Скачать 53.11 Kb.
|
Открытый урок по развитию речи в 6 классе ( на ТШО) Тема. Каким я видел(а) снег однажды. Цели. 1. Учить наблюдать и описывать состояние окружающей среды, используя выразительные средства языка. 2. Развивать умения целесообразно использовать грамматические формы в связной речи; составлять рабочие материалы. Развивать художественное видение, образное мышление. 3. Воспитывать интерес к слову; желание проявлять интерес к различным произведениям искусства. Оборудование. Диск: «Зима» Вивальди, репродукции картин Юона, Кустодиева, Грабаря, слайды с текстами. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. К.Г. Паустовский. Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. К.Г. Паустовский. Ход урока.
Под эту красивую мелодию Вивальди, рассказывающую о волшебном снегопаде, о весёлом кружении снежного вихря, мы начинаем с вами работу. Перед вами импровизированная выставка из репродукций русских художников и цветных фотографий. - Можем ли мы назвать изображение репродукций и фото пейзажем? - Почему? ( Именно пейзаж отражает состояние природы) - А как вы понимаете значение слова «состояние»? (настроение, физическое самочувствие) Всё это зимние пейзажи, а это значит, сегодня мы с вами будем говорить о чём? Но «Зима» - это очень широкая тема, тем более, что мы уже описывали зимние забавы, морозные узоры на стекле. И сегодня будем работать с узкой, конкретной темой. А вот какой, попробуйте определить сами. Для этого вам нужно отгадать загадку. Летит – молчит, лежит – молчит. Когда умрёт, тогда ревёт. (Снег)
Вы знаете, в языках некоторых отсталых племён нет слова СНЕГ. Есть слова, обозначающие отдельно падающий снег, отдельное слово для снега, лежащего на земле, отдельное слово для снега, несомого ветром или тающего. А общего слова СНЕГ нет. Хорошо, что в нашем языке оно есть. А иначе и быть не может, ведь наш родной русский язык – один из богатейших языков мира. - Что говорит об этом Паустовский? (1-й эпиграф) 3. Работа с «Толковым словарём» - Что вы представляете, когда слышите или произносите слово СНЕГ? (белые хлопья, сугробы…) - Посмотрим, как «Толковый словарь» объясняет его значение - Какой стиль словарной статьи? Докажите. - В одной из приведённых в словаре пословиц цвет снега белый. А по-вашему, какого он цвета? 4. Составление рабочих материалов. 1) Слайд – текст Солоухина «Два интеллигента» Два интеллигента спорили, какой бывает снег. Один говорил, что снег, разумеется, синий. Другой доказывал, что синий снег – это чепуха, выдумка импрессионистов, что снег и есть снег, и он, бесспорно, белый. В этом же доме жил Репин. Пошли к нему разрешить спор. Репин не любил, когда его отрывали от работы. Сердито он крикнул: - Ну, чего вам? - Какой бывает снег? - Только не белый. – И сердито захлопнул дверь. Выясняем значение слов «интеллигент», «импрессионизм» Репин отрицает, что снег белый. Давайте посмотрим, какой он на картинах других художников. 2) Слайд – текст Надеждиной о картине Кустодиева «Масленица» Не была бы так лиха молодецкая удаль народных забав, так красочно весёлое гулянье, если бы под полозьями саней всеми оттенками перламутра не переливался снег: палевый, бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой. -Так какого же всё-таки цвета снег? (Он такой, каким мы его видим) Запишите в тетради, о каких оттенках снега мы говорили, добавьте к ним своё видение снега. 3) Слайд – текст Надеждиной о картине Юона «Русская зима. «Лигачёво» Художник не случайно дал своей картине такое название. На картине изображена русская зима, как мы её представляем. Это зимний пейзаж во всей своей красе: с обилием снега, мягкого, пушистого; с морозной дымкой, окутавшей все предметы. - Усовершенствуем текст. Подберём синоним к слову «картина» (полотно) - Стиль, тип речи. -Какая связь предложений в тексте? Докажите. (цепная) - А мы каким стилем будем описывать снег? -Чем отличается художественный стиль от других стилей речи? (образность, изобразительно-выразительные средства языка) - Если сможете, вспомните и запишите, как характеризует снег Надеждина. 4) Учимся создавать пейзажные зарисовки у писателей и поэтов. Ваши товарищи будут читать отрывки из произведений Гоголя, Шмелёва, стихи Майкова, Брауна, ваша задача – успеть записать интересное для вас описание снега. Браун. Разве снег с высот летящий На поля, холмы и чащи, Под лучами взор слепящий, Под полозьями скрипящий, Разве он, как мёртвый мел, Только бел, бел, бел? Весь игольчатый с мороза, На заре он нежно-розов, Он вдали – в тени, в низине – Голубой и даже синий. А когда закат огнями запылает, Он и сам, как раскинутое знамя, Пламенеет по холмам… Проверяем записи, отмечаем эпитеты, метафоры, олицетворения. 5)Обратимся ко 2-му эпиграфу. В чём его смысл? 5. Сочинение-миниатюра. Сейчас вам предстоит показать, научились ли вы чему-нибудь сегодня на уроке. Напишите сочинение-миниатюру в форме записки другу, подруге «Каким я видел(а) снег однажды» -Ключевые слова в теме? Вы должны чем-то удивить, заинтересовать, возможно, вызвать на спор. - Письмо или записка всегда начинаются с чего? - Сформулируйте цель вашей работы. - Ваши действия по реализации этой цели. Удачи! В конце урока проверяем, обсуждаем, оцениваем. Дома редактируем и только потом подводим итоги. Сочинения учащихся.
Привет, Илья! Ты удивишься, но вчера, вечером, когда чуть-чуть стемнело, я видел сиреневый снег. Он лежал беспорядочно и как будто обнимал землю.
Соня! Хочешь верь, хочешь нет, но я видела настоящее чудо. Ветер гнал по дороге снег, и он бежал маленькими пушистыми цыплятами, комочек за комочком.
Юля, хочу поделиться с тобой своим открытием. Однажды, катаясь в лесу на лыжах, я нечаянно задела ветку сосны. С неё посыпался, нет, не снег, а настоящий жемчуг. Маленькими горошинами, сверкая матово на солнце, жемчужины падали в сугроб. Я думала, мне это показалось, а сегодня на уроке русского языка узнала, что такое и в самом деле может быть.
Женька, я видел розовый снег. И это не шутка. Он действительно на закате солнца розовый, а в некоторых местах даже кроваво-красный. Очень хотел бы, чтобы и ты увидел это чудо.
Здравствуй, Ксюша! Я много слышала о снежных фигурах. Помню, мы даже как-то диктант писали про них. Но увидеть такое это просто сказка! Вчера подхожу к дому, а у забора сидит, прижавшись, белый заяц. Ушки торчком и хвостик с чёрным кончиком. Подхожу ближе и вижу: зайчик-то снежный.
Никитка, ты думаешь снег какой? Мягкий, пушистый, белый? А вот и нет. Он вообще разноцветный, плотный и комковатый. Постой на солнце подольше и убедишься в этом.
Привет, подруга! Ты видела чёрный снег? А я видела. В тени он нескольких оттенков: от голубого и синего до чёрного. Не веришь, проверь. |
Конспект открытого логопедического занятия с учащимися 3 класса «б»... Карточки со словами-признаками к слову снег. Кирпичики снежной крепости с написанными предложениями. Ноут-бук, мультимедийный проектор,... | Тема: зимние забавы. Снеговик Карточки со словами-признаками к слову снег. Кирпичики снежной крепости с написанными предложениями. Ноут-бук, мультимедийный проектор,... | ||
Лучший сон Гарри Поттера. В машине Снейп ... | 2013г. Воспитатель Карточки со словами-признаками к слову снег. Кирпичики снежной крепости с написанными предложениями. Ноут-бук, мультимедийный проектор,... | ||
Зимующие птицы Карточки со словами-признаками к слову снег. Кирпичики снежной крепости с написанными предложениями. Ноут-бук, мультимедийный проектор,... | Бойко Виктор Сергеевич Йога. Скрытые аспекты практики предисловие Современной индийской школы йогов Б. К. Сайенгар однажды (в 1989 г.) сказал: «Самый способный и перспективный йогпрактик из всех... | ||
Конспект непосредственно образовательной Карточки со словами-признаками к слову снег. Кирпичики снежной крепости с написанными предложениями. Ноут-бук, мультимедийный проектор,... | Конспект занятия в 4 г/х классе «Что такое зима?» Карточки со словами-признаками к слову снег. Кирпичики снежной крепости с написанными предложениями. Ноут-бук, мультимедийный проектор,... | ||
Цель: Познакомить детей с перелетными и зимующими птицами. Задачи: 1 Карточки со словами-признаками к слову снег. Кирпичики снежной крепости с написанными предложениями. Ноут-бук, мультимедийный проектор,... | Конспект спортивного развлечения для детей средней группы Карточки со словами-признаками к слову снег. Кирпичики снежной крепости с написанными предложениями. Ноут-бук, мультимедийный проектор,... | ||
Конспект комплексного занятия по экологии в средней группе «Друзья птиц» Карточки со словами-признаками к слову снег. Кирпичики снежной крепости с написанными предложениями. Ноут-бук, мультимедийный проектор,... | Реферат по теме: Прогулка с динозаврами Однажды мне на день рождения подарили мягкую игрушку – это был динозаврик Памси. Он был добрый, веселый и необычный. Он был не похож... | ||
Мастер-класс по теме «Активные методы обучения на уроке немецкого языка» Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических... | Провела учитель-логопед Маковеева Г. Н. Цели: Обучающие: Расширить... Карточки со словами-признаками к слову снег. Кирпичики снежной крепости с написанными предложениями. Ноут-бук, мультимедийный проектор,... | ||
В злетел в ракете русский парень, Всю землю видел с высоты. Был первым... Во время осеннего призыва трое учащихся Пермского финансово-экономического колледжа решением призывной комиссии Мотовилихинского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Елка наряжается» Яков Аким, «Встали девочки в кружок», «Снег, снег кружится» Агния Барто, «Выбрал папа елочку» Андрей Усачев |