Род и число имен существительных





Скачать 39.96 Kb.
НазваниеРод и число имен существительных
Дата публикации02.07.2014
Размер39.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Тема. Род и число имен существительных.

Цель: совершенствовать навыки определения рода и числа имен существительных, согласование их с прилагательными и глаголами в роде и числе; сформировать умение распознавать существительные, употребляющиеся в формах только единственного и множественного числа, правильно употреблять их в речи; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: репродукции картин: «Золотая осень» И. Левитана, «Осень в Киеве» Н. Глущенко, «Осень. Веранда» С. Жуковского, «Октябрь» Е. Волкова; раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, учебник Быковой Е.И., Давидюк Л.В.
Ход урока.


  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя.

У нас сегодня необычный урок, поэтому приглашаю вас в картинную галерею великих русских художников – Исаака Левитана, Станислава Жуковского, Николая Глущенко, Ефима Волкова. Глядя на картины, невольно на ум приходят следующие строки:

«Унылая пора! Очей очарование!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье…»

Вам знакомо это стихотворение? Вспомните, кто автор этих строк?

Обратите внимание на картину Исаака Левитана «Золотая осень».

- Что изобразил художник на своей картине?

- Слова, какой части речи вы назвали?

- Как вы думаете, зачем нужно изучать имя существительное?


  1. Объявление темы и целей урока.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.




  1. Каллиграфическая минутка.

Учащиеся прописывают букву О нижнего и верхнего соединения.

  1. Проверка домашнего задания. Игра «Атака веером» (учащиеся самостоятельно составляют вопросы и задают друг другу).

Возможные вопросы:

- Что такое имя существительное?

- Каковы морфологические признаки имен существительных?

- Сколько родов у имен существительных? Назовите их. Приведите примеры.

- Сколько чисел у имен существительных?

- Какую синтаксическую роль выполняют имена существительные?
II. Работа над темой урока.


  1. Работа с учебником.

Теоретический материал с. 67- 68.


  1. Работа возле доски.

Задание: прочитайте слова, использующиеся только в форме множественного числа, определите их общее лексическое значение.

Ножницы, щипцы, ворота - … (парные предметы).

Жмурки, прятки - (игры).

Сумерки, сутки, будни - … (отрезки времени).

Альпы, Карпаты - … (географические названия).

  1. Работа с раздаточным материалом.

Задание: прочитайте текст.

Дивная осень.

Я сижу у окна и любуюсь осенней природой. Там, за окном, кружится лёгкий ветерок. Он подхватывает золотые листочки и несёт их по воздуху. А внизу, на земле, они ложатся на пёстрый ковёр. Всё ещё зелёные листья качаются на ветках и будто ждут, когда настанет время опадать.

В воздухе ещё витает аромат прошедшего лета, а небо ещё льёт свой тёплый лазурный свет на землю. Но мир уже по-осеннему ленив и прохладен. Чистый, хрустальный купол неба дрожит и медленно затягивается облаками.

- Докажите, что перед вами текст.

- Распределите существительные первого абзаца в три колонки по родам.

- Найдите в тексте имя существительное общего рода. (в тексте нет существительного общего рода).



  1. Физкультминутка.

Если имя существительное мужского рода, ребята поднимают руки вверх, женского рода – приседают, среднего – руки в сторону, общего – стоят на месте.

Картофель, выскочка, страна, тушь (марш), тюль, дерево, непоседа, герой, манжета, сладкоежка, учитель, роскошь, время.


  1. Работа по индивидуальным карточкам.

Прочитайте и отредактируйте предложения. Почему возникают подобные ошибки?

Поезд «Москва-Киев» прибывает на первую путь.

У нашей калитки растет огромная тополь.

Скосили горький полынь.


  1. Составление словосочетаний по картинам.




  1. Распределительный диктант «Ромашка».

Задание: в первый лепесток записать слова, употребляющиеся как в единственном, так и во множественном числе, во второй – имеющие форму только ед. числа, в третий – только множественный.

Цифра, грабли, ворота, молодость, гвоздика, Сумы, день, смех, серебро, тетрадь, сани, радость.

  1. Итоги урока.

1. Игра «Четвертое лишнее».

А) Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.

Б) Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.

В) Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.

Г) Носок, мозоль, георгин, помидор.

2. Рефлексия.

- Над чем работали сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

V. Домашнее задание.

Параграф 8, упр. 83.

Уровень высокой компетентности: составить распределительный диктант.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Род и число имен существительных iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Род и число имён существительных»
Цель: формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять число...
Род и число имен существительных iconУрок по русскому языку Тема: «Род имён существительных»
Планируемые результаты: предметные – познакомить с грамматическим признаком имен существительных – числом и родом,научиться определять...
Род и число имен существительных iconЕдинственное и множественное число имен существительных. Имена существительные,...
Цели: формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имен существительных, дать...
Род и число имен существительных iconМетодическая разработка урока русского языка по теме: «Множественное...
Цель: учить определять окончания имён существительных первого склонения во множественном числе, определять падеж имён существительных...
Род и число имен существительных iconКонспект проблемного урока русского языка на тему: «Множественное число имён существительных»
Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями имён существительных в форме множественного числа
Род и число имен существительных iconПрезентация к уроку, тесты по теме «Склонение существительных»
Цели: развивать умение распознавать склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые существительные; имена существительные, имеющие форму...
Род и число имен существительных iconКонспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных
...
Род и число имен существительных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными,...
Род и число имен существительных icon2. Вы знает, что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечает эта часть речи?
Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными,...
Род и число имен существительных iconУрок русского языка
Познакомить с алгоритмом определения рода, учить определять род имён существительных по алгоритму
Род и число имен существительных iconКонспект урока русского языка в 3 классе Учитель начальных классов Мальцева Наталья Николаевна
Цели урока: формировать представления об основных грамматических признаках существительных; развивать умения определять число и род...
Род и число имен существительных iconРод имен существительных
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного
Род и число имен существительных iconТретье склонение имен существительных. Правописание мягкого знака...
Нчаний существительных не зависит от типа основы и от того, одушевленное оно или неодушевленное. Привлечь внимание учащихся к совпадению...
Род и число имен существительных iconУрок: Род несклоняемых имен существительных
Вспомните, что такое пословица и как она обычно строится. В пословице заключается народная мудрость
Род и число имен существительных iconИзменение имён существительных по числам
Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных
Род и число имен существительных iconТема: Изменение имён существительных по числам
Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск