Скачать 102.87 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВА Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 1526 УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Гимназия № 1526 _____________ /Т.Г. Болдина/ «___»_____________2010 г. м.п. РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ Открытый урок в 5-ом классе. Тема: «Самостоятельные и служебные части речи» .32453246.00250-01 99 01 Листов 11 Разработчик: ___________/ Хохлинова Т.Е./ 27.01.2011 Цель: -повторить основные сведения о частях речи; -сформировать умение различать и классифицировать самостоятельные и служебные части речи. Задачи: -понимать, для чего необходимо знать части речи; -научить работать в группах, парах, индивидуально; -формирование ключевых компетенций учащихся. Оборудование: проектор, электронные презентации учащихся, магнитофон, таблички с названием творческих групп. Ход урока. Постановка цели, дети формулируют ее сами, представление творческих групп и их капитанов. Класс делится на три творческие группы:
Первое задание-разминка. Прослушайте внимательно лингвистическую сказку. Как Морфология порядок навела (название не говорить) Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка! Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Всемогущую волшебницу!" - Кто из вас обозначает предмет? – строго спросила она у слов. - Мы обозначаем предмет, - ответили одни. - А какие формы у вас есть? - Род, число, падеж. - А что вы умеете делать? - Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением. - Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Волшебница. - А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова. - Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология. Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова. Так с помощью Всемогущей волшебницы тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами. Кто же эта волшебница? Составьте из букв, данных вам в конверте, слово-отгадку. Групповое задание. Морфология – наука о языке, изучающая части речи.
Начертите в тетради таблицу:
Прослушайте стихотворение О. Высотской «Веселая грамматика» Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни - у нас частицы. Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! А потом У тёплой печи Повторяем Части речи! Таблица нам потребуется для внесения в нее данных из презентаций ваших руководителей творческих групп, я бы сказала, креативных директоров, по изучаемой теме. Второе задание: проверка домашнего задания –презентации по теме «Самостоятельные и служебные части речи». Просмотр первой презентации - «Самостоятельные части речи». -оцените работу Я бы сюда внесла больше эмоций, приведя высказывания известных людей о частях речи: " Существительное - сердце языковой вселенной, оно является душой всех частей речи", - считает Е. Любичева. "Глагол - ангел движения, без которого фраза мертва", - утверждает Ш. Бодлер. По мнению В.Виноградова, "прилагательное - самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении". Как вы понимаете эти высказывания? Игра «Кто больше?» За 1 минуту придумать и записать эпитеты к слову «осень». -проговорите получившийся конспект. Практическое задание. Определите, к какой самостоятельной части речи относятся одинаковые по произношению слова? 1.Стекло было совершенно прозрачным- Разлитое молоко стекло со стола. 2. Рой пчел кружился над цветущим кустом- Рой яму глубже! 3. Вода перестала течь- В пробитом днище лодки открылась течь. 4. Не плачь из-за пустяков!- Из комнаты послышался плач 5. Три поросенка жили в лесу- три лучше, чтобы оттереть все пятна. Взаимопроверка: 1.сущ-гл 2.сущ-глаг 3.глаг-сущ 4.глаг-сущ 5. числ.-глаг. Особо хочу отметить такую часть речи, как числительное. Рубрика «Это интересно!». Каждая творческая группа подготовила лингвистическую сказку- это вторая часть домашнего задания. Обсуждение первой сказки, оценивание, вопросы. Мы побывали с вами в Королевстве самостоятельных частей речи, давайте же сделаем выводы и запишем их в тетрадь, почему же части речи называются самостоятельными?
Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет. Нельзя отыскать в них морфемы- И в этом их главный секрет. Как вы поняли, о каких частях речи сейчас пойдет речь? А теперь отправимся в гости на Планету служебных частей речи. Наша задача- доказать их значимость в русском языке и служебность. Просмотр второй презентации: -оцените работу -проговорите конспект Я бы вот что добавила в презентацию: Предлоги, союзы, частицы – Все встали в один хоровод, Служебные, важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значенье свое принесут, Здесь свяжут, а рядом разделят, Укажут и силу дадут. Прослушаем лингвистическую сказку. Оцените ее. Вопросы творческим группам. Подтвердите или опровергните утверждения о самостоятельных и служебных частях речи: 1) Самостоятельные и служебные части речи равноправны. 2) Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные. 3) Служебные части речи не бывают членами предложения. 4) Служебные части речи имеют лексическое значение. 5) К любой части речи можно задать вопрос. 6)Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой. Решите тест. Правильный ответ обведите кружком.
Делаем и записываем выводы:
Задание «Лингвистический эксперимент» - Лингвисты установили, что части речи неравномерно употребляются в речи. «Частотный словарь русского языка» под ред. Л. Н. Засориной даёт такую информацию о распределении частей речи по частоте их употребления:
5. Лингвистический эксперимент. Работа в парах. На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей прозой и печальным предзнаменованием Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю. - Давайте посчитаем, сколько здесь служебных и самостоятельных частей речи. - Служебных – 16 (27%), самостоятельных – 43 (73%). Всего – 59 слов. Соотношение: примерно 3: 1. - Уберём все служебные части речи. Прочитайте, что получилось. Что теряется при этом? Нужны ли служебные части речи? Вывод очевиден. Переходим к рубрике «Познавательная информация». Людмила Стефановна Петрушевская написала цикл лингвистических сказок, сборник из 16 рассказов, которые целиком состоят из несуществующих слов, кроме служебных. Прослушайте одну из них. Л.Петрушевская “Пуськи Бятые” Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: - Калушата, калушаточка! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стряшкали. И подудонились. А Калуша волит: - Ой-ой! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучели. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: - Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюгиотзюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявки волит за напушкой: - Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи Бятые! Возможные задания
Можно ли определить, к какой части речи относится каждое из слов сказки? Объясните. Автор вовлекает читателя в игру, доверяя понимание текста. Хотя это и не простая задача, но существует ключ- знание русского языка. Вспомните знаменитое четверостишье из сказки «Алиса в Зазеркалье»: Варкалось…Хливкие шорьки Пырялись по наве. И хрюкотали зелюки, Как мумзики, в мове. Языковое явление-глоссолалия. Практическая работа. Индивидуальные карточки. По 3 на группу. Остальные работают по вариантам.
Самопроверка. Много мы уже узнали на уроке о частях речи, но нас ждет удивительная страна! Я приглашаю вас посетить страну Междометий. -Презентация -Оценить Мне, - сказало Междометие, - Интересно жить на свете, Выражаю поощренье, Похвалу, упрёк, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет… Те, кого охватит страх, Произносят слово Ах! У кого тяжёлый вздох, Произносят слово Ох! Кто встречается с бедой, Произносит слово Ой! Кто отстанет от друзей, Произносит слово Эй! У кого захватит дух, Произносит слово Ух! - назовите, ребята, междометия, и запишем их в тетрадь в столбик. Что они выражают? Ах – страх, восторг Ох – вздох, боязнь Ой – беда, удивление Эй – привлечение внимания Ух – испуг) Найдите междометие. Для чего оно используется А.С. Пушкиным? Назовите сказку. ( По одному вопросу творческой группе)
Лингвистическая сказка, подготовленная творческой группой. Выводы по уроку делают ученики. Что понравилось? Интересно? Блиц-опрос по повторению.
Домашнее задание: составить кроссворд по данной теме из 10 слов. МОСКВА, 2011 |
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» Планируемые результаты: обучающиеся закрепляют умение распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных;... | Урока: изучение нового материала Тема: «Служебные части речи» Цель: Формирование умения распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных | ||
Урок изучения нового материала. Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи «Основная общеобразовательная школа №17 п. Михайловка Советского района» Ставропольского края | Урок русского языка в 7 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи» Вы, ребята, наверное, знаете, что 2008 год объявлен Годом семьи. А что такое семья? | ||
Урок русского языка в 7 классе в форме квн по теме «Служебные части речи» Урок предназначен для учащихся 7классов, рассчитан на 1 час, базируется на программно методических материалах по русскому языку.... | Конспект урока по русскому языку Класс: 4 «а» Тема: Части речи: самостоятельные,... Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: в результате изучения темы учащиеся должны по морфологическим признакам научиться различать служебные и самостоятельные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: дальнейшее формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) учащихся в процессе... | ||
Урок 47. Тема: Служебные части речи М/п: овладевать умениями аудирования (ознакомительного, детального), перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план,... | Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» Открытый урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» на заседании методического объединения учителей... | ||
Урок русского языка в 3 классе Тема : «Закрепление знаний о прилагательном,... Тема: «Закрепление знаний о прилагательном, как о части речи. Употребление прилагательных в речи» | Урок по русскому языку тема: «части речи» Цели: Ознакомление с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи | ||
Урок во 2 классе. Тема: «Угол. Виды углов» Открытый урок в 5 клас-се. Тема: Сложение и вычитание дробей с оди-наковыми знаменателя-ми. ( 3 урок) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: Повторить изученные самостоятельные части речи. Систематизировать отличия самостоятельных частей речи от служебных частей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Запись числа, к/р. Проверка ранее изученного. (Слайд 0,00) Какую группу образуют данные части речи? (Самостоятельные части речи.)... | Открытый урок во 2а классе В феврале месяце 2010 года в нашей школе прошел открытый урок «Овощи и фрукты – полезные продукты» во 2а классе, учитель Фролкина... |