Дети:
Учитель:
Дети:
Учитель:
Дети:
Учитель:
Дети:
Учитель:
Дети:
Учитель:
II.
Учитель:
Учитель:
Дети:
Учитель:
III
Учитель:
Дети:
Учитель:
Учитель:
Дети:
Учитель:
Дети:
Учитель:
IV
Учитель:
VI
VII
VIII
Учитель:
Дети:
Учитель:
Дети:
Учитель:
IX
Учитель:
Дети:
Учитель:
Дети:
Учитель:
X
Учитель:
| Урок русского языка.
Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал
Время даром не теряем
И работать начинаем.
- Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говорится?
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
На полянке куропатки
Снег копают без лопатки.
И коварному врагу
Не заметить их в снегу.
- В стихотворении говорится о зиме.
-Какие признаки зимы вы знаете?
-Назовите зимние месяцы.
- Декабрь, январь, февраль
Ребята, определите, в каком из названий месяцев спряталась «хитрая» буква?
- В слове «январь» - буква «я»
Она обозначает 2 звука.т.к. стоит в начале слова.
- Ребята, зимой мороз на окнах рисует дивные сказочные узоры. Мы с вами уже знаем, как получается снежный узор на окнах и разукрасим наши окна.Незря говорят: « На окне вырос лес, белый весь, пешком в него не войти, на коне не въехать». А вот и в сказочном домике мороз вот какие узоры нарисовал. Какую букву напоминает узор?
- Букву «я»
Сегодня на чистописании мы с вами пропишем элементы буквы «я»
ФИЗМИНУТКА
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
- Обведите по пунктирной линии в тетради элементы буквы «я» и пропишите все строчку.
- А теперь вернемся к названиям месяцев и напишем их, но в алфавитном порядке ( с комментированием)
-Наблюдая изо дня в день, записывая, сравнивая – люди могли по признакам определять, какая будет погода в определенный период времени.
- На уроках природоведения мы уже много говорили с вами о народных приметах. Сегодня вы приготовили еще несколько народных примет. Давайте их прочитаем.
Если рыба зимним днем
Ходит прямо надо льдом,
И о лед стучит хвостом –
Значит без сомнения
Ждите потепления.
Кошка к печке жмется,
Значит мороз начнется.
3-4. Если ночь морозная,
Тихая и звездная.
Дым идет из труб столбом –
Значит ясно будет днем.
Из трубы идет дымок
Прямо в небо, ох,высок!
Берегите уши, нос,
Знайте, сильный ждет мороз!
5. Если снежная зима
Много снега намела:
Жди дождей летом –
Верная примета.
- Ребята, на доске записаны слова, из которых нужно составить предложение. И мы прочтем еще одну верную примету.
Морозной небеблестятночьюзвезды яркие
- Чего не хватает в предложении?
- Предлога
- Какого предлога? Выберите:
НА ПРИ У
Переход к новой теме
Запись предложения с комментированием
- Найдите в данном предложении слова, отвечающие на вопрос кто? Что?
- Ночь, звезды, небо
- Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что? обозначают предмет и называются именами существительными.
- Приведите свои примеры имен существительных.
- Найдите в данном предложении слова, которые отвечают на вопрос что делают?
- Блестят.
- Слова, отвечающие на вопрос что делают? Что делает? Что будет делать? Обозначают действие предмета и называются глаголами.
- Приведите свои примеры глаголов
- Найдите в данном предложении слова, отвечающие на вопрос какой? Какие?
- Морозной, яркие.
Слова, отвечающие на вопрос какой?Какая? Какое? Обозначают признакпредмета и называются именами прилагательными.
- Приведите свои примеры имен прилагательных.
- А маленькое слово – называется предлог, он служит для связи слов в предложении.
Тема и цель урока
- Сегодня на уроке мы с вами знакомимся с частями речи: именем существительным, глаголом, именем прилагательным и учимся распознавать их среди других частей речи русского языка.
Физминутка
На знание частей речи
Имя существительное – хлопок над головой.
Глагол – прыжок.
Имя прилагательное – присели.
Игра «Каждому свое».
Работа в группах
( каждой части речи свое место)
Дети разделены на 3 группы ( 3 чел; 2 чел; 2 чел).
У каждой группы карточки.
I группа: 3 сущ. + 1 гл. + 1 прил.
(снег, солнце, вьюга + смеется + полосатая)
II группа: 3 гл. + 1 сущ. + 1 прил.
(катается, забивает, скользит + луна + зеленая)
III группа: 3 прил. + 1 гл. + 1 сущ.
(легкие, белые, пушистые + облака + смеется)
Вывод: по таблице:
- Что называем именем существительным?
- Что называем глаголом?
- Что называется именем прилагательным?
Связь с региональным компонентом ( с урока природоведения)
- О какой птице мы сегодня говорили перед чистописанием, когда разминали пальчики?
- О дятле.
- Это зимующая птица?
- Каких птиц зимующих вы еще знаете? (перечисляют по картинкам).
- Как им приходится зимой?
- Как мы можем им помочь?
- Сделать кормушки. Подкармливать семенами.
- В городе птичкам легче перезимовать. Добрая душа кормушку повесит, где-то крошки раздобудут. Давайте и мы на нашу кормушку разместим зимующих птичек. На уроках труда мы обязательно сделаем кормушки. И прилетят туда воробьи. Голуби, сороки. Мы с детьми всегда подкармливаем птиц зимой.
Работа с текстом (индивидуальная)
- В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. Где зимой добыть еду? В лесу тихо, но где-то вдали раздается короткий отрывистый стук – кто это работает в своей «кузнице»?
- Дятел
- Как в народе называют дятла?
- Лесным доктором.
- У вас на столах лежат карточки с текстом, из которого мы узнаем, что же такое интересное делает этот «лесной доктор»? За что его так назвали?
Задание:
- Прочитать текст.
- Разбить на предложения
(работа со слабоуспевающим учеником)
- 1, 2 пр-я записывают с комментированием.
- 3-4 пр-я – самостоятельно.
- Проверка всего текста.
Дятлы приносят лесу огромную пользу
(сущ) (гл) (сущ) (прил.) (сущ)
они долбят клювом больные деревья
(гл) (сущ) (прил) (сущ)
птицы достают длинным язычком
(сущ) (гл) (прил) (сущ)
жучков – вредителей деревья становятся
(сущ) (сущ) (сущ) (гл)
крепкими и здоровыми.
(прил) (прил)
Задание:
- Найти существительные, глаголы, прилагательные
Итог урока.
- Что узнали на уроке? С какими частями речи познакомились? Чему научились?
(Похвалить за работу и наградить кроссвордами)
|
Холод, снег, мороз, узоры на окнах, вода в лед превратилась
Карточки с названиями месяцев на полотне
Разминка для рук
2 раза
Карточки выставляются в алфавитном порядке.
Выходят 5 человек
На доске: имя существительное кто? Что? Предмет.
На доске:
Глагол
Что делает?
Что будет делать?
Действие
На доске:
Имя прилагательное
Какой?
Какое?
Признак предмета.
На доске наглядность с частями речи
К имени существительному
Картинка с изображением дятла
Работа с карандашом
Д/з с. 138 пр.
у. 368
|