Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 121.62 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.05.2014
Размер121.62 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Манакова Н.С., учитель начальных классов,
«Образовательный центр ОАО «Газпром», г.Москва
Сценарий урока по теме «Вычитание двузначных чисел с переходом через десяток»
(математика, 2 класс)
Класс: 2 «Б»

Тема урока: Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Обучающие цели: - повторить известные приёмы вычитания однозначного и двузначного числа;

- тренировать детей в решении задач;

- обучать работе в группе

Развивающие цели: - получение учащимися приёма вычитания двузначных чисел с переходом через разряд;

- моделирование полученного приёма.

Единица содержания образования:

- приём вычитания двузначных чисел с переходом через разряд

Граница знания-незнания: дети знают, как вычитать двузначные числа без перехода через десяток и не знают, как вычитать двузначные числа с переходом через разряд

Типы диагностических заданий: 1) 47 – 8; 39 – 21; 50-16; 2) выбрать запись, соответствующую выведенному способу действия и найти значение выражений: 84 – 29 = 84 – (10 + 19); 84 – 29 = 84 – (24 + 5); 84 – 29 = 84 – (20 + 9)

Задание – «ловушка»: 64 – 31; 85 – 62; 93 – 57 =….

I этап «Понимание и постановка учебной задачи» (Традиционно: этап «Подготовка к активной познавательной деятельности»), который должен заканчиваться постановкой детьми учебной задачи

Задачи этапа:

1.Фиксация в ходе детской рефлексии границы знания - незнания (рефлексия старого способа; рефлексия изменившихся условий; постановка учебной задачи)

2. Осуществление педагогической диагностики владения опорными знаниями

для действий в новой ситуации (готовности учащихся к освоению новой единицы содержания)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация учителем первой точки: «Долженствование» Создание «ситуации успеха»: дети хорошо владеют известными приёмами вычитания. Ошибок здесь быть не должно! Если ошибки есть, то данный приём отрабатывается до автоматизма и только затем осуществляется переход к следующему заданию.

При выполнении этого условия учитель может предлагать следующее задание.




Дети при решении примеров воспроизводят известные приёмы вычитания, которые будут необходимы далее как опорные:

  1. 47 – 8 = 47 – 7 – 1

  2. 39 – 21 = (30 – 20) + (9 – 1)




Вопрос учителя:

- Что вы знаете о вычитании?

На доске под надписью «МЫ ЗНАЕМ!» вывешивается табличка:

УМ – в = р (компоненты вычитания и связь компонентов)




На доске: схема 1:


На доске: схема 2:
-Покажите, что вы не просто это знаете, а умеете выполнять практически:

(под надписью: «МЫ УМЕЕМ!»)

47 – 8 = 68 – 43 =

39 – 20 = 50 – 16 =

Предполагаемые ответы детей:

а) числа при вычитании называются: уменьшаемое, вычитаемое, значение разности (компоненты вычитания)

б) Мы знаем, как вычитать из двузначного числа однозначное (рассказывают на примере и по схеме 1)
в) двузначные числа содержат 2 разряда: ДЕС. И ЕД.

г) при вычитании таких чисел десятки мы вычитаем из десятков, а единицы – из единиц (схема 2)


Дети решают примеры у доски в точном соответствии со схемами 1 и 2, объясняя, по какой схеме действовали

Организация учителем второй точки: «Несостоятельность» (среди примеров, требующих применения известных и только что отработанных приёмов вычитания, детям предлагается решить пример, требующий использования другого приёма, ещё не известного детям)

Дети берутся и решают предложенные примеры с установкой: «Я это знаю, могу решить успешно, без ошибок», ещё не понимая, что им предлагается «задание - ловушка».

Задание - «ловушка»:

- Следующий столбик примеров решаете самостоятельно, проверяем каждый ответ.

64 – 31 =(ответ закрыт)

85 – 62 =

93 – 57 =….

Проверка каждого ответа и фиксация всех получившихся ответов учителем на доске рядом с примером:

64 – 31 = 33

85 – 62 = 23

93 – 57 = (ответов несколько разных, на доске записываются все напротив примера)

-Могут ли быть в одном примере разные ответы? Что вы думаете об этом?


При проверке дети фиксируют, что в первых двух примерах ответ у всех одинаковый и приём вычитания применялся верно.

Фиксация, что в последнем примере в отличие от остальных ответы почему-то получились разные.

Фиксация детьми противоречия: только один ответ может быть правильный, а их несколько.

Ситуация общей «несостоятельности» («несостоятельности» класса в целом, поскольку нет единого ответа; дети ещё не знают точно, кто именно из них неправ).

Организация учителем третьей точки: «Критерий истинности» Наглядный и очень убедительный аргумент, подобранный учителем, позволяющий детям без сомнения признать правильный ответ как единственно верный. В данном случае – ответ на калькуляторе.

