Скачать 57.15 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №1» город Красный Холм Тверской области Учитель начальных классов Постникова Елена Юрьевна Урок: Основы светской этики в 4 классе Тема 8 урока: Добродетель и порок. Цели урока: - дать понятие, что такое добродетель и порок с точки зрения Аристотеля; - учить отличать человеческие пороки и добродетельные качества человека; - учить анализировать поступки людей; - развивать добродетельные качества в детях. Оборудование: учебник «Основы светской этики 4 -5 кл», диск «Основы светской этики 4-5» со слайдами к уроку 7-8, древнекитайская сказка, рассказ «Юноша и морские звезды». Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах, работа со слайдами диска, творческая работа, подготовка к беседе с членами семьи, подготовка рассказа. Основные термины: добродетель, порок. Ход урока 1. Орг. момент. 2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Закрепление понятий добродетель и порок. -Кому вы рассказали о добродетели и пороке? - Поняли ли вас собеседники? - Согласились ли с вашей точкой зрения? - Скажите, а что такое добродетель? ( Это положительные, нравственные качества человека, на основе которых он совершает добро для людей) - Что такое порок? (Действие человека, из-за которого причиняется зло самому себе и другим людям). - Ребята, я вам сейчас предлагаю поиграть в игру, которая называется «Добродетель и порок». На доске вы видите две серединки цветков, одна желтого цвета, а другая черного цвета. Какая из них будет на ваш взгляд добродетель, а какая порок? Почему? Я вам сейчас выдам лепестки, а вы на них должны подумав записать или добродетельное качество человека или человеческий порок. Но доске: Дети читают записанные качества человека и прикрепляют к нужному кружку. Запись на лепестках: трудолюбие, сочувствие, сопереживание, ответственность, вежливость. Жадность, лень, равнодушие, лживость и т.д. А сейчас послушайте небольшой рассказ «Юноша и морские звезды». Как-то раз на рассвете один старик шел по берегу моря. Вдали он заметил молодого человека, подбиравшего на песке морских звезд и бросавшего их в воду. Поравнявшись, наконец, с юношей старик спросил его, зачем он это делает. Юноша ответил, что выброшенные на берег морские звезды умрут. Если их оставить под лучами солнца. «Но ведь побережье тянется на многие мили и морских звезд миллионы, - возразил старик. -Что толку в твоих усилиях?» Юноша взглянул на морскую звезду, которую он держал в руке, бросил ее в море и произнес: « Толк есть для этой звезды и тех, кого я уже бросил». Вопросы: -Что сделал юноша? -Как бы вы поступили? -Можно ли его поступок назвать добродетельным? Почему? -Какие качества с лепестков вы бы отнесли к юноше? А к старику? 3.Знакомство с новым материалом. Сегодня мы продолжим работу над темой «Добродетель и порок». Запишите тему урока в свою тетрадь. - Откройте учебник на странице 20, прочитайте, что вы должны узнать на уроке? (Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.) Прочитайте еще раз первый вопрос, на который мы должны ответить. Для нахождения ответа, мы обратимся к слайдам. ( Диск «Светская этика 4-5». Открываем интерактив мо… 1)Добродетель и порок) 1 слайд читаем. -Что такое добродетель с точки зрения древнегреческого философа Аристотеля? Запись в тетрадь. Добродетель – это способность во всем поступать наилучшим образом. Аристотель. -Какое чувство нужно сохранять при совершении добродетельного поступка? Запись в тетрадь. Чтобы совершить добродетельный поступок нужно сохранять чувство золотой середины между двумя пороками: избытком и недостатком. Работа в группах. А сейчас для лучшего понимания высказывания Аристотеля вы поработаете в группах разбирая, примеры, данные в учебнике. 1 группа. Пример: расточительность – щедрость – скупость. 2 группа. Пример: Вредность – дружелюбие – угодничество. 3 группа. Пример: Безрассудная отвага – мужество – трусость. Вопросы каждой группе. - Прочитайте внимательно данный текст. - Что является добродетелью, пороками, избытком, недостатком? 4 группа. - Прочитайте мудрые мысли на странице 21. - Какую из мудрых мыслей Цицерона или Конфуция вы бы отнесли к древнекитайской сказке. Древнекитайская сказка. Как-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчики стреляют их из рогаток, и объявил: -Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и в скорее дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: -Зачем столько птиц? Император ответил: У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят мне их живыми. - Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец. -Каких птенцов? - спросил император. - У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит? - Об этом я не думал, - признался император. Тогда мудрец сказал: -У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах сейчас наполнены мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше! - Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул император. На это мудрец заметил: - И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. И добро без ума не лучше. Дети работают самостоятельно, затем проверяется выполнение работы у трех групп. 4.Закрепление понимания, используя слайды идущие после высказывания Аристотеля. Вопросы: -Посмотрите на данные иллюстрации и скажите, какими качествами обладают дети. Что здесь на ваш взгляд порок, добродетель, избыток, недостаток? Запишите в тетрадь: скромность, бесстыдство, застенчивость. ( Аналогичная работа) Работа со слайдом исторический факт. Огромное небо на двоих. Чтение учителем. Вопросы: - Где произошло событие, о котором рассказывает автор? -Что случилось с самолетом? -Почему летчики не покинули самолет? -Можно ли их поступок назвать добродетельным? -Какие человеческие качества проявили советские летчики? -Как вы думаете, было ли им в этот момент страшно? -Зачитайте, основную мысль этого рассказа. (Герои - летчики погибли, оставив потомкам пример мужества и самопожертвования ради других людей.) Отчет о проделанной работе 4 группы. Выводы. -Прочитайте высказывания Цицерона и Конфуция, объясните, как вы поняли эти высказывания. - Какое из высказываний вы бы отнесли к древнекитайской сказке? Почему? В наше время тоже живет много добрых людей, они готовы прийти на помощь человеку в трудную минуту, и об одном из таких людей мы сейчас и узнаем. Слайд это интересно. Команда Мурзики. Читает текст учитель. Вопросы: -Что вы узнали о Германе Пятове и его команде? -Какие правила соблюдают члены этой команды? 5. Итог урока. -Что такое добродетель с точки зрения Аристотеля? -Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели? -Что вам было на уроке интересно? 6. Задание на дом: Подготовь рассказ с примерами добродетельных и порочных поступков. |
Мо «Болугурский наслег» Муниципальное общеобразовательное учреждение Муниципальное общеобразовательное учреждение – Болугурская средняя общеобразовательная школа | Отчет о результатах самообследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полное и сокращенное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом муниципальное бюджетное общеобразовательное... | ||
Отчет по результатам самообследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наименование оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г. Йошкар-Олы» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,... | ||
Управление образования Администрации г. Екатеринбурга Отдел образования... Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 | Сценарий урока с использованием компьютера Автор Тимощенко Ирина... Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Наумовская средняя общеобразовательная школа» Томского... | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй... | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Колесурская... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»... | ||
Находкинского городского округа муниципальное бюджетное общеобразовательное... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная | Муниципальное учреждение «Управление образования» ... | ||
«История и характер происхождения фамилий» по русскому языку Муниципальное общеобразовательное учреждение «муниципальное учреждение школа №12 города горно-алтайска» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17-муниципальное образовательное учреждение, реализующее... | ||
Муниципальное образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное... Оборудование: запись песни “Jingle Bells”, презентации, листы с текстами, тетради, ручки | Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №41 муниципального... Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №41 муниципального образования | ||
Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №17» |