Анатолий Константинович Георгиев, г. Ижевск, передал Редакции журнала «Редукторы и приводы» уникальный материал, который он бережно хранил долгие 17 лет





Скачать 437.09 Kb.
НазваниеАнатолий Константинович Георгиев, г. Ижевск, передал Редакции журнала «Редукторы и приводы» уникальный материал, который он бережно хранил долгие 17 лет
страница1/5
Дата публикации08.03.2015
Размер437.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5


Уважаемые Господа!

Анатолий Константинович Георгиев, г. Ижевск, передал Редакции журнала «Редукторы и приводы» уникальный материал, который он бережно хранил долгие 17 лет – «Воспоминания…» Якова Самуиловича Давыдова, известного российского теоретика в области зубчатых зацеплений, автора монографии «Неэвольвентное зацепление» (Машгиз 1950 г.). Наверное, Я.С. Давыдов писал их для будущих поколений исследователей зубчатых передач, поскольку в те времена «специалисты, которые проявляли здоровый скептицизм и сомневались в широко афишировавшихся данных о нагрузочной способности передач Новикова, объявлялись непатириотами». Даже значительно позже – в 2006–2008 годах – Г.А. Журавлева и В.И. Парубца, которые в ходе дискуссии изложили примерно те же мысли, пришли к тем же выводам, что и Я.С. Давыдов, объявили не только «непатриотами», но и ведущими «вредную для науки и производства деятельность».

В своих «Воспоминаниях…» автор дает отпор лженаучной риторике о незыблемости «системы зацепления» Новикова, которая на самом деле вписывается в «классические методы» теории огибания поверхностей, в известные методы теории зацепления. Он показывает, что редукторная Россия была втянута в «непродуктивную» новиковскую идею «корыстно заинтересованными» людьми, обнаружившими полное, абсолютное непонимание теории зацепления, что позже, в ходе нашей дискуссии убедительно доказал, например, Короткин в своих публикациях и сообщениях. Приведенные им сведения подтверждают справедливость научного вывода Г.А. Журавлева о том, что область рационального применения передач Новикова – «...сырые, термически не обработанные, довольно грубые и низкоскоростные».

Однако читайте «Воспоминания…» Я.С. Давыдова. В них – сокрушительная правда о театре абсурда вокруг этого типа зацепления.
С уважением,

главный редактор журнала РиП, к.т.н.

В.И. Парубец

ВОСПОМИНАНИЯ ...

Я.С. Давыдов
1. Родился 1.12.1914 г. После окончания школы-девятилетки в 1930 г. работал сначала сверловщиком, учеником слесаря, а затем слесарем по штампам и ремонту оборудования. В 1933 г. поступил на 1 курс Горьковского механико-машиностроительного (впоследствии Политехнического) института. В 1937 г. был переведен в Московский механико-машиностроительный институт им. Н.Э. Баумана (впоследствии МВТУ, а ныне МГТУ), который и окончил в 1939 г. (факультет ТГМ – тепловых и гидравлических машин, специальность – паровозостроение). Осенью того же года был принят в аспирантуру МВТУ на кафедру ТММ.

В 1941 г. в первые же дни войны аспирантов МВТУ стали распределять по военным заводам. Я был направлен на Бронетанковый ремонтный завод № 1 Наркомата обороны в г. Москве, где и проработал в течение всей войны в должностях инженера-технолога, инженера технического отдела, зам. начальника инструментального отдела.

Осенью 1945 г. вернулся в МВТУ для окончания аспирантуры. В 1947 г. окончил работу над диссертацией, сдал ее в Совет МВТУ для защиты и приступил к работе в Горьковском институте инженеров водного транспорта, в котором проработал непрерывно 40 лет до выхода на пенсию в 1987 г. на кафедре теории механизмов и деталей машин, – сначала ассистентом, затем доцентом и профессором, занимаясь все это время преподаванием теории механизмов и машин.
2. Кафедра ТММ МВТУ им. Баумана в год моего поступления в аспирантуру был небольшой. Ее возглавлял маститый ученый, заслуженный деятель науки и техники, д.т.н., профессор Л.П. Смирнов – один из старейших и уважаемых профессоров МВТУ. Он выглядел суровым и неразговорчивым, хотя в действительности это был добрый и доброжелательный человек. Он был из когорты профессоров дореволюционной формации. Это был инженер до мозга костей. Он олицетворял старые традиции МВТУ, традиции Н.Е. Жуковского, Н.И. Мерцалова и других корифеев прошлого. Кроме кафедры ТММ, он заведовал одновременно и кафедрой паровых машин. Был любителем ручного труда (как рассказывали, он дома увлекался изготовлением мебели для себя). В ТММ Л.П. Смирнов известен как один из авторов (вместе с Кутцбахом) графического метода в кинематике планетарных механизмов. Им написаны книги «Кинематика механизмов» и «Кинетика механизмов», изданные в 1926 г. и теперь уже забытые. Еще до революции он некоторое время жил и учился в Германии. Область его интересов включала главным образом вопросы динамики машин.

На кафедре в 1939 г. работали доценты С.В. Минут, В.А. Гавриленко, читал лекции Н.М. Взоров, возможно, уже в то время доцентом была А.А. Савелова. Кроме меня, были еще два или три аспиранта, научным руководителем которых был проф. Л.П. Смирнов.

С.В. Минут обладал глубоким чувством механики, его лекции отличались тщательностью проработки материала, упорядоченностью и логичностью изложения. Он был великолепным методистом, читал лекции и вел занятия спокойно, без эмоций. Я прослушал у него весь лекционный курс и вообще много почерпнул у него. Особенно полезным для меня было участие совместно с ним в приеме курсовых проектов. Задания в то время были сложными и трудоемкими, С.В. Минут проверял их самым тщательным образом, и ни одна ошибка не ускользала от его опытного глаза.

Лекции Н.М. Взорова отличались ясностью и четкостью изложения, они принесли мне также немалую пользу. Его манера изложения отличалась даже своеобразным изяществом. В.А. Гавриленко был человеком увлекающимся, его лекции характеризовались эмоциональностью, некоторой небрежностью в формулировках, логическая стройность и безукоризненная строгость рассуждений у него были явно не на первом плане.

Курс ТММ в МВТУ имел свои особенности. На меня, проходившего курс прикладной механики в Горьком по учебнику Л.В. Левенсона в довольно примитивном изложении, сразу после прихода в аспирантуру произвел большое впечатление значительно более высокий уровень преподавания ТММ в МВТУ.

На кафедре не удаляли почти никакого внимания учению о структуре механизмов. Подробно излагалось корригирование зубчатых колес (даже при нарезании долбяком), но пространственные зацепления излагались довольно примитивно (Тредгольд, прямозубые конические колеса, ортогональная архимедова червячная передача и, очень кратко, винтовая передача). Пространственные шарнирные механизмы почти не затрагивались, но кинематика плоских шарнирных механизмов рассматривалась очень подробно. Студенты строили планы скоростей и ускорений, используя точки Ассура и метод ложных положений. Для сложных восьмизвенных механизмов планы строились в 12 положениях, и на их основании строились диаграммы пути, скорости и ускорения какой-либо заданной точки, а между этими диаграммами должна была соблюдаться строгая дифференциальная зависимость.

Синтез кулачковых механизмов осуществлялся с учетом угла давления. В других вариантах заданий выполнялся кинематический анализ кулачковых механизмов, причем профили кулачков задавались составленными из дуг окружностей и прямых линий. Анализ выполнялся методом замены высших пар низшими. Отдельный лист выполнялся по планетарным механизмам. Задача состояла в определении передаточного отношения сложного планетарного механизма тремя способами: треугольниками скоростей, способом Виллиса и с помощью силового анализа. В части заданий рассматривались также дифференциалы.

Отдельным листом в курсовой проект входило исследования клинового механизма поглощающего аппарата железнодорожной автосцепки, для чего строились многоугольники сил для каждого звена механизма с учетом сил трения и определением коэффициента отдачи. Еще один лист посвящался расчету маховика паровой машины, причем применялся своеобразный способ расчета. Я предложил его усовершенствовать, но только потом понял, что, по существу, я предложил лишь вариант метода Н.И. Мерцалова, к тому времени забытого кафедрой.

Весь курсовой проект состоял из пяти листов, выполнявшихся по строго индивидуальным занятиям на каждый лист. Общего задания, объединявшего весь курсовой проект, не было. На кафедре было разработано достаточно много вариантов шарнирных, кулачковых, клиновых и планетарных механизмов.

При Л.П. Смирнове очень важное значение придавалось всевозможным графическим построениям, причем не только в расчетах, но и в теоретических рассуждениях и доказательствах. Графические методы применялись везде и всюду, они применялись в каком-то гипертрофированном виде. Даже при выводах формул строго различались масштабы и отрезки на чертеже, выражающие те или иные кинематические и динамические, скалярные и векторные величины. Не знаю, разделяли ли преподаватели кафедры взгляды Л.П. Смирнова на значение графических методов, но все они так или иначе придерживались этой линии в преподавании. В дальнейшем, уже после Л.П. Смирнова, такой резкий крен в сторону графических методов стал постепенно исчезать. В настоящее время на кафедре работают уже другие люди, да и время не только предъявляет другие требования, но и открывает другие возможности, предоставляет другие, гораздо более мощные средства для решения задач ТММ.
3. Л.П. Смирнова я знал еще в студенческие годы, когда слушал его лекции по уравновешиванию машин и сдавал ему экзамен по этому предмету. Мне кажется, уже тогда он обратил на меня внимание. Ему же я сдавал и вступительный экзамен в аспирантуру.

Свой аспирантский план я составил по собственному разумению, но учитывал и указания Л.П. Смирнова. Тема диссертации тогда не была зафиксирована. План включал много предметов: диамат, английский и немецкий языки, номография, приближенные вычисления, ряды Фурье, дифференциальные уравнения математической физики, теория определителей, вариационное исчисление, векторное исчисление, теоретическая и аналитическая механика. Лекции для аспирантов читались доцентами кафедры математики. По аналитической механике лекции читал проф. Котельников, один из ближайших учеников Н.Е. Жуковского. Занятия с аспирантами по дополнительным главам ТММ проводил Л.П. Смирнов. Только значительно позже я понял, что перечень предметов в моем плане был составлен не вполне удачно.

До войны я занимался исключительно изучением перечисленных предметов и успел сдать почти все запланированные экзамены и зачеты. Большое число предметов, изучающихся аспирантами, в то время считалось обычным, а изучение двух иностранных языков – обязательным. Л.П. Смирнов практически не вмешивался в мои дела, только два раза в год я составлял отчет для отдела аспирантуры, который Л.П. Смирнов подписывал не глядя. На втором году он дал мне задание перед экзаменом по теоретической механике проштудировать учебник Тимошенко на английском, а перед экзаменом по ТММ – «Теоретическую кинематику» Рело на немецком языке. Сам он хорошо знал немецкий и бегло читал по-английски. Текст у Рело очень сложный (по словам Л.П. Смирнова у Рело «гелертерский» стиль), книга большая по объему, и полностью одолеть ее мне не удалось, да и Л.П. Смирнов на этом не настаивал , а книгу Тимошенко я «проработал» от корки до корки.

Незадолго перед войной Л.П. Смирнов предложил мне в качестве темы диссертации разработку динамики автоматических коробок скоростей с ориентацией на использование их в танках. Но сколько-нибудь серьезно заняться этой проблемой я не успел.
4. Во время работы на заводе мне приходилось иметь дело с зуборезным производством. В 1943 г. мне было поручено пустить в действие полученный по ленд-лизу новый крупногабаритный зубодолбежный станок фирмы Феллоу, он был необходим для изготовления зубчатых венцов с внутренними зубьями для механизмов поворота башен танков Т-34. Среди фирменных документов, приложенных к станку, была и кинематическая схема станка, на которой невольно обращали на себя внимание необычные изображения всех конических зубчатых передач. Все эти передачи я осмотрел на станке и убедился, что они состоят из обыкновенной цилиндрической шестерни и плоского колеса с зубьями необычной формы, что и соответствовало изображениям на кинематической схеме. В фирменных материалах не содержалось никаких данных, касающихся геометрии и теории зацепления таких передач. Уже в то время, насколько позволяли условия военного времени, я попытался построить теорию подобных передач, для чего применил приближенный метод, аналогичный методу Тредгольда. Но было ясно, что нужна более серьезная теория. Станок эксплуатировался очень интенсивно, но после двух лет работы зубья передач не обнаруживали никаких видимых признаков износа.