Конкретный ученик должен убедиться, что это именно его ошибка, а не «сбой» кого-то другого


- Как же убедиться, кто решил верно, а кто нет?
В итоге обсуждения учитель или ученики предлагают сосчитать на калькуляторе

Дети предлагают разные версии, которые учитель или другие ученики проблематизируют – проверяют на истинность.

Дети с помощью калькулятора убеждаются в единственно правильном ответе, который фиксируют на доске.

Признание детьми, у которых калькулятор не подтвердил ответ, что это их собственная несостоятельность (их ошибка).

Организация учителем четвёртой точки: «Дополнительная работа над собой» (который складывается как прохождение трёх ключевых моментов: 1) рефлексия прежнего способа действий и проверка правильности его применения в данном случае; 2) рефлексия изменившихся условий; 3) постановка детьми учебной задачи как точное определение своего незнания, которое нужно преодолеть, чтобы справиться с предложенным заданием)





Определение учениками своего незнания в виде вопроса или формулировки, чего не знают, чтобы эффективно действовать в новой ситуации

1) Организация учителем детской рефлексии прежнего способа действий и проверки правильности его применения в данном случае

- Какой способ использовали?

Проверим, можно посчитать по схеме 1?

- а по схеме 2?

2) Организация учителем анализа изменившихся условий

-Почему до этого примера всё было правильно, ошибок не было, а с этим примером не справились?

-Как мы называли такие случаи вычитания однозначного числа из двузначного?
3) Организация учителем уточнения границы незнания учеников для решения примеров данного вида

-Что же делать? Как решить этот пример?
-Какие примеры? Чему вы хотите научиться сегодня? Какую задачу ставите перед собой?

Дети проверяют правильность применения известных им и хорошо отработанных приёмов вычитания, которые они пытались применить к последнему примеру. Фиксация, что в использовании приёма ошибок нет, однако ответы всё-таки разные (а раньше был один у всех).

Дети выявляют изменение условий: чем этот пример отличается от предыдущих и почему прежний приём применить нельзя.

Предполагаемые ответы детей: Этот пример отличается от предыдущих: здесь нужно вычитать двузначное число, где единиц в вычитаемом больше, чем в уменьшаемом.

-Вычитание с переходом через разряд.
-Мы не умеем решать такие примеры.
Постановка детьми учебной задачи:

-Нам нужно научиться вычитать двузначные числа из двузначных с переходом через разряд, чтобы правильно решить предложенный пример и подобные примеры.




= ?

II и III этапы «Проектирование и моделирование нового способа действий» (Традиционно: этап усвоения нового)

Задачи этапа:

1. Освоение нового содержания образования Организация работы по выдвижению и проблематизации детских версий (проектных идей) решения учебной задачи.

2. Организация коммуникации и группового взаимодействия для работы с пониманием детей.

3. Моделирование нового способа.




Проверка понимания и «удержания» учебной задачи детьми: - Какую задачу будете решать сейчас в группах?

Организация учителем групповой работы (распределение по группам, повторение правил групповой работы):

- Вспомним и повторим правила работы в группе.
Организация обсуждения вариантов решения учебной задачи, полученных группами:

1. выслушивается каждая группа (все версии детей фиксируются учителем без искажения и собственных исправлений; результаты групповой работы вывешиваются на листах бумаги на доске и поясняются авторами);

2. после доклада каждой группы учитель предлагает задать вопросы другим группам на понимание и уточнение предложенного варианта решения;

3. после обсуждения всех вариантов группам предлагается уточнить модели, либо собрать общую модель способа (приёма)

Учитель следит, чтобы дети выслушивали друг друга и фиксировали все высказываемые версии, задавали вопросы на понимание и уточнение: говорим о той же версии, но другими словами или это иное решение?

Организация учителем рефлексии полученного способа и модели, организации группового обсуждения

-Что надо сделать, чтобы легко было решать все примеры, подобные этому?

- Оцените свою работу в группе по выработанным вами критериям (см. маршрутный лист)

Повторение учебной задачи («Мы должны вывести способ действия для вычитания двузначных чисел с переходом через разряд»).

Коллективная работа в группах.

Работая в группах, дети выводят новый приём вычитания.


Предъявление результатов работы групп.

Вопросы друг другу на понимание.
Предполагаемый проект решения для данной ситуации (новый приём):

- Сначала вычитаем десятки, а потом из того, что получится, вычитаем единицы «удобными» частями.

93 – 57 = (93 – 50) – 7 = 43 – 7 = 43-3-4=36:
Моделирование способа (в группах):

(Дети фиксируют в группе все версии, различая их и выбирая разные; уточняют общий проект действий и модель способа перед общим докладом)
Предполагаемая схема (модель):




- = - -
Соотнесение и оценка эффективности групповой работы по критериям, полученным детьми на предыдущих уроках

Первичная диагностика понимания полученной модели и её применения (традиционно: этап первичной проверки усвоения)


Педагогическая задача:

Проверка понимания детьми полученной модели способа, умения «прочитать» модель и соотнести её с предлагаемыми примерами.

Задание 1:

- Выберите запись, соответствующую выведенному способу действия:

84 – 29 = 84 – (10 + 19)

84 – 29 = 84 – (24 + 5)

84 – 29 = 84 – (20 + 9)

  • найдите значение этого выражения.

Задание 2:

-Предложите свой пример такого типа и решите его с объяснением у доски.


Аргументация своего выбора и способа вычитания.
Дети выполняют задание, действуя в соответствии с полученной схемой (моделью).

IV этап «Реализация нового способа» (Традиционно: этап «Первичное закрепление»)

Задачи этапа:

1. Проверка умения применить модель при решении практических задач.

2. Поиск ограничений применения данной модели при решении практических задач;

уточнение и доработка модели.




- Всегда ли можно воспользоваться калькулятором? Для чего вам надо учиться решать подобные примеры?

Представьте такую ситуацию: ( Задача: как сосчитать, не прибегая к калькулятору?)

Два класса собрались на экскурсию. В автобусе всего 32 места. 17 учеников одного класса заняли места. Хватит ли мест в автобусе для нашего класса?

Дети составляют схему для решения задачи и решают её.

Решение: 32 – 17= 32 - 10 – 7 = 15 (м.)

Итоговый контроль усвоения (итоговая педагогическая диагностика)

Задача: диагностика умения применить полученный способ (диагностика результата и способа решения)

Найдите значение выражений:

А) 21 – 12=

32 – 23 =

43 – 34 =

54 - 45 =

-Кто заметил закономерность? Продолжите запись примеров.

Б) Какие цифры нужно вставить в окошки, чтобы получились верные равенства?

64 – 3[ ] = 64 - [ ][ ] -5
41 - [ ]8 = 41 – 20 - [ ]


Самостоятельное решение примеров.

65 – 56 =

76 – 67 =

87 – 78 =

98 – 89 =

Соотнесение заданий с моделью. Учащиеся должны точно указать в полученной модели место, о котором идёт речь:

64 – 3[ ] = 64 – [ ][ ] -5



- = - -



Итоговая рефлексия (Традиционно: этап «Итог урока»)

1. Организация педагогической диагностики понимания и освоения новой единицы содержания.

2. Организация самооценки и самокоррекции

3. Рефлексия группового взаимодействия (если была групповая работа)

- Какую учебную задачу вы решали? Удалось ли её решить? Для какой ситуации подходит полученный вами приём?

- Как же вычитать такие числа?

- В чём возникали затруднения и удалось ли их преодолеть?

- Что помогало или мешало вам договариваться в группе? Что бы вы изменили в работе группы для более эффективной работы?

Рефлексия «приращения» образовательного результата, полученного на уроке

Рефлексия области применения данного способа, модели

Рефлексия полученного способа. Самокоррекция, самооценка
Рефлексия способов коммуникации и соорганизации в группе.


Маршрутный лист ученика к уроку математики
по теме «Вычитание двузначных чисел»


Фамилия, имя -------------------------------------------------------------------------------------------

  1. «Что мы знаем о вычитании»:

А) числа при вычитании называются: ………, ………., ………..

Б) как вычитать из двузначного числа однозначное:

12 – 7 = 12 - ….. - ….. = …..

Схема:
в) двузначные числа содержат …. разряда: ………, ………

г) при вычитании таких чисел десятки вычитаются из ………, а …….из …….

Схема:

  1. «Мы умеем!»:

а) 47 – 8 = б) 64 – 31 =

39 – 20 = 85 – 62 =

68 – 43 = 93 – 57 =

  1. «Хотим уметь!»:

Способ вычитания:

………………………………………………………………………………………..

Модель:………………………………………………………………………

  1. Оцени свою работу в группе ( + или --):




Критерии оценки

+

--

- принимал участие в обсуждении (выдвигал собственные версии, фиксировал версии других, задавал вопросы на понимание)





- выслушивал не перебивая







- при обсуждении удалось сдержать эмоции (не кричать, не обижать)







  1. Подчеркни запись, соответствующую выведенному способу действия, найди значение:

84 – 29 = 84 – 10 – 19

84 – 29 = 84 – 24 - 5

84 – 29 = 84 – 20 – 9

  1. Задача.

В автобусе 32 места, 17 из них заняты. Сколько свободных мест в автобусе?

Схема:

Решение:…………………………………………………….

Ответ:……………………………………………………..

«Проверь себя!»

а) 21 – 12 = б) . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

32 – 23 = . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

43 – 34 = . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

54 – 45 = . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8. Домашнее задание (*): Учебник стр. 97 № 276







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск