Скачать 91.38 Kb.
|
1.3. Спецификация проверочной работы для выпускников начальной школы Спецификация является документом, отражающим основные характеристики измерительных материалов и определяющим различные аспекты их качества, например, валидность и надежность измерения. Ниже приводится спецификация проверочной работы для выпускников начальной школы, которая была разработана в рамках проекта для экспериментальной проверки в школах. Она предназначена для проведения итоговой аттестации выпускников начальной школы. СПЕЦИФИКАЦИЯ проверочной работы для выпускников начальной школы 1) Цель работы Целью проверочной работы является оценка способности выпускников начальной школы решать учебные задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. 2) Основные документы и материалы, на которых основывается данная работа 1) Стандарт общего образования. Требования к результатам освоения общеобразовательных программ. Москва. Просвещение, 2006. 2) Планируемые результаты освоения программ начального образования. Математика. 3) Планируемые результаты по математике освоения программ начального образования. Русский язык. 4) Планируемые результаты освоения программ начального образования. Окружающий мир (общество и естествознание). 5) Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования 6) Система типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования 3) Структура работы Экспериментальные материалы представлены в двух комплектах, на выполнение которых отводится разное время. На выполнение комплекта 1 планируется 80 мин (два урока по 40 мин), комплекта 2 – 40 мин (один урок по 40 мин). Организационная часть, а также ознакомление с инструкцией выполнения заданий не включается в указанное на выполнение работы время. Работа, представленная в каждом комплекте, состоит из двух частей. Каждая из частей состоит из одного комплексного задания. В каждом комплексном задании предлагается одна ситуация, описанная в одном или нескольких текстах, в которых информация может быть представлена в разной форме, с привлечением рисунков, диаграмм, схем, таблиц и др. Каждое комплексное задание состоит из отдельных вопросов или заданий. В работе используется большое разнообразие типов и форм заданий. По форме ответа в работе используются задания с выбором одного или нескольких правильных ответов, задания на установление последовательности и соответствия, задания со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте, указать местоположение предмета) и со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу). Описание отдельных комплексных заданий дается в таблице 1. Для экспериментальной проверки зависимости результатов выполнения работы от расположения заданий (на первом или втором уроке ИЛИ в начале или конце урока) подготовлены несколько вариантов работы, отличающиеся расположением отдельных заданий – комплекты А или Б. В каждую школу направляется только один комплект А или Б. Каждый комплект состоит из 2 вариантов. Таблица 1 1*Основные характеристики комплексных заданий
Общая характеристика комплектов приведена в таблице 2. Таблица 2 2*Характеристика комплектов экспериментальных материалов
4) Содержание работы Задания, включенные в данную работу, составлены на основе ситуаций, взятых из учебной и внеучебной деятельности школьников. Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у учащихся начальной школы в процессе изучения математики, русского языка, чтения, природоведения, элементов социальных наук, технологии и информатики. Одной из задач данной экспериментальной работы является оценка способности использовать сформированные универсальные учебные действия для решения задач. В связи с этим для выполнения предложенных в работе задач необходим широкий спектр общеучебных умений. Ниже для примера приводится описание проверяемых умений в задании «Поездка в г. Санкт-Петербург» (см. табл. 3). Таблица 3 Описание проверяемых умений в задании «Поездка в г. Санкт-Петербург»
5) Система оценивания отдельных заданий и работы в целом Выполнение отдельных заданий оценивается от 1 до 5 баллов на основе разработанных критериев. Причем число баллов, которые выставляются за выполнение отдельных заданий, не всегда зависят от сложности задания. На этапе экспериментальной проверки заданий оно определяется форматом задания. Строгого выравнивания вариантов по числу максимальных баллов, которые можно получить за выполнение всей работы, на этапе экспериментальной проверки не предусматривалось. Поэтому результаты работы нельзя использовать для оценки образовательных достижений отдельных учащихся и сравнения учащихся между собой. Однако учитель может подсчитать для каждого ученика интегральную оценку выполнения работы, как процент от максимального балла за выполнение отдельных блоков и всей работы. Эти данные помогут ему сформировать представление о способности класса решать поставленные учебные задачи, используя знания, полученные в начальной школе. 6) Время выполнения работы. В каждой экспериментальной школе работу выполняют учащиеся двух 5 классов. Один класс выполняет работу по комплекту 1, рассчитанную на 2 урока (80 мин), второй класс выполняет работу по комплекту 2, рассчитанную на 1 урок (40 мин).1 ID – В идентификаторах используются следующие сокращения: М – математика, R – чтение, W – письмо, S – окружающий мир. 2 Используются следующие сокращения: Ма – математика, ЧТ – чтение, ПИ – письмо, ОМ – окружающий мир, ОУ – общеучебные умения. |