Номинация «Русский язык в начальной школе»
Раздел: Методическая разработка урока
Тема: «Слова с удвоенными согласными»
Автор: Янгубаева Ольга Аркадьевна
Место работы: МКОУ Ювинская СОШ
Должность: учитель начальных классов
Телефон: 8 – 950 – 19 – 18 - 070
e-mail: soschuva@mail.ru
Пояснительная записка
Методическая разработка урока по русскому языку «Слова с удвоенными согласными» для 2 класса по программе «Школа России» проводится в разделе «Звуки и буквы», авторы учебника В. П. Канакина, В.Г.Горецкий. Эта методическая разработка актуальна, так как интерактивные формы и методы обучения дают новые возможности, связанные, прежде всего с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом. Ведущие технологии урока: здоровьесберегающие, технология развития мышления, технология оценивания образовательных достижений.
В ходе урока дети учатся применять ранее полученные знания. Урок раскрывает особенности обучения фонематическому анализу. Cистема упражнений позволяет формировать умение различать буквы и звуки, дифференцировать кинетически сходные буквы путем выработки зрительно-моторной координации, формировать умение различать символы, развивать зрительную, слуховую и тактильную память.
На уроке используется метод группового обучения: работа в парах; проблемные методы обучения, игровые (дидактические, творческие, деловые игры и т.п.), тестовые задания, а так же интерактивные методы повышают мотивацию и вовлеченность участников в процесс совместного решения проблемы. Эти методы формируют способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная; индивидуальная; работа в паре. В течение всего урока ведется работа над формированием оценочной самостоятельности, использовались следующие этапы: самоанализ, взаимооценка.
Разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС, прописаны все универсальные учебные действия урока. Урок направлен на обогащение словарного запаса и развитие связной речи.
По программе предусмотрено на эту тему два урока. Данный урок первый - урок изучения нового материала.
Дидактическая цель: создать условия для получения новой учебной информации.
Задачи: образовательная – ввести понятие «удвоенные согласные», развивающая – развивать умение пользоваться справочной литературой, развивать познавательный интерес; воспитательная – воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к родному языку.
Продолжительность урока 45 минут.
Возраст обучающихся 7-8 лет, в классе 14 человек.
Средства обучения: учебник, толковые словари, презентация «Слова с удвоенными согласными», цифровые сигнализаторы, чистые листочки, игрушка Вини-Пуха. Тема: Слова с удвоенными согласными.
Цель: ознакомить обучающихся с правописанием слов с удвоенными согласными.
Тип урока: урок изучения нового материала
Планируемые результаты: обучающиеся овладеют первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; научатся слышать слова с удвоенной согласной в корне; правильно обозначать их на письме; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; оценивать себя и своих товарищей.
Личностные результаты: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Универсальные учебные действия
Образовательные: ознакомить с правописанием удвоенных согласных; продолжить формировать умения составлять простые предложения, умение пользоваться словарём.
Развивающие: развивать речь обучающихся; логическое, пространственное мышление, воображение, смекалку; механическую, эмоциональную и зрительную память; познавательную активность. Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции.Развивать навык самооценки.
Воспитательные:воспитание активности, усидчивости, прилежания в процессе учения;воспитывать уважение к товарищам и интерес к предмету.
Коррекционные: корректировать устную речь учащихся.
Здоровьесберегающие: создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке; организовать двигательную активность;вести контроль за позой учащихся во время работы за партой.
Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям); ориентироваться на страницах учебник;находить ответы на вопросы.
Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Основное содержание темы, понятия и термины: слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Слова с непроверяемым написанием: класс, классная (работа)
Оборудование:
Для учителя: мультимедиа-проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация, учебник, числовые сигнализаторы, игрушка Вини-Пуха,сказка «Про девочку Аллочку» из книги В.Волиной «Весёлая грамматика» с.119.
Для обучающихся: рабочие тетради, учебник русского языка, словари, числовые сигнализаторы, чистые листочки для рефлексии.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом, поисковая работа, самостоятельная работа, работа в паре.
Средства формирования УУД: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология развития мышления, технология оценивания образовательных достижений, наглядность, толковый словарь С.И.Ожегова, орфографический словарь, иллюстрации, учебник «Русского языка» для 2-го класса В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Список литературы:
1Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ
2.ФГОС от 06.10.2009 г. №363 с изменениями от 26.11.2010 г. №1241
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. МО и Н РФ М. «Просвещение» 2011г.
4.Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России». Пособие для учителей образовательных учреждений М. «Просвещение» 2011г.
5. Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс учителей начальных классов
6. Т.Н.Ситникова «Поурочные разработки по русскому языку» 2 класс по УМК П.П.Канакиной, В.Г Горецкий М. «ВАКО» 2013г.
7.Электронное приложение к учебнику «Русский язык» Канакина В.П. 2 класс
8.Интернет-ресурсы.
- Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
9.В.Волина «Весёлая грамматика» Ход урока.
I.Организационный момент. Слайд 2
Отбросим в сторону переживания и неудачи.
Не опуская рук, возьмемся за дела.
И на уроке русского опять все поработаем на «5».
- Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом. Подарите, пожалуйста, улыбку нашим гостям.
- Сегодня вас ожидают новые знания. И я надеюсь, что у вас есть желание научиться новому на уроке, а девиз нашего урока: ВСЁ РАЗВЕДАТЬ, ВСЁ УЗНАТЬ,
СВОИХ ОШИБОК НЕ СКРЫВАТЬ! Слайд 3
Вы согласны с этими словами? Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. II.Актуализация опорных знаний.
1.Запись числа и классной работы с комментированием.Слайд 4
2.Появление сказочного персонажа. (Раздаётся стук)
-Кто бы это мог быть? Мы с вами узнаем, если отгадаем загадку
Он и весел, и не злобен, Этот милый чудачок. С ним приятель Пятачок. Для него прогулка – праздник, И на мед особый нюх. Это плюшевый проказник, Медвежонок … Вини-Пух (игрушка Вини-Пуха)
3.Загадки (читают дети) Слайды 5-8
Есть спортивная игра,
В ее названии два “к”.
Играя клюшкой, шайбу бей
Игра известная …… (хоккей) кК Простудился я вчера,
Голова болит с утра
И чихаю, и охрип,
У меня, наверно … (грипп) пп
В середине, по бокам
Цветы и липы тут и там.
Идти нам веселее
По липовой …….. (аллее) лл С мамой в магазин ходили,
Для занятий все купили,
За ластик, ручку, пасту
Несу я деньги в …. (кассу) СС -Что обозначает слово «аллея»? Если значение слова непонятно, то мы обращаемся к … «Толковому словарю». Катя нам объяснит лексическое значение этого слова. (Работа со словарём)
III. Выявление проблемы урока. Целеполагание.
- Произнесите слова. Что вы заметили? (Звук произносится более долго).
- А если закрыть одну букву. Прочитаем слова. Что изменилось?
- Кто же скажет тему нашего урока? Слайд 9
- Объясните значение слова «удвоенные» (Две одинаковые буквы рядом)
-Какие цели мы поставим перед собой?
- Сегодня на уроке мы должны: Слайд 10
- научиться находить слова с удвоенными согласными;
-научиться их грамотно писать;
- выучить правило переноса данных слов.
- К нам на урок пришли новые слова и очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только не знали - как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них также нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться слышать и правильно писать.
- Итак, кто готов к тому, чтобы научиться?
- Так какой вывод сделаем? (Долгие согласные звуки обозначаются двумя буквами)
Каллиграфическая минутка. Слайды 11, 12
- Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения.
Полученная запись в тетрадях: ккллппсс…
- В каких ещё словах есть удвоенная с?
- Карточка слова «класс». Сколько в слове букв? Сколько звуков? Почему букв больше?
- Составление предложений (устно)
- Какое однокоренное слово мы уже записали? (Классная)
- Что общего в цепочках букв вы видите?(Они записаны парами)
- Какие звуки обозначают буквы, которые мы с вами записали? (Согласные)
-Оцените свою работу. Подчеркните самое красивое соединение. IV .Работа с учебником.
- Прочитайте тему урока на с. 117
-Кто запомнил, что обозначает словоудвоенные (Две одинаковые буквы рядом).
1. Работа с упражнением 188.
- Прочитайте слова (про себя).
- Значение каких слов вам неизвестно?
- Что такое перрон? ( Перрон – площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда). Слайд 13
- Что такое вожжи? ( Вожжи – это часть упряжи, состоящая из длинных ремней или верёвок и служащая для того, чтобы править лошадью). Слайд 14
- Ребята, если встретится слово, которое вам не понятно, значение этого слова нужно посмотреть в толковом словаре.
- Что такое шоссе? Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре на стр. 140. 2. Работа со словарём. Слайд 15
- Произнесите каждое слово. Какой звук слышим на месте удвоенных согласных? ( Он долгий, тянется).
- Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные. 3. Физминуткадля глаз
Ах, как долго мы писали.
Ах, как долго мы писали, глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно. (Посмотреть влево - вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх.) Вправо, влево повернем, (Посмотреть влево и вправо.)
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.) 4. Работа над правилом. Слайд 16
- Как бы вы сформулировали правило правописания слов с удвоенными согласными? Поработайте в парах.(Работают в парах.) Выступление от пар.
- Вы правы, такого правила нет. Но как-то нам нужно это обобщить. Помогайте мне: если в словах слышится долгий согласный звук, он обозначается удвоенными буквами. Правописание таких слов мы должны запомнить. А если сомневаешься – обратиться к словарю. Давайте проверим наш с вами вывод.
- Прочитайте правило.
- Слова с удвоенными согласными можно тоже назвать словарными. Почему?(Их написание нужно запомнить или посмотреть в орфографическом словаре.)
- Хорошо, правиломы сформулировали, эти слова не проверяются, а запоминаются – убедились. Дальше что? Что мы еще не узнали об этих словах? (ответы)
- Как вы думаете, как надо переносить слова с удвоенными согласными? Слайд 17
- При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят: антен-на, телеграм-ма, суб-бота, крос-совки. V.Динамическая пауза.
- Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши.
Спросите, не повысив тона: Что больше, центнер или тонна? Необходимы соль и крупы, Чтоб кашу наварить для группы. Кто получит низкий балл, Не придёт на школьный бал. Радиоволна идёт сквозь стену. Мы её поймаем на антенну. Если пьёте в школе квас, Не забрызгайте весь класс. Если в доме много сора, Может в доме вспыхнуть ссора. Приятнее найти под ёлкой гриб, Чем получить ангину или грипп. VI.Закрепление изученного
1. Работа с упражнением 189.
-Найдите упражнение 189.
Прочитаем слова по «цепочке». Объясним значение каждого слова. Работа в парах.
В каждой мини-группе возьмём для работы по 3 слова:
1)спишем, подчеркнём удвоенную согласную;
2)разделим слова для переноса с одной строки на другую. Взаимопроверка тетрадей, оценивание
Тест «Двойные согласные»(Сигнализаторы) Слайд 18 - 23
Найди слова с ошибкой.
класс
шоссе
субота
хоккей
перрон
Как переносятся слова с двойными согласными?
Обе буквы остаются на строке.
Обе буквы переносятся.
Одна буква остаётся на строке, а другая переносится.
Можно ли проверить написание двойных согласных?
Да, нужно подобрать проверочное слово.
Нет, такие слова нужно запоминать.
3.Игра « Узнай сказочного героя » Слайд 24
1) Многим долго неизвестный
стал он каждому дружок,
всем по сказке интересной
мальчик луковка знаком.
Очень быстро и недлинно
он зовётся ... (Чиполлино) 2) Он и весел и не злобен,
этот милый чудачок.
С ним приятель Пятачок.
Для него прогулка - праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник,
медвежонок ... (Винни - Пух)
- Знаете ли вы ещё литературных героев, в именах которых была бы удвоенная согласная буква? (Загадки в приложении)
Муми - тролль (Туве Янссон), Гулливер (Джонатан Свифт), Рикки–Тикки-Тави (Редьярд Киплинг), ПеппиДлинныйчулок (Астрид Линдгрен), Гарри Поттер (Дж.К. Ролинг) VII .Подведение итога урока.Слайд 25
- Чему научились на уроке?
- Достигли ли мы цели, которые поставили перед собой на уроке?
-Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне? (Запоминать как можно больше таких слов.В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре.) - Правильно. А сейчас послушайте сказку, что может произойти, если не знать, как пишутся такие слова.
Сказка «Про девочку Аллочку» (Читает подготовленный уч-ся.) Жила-была девочка Алла. Училась она во втором классе. Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила «двойку». Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали: - Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени. И Алла разучилась писать своё имя... А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала. Почему ты плачешь? - спросила учительница. - Я не знаю, как пишется моё имя. Учительница с улыбкой посмотрела на второклассницу и сказала: - Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила словаи с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить. Давайте выучим эти слова и мы! - Так давайте же продолжать учить такие слова!
- Что на уроке вам понравилось?
- Какая работа показалась вам сложной? Давайте оценим свою работу на уроке. VIII. Рефлексия (закончи предложение ) Слайд 26
Сегодня я узнал……….
Было интересно узнать ……
Было трудно………
Я научился……
Я попробую……
Меня удивило…… IX. Домашнее задание.
Дома выучить правило и выполнить задание в рабочей тетради на стр. 53.
Слайд 27, 28, 29 Приложение. Загадки.
Хоть он стоек был и смел,
Но в огне не уцелел.
Младший сын столовой ложки,
Он стоял на крепкой ножке.
Не железный, не стеклянный,
Был солдатик...
(Оловянный.) Предупредить я вас должна: Я так хрупка, я так нежна, Что через тысячу перин Горошину одну Я буду чувствовать всю ночь И так и не засну! (Принцесса на горошине.)
Мог он быть почти горою,
Мог - не больше лилипутов.
Имя этого героя
Мне скажи, не перепутав.
Почему "менял размер"
Знаменитый ... ?
(Гулливер.)
Угадайте-ка, ребята: Кто-то, где-то и когда-то Все моря избороздил, С корабля сошёл по трапу И в свою большую шляпу Лилипутов посадил. (Гулливер.) Я - богатый, всемогущий, Очень стройный, страшно злющий, Но я смерти не боюсь, Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный.) Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живёт
И чужих невест крадёт.
(Кощей Бессмертный.) «Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит». Должен ты решить задачку: Как зовут его собачку? (Авва.) А собака Айболита Тоже очень знаменита. Знаем все её мы, право, Ну конечно, это … (Авва.)
В бороде у старика Нет простого волоска, Каждый волос – для мечты! Кто хозяин бороды? (Старик Хоттабыч.)
Крепко с Волькою дружил
Не простой старик, а джинн.
Был он родом из пустыни
И любил сидеть в кувшине.(Старик Хоттабыч) |