Скачать 58.46 Kb.
|
Технологическая карта урока. Учитель с многолетним опытом работы в общеобразовательной школе предлагает как вариант конспекта урока технологическую карту. Чем технологическая карта отличается от традиционного конспекта. Только формой. В начале технологической карты дается традиционная «шапка», далее – в виде таблицы - основные элементы содержания. Как правило, после таблицы уместно разместить дополнения - например, тест или задачи с решением, схемы и пр. Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда. ЭТАПЫ УРОКА:
При необходимости несколько этапов могут быть объединены в один. Однако некоторые из них носят инвариантный характер, поэтому должны быть на каждом уроке: - Этап организации учебного занятия; - Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности; - Основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности); - Этап подведения итогов учебного занятия; - Рефлексия. Основной этап зависит от учебных целей, что, в свою очередь, определяет тип учебного занятия. Работа учащихся над соответствующими задачами на уроке может осуществляться как индивидуально, так и в парах или группах. Рассмотрим особенности организации и управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Начать этот этап целесообразно с фронтальной проверки наличия домашнего задания у всех учеников с целью определения тех, кто его не выполнил, и организации выполнения этими учениками хотя бы части домашнего задания самого низкого уровня и повторения теоретического материала учебника при опосредованной или непосредственной помощи учителя. Проверка качества выполнения домашнего задания проводится не всегда, но если задание сложное, то целесообразно организовать дифференцированную проверку с последовательным «отключением» групп, например, на самостоятельную работу с учебником. ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Подведя итоги предыдущего этапа урока, учитель проговаривает мотивацию учебной деятельности для всего класса и начинает устный опрос по теме предыдущего урока учеников из 4 группы, которым после этого дается индивидуальное задание творческого характера. Затем отвечают ученики 3 группы и тоже получают задания для самостоятельной работы. Опрос учащихся 1 и 2 групп происходит индивидуально на фоне самостоятельной работы класса. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. Для выравнивания условий восприятия нового материала предлагается в большом количестве повторений объяснения нового материала для учащихся 1 и 2 групп. Повторяющиеся объяснения учителя должны носить вариативный характер и проводиться на фоне групп учащихся, работающих самостоятельно ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Этот этап проводится фронтально. Дифференцированный подход к учащимся разных типологических групп заключается в «адресности» вопросов различного типа в условиях фронтальной работы. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ. Эти этапы урока строятся по одному принципу и их нельзя рассматривать обособленно, потому что по технологии дифференцированного обучения между ними нет общих четких для всех типологических групп «границ». Основной на этом этапе - метод управляемой самостоятельной работы. Ученики 1 группы для закрепления знаний, формирования навыков и умений нуждаются не только в большей помощи учителя, но и в большем количестве задач репродуктивного характера (воспроизводящая самостоятельная работа по образцу). Ученики каждой группы могут выполнять незначительное количество заданий для другого (более высокого уровня) типа самостоятельной работы. КОНТРОЛЬ И СИТЕМАТИЗАЦИЯ. Особенности управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения на этом этапе урока состоят в общей контролируемости результатов работы каждой типологической группы и каждого ученика в ее составе на всех этапах урока. К каждой типологической группе применяются различные виды контроля: 1 группа - контроль учителя и взаимоконтроль; 2 группа - контроль учителя и взаимоконтроль; 3 группа - контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль; 4 группа - контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль, внутренний самоконтроль. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Домашнее задание обязательно дифференцируется согласно индивидуально-типологическим особенностям учащихся. Учитель может сделать учебный процесс открытым и объяснить ученикам, почему на уроке используются именно эти формы обучения, какие они имеют преимущества. Широкое использование методов мотивации позволяет сделать учебную деятельность учащихся сознательной и эффективной. При планировании и организации учебной деятельности следует опираться на стремление учащихся к самоопределению, самосовершенствованию, проявлению интеллектуальной активности, познанию нового; социальные мотивы учебной деятельности (поиск контактов и сотрудничество; заинтересованность в результатах коллективной работы; обязанность и ответственность перед обществом, классом, учителями, родителями; стремление к одобрению, желание быть первым), создавая ситуации взаимопомощи, взаимообучения, взаимопроверки, рецензирования. Тогда учащиеся будут сознательно относиться к своей учебной деятельности. Важно, чтобы каждый ученик овладел умением осуществлять рефлексию и самоуправлением обучения. Выполнение этих условий будет способствовать эффективной реализации совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе. Технологическая карта дополняется сопровождающими материалами: алгоритмами и опорными схемами, задачами для индивидуальной или групповой работы, тестовыми заданиями различных типов, вопросами для самоконтроля учащихся в соответствии с уровнем усвоения ими знаний, критериями оценивания и т. д. ПРИМЕР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ. Название предмета ____________________ Класс _______ Урок № ______ Дата_____________ Тема ________________________________________________________________________ ЦЕЛИ: Образовательные-_______________________________________________________ Развивающие-________________________________________________________________ Воспитательные-______________________________________________________________ Место урока в системе уроков данного раздела:-__________________________________ Тип урока:____________________________________________________________________ Основные термины и понятия:__________________________________________________ Межпредметные связи:________________________________________________________ Наглядность:_________________________________________________________________ Оборудование:_______________________________________________________________ Формы работы:_______________________________________________________________ Девиз урока:__________________________________________________________________ ХОД УРОКА
|