№ п/п
| Раздел
| Тема урока
| Цели
| Знания и умения
| Домашнее задание
|
1
| Раздел 1. Реакция и революции в европейском и мировом развитии
(5 часов)
| Европа в годы становления империи Наполеона I во Франции.
| Раскрыть причины эволюции Франции от республики к империи, уяснить причины завоевательных войн консульства и империи.
| Знать основные черты режима Наполеона. Уметь называть причины завоевательных войн (показывать на карте), высказывать оценочные суждения исторической личности, работать с историческим документом.
Знать причины ослабления империи Наполеона, основные решения и последствия Венского конгресса. Уметь описывать условия в жизни империи, называть (показывать на карте) основные военные сражения, составлять таблицу
Знать основные черты режима Наполеона. Уметь называть причины завоевательных войн (показывать на карте), высказывать оценочные суждения исторической личности.
| Введение,
§ 1
|
2
| Борьба народов Европы против французского господства.
| Сформировать представление о том, что постоянные войны ослабляют государство, а попытки решить политические противоречия военным путём, обречены на поражение.
| § 2
|
3
| Поход в Россию и крушение империи Наполеона I.
| § 3
|
4
| Священный союз и революционное движение в Европе в 1820-1830-е годы.
| Познакомить с особенностями революционного движения в данный период и раскрыть роль Священного союза
| § 4
|
5
| Победа освободительного движения в Латинской Америке.
| Раскрыть особенности освободительного движения в испанских колониях
| Знать особенности развития стран Латинской Америки, о роли США.
Уметь показывать новые государства по карте.
| § 5
|
6 (1)
| Раздел 2. Становление национальных государств в Европе
(3 часа)
| Революции 1848-1849 годов в Европе.
| Показать, что волна революций, захлестнувших европейские страны, были вызваны серьёзными экономическими, политическими и социальными причинами
| Знать общие черты и различия национального объединения Германии и Италии; уметь устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и обобщения. Называть правителей и государственных деятелей
Знать причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом. Уметь делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений
| § 6
|
7 (2)
| Становление национальных государств в Италии и Германии.
| Показать, что объединение германских государств было необходимо для достижения успеха в процессе модернизации.
Показать, что борьба итальянского народа за национальное объединение своей страны привела к созданию Итальянского королевства, что способствовало становлению индустриального общества. Доказать, что победа Пруссии в войне создала условия для окончательного объединения Германии.
| § 7
|
8 (3)
| Франко-прусская война и создание Германской империи.
| § 8
|
9 (1)
| Раздел 3. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические итоги
(3 часа)
| Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в Европе первой половине XIX века.
| Сформировать у учащихся представления об индустриальном обществе и познакомить с основными достижениями технического прогресса. Раскрыть особенности консервативных и радикальных учений в обществе, причины их возникновения.
| Знать изменения в положении социальных слоев. Уметь излагать суждения о причинах изменения социальной структуры общества, миграционных процессов. Делать сообщения. Знать особенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их возникновения. Уметь решать познавательные задачи, актуализировать полученную информацию.
| § 9
|
10 (2)
| Индустриальные страны во второй половине XIX – начале ХХ века.
| § 10
|
11 (3)
| Общественная мысль Европы в XIX веке.
| § 11
|
12 (1)
| Раздел 4. Ведущие страны мира в середине XIX – начале ХХ веков
(5 часов)
| Великобритания и её доминионы.
| Раскрыть содержание демократических реформ; раскрыть закономерности развития европейских стран в конце XIX – начале XX вв.
| Знать особенности развития капитализма в Англии; уметь показывать на карте колонии, называть правителей и государственных деятелей.
| § 12
|
13 (2)
| Гражданская война в США.
| Показать, что идеалом американца являются личная свобода и индивидуализм, что находят своё воплощение в положении фермера, воспринимать институт рабства как насилие над личностью, осуждение расизма.
| Знать особенности промышленного переворота, основу хозяйства Юга, основные этапы и итоги гражданской войны; определять характер внешней политики США, уметь показывать на карте места военных сражений
| § 13
|
14 (3)
| Страны Западной и Центральной Европы в середине XIX – начале ХХ веков.
| Сформировать представление об эволюции государственного устройства, на конкретных примерах проанализировать особенности индустриализации в Германии, Франции, Австро-Венгрии.
| Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики. Уметь аргументировать и высказывать свою точку зрения, показывать на карте колонии.
| § 14
|
15 (4)
| Государства Южной и Юго-Восточной Европы в середине XIX – начале ХХ веков.
