Скачать 80.03 Kb.
|
Урок русского языка в 7 классе «Дни поздней осени…». Склонение причастий. Безударные гласные в окончаниях причастий. Цели урока: 1) развитие орфографической зоркости; 2) развитие навыков самоконтроля во время письма; 3) развитие речи и воспитание эстетического вкуса (на материале единой речевой темы урока «Осень глазами поэта и художника»). Оборудование урока: - репродукции картин русских художников, посвященных осени для создания эмоционального настроя (И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», В.Поленов «Осень в Абрамцеве», М.Нестеров «Осенний пейзаж», С.Жуковский «Лесное озеро»); - на доске эпиграф к уроку: Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно…А.С.Пушкин Ход урока. I. Слово учителя. (Эмоциональный настрой). - Так уж получилось, что изучение темы «Причастие» приходится на осенние дни. Одарив нас последним теплом «бабьего лета», она готовит для нас холод, ненастье, слякоть. Есть от чего впасть в уныние. А вот Пушкин любил эту пору, умел находить в ней свою прелесть. Обратившись к эпиграфу урока, мы это можем подтвердить. (Чтение эпиграфа) -Как вы понимаете слова А.С.Пушкина «мила красою тихою, блистающей смиренно»? - Поэт говорит о неяркой, неброской красоте поздней осени. - Есть ещё один синоним: «кроткая». Нельзя не заметить и слова «блистающей», утверждающего настоящую, высокой пробы красоту. - «Дням поздней осени» посвятит поэт немало чарующих своей красотой стихотворных строк. Среди них и эти, из романа в стихах «Евгений Онегин», без которых не обходится ни одна хрестоматия. (Выразительное чтение строк) Записанные на выдвижной доске, они станут материалом для орфографического и пунктуационного разборов). II. Орфографический и пунктуационный разбор. Уж(?) небо осенью дышало, Уж(?) реже солнышко блистало, Короче ст.новился день. Лесов т.инстве(н,нн)ая сень С печальным шумом обнажалась, Л.жился на поля туман, Гусей крикливых караван Т.нулся к югу: пр.ближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж(?) у двора. Задание.
Попутно отметим необыкновенную наблюдательность поэта, от взора которого не укрылась ни одна из примет поздней осени, скупо используемые тропы (эпитеты «таинственная сень», «с печальным шумом»), перенос («…приближалась довольно скучная пора»), «разбивающий ритм, приближающий текст к разговорной речи. III. Актуализация знаний. Задание. Выписать словосочетания «прилагательное + определяемое слово» (из этого стихотворного отрывка - вариант и из эпиграфа - вариант), таинственная сень с печальным шумом поздней осени читатель дорогой гусей крикливых красою тихою скучная пора красою блистающей (Обязательно найдётся несколько человек, выписавших словосочетание «красою блистающей»: ведь мы только ещё в самом начале большой дороги изучения причастий, но эта ошибка поможет понять главное: правописание безударных окончаний прилагательных и причастий регулируется одним правилом).
Причастие по форме напоминает прилагательное (отвечает на вопрос какой?, изменяется, как и прилагательное, по родам, числам и падежам, имеет ту же систему окончаний. -Проверим, просклоняв словосочетание «краса тихая, блистающая»).
Порядковые числительные, определительные местоимения. А значит, и их безударные окончания регулируются тем же правилом. Вывод. 1. Выбор безударных гласных у причастия (как и у прилагательного, порядкового числительного, определительного местоимения – то есть слов, отвечающих на вопросы какой?) – зависит от вопроса, задаваемого к нему от определяемого слова. 2. Чтение теоретического материала по учебнику. (Проверяем по учебнику правильность своих выводов). V. Отработка практических навыков. 1. Словарная работа. Лазурь – Былина – Чахнет – Блик – Багряный (лист) – Просека – Ядреный (воздух) - 2. «Перекличка поэтов». а) Выписать словосочетания «причастие + определяемое слово». Обозначить условия выбора орфограммы «Безударное окончание причастия».
б) Выписать словосочетания «причастие + определяемое слово», изменив падеж на указанный.