Осенью 1945 г. я вернулся в МВТУ для окончания аспирантуры. В это время В.А. Гавриленко готовился к защите докторской диссертации по исследованию эвольвентного зацепления. Я предложил Л.П. Смирнову в качестве темы моей диссертации исследование зацепления цилиндрической эвольвентной шестерни с плоским колесом, но он сразу же передал меня В.А. Гавриленко, сославшись на то, что эта тема ему ближе. Таким образом, после возвращения в аспирантуру моим научным руководителем стал В.А. Гавриленко.
5. Прежде всего я завершил разработку приближенной теории, начатой во время работы на заводе. Видимо, мой доклад на кафедре по этой части работы произвел впечатление на В.А. Гавриленко, поскольку моя теория рассматривалась им как значительное расширение его собственной докторской работы, посвященной теории эвольвентных передач, нарезанных долбяком.

Поиски возможностей строгого построения теории побудили меня более глубоко заняться аналитической и дифференциальной геометрией, а также общей теорией зацепления. Дифференциальной геометрии в моем учебном плане не было, и тут я убедился в том, что при составлении учебного плана еще до выбора темы диссертации неизбежны просчеты.

Я решил обычное в ТММ при доказательстве теоремы Виллиса условие о равенстве проекций скоростей контактных точек профилей на общую нормаль использовать и в общем случае пространственного зацепления. Я убедился также, что это условие идентично условию огибания поверхностей, известному из дифференциальной геометрии, и в дальнейшем стал пользоваться только этим кинематическим условием как более простым и наглядным. В векторной форме оно сводится к равенству нулю скалярного произведения относительной скорости соприкасающихся точек поверхностей зубьев на вектор общей нормали к этим поверхностям. Простота геометрии производящих поверхностей позволяет выразить вектор нормали непосредственно, без частных производных по параметрам поверхности, а вектор относительной скорости определяется на основании простых правил кинематики, не прибегая к частным производным по параметру движения.

С помощью кинематического метода я разработал строгую теорию, охватившую значительно более широкий класс передач, чем первоначально изучавшаяся мною ортогональная цилиндро-коническая передача. Он включил и неортогональные, и гипоидные, и косозубые передачи. В ходе работы пришлось осваивать новые для меня в то время понятия теории зацепления. До многого приходилось доходить самостоятельно, поскольку это в систематическом виде нигде не излагалось, а из курса ТММ можно было почерпнуть лишь самые первоначальные сведения. Познакомившись с работами Оливье и Гохмана, я был удивлен тем, что они по существу забыты и в литературе почти не упоминались.
6. Строгая теория позволила решить принципиальные вопросы зацепления, но она мало пригодна для получения наглядного представления о форме зубьев плоского колеса. Для этого я разработал способ графического построения сечений зуба такого колеса плоскостями, перпендикулярными его оси. Способ воспроизводил процесс станочного зацепления, причем профиль зубьев получался как огибающая специально построенного семейства прямых. Воспользовавшись имевшимися на кафедре хорошими чертежными инструментами, я вычертил ряд таких сечений в очень крупном масштабе и, совместив их, получил четкое объемное представление зуба, полностью совпавшее с формой зуба плоского колеса, снятого со станка Феллоу. Гипсовую копию этого колеса я храню до сих пор.

