Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2»





Скачать 31.71 Kb.
НазваниеСценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2»
Дата публикации20.09.2014
Размер31.71 Kb.
ТипСценарий
100-bal.ru > Астрономия > Сценарий

Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2».




Цели урока:

  • познакомить учащихся с Интернет-ресурсом, в реальном времени отображающим положение и перемещение космических спутников Земли

  • изучить параметры орбит спутников погоды NOAA при помощи программно-технического комплекса «Космос М2»

  • научиться решать задачи на кинематику движения по окружности


План урока:

    1. На этапе мотивации используем программу Аэрокосмического агентства США (NASA) http://science.nasa.gov/Realtime/jtrack/3d/JTrack3D.html . Она понадобится также и при решении задачи на движение.



Нажать J-Track 3D слева в меню. На компьютере должна быть установлена бесплатная JAVA-машина для того, чтобы заработала анимация, отображающая движение спутников.
Ctrl + клик мышью — отдалить.

Shift + клик мышью — приблизить.

Зажав мышь можно вращать модель Земли.

Меню Satellite – Select — можно выбрать конкретный спутник.

Options – Update Rate — интервал обновления картинки, надо поставить самый маленький.

Options – Timing — выбор Real-time или ускорения просмотра.

Учащимся предлагается сперва освоиться в работе с программой, затем посмотреть на орбиты различных спутников, и только после этого приступают к выполнению задания.

    1. Перед началом выполнения заданий, учитель кратко вводит (напоминает, обобщает) теоретический материал (зависимость скорости орбитального движения от геометрических параметров орбиты и массы планеты). Форма подачи материала зависит от того, в какой момент вводится предлагаемый материал. В классах углубленного изучения вывод приводимой ниже формулы для расчета скорости учащиеся могут проделать самостоятельно.


Скорость движения по орбите можно найти, воспользовавшись формулой для расчета величины центростремительного ускорения (V–скорость движения по орбите, R–радиус орбиты):





Поскольку центростремительное ускорение вызывается в данном случае притяжением Земли, согласно второму закону Ньютона его величина равна (F–величина силы земного тяготения, m – масса спутника):




С
огласно закону всемирного тяготения (Mз – масса Земли):

Подставив последнее выражение во второй закон Ньютона, после сокращения массы спутника получим формулу для расчета ускорения спутника на орбите радиуса R:




В
ыразим скорость из первой формулы:
П
одставим в полученное выражение величину ускорения и сократим, получится следующее:

После вывода этой формулы уместно спросить учащихся проанализировать полученный результат: от чего зависит скорость движения спутника по орбите и почему, к примеру, спутник не может двигаться по той же орбите с другой скоростью. После такого разбора можно приступать к выполнению заданий.

    1. Задание 1: выберите поочередно четыре спутника погоды NOAA и постарайтесь описать форму орбиты и оценить ее размеры, сравнивая их с радиусом Земли. Кратко опишите, каким способом вам удалось это сделать.

    2. Задание 2: Используя полученную оценку радиуса орбиты спутников погоды, рассчитайте другие параметры этих орбит: период, частоту обращения (вырази ее в количестве оборотов за сутки).

    3. Задание 3: Рассчитай скорость движения спутников на основании полученных оценок.

    4. Задание 4: Найди в Интернете параметры движения рассматриваемых спутников погоды и сравни со своей оценкой и расчетами. Рассчитай величину ошибки в процентах.

Для учителя: подробная информация о спутниках погоды размещается на сайте компании Сканэкс http://www.scanex.ru/ru/stations/default.asp?submenu=liana&id=noaa

    1. В заключение учитель может продемонстрировать работу программно-технического комплекса «Космос М2» по регистрации и обработке сигналов спутников погоды NOAA в режиме реального времени.








Автор: Ловягин С.А.

Материалы предоставлены сайтом www.spacestudy.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2» iconСценарий урока по физике в 11 классе на тему «Различные виды электромагнитных...
Повторение основных свойств различных диапазонов шкалы электромагнитных волн при помощи программно-технического комплекса «Космос...
Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2» iconКонспект урока по физике в 10 классе тема «Реактивное движение». Цели урока
Обучающая: ввести понятие реактивного движения; познакомить учащихся с примерами реактивного движения в живой природе и возможностями...
Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2» iconТема урока: Повторение материала по теме "Элементы теории вероятностей"...
Разберём весьма частный, однако, часто встречающийся случай:  состоит из конечного числа n равновероятных событий
Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2» iconКонспект урока по физике Тема : Механическое движение
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе...
Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Показать, что свободное падение есть частный случай равноускоренного движения
Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2» iconУрока Тема урока Кол-во часов
Примеры тепловых и электрических явлений. Повторение понятий: механическое движение, траектория, пройденный путь, скорость. Особенности...
Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2» iconУрок 7 Тема: Криволинейное движение. Решение задач на криволинейное движение
Основные характеристики равномерного движения по окружности (период, частота, центростремительное ускорение)
Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2» iconТема 1 Кинематика
Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение....
Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2» iconПамятка «как обобщать свой опыт» (в помощь учителю)
Цель урока: Формирование представления, что звуковая волна – частный случай механической волны
Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2» iconКонспект урока по физике в 10 классе тема урока: «Движение точки...
Цели урока: объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещение», «путь», «система отсчета»
Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2» iconРешение задач на прямолинейное равноускоренное движение Составление...
Виды движения. Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. Криволинейное движение. Вращательное движение. Колебательное...
Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2» iconКонспект урока по математике проведенного 19. 03. 2009 в 4в классе
...
Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2» iconКонспект урока по физике. Класс: Дата: 12. 2003 Учитель: Соколов В. Н
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе...
Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2» iconКонспект урока звуковые волны (Тема урока) фио бочарова Ирина Викторовна
Цель урока: Формирование представления, что звуковая волна – частный случай механической волны
Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2» iconТематическое планирование Физика 8 класс
Примеры тепловых и электрических явлений. Повторение понятий: механическое движение, траектория, пройденный путь, скорость. Особенности...
Сценарий урока по физике в 9 классе на тему «Движение спутника погоды как частный случай задачи на расчет движения по окружности с использованием программно-технического комплекса «Космос М2» iconТема урока: «Прямолинейное равноускоренное движение»
Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равноускоренного движения. Дать понятие об ускорении как основной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск