен), хитрый (письмо не туда отослал), мастер на все руки (часы починил, игрушки делал). То есть настоящий «урус-джигит».
ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ГОРЦЫ ЖИЛИНУ БЛИЖЕ, ЧЕМ КОСТЫЛИН?

Катя С.

Жилин наблюдал за горцами. Они так же, как и он двигались, а Костылин всё время был в лежачем положении. Поэтому Костылин был всего лишь сокамерником Жилину. А горцы жили своей жизнью, их можно было изучать, наблюдать за ними, жить рядом с ними.
Настя А.

Жилин был ближе горцам, потому что он был внимательный. Дине лепил кукол, а она ему носила еду, даже в конце концов молоко вместо воды, лепёшки вместо теста… Жилин был заботливый, трудолюбивый и жизнелюбивый. Костылин – слабак, ничем не интересующийся, ни к чему не стремящийся. А горцы были сильные, выносливые, решительные – такие же, как и сам Жилин.
Саша М.

Жилин больше времени проводил в ауле, учился новому и подружился с некоторыми горцами. К тому же он не боялся горцев, как Костылин, за это его уважали.
Давид А.

Горцы ближе и понятней Жилину, потому что они тоже делали какую-то работу и у них с Жилиным было много общего, ведь Жилин – богатырь. А Костылин ничего не делал, знал, что находится под надёжной защитой Жилина, и ждал, что тот его спасёт.
ПОЧЕМУ АБДУЛ-МУРАТ И КАЗИ-МУГАМЕД ОТНОСИЛИСЬ К ЖИЛИНУ ПО-РАЗНОМУ?

Гоша А.

Кази-Мугамед относился к людям из привычных стереотипов, а не уважал их. Абдул-Мурат считал, что относиться к каждому надо уважительно, с пониманием. Как ты хотел бы, чтобы относились к тебе, если б ты был в плену. Но это трудно, потому что война – это потеря дружбы народов.
Иван Н.

Жилин ничего не сделал Кази-Мугамеду. А Абдул-Мурату починил часы, налаживал с ним отношения. Абдул-Мурат смог увидеть воина, человека даже во враге. Как ты к человеку, так и он к тебе.
Настя П.

Абдул-Мурат был более понимающий человек, а Кази-Мугамед – жестокий, не особенно задумывающийся о людях. Они отличаются так же, как Жилин и Костылин. Просто они разные люди. И это не зависит от национальности.
VI. ИТОГОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
VII. РЕФЛЕКСИЯ

Вопросы для анализа урока:

  1. Что было на уроке интересно и не очень?

  2. Что для вас явилось неожиданным?

  3. Чему научились и лично для себя вынесли с этого урока?


ИЗ РАБОТ УЧАЩИХСЯ:

* Было особенно интересно, когда мы разбились на группы.

* Мне всё было интересно. Понравилось, что всё подробно разобрали. Понял, что человек – индивидуальность.

* Самым интересным на уроке было, когда мы разделились на горцев и русских. Самым неожиданным для меня явилось то, как мы разбирали сущность американца. Я узнала, что такое стереотип, и лучше стала понимать героев «Кавказского пленника».

* Больше всего на уроке мне понравилось, как мы характеризовали Жилина и Костылина. Я научилась описывать и понимать людей и их поступки.

* Неожиданно, что можно критиковать людей, несмотря на то, что некоторые из них на самом деле просто другие. Работая в группе, сделал вывод: всё надо делать сообща.

* Интереснее всего было представить себя русским или горцем. Я поняла, что все люди одинаковые, все должны понимать положение друг друга и уважать людей.

* На уроке лично для себя я понял, что война – это плохо.
СИМАКОВА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА, учитель русского языка и литературы школы № 323 г.Москвы,

ИВАНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА, психолог школы № 323 г.Москвы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск