Устное сочинение по результатам наблюдений и воспоминаний «Золотая осень» (СЕНТЯБРЬ 2 КЛАСС ).
Цели :
- развитие художественных, творческих, и познавательных способностей, формирование эстетического отношения к слову, совершенствование видов речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать;
- овладение осознанным правильным, беглым и выразительным чтением, формирование читательского кругозора;
- воспитание эстетического отношения к слову, интереса к чтению и книг;
Ход урока
Организационный момент
Учитель: «Здравствуйте, ребята!»
Дети: «Здравствуйте!»
Учитель:
«Звонкий прозвенел звонок.
Начинается урок.
Все ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка!
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».»
На доске целый листопад из разноцветных бумажных листьев (их заранее сделали на уроке труда).
Учитель: Одна волшебница приготовила вам задания – загадки. Угадайте имя этой красавицы. (на обороте каждого листочка загадка, эти загадки писали дети). Работаем по цепочке. Один ученик снимает лист, читает загадку, другие отвечают (одновременно идут слайды с загадками, дети читают самостоятельно с доски).
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я - ...
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Пришла без красок
B без кисти
И перекрасила все листья.
Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года - ...
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...
Ветер листьями играет,
их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат -
это значит ...
Листья жёлтые кружатся,
На земь ковриком ложатся.
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот — каждый год.
Как он называется?
Желтые крылья осины, березы,
Красные - ясеня, дуба и розы
В воздухе кружат и шелестят
Это осенний идет…
Наступила Осень.
Золотой наряд
Лес сбросил.
Кружевным дождём,
Но мы новый подождём.
Деревья платья сбросили
И кланяются Осени.
Ветер-дворник очень рад.
Гонит рыжий…
Учитель: Как вы догадались, тема нашего урока – «Золотая осень». Каждый человек видит мир по-своему. Мы будем учиться писать красивое сочинение о золотой осени. Для этого надо уметь употреблять красочные образные выражения. Это будут ваши личные наблюдения. Но необходимо уметь вводить в свое описание цитаты- отрывки из произведений великих поэтов и писателей.
Стихотворение читает ученик (наизусть).
А.С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(Дети читают с доски)
Стихотворение читает ученик(наизусть).
Иван Бунин
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
(Презентация. Ученики читают с доски)
Стихотворение читает ученик (наизусть).
К.Л. Хетагуров
ОСЕНЬ
Желтеют, темнеют
Трава и кусты,
На скатах щербатых
Туманы густы.
Вот сжали, убрали
Мы хлеб наконец;
Колотят, молотят...
Стричь будут овец.
Садами, стадами
И хлебом полна,
О, как ты богата,
Родная страна!
(Презентация. Читаем с доски).
Учитель: Замечательные стихи! Какие строки вам понравились больше всего? (презентация). Прочитанные вами строки являются цитатами:
«…В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,…»
Пушкин А.С.
«…Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,…»
«…А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…»
И.А.Бунин
«…Желтеют, темнеют
Трава и кусты,
На скатах щербатых
Туманы густы…»
К.Л. Хетагуров
Взгляните на красоту осеннего леса (идут слайды с фотографиями), а так изображают золотую осень знаменитые художники (идут слайды).
Физ. минутка:
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
На полянку мы выходим.
Много ягод там находим.
Осень щедрая пришла,
Нам подарки принесла.
Послушайте описание картины В. Поленова «Золотая осень».
Наступила пора золотой осени. Нам открывается красивый вид,
великолепный пейзаж.
Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета. Во многих своих творениях художник В.Д. Поленов изображал Родину и реку Оку.
Строгое великолепие окрестностей у берегов Оки притягивает взгляд – тепло последних осенних дней, кажется, стекает с полотна и разливается по залу. Солнечные зайчики и блики от воды заставляют щуриться и улыбаться, вспоминая такие же дни из своей жизни. Холмы медленно исчезают, растворяются в безграничной дали.
Осень на ней еще только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей, и от земли исходит последнее тепло.
Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов.
Учитель: Ребята, я задаю ряд вопросов об осени, а вы отвечаете мне цитатами из данного текста (презентация).
Что вы можете сказать об осеннем солнце, небе, облаках?
Как автор описывает деревья, лес?
Что говорится о земле, реке?
(Дети находят отрывки. Зачитывают).
Какие бы слова и выражения употребили бы вы?
Мы были на экскурсии в роще, гуляли по парку.
Предполагаемые ответы детей, основанные на собственных наблюдениях за природой:
- небо: яркое, высокое, лазурное, бесконечное, раскинулось куполом;
- солнце: нежное, ласковое, с теплыми веселыми лучами, доброе;
- воздух: чистый, хрустальный, здоровый, бодрящий, с серебристыми паутинками;
- деревья: одетые в золото, в расшитые яркой краской сарафаны, дубы –богатыри, сосны великаны, березы – стройные красавицы, рябина и калина – кокетливые девушки с яркими сережками-ягодами.
- листья: золотые монетки, шуршащий под ногами ковёр;
- птицы: прощальный грустный крик, улетающие косяки.
Предполагаемый вариант устного сочинения.
Наступила осень золотая. Она пришла в лес, словно в свой расписной терем. Сказочная красавица накинула на деревья чудесные наряды.
Стройные берёзы в желтых платьях ведут хоровод. Их охраняют могучие дубы в бронзовых кольчугах. В медленном вальсе скользят по хрустальному воздуху опадающие листья.
Осень прекрасна!
Домашнее задание: сочинение по собственным наблюдениям «Золотая осень».
|