Скачать 253.47 Kb.
|
Дополнительная образовательная программа военно-патриотической направленности «Факел»
Надым – 2012 Пояснительная записка Обоснование программы В последние десятилетия в современном российском обществе происходит два разнонаправленных процесса: демократизация и идеологизация всех сфер общественной жизни. Эти явления, несомненно не могли не затронуть и систему образования, не оставив её в стороне от происходящих изменений. Обеспечить воспитание будущего гражданина невозможно вне определенной системы ценностей. Затянувшийся период безыдейности породил проблему: как способствовать развитию гражданского самосознания подрастающего поколения, если прежние общественные ценности утратили свою актуальность, а новые ещё не сформировались? Проблема развития гражданского самосознания детей и подростков, воспитание их патриотических чувств и духовно-нравственных начал стоит перед любым современным обществом, эту задачу следует считать общепедагогической. Российская специфика заключается в том, что общество на данном этапе не готово предложить молодёжи целостной системы ценностных ориентаций, а современная российская семья в одиночку такую задачу выполнить не способна. Родители сами дезориентированы в ценностях и часто попросту не знают, что же надлежит проповедовать подрастающим детям. Не поэтому ли родители часто уклоняются от решения данной проблемы? Помочь обществу, семье справится с задачей развития гражданского самосознания подрастающего поколения призваны в первую очередь образовательные учреждения. С переходом подростков в старший школьный возраст изменяется их положение в системе деловых и личных отношений с окружающими людьми. Все большее место в их жизни занимают серьезные дела, самосовершенствование, появляется осознанное стремление непосредственного участия в строительстве красивого и надежного будущего и поиск достойной социальной ниши. Для молодого поколения во все времена характерны энергичность и избирательность интересов. Одним из возможных вариантов личностного развития подростка может стать социально — значимая деятельность, смысл которой, по мнению А. П. Гайдара, состоит в том, чтобы «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю...» В настоящее время, когда налицо духовная и нравственная бедность народа, резкое социальное расслоение общества, рост насилия и терроризма, особую актуальность приобретает целенаправленная работа по формированию и развитию нравственных основ, патриотических убеждений, социальной адаптации подростков в том числе и через участие в тимуровском движении. В нашу жизнь всё прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования. В настоящее время в арсенале воспитательных средств образовательных учреждений прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов проектная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремленное взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: физический, интеллектуальный, творческий. Наша цель - научить ребенка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы, но уверены в одном: если они научаться делать добро, то вырастут неравнодушными людьми. Суть тимуровского движения - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Дети-инвалиды, бездомные животные и просто наши больные соседи - все хотят внимания и сострадания. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости, в нем, увы, муки, и страдания старости и одиночества. Концептуальная идея развития волонтёрского движения основывается на Всеобщей декларации прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217А Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года), статья 29: "Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности"; Всеобщей декларации волонтёров (принята 14 сентября 1990 г. в Париже на ХI Всемирной Конференции Международной Ассоциации добровольческих усилий): "Мы призываем государства, международные организации, предприятия, средства массовой информации быть нашими партнёрами в создании международной атмосферы, благоприятной для эффективного, открытого для всего волонтёрства - движения, воплощающего солидарность между людьми и народами"; Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 декабря 2006 г., 30 декабря 2008 г.). Настоящий Федеральный закон устанавливает: основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации Программа «Факел» - комплексная программа развития детского волонтерского движения, созданная на основе программы «Волонтер» Л. Ю. Бондаренко ( протокол методической комиссии по воспитательной работе № 4, от 18 декабря 2009 г. ГОУ НПО ПУ № 24 Г. Ярославля) основная идея которой – воспитание поколения с активной жизненной позицией и созданием мотивации на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских качеств. Отряд тимуровцев создается на базе школьного музея, поэтому ведущим направлением работы отряда «Факел» все-таки остается работа с ветеранами и сохранение в нашей памяти их подвигов. Актуальность программы заключается в необходимости возрождения традиций и пропаганде тимуровского движения, формирования тимуровского отряда «Факел» для помощи ветеранам войны и тыла, вдовам, детям войны, узникам концлагерей. Реализация программы позволит снизить процент детей, не занятых дополнительным образованием. Новизна программы заключается:
Цели программы: 1. содействие развитию детского волонтерского (тимуровского) движения; 2. формирование активной гражданской позиции у подростков; 3. поддержание социальной инициативы, направленной на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания; Задачи программы:
Механизм реализации программы: организационную основу тимуровского движения составляют учащиеся 5-11-х классов. Срок реализации программы один год 144 часа (4 часа в неделю). Область применения программы: Данную программу можно использовать для работы в любых детских и молодежных коллективах: общественных организациях, общеобразовательных школах, молодежных клубах, детских объединениях. Основные направления деятельности:
Основные принципы деятельности:
Виды волонтерской деятельности:
Методы реализации программы:
Основные формы работы по реализации программы:
Ожидаемые результаты:
Средства контроля и достоверность результатов: публичными отчетами и докладами о реализации данного проекта перед родительской общественностью, перед общественностью города через средства массовой информации. Результативность программы по разным возрастным группам проверяется по разным методикам (приложение 1) Методическое обеспечение программы: 1. Методические рекомендации по организации деятельности детских, подростковых организаций ФДПЮО, 1996 г. 2. Книга вожатого, Москва., 1986 г. стр 176-178 3. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №8 М., 2004 г. стр 103-136 4. Военно-патриотическое воспитание в школе. М.В.Видякин, Н.А.Касаткина, И.О.Усатова и др. Издательство «Учитель» Волгоград, 2005 г.стр. 11-25 5. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №1 М., 2003 г. стр. 52-61 6. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №3 М., 2004 г. стр. 2-9 7. Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы 8. Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы Материально-техническое обеспечение программы:
|