| Углубить знания о возрастающей роли государства в процесс модернизации в эпоху монополистического капитализма.
| Знать особенности развития и характер внешней политики Италии, особенности развития Испании и балканских стран. Уметь составлять таблицы, показывать на карте колонии.
| § 15
|
16 (5)
| Япония – первое индустриальное государство Азии.
| Показать, что столкновение с Западом угрожало потерей Японией независимости, в этих условиях японское общество пришло к пониманию о необходимости модернизации.
| Знать причины реформ и их последствия. Уметь объяснять особенности экономического развития, описывать изменения в образе жизни общества, определять причины и характер внешней политики.
| § 16
|
17 (1)
| Раздел 5. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX – начале ХХ века (6 часов)
| Индия под властью Британской империи.
| Познакомить с особенностями колониального режима в Индии. Рассказать о происходивших в индийском традиционном обществе изменениях.
| Знать особенности развития стран Востока. Уметь делать сообщения, систематизировать материал, обобщать, делать выводы.
| § 17
|
18 (2)
| Закабаление Китая иностранными державами.
| Рассказать о том, что европейские страны делят на сферы влияния; опасность превращения в колонию заставляет прогрессивные круги Китая искать пути к модернизации страны.
| Уметь объяснять особенности экономического развития, знать причины слабости государства.
| § 18
|
19 (3)
| Османская империя и Иран в XIX – начале ХХ века.
| Показать особенности развития стран,
причины их слабости.
| Уметь дать характеристику развития стран, выделять особенности.
| § 19
|
20 (4)
| Завершение колониального раздела мира.
| Сформировать представление о колониальной системе начала 20 века, выявить положительные и отрицательные черты колониализма в разных странах
| Уметь показывать по карте колонии и их метрополии, знать понятия темы.
Уметь выделять черты колониализма, как положительные, так и отрицательные.
| § 20
|
21 (5)
| Колониализм: последствия для метрополий и колоний.
| §21
|
22 (6)
| Латинская Америка к началу ХХ века.
| Показать, что в латиноамериканском обществе сохранилось много черт общества традиционного, что войны за независимость, установление авторитарных режимов, отсутствие демократических традиций задерживали формирование индустриального общества.
| Знать причины освободительного движения в колониях; особенности развития экономики региона; уметь работать с картой.
| § 22
|
23 (1)
| Раздел 6. Обострение противоречий на международной арене на рубеже XIX – ХХ веков
(4 часа).
| Международные конфликты и военно-политические союзы к началу ХХ века.
| На конкретных примерах показать, что рост конкуренции между европейскими странами, подпитывающийся агрессивным национализмом приводит к разделу мира на зоны влияния.
Познакомить с причинами, участниками, основными событиями, итогами Первой мировой войны.
| Знать причины создания военных блоков, первых империалистических войн. Показывать на карте места военных действий Первой мировой войны, называть итоги.
Знать понятия: Тройственный союз, Тройственное согласие, буры, контрационный лагерь, пацифизм, милитаризм.
| § 23
|
24 (2)
| Начало Первой мировой войны.
| § 24
|
25 (3)
| На фронтах Первой мировой войны.
| § 25
|
26 (4)
| Кризис в воюющих странах и завершение военных действий.
| § 26
|
27 (1)
| Раздел 7. Наука, культура и искусство в XIX – начале ХХ века (2 часа).
| Развитие науки и техники в XIX – начале ХХ века.
| Опираясь на известные из школьных курсов физики, химии, биологии, литературы сделать вывод об основных чертах новой научной картины мира.
Показать, что XIX век – эпоха напряжённых и бурных творческих направлений в искусстве, порождённых социальными изменениями.
| Знать основные черты новой научной картины мира, уметь называть основные черты новой научной картины мира, представителей науки, публично выступать.
Понимать, что XIX в. – эпоха напряжённых и бурных художественных исканий, смены творческих направлений в искусстве.
| §27-28
|
| Художественная культура XIX – начала ХХ века.
|
|
28
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Западная Европа и мир в XIX – начале ХХ века».
| Закрепить знания о том, что модернизация стала главным содержанием этого времени и охватила не только экономику, но и государственное устройство, изменила социальную структуру общества.
|
|
История России
|
|
29
| Введение в курс «История России XIХ – начала XХ века».
|
| Активизировать необходимые знания учащихся из курса истории России за 7 класс.
| Знать о кризисе крепостного хозяйства, капиталистических отношений и начале промышленного переворота, понимают отличие и особенности этого процесса от подобного в Европе.
| Введение
|
30 (1)
| Часть 1. Россия в первой половине XIХ века (19 часов).
