Скачать 151.14 Kb.
|
ПРОГРАММА факультативного курса для 7-8 классов «Наблюдательная астрономия» Автор Т. Л. Пархоменко г. Нижний Новгород 2008 Пояснительная записка Значение астрономического образования в реализации программ развития естественнонаучного мировоззрения школьника трудно переоценить. Астрономия не только формирует представления учащегося о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Преподавание астрономии способствует совершенствованию межпредметных связей физики, математики, химии, биологии. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения астрономии большое внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания проводится при изучении всех разделов курса астрономии, однако особое значение применению этих методов уделяется при изучении наблюдательной и практической астрономии. Астрономия начинает изучаться в курсе основного полного общего образования лишь в 11 классе, завершая естественнонаучное образование школьника, однако многочисленные олимпиады, конференции и конкурсы разного уровня диктуют начать астрономическое образование значительно раньше. Овладевать научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире, учащийся может начать с раннего школьного возраста. Этим было продиктовано создание данной программы факультативного курса. Актуальность программы связана с совершенствованием форм и методов работы с одаренными детьми. В основу разработки программы курса «Наблюдательная астрономия» положены следующие методологические подходы: деятельностный, системный, личностно-ориентированный, акмеологический. Цель курса – развитие творческого мышления учащихся, формирование научного мировоззрения, овладение научными методами познания природы. Задачи изучения курса
Курс «Наблюдательная астрономия» структурируется на основе рассмотрения различных методов познания окружающего мира в порядке их усложнения. На первом году обучения учащиеся осваивают такие темы как звездное небо, особенности движения звезд, Солнца, физические условия звезд. Изучение данных разделов проводится на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами сферической астрономии на доступном учащемуся среднего школьного возраста уровне и применением этих законов в повседневной жизни. Второй год обучения посвящен объектам Солнечной системы, ближнему космосу. На этом этапе обучения учащиеся выполняют практические задания, базирующиеся на освоенном математическом аппарате. Программа «Наблюдательная астрономия» рассчитана на два года, однако при организации занятий парами, продолжительностью 2 учебных часа, представляется возможным реализовать данный курс на протяжении одного учебного года. Несомненным преимуществом данного курса перед существующими является наличие практической части, предусматривающей проведение наблюдений астрономических явлений, изготовление учащимися простейших астрономических приборов, анализ и систематизация данных, полученных во время экспедиций. Данный подход не только обогащает курс, но и вызывает живой интерес учащегося, способствует становлению его позиции исследователя, развивает его познавательную активность. Результаты работы учащихся оцениваются с учетом их активности, качества проведенных исследований, изготовленных приборов, умений решения задач, умений защиты проектов перед аудиторией, а также подготовленного ученического портфолио. Изучение данного курса предполагает повышение результативности учащихся в астрономических олимпиадах. Подготовленные учащимися работы заслушиваются на ученических конференциях и чтениях научного общества учащихся разного уровня. Содержание программы Звездное небо (19 ч.) Звездное небо и его вращение. Звездные карты. Видимая и абсолютная звездная величина. Измерение угловых расстояний между звездами. Высота светила над горизонтом. Прямое восхождение и склонение. Суточные круги звезд. Вид звездного неба на разных широтах. Особенности движения Солнца Солнечные и звездные сутки. Методы изучения звезд (12 ч.) Свет и его роль в изучении звезд. Телескопы и особенности телескопических наблюдений. Способы изучения звезд. Звездные спектры. Диаграмма Герцшпрунга-Рессела. Эволюция звезд. Гиганты и карлики в мире звезд. Новые и сверхновые звезды. Звездные системы (5 ч.) Галактика Млечный Путь. Звездные скопления. Галактики, классификация галактик. Скопления галактик. Взаимодействующие галактики. Эволюция Вселенной. Солнце (11 ч.) Солнце и его наблюдение. Солнце – ближайшая звезда. Строение Солнца. Атмосфера Солнца. Шкала электромагнитных излучений. Спектр и химический состав Солнца. Семья Солнца. Планеты и их спутники (15 ч.) Движение планет. Эклиптика. Законы Кеплера. Характеристики планет. Планеты земной группы. Земля. Планеты-гиганты и их спутники. Изучение планет космическими аппаратами. Луна. Солнечные и лунные затмения. Физические условия на Луне. Малые тела Солнечной системы. Планетоиды. Жизнь в Солнечной системе. Практические работы (13 ч.)
Резерв (3 ч.) Требования к подготовке учащихся по результатам обучения Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны понимать:
Учащиеся должны уметь:
Необходимое оборудование и материалы
Дидактический материал по астрономии. Разбитная Е. П. М., Просвещение, 1988.
