Скачать 39.96 Kb.
|
Тема. Род и число имен существительных. Цель: совершенствовать навыки определения рода и числа имен существительных, согласование их с прилагательными и глаголами в роде и числе; сформировать умение распознавать существительные, употребляющиеся в формах только единственного и множественного числа, правильно употреблять их в речи; воспитывать любовь к природе. Оборудование: репродукции картин: «Золотая осень» И. Левитана, «Осень в Киеве» Н. Глущенко, «Осень. Веранда» С. Жуковского, «Октябрь» Е. Волкова; раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, учебник Быковой Е.И., Давидюк Л.В. Ход урока.
Слово учителя. У нас сегодня необычный урок, поэтому приглашаю вас в картинную галерею великих русских художников – Исаака Левитана, Станислава Жуковского, Николая Глущенко, Ефима Волкова. Глядя на картины, невольно на ум приходят следующие строки: «Унылая пора! Очей очарование! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье…» Вам знакомо это стихотворение? Вспомните, кто автор этих строк? Обратите внимание на картину Исаака Левитана «Золотая осень». - Что изобразил художник на своей картине? - Слова, какой части речи вы назвали? - Как вы думаете, зачем нужно изучать имя существительное?
Учащиеся прописывают букву О нижнего и верхнего соединения.
Возможные вопросы: - Что такое имя существительное? - Каковы морфологические признаки имен существительных? - Сколько родов у имен существительных? Назовите их. Приведите примеры. - Сколько чисел у имен существительных? - Какую синтаксическую роль выполняют имена существительные? II. Работа над темой урока.
Теоретический материал с. 67- 68.
Задание: прочитайте слова, использующиеся только в форме множественного числа, определите их общее лексическое значение. Ножницы, щипцы, ворота - … (парные предметы). Жмурки, прятки - (игры). Сумерки, сутки, будни - … (отрезки времени). Альпы, Карпаты - … (географические названия).
Задание: прочитайте текст. Дивная осень. Я сижу у окна и любуюсь осенней природой. Там, за окном, кружится лёгкий ветерок. Он подхватывает золотые листочки и несёт их по воздуху. А внизу, на земле, они ложатся на пёстрый ковёр. Всё ещё зелёные листья качаются на ветках и будто ждут, когда настанет время опадать. В воздухе ещё витает аромат прошедшего лета, а небо ещё льёт свой тёплый лазурный свет на землю. Но мир уже по-осеннему ленив и прохладен. Чистый, хрустальный купол неба дрожит и медленно затягивается облаками. - Докажите, что перед вами текст. - Распределите существительные первого абзаца в три колонки по родам. - Найдите в тексте имя существительное общего рода. (в тексте нет существительного общего рода).
Если имя существительное мужского рода, ребята поднимают руки вверх, женского рода – приседают, среднего – руки в сторону, общего – стоят на месте. Картофель, выскочка, страна, тушь (марш), тюль, дерево, непоседа, герой, манжета, сладкоежка, учитель, роскошь, время.
Прочитайте и отредактируйте предложения. Почему возникают подобные ошибки? Поезд «Москва-Киев» прибывает на первую путь. У нашей калитки растет огромная тополь. Скосили горький полынь.
Задание: в первый лепесток записать слова, употребляющиеся как в единственном, так и во множественном числе, во второй – имеющие форму только ед. числа, в третий – только множественный. Цифра, грабли, ворота, молодость, гвоздика, Сумы, день, смех, серебро, тетрадь, сани, радость.
1. Игра «Четвертое лишнее». А) Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки. Б) Тюль, бюллетень, гроздь, рояль. В) Брюки, хлопоты, дверцы, вилы. Г) Носок, мозоль, георгин, помидор. 2. Рефлексия. - Над чем работали сегодня на уроке? - Что нового узнали? V. Домашнее задание. Параграф 8, упр. 83. Уровень высокой компетентности: составить распределительный диктант. |
Урок русского языка 3 класс Тема: «Род и число имён существительных» Цель: формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять число... | Урок по русскому языку Тема: «Род имён существительных» Планируемые результаты: предметные – познакомить с грамматическим признаком имен существительных – числом и родом,научиться определять... | ||
Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные,... Цели: формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имен существительных, дать... | Методическая разработка урока русского языка по теме: «Множественное... Цель: учить определять окончания имён существительных первого склонения во множественном числе, определять падеж имён существительных... | ||
Конспект проблемного урока русского языка на тему: «Множественное число имён существительных» Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями имён существительных в форме множественного числа | Презентация к уроку, тесты по теме «Склонение существительных» Цели: развивать умение распознавать склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые существительные; имена существительные, имеющие форму... | ||
Конспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными,... | ||
2. Вы знает, что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечает эта часть речи? Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными,... | Урок русского языка Познакомить с алгоритмом определения рода, учить определять род имён существительных по алгоритму | ||
Конспект урока русского языка в 3 классе Учитель начальных классов Мальцева Наталья Николаевна Цели урока: формировать представления об основных грамматических признаках существительных; развивать умения определять число и род... | Род имен существительных Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного | ||
Третье склонение имен существительных. Правописание мягкого знака... Нчаний существительных не зависит от типа основы и от того, одушевленное оно или неодушевленное. Привлечь внимание учащихся к совпадению... | Урок: Род несклоняемых имен существительных Вспомните, что такое пословица и как она обычно строится. В пословице заключается народная мудрость | ||
Изменение имён существительных по числам Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных | Тема: Изменение имён существительных по числам Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных |