Скачать 60.01 Kb.
|
Урок – заседание редакционного совета (деловая игра) по русскому языку в 4 классе "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи" Учитель начальных классов – Бондаренко Ольга Юрьевна Цели:
Тип урока: урок обобщения и повторения Вид урока: заседание редакционного совета (деловая игра) Перед проведением данного урока дети посетили экскурсию в типографию местной газеты и познакомились с работой редакционного совета. После этого урока ребята подготовили газету “Её Величество – Имя Прилагательное”, куда вошли материалы с данного урока. I. Организационные моменты (упражнения для активизации мыслительной деятельности) зарядка для пальчиков II. Сообщение темы Урок русского языка проведем в форме деловой игры. Редколлегиям отдела писем, отдела информации, отдела новостей предстоит подготовить к выпуску очередной номер газеты “Имя прилагательное”, Прошу приступить к работе. Я думаю, сегодняшний день принесет всем нам радость общения друг с другом. Успехов и удач вам. Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (веселым, занимательным, познавательным, интересным, увлекательным) - Слова какой части речи использовали в ответах? - Весь урок мы будем говорить об имени прилагательном. Рассмотрим несколько рубрик: - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? - Как изменяется? - Каким членом предложения бывает? III. Минутка чистописания Нам придется много потрудиться, чтобы удивить своих читателей. А какой звук произносится, когда удивляешься? ([О]) - Дайте характеристику (гласный, бывает ударным и безударным, обозначается буквой О) - В минутке чистописания выполним упражнения с буквой О и повторим соединения. IV. Работа над первой рубрикой. Редактирование текста. - Работников всех отделов прошу пододвинуть карточку № 1, На имя отдела пришло письмо, в котором читатели с удовольствием вспоминают о лете. Но некоторые прилагательные написаны неразборчиво. Отредактируйте письмо. Какое ___________________ утро! _______________ роса блестит на траве. ______________ ветерок шумит над деревьями. Показалась на земле__________________травка. Утром воздух ________________ и ______________________, Зачитывается 2-3 текста. Микровывод: - Слова какой части речи вставили? - Что такое имя прилагательное? Вопросы? - Для чего нужно в речи? V. Работа с фразеологическими оборотами. - Объясните читателям, что они обозначают? - Что такое фразеологические обороты? (устойчивые сочетания в нашей речи) - Отгадайте, что за фразеологизм зашифрован? (по картинкам). Объясните значение. Золотые руки Бесструнная балалайка Ежовые рукавицы Дать березовой каши Молочные реки - Подберите синоним к каждому фразеологизму. Золотые руки – человек, который умеет что-либо делать очень хорошо, искусен во всяком деле (мастер на все руки) Бесструнная балалайка – очень болтливый, неделовой человек, пустомеля. (длинный язык, язык без костей) В ежовых рукавицах - очень строго и сурово, ограничивая свободу действий. (держать в узде, держать в железных тисках, на коротком поводке) Дать березовой каши – высечь розгами, всыпать горячих, сильно избить, жестоко обойтись с кем-либо. (всыпать горячих, спустить шкуру, задать жару, задать трепку, высечь как сидорову козу) Молочные реки (да кисельные берега) – большие обещания. (золотые горы, обещать с три короба) Разберите прилагательные по составу: золотые, бесструнная, в ежовых, молочные, березовый, VI. Работа над третьей рубрикой. - Как изменяется имя прилагательное? (по родам, числам, падежам) Отдел информации. Ваш отдел рассказывает о мальчике Боре. Мальчик Боря на доске написал такое: Плывет лодка по реке серое, большое, А на лодке плывут веселая друзья, И везут они с собой забавная игра. Что же это за игра? Вам я не скажу Лучше дальше вам слова еще я напишу В небе звезды яркая светят и горят, А друзья с вопросами к вам уже спешат Мальчик Боря отошел, Еще раз он все прочел, Но ошибок не нашел. Он решил запутать вас. Кто исправит весь рассказ? - Что не знал Боря? (что такое согласование) - Что такое согласование? (связь между словами в роде, числе, падеже; связь между сущ. и прилаг. в роде, числе, падеже) Вывод: не знал окончаний имен прилагательных. VII. Работа с экранами. (дети пишут ответы на экранах) - Вспомним окончания имен прилагательных муж. и ср. рода в ед. числе: Р.п. – ого, -его Т. п. – ым, им П.п – ом, ем - Жен. рода ед. ч. вопросы косвенных падежей мн.ч.: И.п., В.п. – ые, -ие Д.п. – ым, -им Т.п. – ыми, -ими П.п. – ых, их - Выпишите словосочетания, в которых есть ошибки, укажите род, число, падеж. Взаимопроверка с доски - Почему не везде определили род? Вывод по третьей рубрике: Им. прилаг. изменяется по родам, числам, падежам. Стоит в том же роде, числе, падеже, что и имя сущ., от которого оно зависит; во мн. числе род не определяется. VIII. Самостоятельная работа (по уровням). Определи род, число, падеж. 1 уровень Перед дальн ___ дорогой На узеньк ____ диване К чист____ пруду 2 уровень Для осинов___ полена В жарк_____ дни В последн____ электричке 3 уровень На блестящ____ траве В зимн____ каникулы Давн_____ истории Проверка на слайде IX. Работа над четвертой рубрикой. Разбор предложения. - Вернемся к выписанным словосочетаниям. Составьте предложение. По водной глади тихо плыла большая лодка.(повест., невоскл, распр) Разберите по членам предложения. Вывод: имя прилагательное чаще всего в предложении является определением. Х. Вывод об имени прилагательном. - Отдел информации, готовя статьи, добивается, чтобы читатели сами делали выводы, анализировали, обобщали. Сделайте вывод об имени прилагательном. XI. Творческая работа. Мини-сочинение по картине. (на картине изображен зимний лес) - Наши коллеги фотокорреспонденты подготовили для газеты фотоматериалы. Вашим отделам предстоит подготовить мини- сочинение по картине. - Что будем описывать? (солнечный, зимний день; зимний лес) - Давайте послушаем, как описывают зимнюю природу поэты. (Дети зачитываю стихи А. Пушкина “Зимнее утро”, И. Сурикова “Зима”, С. Есенина “Поет зима, аукает”) - Устно подберем прилагательные, которые будем использовать в тексте: День – морозный, чудесный, дивный Снег – белый, пушистый, серебристый, глубокий, легкий Ветки ели – развесистые, пушистые, лохматые Небо – лазурное, чистое, ярко-голубое Вид – великолепный, восхитительный, живописный, прекрасный, божественный, пленительный Солнце – ясное, яркое, лучистое Самостоятельная работа учащихся, чтение нескольких сочинений. XII. Подведение итогов - Кому адресована наша газета? (ученикам, которые хотят познакомиться с частью речи имя прилагательное) - О чем можно узнать, прочитав нашу газету? (что такое имя прил., познакомиться с новыми фразеологическими оборотами, прочитать самое лучшее сочинение о зимнем лесе) Оценки за работу на уроке. XIII. Домашняя работа |