Затем мною было спроектировано приспособление к зубодолбежному станку, имевшемуся в мастерских МВТУ. Средства для проведения экспериментальной работы (изготовление приспособления и заготовок колес, опытное нарезание и т.д. были получены благодаря Н.М. Взорову, в то время работавшему по совместительсьву в одном из оборонных министерств. Была открыта тема в НИСе МВТУ, руководителем которой считался В.А. Гавриленко, а исполнителем был я.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анатолий Константинович Георгиев, г. Ижевск, передал Редакции журнала «Редукторы и приводы» уникальный материал, который он бережно хранил долгие 17 лет iconСуммирующая машина Паскаля
Француз Блез Паскаль начал создавать суммирующую машину «Паскалину» в 1642 г в возрасте 19 лет, наблюдая за работой своего отца,...
Анатолий Константинович Георгиев, г. Ижевск, передал Редакции журнала «Редукторы и приводы» уникальный материал, который он бережно хранил долгие 17 лет iconПрограмма тура Группа Стоимость Г. Ижевск ижевск Тематические экскурсии...
Тематические экскурсии по городу Ижевску: «Ижевск – спортивный», «Ижевск – культурная столица» и др
Анатолий Константинович Георгиев, г. Ижевск, передал Редакции журнала «Редукторы и приводы» уникальный материал, который он бережно хранил долгие 17 лет iconЧемпионат удмуртской республики по футболу. Взрослые. Сезон 2014 г. Состав участников
«Зенит-Делин» (г. Ижевск) «Тазалык» (с. Завьялово) 10. «Зенит-Ижевск-М» (г. Ижевск)
Анатолий Константинович Георгиев, г. Ижевск, передал Редакции журнала «Редукторы и приводы» уникальный материал, который он бережно хранил долгие 17 лет iconСпорт это наше настоящее и будущее!
Именно поэтому таким мальчишкам и девчонкам, как мы, с самых юных лет рекомендуются регулярные занятия спортом, чтобы он сумел оказать...
Анатолий Константинович Георгиев, г. Ижевск, передал Редакции журнала «Редукторы и приводы» уникальный материал, который он бережно хранил долгие 17 лет iconРеферат посвящён статье о проблемах Гильберта и советской математике....
Ния "Кванта" первым высказал академик Пётр Леонидович Капица в 1964 году, и только в январе 1970 года вышел в свет первый номер журнала,...
Анатолий Константинович Георгиев, г. Ижевск, передал Редакции журнала «Редукторы и приводы» уникальный материал, который он бережно хранил долгие 17 лет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аясь домой из школы, сказала встречающей меня маме: «Я буду, как Елизавета Андреевна». До сих пор думаю над тем, почему я не сказала,...
Анатолий Константинович Георгиев, г. Ижевск, передал Редакции журнала «Редукторы и приводы» уникальный материал, который он бережно хранил долгие 17 лет iconЦель работы редакции журнала
Воспитывать в детях чувство взаимопомощи, ответственности, взаимовыручки, доброе отношение друг к другу
Анатолий Константинович Георгиев, г. Ижевск, передал Редакции журнала «Редукторы и приводы» уникальный материал, который он бережно хранил долгие 17 лет iconТема «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии»
Мудрость: гласит, что народ, который думает на один год вперёд выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд выращивает...
Анатолий Константинович Георгиев, г. Ижевск, передал Редакции журнала «Редукторы и приводы» уникальный материал, который он бережно хранил долгие 17 лет iconМетодические рекомендации по про­ведению социально-психологических...
Ш23 Практическая психология. Инструментарий. — Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. — 688 с
Анатолий Константинович Георгиев, г. Ижевск, передал Редакции журнала «Редукторы и приводы» уникальный материал, который он бережно хранил долгие 17 лет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«С любимым портретом – зимою и летом», который представляет собой своеобразное путешествие по страницам журнала «Праздник в школе»....
Анатолий Константинович Георгиев, г. Ижевск, передал Редакции журнала «Редукторы и приводы» уникальный материал, который он бережно хранил долгие 17 лет iconВ течение года почти в каждом номере Vogue появлялся тот или иной...
Этих фотографий мы публикуем в октябре. И самое главное. Накануне открытия исторической сцены Большого мы подготовили специальный...
Анатолий Константинович Георгиев, г. Ижевск, передал Редакции журнала «Редукторы и приводы» уникальный материал, который он бережно хранил долгие 17 лет icon426054, г. Ижевск, ул. 50 лет влксм, д. 33, тел. 59-40-04 интегрированная...
...
Анатолий Константинович Георгиев, г. Ижевск, передал Редакции журнала «Редукторы и приводы» уникальный материал, который он бережно хранил долгие 17 лет iconЛекция 2: "Адресация в Интернете (ip-адреса и доменная система имен)"
Так, каждый компьютер, подключенный к сети Интернет, имеет свой собственный уникальный адрес. Т. к в компьютерах вся информация представляется...
Анатолий Константинович Георгиев, г. Ижевск, передал Редакции журнала «Редукторы и приводы» уникальный материал, который он бережно хранил долгие 17 лет iconПриказ от 30. 08. 2012 №57/1 д положение о ведении классного журнала,...
В соответствии со ст. 32 п. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» школа осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточной...
Анатолий Константинович Георгиев, г. Ижевск, передал Редакции журнала «Редукторы и приводы» уникальный материал, который он бережно хранил долгие 17 лет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В «Иллюзиях» пользоваться этим Справочником Ричарда научил мессия Дональд Шимода. Потом Справочник Мессии пропал на долгие годы,...
Анатолий Константинович Георгиев, г. Ижевск, передал Редакции журнала «Редукторы и приводы» уникальный материал, который он бережно хранил долгие 17 лет iconМышление жан-пьер шанжё, ален конн Перевод с французского Т. Б. Ворожцовой,...
Материя и мышление. — Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований; ниц «Регулярная и хаотическая динамика», 2004, 216 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск