Скачать 39.32 Kb.
|
Задачи урока: познакомить детей с произведениями С. Есенина о зиме; учить детей анализировать художественные произведения; исследовать средства выразительности, которые использует автор; формировать устойчивый интерес к предмету; воспитывать у детей радость от процесса творчества. Оборудование урока: портрет поэта, выставка его книг, репродукции картин русских художников о зиме, карточки для групповой работы. Ход урока. 1) Введение в раздел. - Рассмотрите иллюстрацию на развороте седьмого раздела. Прочитайте название раздела. - Умеет ли зима петь? Как? - Почему эта строчка в кавычках? - Кто знает, из какого она произведения и кто её автор? - Любите ли вы зиму? А что зимой вам нравится особенно? - И Настина семья любит зимой кататься на лыжах. Приятно бежать по лыжне и открывать для себя заново все хорошо знакомые места. А вечером… 2) Чтение авторского текста. (вслух) - Какие чувства и воспоминания переполняли Настю? 3) Работа со стихотворением « Поёт зима, аукает»… а) - Прочитайте фамилию автора. Известен ли он вам? По каким произведениям? В этом имени – слово «есень». Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нём от русских песен – Поднебесье, тихие веси, Синь берёзы И синь – рассвет. Что-то есть в нём и от весенней Грусти, юности, чистоты… Только скажут - «Сергей Есенин», Всей России встают черты… (Н. Браун) - Рассмотрите иллюстрацию, задумайтесь над заглавием. Какие картины зимы мы представим, прочитав стихотворение? б) – Прочитайте стихотворение про себя. - Какие чувства у вас возникли? - Какие картины зимы представили? - Давайте прочитаем текст и поразмышляем над его содержанием. в) Чтение вслух по строфам. 1 строфа. - Кого напоминает зима? - Что она «делает»? - Почему седые облака вызывают чувство тоски, грусти? 2 строфа. - Какие чувства вызывают у автора воробьи? - Как вы прочитаете эти строчки? 3 строфа. - Подберите синонимы к слову озябли. - Почему автор употребил именно это слово? - Какими вы представляете воробышков? - Как изменилось отношение автора к метели? Почему? - Как он теперь её называет? Сначала стелилась ковром, а теперь? - Как вы думаете, отчего злится метель? - О чём мечтают воробышки? 4) Исследовательская работа. 1 группа: подчеркнуть слова, которые помогают увидеть цвет зимы. 2 группа: подчеркнуть слова, которые помогают услышать звуки зимы. Вывод: в стихах Есенина о зиме мало красок, но много звуков. - Какая музыка по характеру, настроению соответствует стихотворению? 5) Выразительное чтение. - С какими чувствами будем читать? - Выберите темп чтения. Упражнения в чтении. - Хочется ли вам прочитать другое произведение о зиме С.Есенина? 6) Работа со стихотворением «Пороша». а) - Прочитайте название стихотворения. Объясните слово пороша. Подберите однокоренные слова. б) – Прочитайте стихотворение, постарайтесь почувствовать настроение автора и поделиться своими размышлениями. (вопросы для размышлений даны каждой паре на карточках) - Какое настроение возникло у вас после чтения? - Какие картины представили? - Какие сравнения использует автор? - Какие строки напоминают вам сказку? - Какие вы услышали звуки, увидели цвета? в) Беседа по содержанию стихотворения, подготовка к выразительному чтению. - Почему автор начинает стихотворение с двух коротких (в одно слово) предложений? - Какие звоны он слышит? - Как вы думаете, а какое это время суток? - Как вы понимаете строчки про лес? Что это за невидимка? - Какой сон может видеть лес? - Что особенно бросилось в глаза автору? - Где пролегал путь? Опишите это место. - Определите темп чтения и громкость. г) Выразительное чтение стихотворения. 7) Итоги урока. - Прозвучали замечательные стихи русского поэта. Он родился и вырос в селе Константиново, под Рязанью, на берегу реки Оки. - Как вы думаете, любил ли автор зиму? Сергей Есенин очень любил родную природу и воспевал её в своих стихах. - Какие ещё стихи С.Есенина вы бы хотели почитать? 8) Домашнее задание. Выучить наизусть одно стихотворение. Сделать выписки на страничку «Зима» в тетради. |