| Начало правления Александра I. Проект реформ М. М. Сперанского.
| Сформировать представление об основных направлениях внутренней политики Александра I и условиях, определяющих её характер.
| Знать об основных направлениях внутренней политики Александра I и условиях, определивших ее характер, оценивают роль «Негласного комитета» в жизни России; давать характеристику исторической личности.
| §§ 1- 3
|
31 (2)
| Российская империя в начале XIX века.
| Выделить особенности Российской империи в начале XIX в.
| § 3
|
32 (3)
| Войны с Персией, Турцией и Швецией.
| Показать международное положение России в начале века; выделить причины, ход, итоги войн.
| Знать международное положение России в начале века. Знать о силах и планах сторон, характере Отечественной войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне. Знать цели заграничного похода и его характер, понимать изменение международного положения России в результате разгрома Наполеона, знать цели создания Священного союза.
| § 4
|
33 (4)
| Отечественная война 1812 года.
| Сформировать представление учащихся о силах и планах сторон, характере войны, её основных этапах, главных источниках победы России в войне.
| §§ 5-6
|
34 (5)
| Россия в Священном союзе.
| Показать и объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенные годы.
| § 7
|
35 (6)
| Проекты реформ А. А. Аракчеева и Н. Н. Новосильцева.
| Показать и объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенные годы.
| Знать причины усиления консервативных тенденций во внутренней политике Александра I в 1815-1825гг, их конкретные проявления.
| § 8
|
36 (7)
| Тайные общества и восстание декабристов.
| Показать основные этапы эволюции общественного движения в стране; на примере восстания показать наличие в обществе глубоких противоречий, порождённых отжившей феодально-крепостнической системой.
| Знать на примере восстания декабристов наличие в обществе глубоких противоречий, понимать, что решение этих противоречий было возможно лишь на пути реформ, оценивать историческое значение и последствия восстания.
| §§ 9-10
|
37 (8)
| Реформы государственного управления Николая I.
| Сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях, показать её конечный результат.
| Знать особенности внутренней политики Николая I, ее основных направлениях; развивать умение рассуждать, давать оценку событиям, формулировать выводы.
| § 11
|
38 (9)
| Политический сыск и теория официальной народности.
| Показать исторические причины, заставившие Николая 1 создать систему политического сыска в стране. Познакомить с теорией официальной народности. Познакомить с особенностями промышленного переворота.
| Знать исторические причины активизации общественного движения во второй четверти XIX века и его особенности, развивать умение критически мыслить, сравнивать, работать с документом.
| § 12
|
39 (10)
| Начало промышленного переворота в России.
| § 13
|
40 (11)
| Кавказская война.
| Оценить международное положение России, рассмотреть основные направление внешней политики страны. Выделить причины, этапы, персоналии и итоги Кавказской войны.
| Знать международное положение России в указанный период, основные направления внешней политики страны, истоки кризиса в отношениях между Западом и Россией. Знать причины и характер войн, основные этапы, оценивать мужество и героизм защитников Севастополя, уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, работать с документом.
| § 14
|
41 (12)
| «Восточный вопрос» и Крымская война.
| Раскрыть причины и характер войны, показать основные этапы, итоги войны и понимание необходимости реформирования всех сторон российской жизни.
| § 16
|
42 (13)
| Славянофилы и западники.
| Показать исторические причины активизации общественного движения в 30-50-е гг. XIX века и его особенности, охарактеризовать основные направления.
| Знать исторические причины активизации общественного движения во второй четверти XIX века и его особенности, развивать умение критически мыслить.
| § 17
|
43 (14)
| Русский утопический социализм.
| § 19
|
44 (15)
| Русская православная церковь в первой половине XIX века.
| Объяснить учащимся роль и значение консервативного образования в ходе реформ, объяснить роль церкви. Показать на конкретных примерах, что первая половина XIX века вошла в историю как начало золотого века русской художественной культуры.
| Знать, что первая половина XIX века – это начало золотого века русской художественной культуры уметь описывать и оценивать художественное произведение, высказывать собственную точку зрения. Знать о роли церкви в этот период.
| § 18
|
45 (16)
| Русская литература и искусство в первой половине XIX века.
| § 20-22
|
46 (17)
| Искусство в первой половине XIX века.
|
|
47 (18)
| Родной край в первой половине XIХ века.
| Раскрыть особенности развития Вологодского края в первой половине XIX века.
| Знать особенности развития Вологодского края.
|
|
48 (19)
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIХ века».
| Систематизировать знания учащихся по данному материалу.
|
|
|
49 (1)
| Часть 2. Россия во второй половине XIX – начале ХХ века (19 часов).
| Отмена крепостного права и её последствия.
| Сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России. Уяснить, что главной причиной стало поражение в Крымской войне.
