Скачать 62.11 Kb.
|
Цели и задачи: познакомить учащихся с правилом опре- деления рода несклоняемых существи- тельных; научить определять род несклоняемых существительных, уметь делать выводы, применять знания на практике; развитие устной и письменной речи; воспитывать интерес к изучению род- ного языка; повторить сведения об имени существи- тельном и правописании имен существи- тельных. Оборудование: орфографические и толковые словари; распечатанные задания и тексты для работы; рисунки учеников; географические карты и иллюстрации. Ход урока.
эмоциональный настрой.
Учитель: Ребята запишите в тетради число и вид работы. Тему урока пока оставим в тайне. А эпиграф к уроку я предлагаю придумать самим. Вспомните, что такое пословица и как она обычно строится. (В пословице заключается народная мудрость, состоит из двух частей: условия и вывода). Составим пословицу сами. Продолжите начало, запи- санное на доске: Чему научишься сегодня-… Вариант: Чему научишься сегодня - пригодится завтра. Эпиграф - основная мысль урока, попробуем своей работой её подтвердить.
Орфографическая разминка. Учитель: Какую часть речи мы изучаем? (существи- тельное) Что мы должны знать о существительном, чтобы отличать его от других частей речи? Ребята дают определение, указывая на отличительные признаки существительных. Двое учащихся работают у доски: «4-ое лишнее» 1. скл.? падеж? 2. словообраз. разб. 3. Р.п.-? по улиц.. синь имя на трамва.. вход время в галере.. пароход семя к станции.. путь класс: ( один ученик у доски) п..льто Задание: укажите 4-ое лишнее, обоснуйте; ..кно как называются остальные существи- п..анино тельные? в чем их особенность? д..по Выполните морфемный разбор 1 и 2 слов В чём отличие?
Учитель: Дома вы решали небольшой кроссворд, а один из вас ответы нарисовал (ученик вывешивает рисунки с изображением несклоняемых существительных). Вспомним, что могут обозначать несклоняемые сущест- вительные? ( ребята перечисляют группы нескл. сущ.)
новой темы. Учитель: Ребята, сравните, в чем отличие между существительными, которые изображены на рисун- ках? ( Так, сравнивая, ребята приходят к выводу, что одни- нарицательные, а другие- собственные, что одни- обозначают одушевленные, а другие- неодушевленные и т.д.)
Анализ записи на скрытой стороне доски: Со сцены полил.. нежн.. , первые звуки кото- рого заставили затихнуть зал. От рыбн.. шёл изумительный аромат. Мой приятель потерпел полн.. , но не думал сдаваться. Задание: рассмотрите запись и определите, что необ- ходимо сделать. (Вставить на месте пропусков слова по смыслу). Учитель: Чтобы вы смогли справиться с заданием, об- ратитесь к первой карточке. В ней даны статьи слов из толкового словаря. По их значению определите место слов в предложениях. ( Работа выполняется кол- лективно). - Какое затруднение возникает у вас ещё? Что мы должны узнать сегодня о несклоняемых суще- ствительных? Чему научиться? Ребята формулируют тему и цель урока. Записывают тему в тетради. Знакомство с новой темой уже началось при анализе домашнего задания. Дело в том, что мы уже разделили несклоняемые существительные так, как они группи- руются в русском языке по роду. Посмотрите на карточки №2. Здесь основа для табли- цы, которую вы составите, анализируя материал учеб- ника. (Ребята выполняют работу под контролем учите- ля). Анализ материала учебника идет поэтапно. После знакомства с информацией делаются первые вы- воды и выполняются тренировочные упражнения.
Двое ребят работают у доски, остальные самостоя- тельно на месте с последующей проверкой. В-1. В-2. розов.. фламинго модн.. денди вежлив.. мисс ярк.. какаду черн.. пианино опытн.. рефери горяч.. кофе мо.. кредо Второй вариант выполняется при помощи словаря. Постановка проблемного вопроса: новый словарь, выпущенный в этом году представил слово кофе как существительное ср. р. Обоснованны ли такие изменения? ( высказывания на данную тему подготавливают учащихся к творческой домашней работе).
3.Лингвинистическая задача: ж.р. Колорадо м.р. ?ребята работают по геогра- ср.р. фической карте.
ности: Творческая работа:
ство обратилось к вам ного текста предложение, по с просьбой придумать которому можно понять, к красивые определения какому роду относится дан- для рекламы: ные географические назва-
4. Постановка проблемного вопроса: найти объяснение наличию исключений в определении рода существи- тельных, обозначающих предметы, сопоставляя с опре- делением рода географических названий. Исследовательская работа для домашнего задания. Обратиться к справочному материалу. (кофе( напиток), иваси( рыба, сельдь), цеце( муха), авеню( улица) и т.д.) 5.Комментированная работа: поставивьте глаголы в скобках в форму прошедшего времени: МГУ ( объявить) … СЭС (произвести) … (Произойти) ЧП… 6. Первичная проверка знаний: мини-тест с последую- щей самопроверкой ( ответы помещены на развороте доски). Работы сдают только те, кто справился на «4» и «5». Остальные анализируют допущенные ошибки дома.
-Что мы узнали на уроке? Чему научились? Как полученные знания нам могут пригодиться? (возвращаемся к эпиграфу урока)
сти:
Домашнее задание.
сочинение-рассуждение на тему «Стоит ли менять род слова «кофе»?»
Почему при определении рода данные несклоняемые существительные явля- ются в своих группах словами-исключе- ниями: кофе, иваси, цеце, авеню, кольраби, колибри, салями? Подсказка: вспомните способ определе- ния рода несклоняемых географических названий и примените тот же способ к этим существительным. В случае затруднения обратитесь к дополнительной справочной литературе по русскому языку.
ошибки в словосочетаниях:
укажите род несклоняемых существительных |
Урок по русскому языку Тема: «Род имён существительных» Планируемые результаты: предметные – познакомить с грамматическим признаком имен существительных – числом и родом,научиться определять... | Урок русского языка 3 класс Тема: «Род и число имён существительных» Цель: формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять число... | ||
Урок Отзыв о мероприятии Образовательная: познакомить с несклоняемыми именами существительными учить правильному употреблению несклоняемых имен существительных... | Урок русского языка Познакомить с алгоритмом определения рода, учить определять род имён существительных по алгоритму | ||
Урок русского языка во 2 классе Тема : Род имён существительных Сегодня к нам на урок пришёл сказочный герой, про которого написаны следующие строки | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Род имен существительных» урок объяснения нового материала (первый урок по теме) | ||
Конспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных ... | Урок русского языка, 3 класс Тема: Изменение имён существительных... Цели: формирование первоначального представления о склонении имён существительных | ||
Урок по русскому языку в 3 классе (от 27. 04. 2012.) Тема: «Правописание... Цель: закрепить умения склонять имена существительные 2 склонения, определять склонение и падеж имен существительных, повторить правописание... | Урок русского языка в 3 классе Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных Цель: Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имен существительных | ||
Род имен существительных Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного | Краткое содержание проекта Проект «Упрямые слова» Проект «Упрямые слова» предполагает исследование категории рода. В ходе работы учащиеся ответят на вопросы: «Все ли существительные... | ||
Урок «Род имён существительных» (5 класс 15 февраля 2013г) Литературное... ... | Третье склонение имен существительных. Правописание мягкого знака... Нчаний существительных не зависит от типа основы и от того, одушевленное оно или неодушевленное. Привлечь внимание учащихся к совпадению... | ||
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Множественное... Цель: учить определять окончания имён существительных первого склонения во множественном числе, определять падеж имён существительных... | Изменение имён существительных по числам Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных |