Урок-игра. 9 класс Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…»





НазваниеУрок-игра. 9 класс Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…»
Дата публикации28.06.2014
Размер53.2 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка

в рамках Дня русского языка.

Урок-игра.

9 класс
Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…»
Цель урока: воспитывать любовь к русскому языку, желание

изучать его.
Оборудование: 1. Плакаты:

1)Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч!

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч!
2)Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

2. Карточки с заданиями командам, фломастеры.
(Предварительно перед уроком выбираются в классе две команды по 5 человек).

Ход урока:


  1. Вступительное слово учителя.

Культура народа начинается с языка. Он становится как бы её внутренней структурой, каркасом, объединяющим началом. К сожалению, наш язык в последнее время стал предметом незаметной борьбы, стал разрушаться, утрачивать чистоту, значение его принижается. Вспомним: «Слово толковое стоит целкового!» Ах, как нам нужен Пушкин, который советовал читать «простонародные сказки, чтоб видеть свойства русского языка», чтобы вникать в творчество народное, в прелесть простонародной речи, держаться ближе к языку, великому, могучему русскому языку.

Какой любовью к русскому языку проникнуты слова К.Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох гравия… нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Дорогие друзья! Подходит к концу 2007 год, который был объявлен Годом русского языка. Взрослые и дети прикоснулись к истокам его. И хочется верить, что за этот год интерес к русскому языку возрос, желание познать его глубины возникло и у вас.

Сегодня на уроке я предлагаю вам игру «Знаете ли вы русский язык?» Наша игра будет проходить под девизом: «Если штурмуешь познания кручи, выучи русский язык!»

Итак, команды, займите свои места. И я предоставляю слово ведущим.


  1. Игра «Знаешь ли ты русский язык?».

Ведущий:

Послушайте правила игры. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Продолжительность подготовки ответа – 1 минута. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передаётся команде-сопернице, а затем болельщикам.

Болельщики также приносят баллы команде: сейчас представители болельщиков выполнят задания, записанные на карточках.

(Представители болельщиков садятся выполнять задания).

Карточка №1


Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Язык народа – луч(?)ший, никогда (не)увядающий и вечно ра…пускающийся цвет всей его духовной жизни. В нём пр…творяет(?)ся в картину небо отчизны её воздух её поля горы и д…лины её л…са и реки её бури и грозы.

Карточка №2


Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

В нём гол…с родной пр…роды который г…ворит о любви человека к его родине который высказывает(?)ся так ясно в р…дной песне в устах народных поэтов. В глубинах народного языка отр…жает(?)ся вся история духовной жизни народа… Вот почему луч(?)шее и единстве(н, нн)о верное средство проникнуть в характер народа усвоить его язык.
А мы начинаем игру.

  1. Какой частью речи – числительным или существительным – являются слова: ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД? Почему? (Числительными, потому что называют число предметов, отвечают на вопрос «сколько?» и могут быть записаны цифрами).




  1. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? (Нет, смешливый – это такой, которого легко рассмешить, а насмешливый – такой, который любит насмехаться над другими).




  1. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика).




  1. В каких словах по 100 согласных? (СТОЛ, СТОГ, СТОН и т.п.).




  1. Назовите два слова, начинающихся с четырёх согласных. (Всплеск, взгляд, встреча).




  1. Какие из слов: СРЕЗАЛ, СПИСАЛ, СУМЕЛ, СГОРЕЛ – могут служить доказательством, что приставка С- никогда не изменяется на письме? (Сгорел, списал).

  2. Речь идёт о многозначных словах. Вопрос: всякие ли предлог и наречие являются частями речи? (ПРЕДЛОГ – «внешний повод к чему-нибудь», НАРЕЧИЕ – «совокупность диалектов какого-либо языка»).




  1. С помощью какого суффикса НОЖИ и НОГИ превращаются в одно слово? ( С помощью суффикса -ИЩ- НОЖИЩИ).




  1. Назовите три слова, в которых бы буква обозначалась двумя звуками. (Моя, поёт, яблоко и т.п.).




  1. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогами? (Именительный).




  1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки (задание даётся на листах): О…дыхать (во)время каникул, смотреть (в)даль, удить (в)даль моря, (н…)где (не)найти, (н…)когда (не)опаздывать.




  1. В русском языке у некоторых слов чередуются полногласные сочетания ОРО, ОЛО, ЕРЕ с заимствованными неполногласными сочетаниями РА, ЛА, РЕ: ворота – вратарь, молодой – младенец, берег – прибрежный. Являются ли полногласными или неполногласными сочетания в словах: БРАТ, СРЕДА, КОРОТКИЙ? Почему? (Полногласное сочетание в слове КОРОТКИЙ (КРАТКИЙ), неполногласное в слове СРЕДА, в слове БРАТ такого явления нет).




  1. Перед вами два предложения (даются в записи на листе): а)ДЕД, ВЛОХМАТОЙ ШАПКЕ, В ПОДШИТЫХ ВАЛЕНКАХ, СИДИТ НА ЗАВАЛИНКЕ. б)ДЕД В ЛОХМАТОЙ ШАПКЕ И ПОДШИТЫХ ВАЛЕНКАХ СИДИТ НА ЗАВАЛИНКЕ. Который из дедушек «мой»? И почему? (В предложении с обособленным определением указывается на определённого человека, поэтому именно в этом, первом, предложении «мой» дедушка).




  1. Какие фразеологизмы-термины из области анатомии заключают в

себе названия в переносном значении изображённых на данных рисунках предметов? (Изображены клетка, яблоко – в анатомии клетка ака биологическая единица и глазное яблоко).


  1. Изобразите в рисунке смысл фразеологизма: ВО ВЕСЬ ГОЛОС (Даётся на это задание 5 минут).




  1. Объясните лексическое значение слова ОПТИМИСТ.




  1. Расставьте ударения в следующих словах(даются в записи):: ВОРОТА, ДОКУМЕНТ, НАНЯЛ, НАНЯЛА, НАНЯЛИ, ФАРФОР, ЦЕМЕНТ, БАЛУЯСЬ, СТОЛЯР, ЭКСПЕРТ.




  1. Замените словосочетания с повторяющимися словами другими, близкими по смыслу: ЗЕМЛЯ СТАЛА ПРИБЛИЖАТЬСЯ, САМОЛЁТ СТАЛ САДИТЬСЯ. (Пошёл на посадку).




  1. Назовите качество человека, исходя из пословицы-загадки: ПОДАЛ РУЧКУ, ДА ПОДСТАВИЛ НОЖКУ. (Двуличный, лицемерный). СЕБЯ МНИТ ВЫШЕ КРЫШИ, А У САМОГО И С КРЫЛЕЧКА ГОЛОВА КРУЖИТСЯ. (Самоуверенный).




  1. Замените именем существительным данные словосочетания, раскрывающие их лексическое значение:

    • тот, кто несёт знамя (знаменосец);

    • человек, идущий по одному пути с кем-нибудь (попутчик);

    • тот, кто едет верхом (всадник);

    • мужчина со светлыми волосами (блондин);

    • человек, распространяющий ложные обвинения (клеветник);

    • тот, кто предпочитает проводить свободное время дома (домосед);

    • мальчик или девочка в переходном возрасте (подросток);

    • вызов по фамилиям, именам, с целью проверки (перекличка);

    • территория, на которой запрещена охота (заповедник);

    • самый низкий мужской голос (бас);

    • обычные, непраздничные дни (будни);

    • маленькие цветные бусинки (бисер);

    • перенесение чего-либо на более поздний срок (отсрочка);

    • судно для перевозки жидких грузов (танкер).



  1. Проверка задания болельщиков.

Выполнявшие карточки болельщики выразительно читают предложенные им тексты, сдают их в жюри на проверку.
Жюри оглашает результаты всей игры.


  1. Заключительное слово учителя.

Итак, итоги игры подведены. Поздравляю команду-победительницу. Желаю всем вам успехов в изучении нашего великого русского языка. Помните слова Максима Горького: «Язык – это инструмент, надо учиться языку, расширять лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму… Мы должны добиваться от слова наибольшей активности, наибольшей силы впечатления – мы добьёмся этого только тогда, когда воспитаем в себе уважение к языку».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-игра. 9 класс Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…» iconКонспект урока по русскому языку 1 класс Тема: урок-игра «Правописание собственных имен»
...
Урок-игра. 9 класс Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…» iconКонспект урока физической культуры моу школа №80 Класс 11 учитель...
Совершенствование изученных элементов техники в учебной игре. Двухсторонняя игра с добавлением второго мяча
Урок-игра. 9 класс Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…» icon7 класс русский язык умк «Русский язык» С. И. Львова Грамматика:...
Грамматика: морфология и синтаксис. Тема рассчитана на 6 уроков. Итоговым будет семинар, где вы будете выполнять разные роли (анализируем...
Урок-игра. 9 класс Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…» iconКонспект урока правописание гласных после шипящих в различных частях...
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Урок-игра. 9 класс Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…» iconКонспект урока по истории по теме«По страницам истории Отечества...
Конспект урока по математике 1 класс Сравнение по массе. Способы сравнения (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)
Урок-игра. 9 класс Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…» iconУрок родного (русского) языка. Тема урока: «Слова с сочетаниями чк, чн»
Умк: «Школа России» Русский язык, 2 класс (I-II л. Я. Желтовской, А. Ю. Купаловой ч), М., Просвещение, 2004
Урок-игра. 9 класс Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…» iconКонспект урока по теме ««Проверка знаний. Урок-игра»» Разработала:...
Ребята, сегодня у нас заключительный этап игры «Рыцарский турнир». Сражаются сегодня вышедшие в финал Стефан Б., Леонид Е, Евгений...
Урок-игра. 9 класс Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…» iconУрока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения
Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения
Урок-игра. 9 класс Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…» iconЛобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 6 Тема урок
Цель урока: познакомить с условиями выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными
Урок-игра. 9 класс Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…» iconУрок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла»
На доске: тема урока, определение понятий «эпиграф», «интонация», стихотворение «Ты только вдумайся»
Урок-игра. 9 класс Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…» iconУрок с использованием икт в 5 классе. Тема урока: «Слова старики, или устаревшие слова»
Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Контроль за усвоением материала проводится при помощи компьютерной программы «Семейный...
Урок-игра. 9 класс Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…» iconУрок-игра «Информационный калейдоскоп» Тема урока : Повторение курса информатики 10 класса
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме игры по курсу информатики 10 класса
Урок-игра. 9 класс Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…» iconУрок по русскому языку во втором классе тема урока
Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс». Памятка-алгоритм для работы с безударными гласными; толковый словарь
Урок-игра. 9 класс Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…» iconКонспект урока тема: "Что такое наречие?" Автор: Окишева Татьяна...
...
Урок-игра. 9 класс Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение знаний о частях речи (Урок-игра "Клуб знатоков", русский язык, 4 класс)
Урок-игра. 9 класс Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…» iconУрок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е....
Оформление урока: карта-схема города, на которой изображена школо дорожных наук, светофор


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск