Скачать 44.12 Kb.
|
Урок истории в 7 классе Тема: «Освоение Сибири в XVII веке». Тема урока: «Освоение Сибири в ХVII в.» (слайд 1) Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения: урок-путешествие. Технология: развивающего обучения. Цели урока:
Оборудование: карта «Россия ХVII в.», таблица «Цели освоения Сибири», картина «Покорение Ермаком Сибири», мультимедийный проектор. Ход урока «Богатство России прирастать будет Сибирью». М.Ломоносов (слайд 2) 1. Организационный момент. 2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. (слайд 3). Работа с датами 1613, 1649, 1667 – 1671, 1654. Объясни значение слов:
3. Изучение нового материала. План изучения нового материала.
Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим заочное путешествие по Сибири ХVII в. Как вы думаете, что же мы с вами узнаем? (Узнаем какие народы проживали на территории Сибири, познакомимся с их занятиями, бытом.) Учитель. А главное пройдём по следам русских землепроходцев и мореходов, узнаем какие земли ими были открыты. Нельзя сказать, что ХVII в. территория Сибири вообще не была знакома русским людям. Покорение этого богатейшего края началась ещё со знаменитого похода Ермака Тимофеевича в 1581 – 1585 гг. После побед Ермака над сибирскими татарами Россия начала активное освоение богатейших и незнакомых Сибирских просторов. Русские крестьяне, казаки, купцы собирались в небольшие отряды и уходили в далёкие походы в неизвестные земли. Они совершали удивительные открытия, проявляли чудеса героизма, смекалки, находчивости. Их называли «русскими землепроходцами». Вопросы. Что же так влекло русских в эти бескрайние и мало обжитые земли? Каковы же основные цели освоения Сибири? (Учащиеся высказывают свою точку зрения, учитель обобщает и делает вывод, обращая внимание на таблицу «Цели освоения Сибири»). (слайд 4) Итак, теперь, когда мы определили основные цели, можем отправляться в путешествие, в нём вы будете непросто наблюдатели. В конце урока вы должны будете заполнить карточку и ответить на вопросы: 1. Какие открытия были сделаны русскими землепроходцами и мореходами в ХVII в.? 2. Какое значение для народов Сибири имело их вхождение в состав России? 3. Итоги освоения Сибири в ХVII в. Начинаем путешествие со знакомства с народами Сибири ХVII в. (индивидуальное задание, ученик рассказывает о народах, населявших Сибирь). Главным городом Сибири того времени был Тобольск (стр. 179, учебник), именно отсюда в начале ХVII в. и началось освоение далёкой земли. Одним из первых были основаны города: Мангазея «золотокипящая» так называло его местное население, имевший огромное значение, как перевалочный пункт, откуда русские перешли на Енисей, а потом на Лену, Томск, Енисей, Красноярск, южнее в области «кузнецких людей» (местное население знало кузнечное ремесло), вырос город Кузнецк. Небольшие отряды покорителей Сибири состояли из казаков, «служилых людей», крестьян, беглых людей. Эти люди по велению государевых чиновников присоединяли и облагали пушным налогом, т.е. ясаком местное население. Конечно же, не обходилось без кровопролития, но в целом местное население русским серьёзного сопротивления не оказывало. Неимоверные трудности пришлось преодолеть землепроходцам в суровых, незнакомых краях Сибири. Продвижение шло и по рекам, тайге, горам, северным морям и жарким степям на юге. А теперь давайте узнаем какие же края были открыты в ХVII в. нашими землепроходцами и мореходами. Ребята, вам необходимо запомнить таблицу, выслушав рассказ. (Индивидуальные задания уч-ся о землепроходцах) (слайд 5)
Проверка таблицы. Учитель. После экспедиции Хабарова на Амур устремились русские, здесь был основан г. Албазин. Но маньчжурские династии Китая двинула против русских войско. После недолгих боёв был заключён в 1689. Нерчинский мирный договор, по которому не было установлено чёткой границы между Китаем и Россией, но стало развивать русско-китайская торговля.
4. Закрепление изученного материала:
5. Подведение итогов урока, выставление оценок. Домашнее задание. П.28, записи в тетради. (слайд 7). 6. Рефлексия деятельности. |