Сформировать представление о сущности крестьянской реформы 1861г. Сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. Раскрыть причины медленного перехода сельского хозяйства на буржуазные рельсы
| Знать о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России. Знать о сущности крестьянской реформы 1861 года, основные положения реформы и значение отмены крепостного права. Знать о сущности буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в, их противоречивости и непоследовательности. Знать причины медленного перехода сельского хозяйства на промышленные рельсы.
| §23
|
50 (2)
| Либеральные реформы Александра II.
| § 24
|
51 (3)
| Сельское хозяйство страны после отмены крепостного права.
| § 25
|
52 (4)
| Присоединение к России Средней Азии.
| Раскрыть причины и характер войн в средней Азии, проанализировать итоги. Уяснить, что главной целью внешней политики в этот период было создание благоприятных условий для проведения крупномасштабных реформ.
| Знать причины действий русских войск в Средней Азии, знать, почему Россия вынуждена участвовать в балканских войнах.
| § 27
|
53 (5)
| Балканская война.
| § 28
|
54 (6)
| Народническое движение.
| Раскрыть содержание идеологии народничества.
| Знать о сущности революционного народничества, об особенностях теоретических воззрений идеологов «действенного» народничества
М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова,
П.Н. Ткачева.
| § 29
|
55 (7)
| Промышленное развитие России в эпоху реформ.
| Показать, что промышленный переворот положил начало формированию двух основных классов буржуазии и пролетариата.
| Знать о завершении промышленного переворота и начала формирования двух основных классов – буржуазии и пролетариата.
| § 26
|
56 (8)
| Реформы С. Ю. Витте.
| Раскрыть сущность экономической политики, основные направления политики Бунге, Вышнеградского, Витте.
| Знать основные понятия темы, уметь работать с текстом учебника, выделять главную мысль.
| § 36
|
57 (9)
| Российское общество в конце XIX века.
| Сформировать представление о процессах, проходивших в социальной сфере во второй половине XIX в.
| Знать основные понятия темы. Уметь сопоставлять, сравнивать, обобщать, работать с текстом учебника.
|
§ 33
|
58 (10)
| Экономическое состояние России в 1880-1890-е годы.
| Показать новые явления в развитии сельского хозяйства; стабилизация финансовой системы и ускоренное промышленное развитие.
| Знать об особенностях экономического развития России во время правления Александра III
| § 31
|
59 (11)
| Появление марксизма в России.
| Рассказать об изменениях, произошедших в общественном движении в 80-90-е гг. Познакомить с основными положениями марксизма, консерватизма, социал-демократии в России.
| Знать об изменениях, которые произошли в общественном движении в 80-90-х гг. XIX в. (земское движение, распространение идей марксизма); знать об особенностях взглядов В.Л. Ленина, Победоносцева, Иоанна Кронштадтского.
| § 38
|
60 (12)
| В.И. Ленин и возникновение социал-демократического движения.
| § 39
|
61 (13)
| Русский консерватизм:
К. П. Победоносцев
и Иоанн Кронштадтский.
| § 40
|
62 (14)
| Внешняя политика России во второй половине XIX века.
| Сформировать представление о внешнеполитических приоритетах Александра III.
| Знать об основных направлениях внешней политики в данный период уметь определять главное, оценивать деятельность исторических личностей, давать им характеристику.
| § 34
|
63 (15)
| Внешняя политика России в конце XIX – начале ХХ века.
| § 37
|
64 (16)
| Развитие образования и науки в России после отмены крепостного права.
| Сформировать представление о развитии культуры в конце XIX в.
| Знать, что в России в данное время происходит демократизация культуры, как это проявилось в образовании, науке и литературе, архитектуре, театре, музыке, оценивать достижения в этих областях духовной сферы общества.
| § 41
|
65 (17)
| Русская литература и искусство во второй половине XIX века.
| § 42
|
66 (18)
| Родной край во второй половине XIX века.
| Раскрыть особенности развития Вологодского края во второй половине XIX века.
| Знать особенности развития Вологодского края.
|
|
67 (19)
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XIX – начале ХХ века».
|
| Знать факты, события, явления, хронологию, термины и понятия, умения и навыки, предусмотренные программным материалом
|
|
68
| Итоговый урок
| Урок итогового повторения по теме «История России XIХ – начала XХ века».
| Систематизировать знания учащихся по данному материалу.
|
|