3. Работа по картине И.Левитана «Осенний день. Сокольники». - Рассмотрите внимательно картину. Каким настроением проникнута она? Опишите ее. - Спишите текст, согласовав причастия с определяемым словом. - Вставьте пропущенные буквы, объясните условия выбора орфограмм. Это было началом нов.й пейзажн.й ж.вопис(е,и). Левитан стремился передать общее сост.яние пр.роды, «погоду пейзажа», передать влажность воздуха, как бы (опутавший) предметы и (стёрший) его оч.ртания. Серая и з.л.тая осень, печалью (дышащий) с холста, щемила у зрителей сердце. По д.р.жке Сокольнического парка идёт м.л.дая жен(?)щина в ч.рном. Она одна среди осе(н,нн).. рощ(е,и). Одиночество, (окружающий) её ощущением грусти и задумчивости, тревожит душу. (Пр.обр.тённый) Третьяковым и (пом.щённый) в его галере(е,и) картина усилила уважение к автору, способствовала его пр.знанию. (По К.Г.Паустовскому) 4. Работа по развитию письменной речи. Используя предложенные опорные словосочетания, и впечатления от картин русских художников, написать сочинение-миниатюру «Лес поздней осенью». Потемневшее осеннее небо. Нависшие тучи. Оголённые деревья. Дорожка, покрытая увядшими листьями. Покосившийся мостик. Мелкий дождик, сеющийся с утра. Улетающие на юг птицы. Листва, шуршащая под ногами. V. Контроль и подведение итогов урока. Программированный опрос. Обозначьте словосочетание «причастие + определяемое слово» цифрой «1», а словосочетание «причастие + зависимое слово» - цифрой «2».
Ключ
Домашнее задание: Выписать 10-12 предложений с причастиями из I главы рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки» на тему «Осень». Обозначить условия выбора орфограммы «Безударное окончание причастия». |
Конспект урока русского языка в 6 классе Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию Цель урока: Организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, произведения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование урока: портрет поэта, выставка его книг, репродукции картин русских | ||
Тема урока: «Радость красок жизни» Оборудование: на столах учащихся лежат репродукции картин художников, наборы цветных карандашей. У учителя подготовлена картина Рылова... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оформление урока: репродукции картин П. Гогена, на доске – незаполненная таблица (можно использовать интерактивную доску) | ||
Конспект урока по изо 6 класс Тема урока: «Портрет в скульптуре» Оборудование: репродукции картин, скульптурные портреты Микеланджело Буонароти «Голова Давида»,римские скульптурные портреты II-I... | Коллекции по окружающему миру Репродукции художественных картин. (Учебное пособие для проведения бесед на уроках рисования 1-4 кл.) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование урока: портрет М. Ю. Лермонтова; небольшая выставка книг репродукции картин И. Айвазовского; раздаточный материал (тесты).... | Тема. Каким я видел(а) снег однажды Оборудование. Диск: «Зима» Вивальди, репродукции картин Юона, Кустодиева, Грабаря, слайды с текстами | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Архитектура. Московский Кремль-жемчужина мировой архитектуры. Репродукции картин А. М. Васнецова «Московский Кремль».... | Урок на тему: «Текст. Способы и средства связи предложений в тексте» Оборудование: схемы, конспекты, репродукции картин художников, игровой материал( пазлы, домино) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Репродукции картин А. Г. Венецианова "Пряха", М. Шибанова "Крестьянская свадьба", Б. М. Кустодиева "Масленица" | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с самостоятельной работой, репродукции картин, аудиозапись | ||
Конспект урока изобразительного искусства. 6 класс. Тема: «Изображение... Зрительный ряд: Репродукции картин Ма Юань. Пейзаж, Леонардо до Винчи «Мона Лиза», Рафаэль «Мадонна», Н. Пуссен, П. Синьяк «Берега... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подобрать репродукции картин по осени. Фотографии, рисунки осенних деревьев, книги и альбомы | ||
Литература, изобразительное искусство Оборудование: толковый словарь С. И. Ожегова, репродукции картин, изображающие ситуации общения людей (Ф. П. Решетников «Опять двойка»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наглядный материал: игровой персонаж (зайчик), репродукции картин с изображением весны и зимы, детали для иллюстраций |