Персональные компьютеры, в соответствии с целями курса, могут применяться в следующих направлениях:
Большое число компьютерных программ позволяет только наблюдать за ходом того или иного эксперимента. При этом учащийся не имеет возможности повлиять на его проведение, а может только включить или выключить демонстрацию. Диагностические материалы При проведении занятий используются такие формы организации обучения, как лекция, семинары, практические, самостоятельная работа учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная), консультации. Учащиеся находят информацию для подготовки докладов и сообщений, готовят эксперимент, изготавливают необходимое оборудование. При выполнении лабораторных работ организуется исследовательская деятельность учащихся по экспериментальному установлению зависимостей между величинами. Учащиеся осуществляют все этапы деятельности: постановка задачи, выдвижение гипотезы, организация наблюдений, систематизация наблюдений, выяснение особенностей решения данной задачи, планирование эксперимента, подбор измерительных приборов, сборка установки, наблюдения и измерения, осмысление и анализ результатов измерений, выводы, обработка результатов математическими методами, определение погрешностей опыта, выработка эмпирических зависимостей. При этом в зависимости от уровня владения учащимися исследовательским методом уровень самостоятельности при выполнении экспериментов и характер помощи со стороны учителя могут быть различными. Процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемых, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности и дальнейшей коррекции процесса обучения предлагается оформлять в виде портфолио. Учебное портфолио – форма и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения. Портфолио содержит
Учителю, ведущему данный факультативный курс, рефлексию собственной работы предлагается проводить в технологии бортового журнала или портфолио. Портфолио учителя, ведущего занятия, содержит следующие разделы:
Целью, объединяющей все занятия курса, является применение активных методов обучения, поэтому рефлексия и анализ должны содержать указание выбранных методов, стимулирующих познавательную деятельность учащихся, эффективность применения данных методов в конкретной учебной деятельности, объем самостоятельной работы учащихся. Обязательно указание применяемого оборудования, а также доступных материалов, привлекаемых дополнительно. Необходимо отмечать психологические аспекты занятия, результативность обмена мнениями по проблемам, стоящим перед другими членами группы. На протяжении всего курса необходимо отмечать практический выход занятий. Структура портфолио учителя.
Бортовой журнал ИМЯ_______________________________ТЕМА________________________________ Дата____________________________Время работы____________________________ Ключевые понятия___________________________________ Рисунки, схемы ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ Связи, которые я могу установить _________________________________________________________________________ Вопросы, которые можно было бы выяснить
Вопросы, которые придумали учащиеся
Полнота отображения основных понятий_____________________________________ Участие в групповой дискуссии___________________________________________ Ценные идеи, предложения______________________________________________ «Сухой остаток»____________________________________________________________ Учебно-тематический план (78 часов, 1 час в неделю)
Литература для учителя
Литература для учащегося
Полезные адреса http://www.astronet.ru http://www.college.ru/astronomy/ http://www.ast.rusolimp.ru http://www.astro-azbuka.info http://www.astrotime.ru http://space.rin.ru http://spacelife.narod.ru http://naturalhistory.narod.ru http://solar.tsu.ru/lab/ |
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия Образовательная программа предназначена для 11 класса муниципальной средней общеобразовательной школы. Основная задача программы... | Пояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»... Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины бз. В. 12 «Астрономия» Программа предназначена для построения курса лекционных и лабораторных занятий для студентов направления «Педагогическое образование»... | Программа факультативного курса «История в лицах» Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской... | ||
Программа факультативного курса для учащихся 8-9 классов по биологии «Я и мое здоровье» Отдел образования и молодёжной политики комитета по социально-культурным вопросам администрации муниципального образования | Программа (авторская) факультативного курса учащихся 10-11 классов... Факультативный курс составлен на основе «Программы факультативов для средней общеобразовательной щколы», Москва, «Просвещение» 1990... | ||
Программа факультативного курса по математики для 10-11 классов Структура экзаменационной работы в форме егэ требует от учащихся не только знаний на базовом уровне, но и умений выполнять задания... | Рабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации» Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,... | ||
Рабочая программа факультативного курса в 6 классе «Изучаем текстовые редакторы» Рабочая программа факультативного курса «Изучаем текстовые редакторы» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой, канд... | Конкурс Учащихся 1 7-х классов «Первые шаги в науку» Секция астрономия Солнце Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных... | ||
Рабочая программа по предмету «Астрономия» «Астрономия 11 класс», Е. П. Левитан, 2000г. Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника «Астрономия... | Программа факультативного курса «культура и религия» для 10-11-го... Программа предназначена для педагогов общеобразовательных учреждений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа факультативного курса «История кадетского движения в России. Краткий курс основ воинской службы» в системе дополнительного... | Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по факультативному... «Русское правописание» для 10- 11 класса разработана на основе Государственного стандарта 2004 года, факультативного курса для 10-11... | ||
Рабочая программа учебного курса «Физика» для 11 а класса Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,... | Программа дисциплины опд. Р. 04 «Астрономия» Программа предназначена для построения курса лекционных и практических занятий для студентов направления Физико-математическое образование... |