Скачать 138.05 Kb.
|
МБМОУ СОШ № 2 г. Алагир Г.П. Селиверстова Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ 2011 г. Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ Пояснительная записка. Данная образовательная программа предназначена для 11 класса муниципальной средней общеобразовательной школы. Основная задача программы – частично компенсировать провал в знаниях и развитии учащихся, связанный с необоснованным исчезновением из школьного курса важнейшего мировоззренческого предмета «астрономия», заинтересовать учащихся и стимулировать их на самостоятельное добывание знаний. Физика и астрономия – это науки, изучающие окружающий нас мир. Их возникновение теряется в глубине веков. С помощью экспериментального и научного методов было понято множество окружающих нас природных явлений, что позволило построить физическую картину мира. Значение физики и астрономии в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества. В процессе обучения этих учебных предметов следует решать следующие задачи: – развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять явления природы; – усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании; – развитие творческих способностей у школьников, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии – дать учащимся представление о строении Вселенной и законах ее развития, – научить пользоваться простейшими приборами для наблюдений и астрономических измерений, – научить ориентироваться в современных научных достижениях, сформировать научное мировоззрение на основе взаимосвязи физики и астрономии, развивать философское мышление. Для успешной реализации этих задач курс строится на принципах: – доступность полученной информации; – преемственность с изучаемым курсом физики; – включение материала, связанного с республиканской наукой; Курс поможет связать знания физических законов с законами движения и развития небесных тел, познакомить учащихся с методами астрофизических исследований: спектральным анализом, радиолокацией и т. д. Учебно-тематический план
Содержание программы. Тема: «Физика и астрономия». ТЕМА 1. Вступительное занятие, составление текстов и анкет. Астрономические основы для каждого. Астрономия, как и физика, – одна из древнейших наук о природе. Астрономия изучает явления, происходящие с небесными телами и их системами. Современная астрономия включает в себя несколько частей. Наиболее древняя часть описывает движение и расположение на небосводе небесных тел. Эта часть называется астрометрией. Законы движения небесных тел изучаются небесной механикой. В настоящее время бурное развитие получила астрофизика. Это часть астрономии, которая изучает физические свойства небесных тел и процессы, протекающие в них и в космическом пространстве. При изучении этой части широко используют физические законы, поэтому она и получила такое название. Часть астрономии, изучающая происхождение и развитие небесных тел, называется космогонией. Космогония отвечает на вопросы, как и когда возникли Вселенная, галактики, звезды, планеты, какие на них происходят изменения. Космология представляет собой учение о Вселенной в целом, о ее наиболее общих свойствах. Новой частью в астрономии является космонавтика. Она изучает движение космических аппаратов в космическом пространстве Астрономия тесно связана с физикой, что выражается в единстве законов для земных и небесных явлений. Так, движение планет вокруг Солнца и падение тел на Землю происходят под действием одной и той же силы — силы тяготения. Движение космических аппаратов осуществляется по законам, которые были открыты на Земле при изучении движения свободно падающих тел. Развитие астрономии, в частности астрофизики и космонавтики, способствует развитию физики. Вселенная для ученых представляет собой как бы огромную физическую лабораторию. Вещество в ней находится нередко в таких состояниях, которые нельзя получить на Земле. Многие физические открытия были сделаны в космосе. ТЕМА 2. Н.В. Сиукаев – крупный осетинский ученый и его учебник по астрономии на осетинском языке. Познакомить учащихся с биографией ученого, его научной деятельностью, историей создания учебника, его структурой, содержанием. Развивать познавательный интерес учащихся. Воспитывать патриотические чувства. Страницы жизни Н.В. Сиукаева. Выдающийся ученый-физик, яркая личность, один из наиболее авторитетных и уважаемых людей старшего поколения. Судьба книги и судьба ее автора в чем-то очень схожи. Какая идея вдохновляла автора в этой работе? Что побуждало его отказываться от вполне заслуженного отдыха и изо дня в день склоняться над рукописью книги, несмотря на бремя прожитых лет и тяжелые испытания, выпавшие на его долю? Каждый народ может воспользоваться его открытиями для улучшения своих жизненных условий. И в этом отношении наука интернациональна. Но, говоря о достижениях и жизненном пути гениального человека, всегда упоминают, представителем какой нации он является, какому народу снискал он славу. История создания книги. Об особенностях книги. Основное содержание книги - современная астрономия, включая недавние достижения ракетной астрономии, космологии и космогонии. Но, помимо астрономии, в книге представлен обширный срез знаний из современного естествознания. Исторические события и легенды, забавные факты или курьезные эпизоды из биографии выдающихся ученых прошлого. Проследить драматические события на извилистом пути научного поиска, где чередуются горечь заблуждений и разочарований и радость удивительных открытий. Научная строгость, богатство языка и исследовательский пафос – важнейшие особенности книги. ТЕМА 3. Законы физики и астрономии. Законы Ньютона и законы Кеплера и их значение для развития мировоззренческих представлений о мире. Космические скорости и форма орбит. Эллипс, парабола, гипербола. Круговая орбита. Первая, вторая, третья космическая скорости. Первый, второй, третий законы Кеплера. Значение законов. Возмущения в движении планет, приливы, отливы, определение масс небесных тел. Уточнение Ньютоном формулы третьего закона Кеплера. Как открытия физики помогают астрономическим исследованиям и как астрономические наблюдения способствуют развитию физической науки. . ТЕМА 4. Практическое изготовление простейших астрономических приборов, работа с ними. Изготовление подвижной карты звездного неба. Определение координат звезд и нахождение звезды по координатам (экваториальные координаты). Определение времени восхода, кульминации и захода звезд. Определение положения Солнца на эклиптике. Определение вида звездного неба в любое время суток. Подготовка к вечерним наблюдениям. Консультация по изготовлению самодельного телескопа. ТЕМА 5. Практическое занятие в вечернее время. Ориентирование по звездному небу. Научить учащихся первым навыкам наблюдения звездного неба: ориентирование по звездам, наблюдение суточного вращения звездного неба, определение широты местности, некоторые созвездия, планеты. Рекомендации к наблюдениям. Выберите место, где вам не мешают ни уличные огни, ни дома, ни деревья. Лучше всего наблюдать в ясные безлунные ночи, так как в ярком свете Луны меркнут все слабые звезды. Попытайтесь найти некоторые созвездия, даже если они частично закрыты облаками. Возьмите только подвижную карту звездного неба и карманный фонарик, чтобы видеть карту в темноте. Хорошо бы закрасить стекло фонарика лаком для ногтей, так как красный свет в отличие от белого не слепит глаза. Как найти север и Полярную звезду. Полярная — очень важная звезда из-за своего особого положения на небе: она почти точно совпадает с точкой, называемой ПОЛЮСОМ МИРА. Весь небесный свод как бы вращается вокруг нее, а сама она практически остается на месте. Наш Алагир расположен на широте около 44° и Полярная находится примерно на полпути между горизонтом и зенитом — точкой неба прямо над вашей головой. Итак, если стоять лицом к Полярной звезде, то впереди у вас север, справа — восток, слева — запад, а за спиной — юг. Зонтик-планетарий. Чтобы представить себе вращение неба, вообразите гигантский зонтик: Полярная звезда находится в его центре, а вы — у конца ручки. Небо вращается как единое целое — звезды не меняют своего положения относительно друг друга. ТЕМА 6. Методы астрофизических исследований: спектральный анализ, радиолокации и др. Методы астрофизических исследований. Обсерватории. Астрономические исследования в научных институтах, университетах и обсерваториях. Различные типы телескопов и других приборов. Радиотелескопы. Применение спектрального анализа для качественного и количественного химического состава светила, его температуры, наличия магнитного поля, скорости движения по лучу зрения и т.д. Определение температуры светящегося объекта по спектру и при помощи специально созданных приемников инфракрасного излучения. Спектроскоп и спектрограф Сплошные, линейчатые, полосатые спектры. Внеатмосферная астрономия. Исследования с помощью космической техники: 1) создание внеатмосферных искусственных спутников Земли; 2) создание искусственных спутников Луны и планет; 3) перелет и спуск приборов, управляемых с Земли, на Луну и планеты; 4) создание управляемых с Земли автоматов, перемещающихся по Луне и доставляющих с Луны пробы грунта и записи разных измерений; 5) полеты в космос лабораторий с людьми и высадку их на Луну. Внеатмосферные наблюдения Исследования выполненные при помощи приборов, установленных на различных космических аппаратах. Результаты астрофизических исследований за последние десятилетия. ТЕМА 7. Астрофизика и космология. Основные гипотезы возникновения Вселенной. Материальное единство мира. Современная наука добилась огромных успехов в изучении макроскопических и микроскопических свойств окружающего мира, однако прогресс в понимании Вселенной в целом был медленным и неуверенным. Как возникли звезды или, быть может, они существуют извечно? Почему так много различных типов звезд? Как развивалась Вселенная в прошлом и каково ее будущее? Будет ли Вселенная продолжать расширяться или, в конце концов, сожмется? Сколько вещества во Вселенной? Существует ли во Вселенной антивещество? Какова природа странных объектов, излучающих фантастическое количество энергии из отдаленных областей космоса? Не являются ли источниками этой энергии звезд и галактик неизвестные доныне процессы? Одно из основных затруднений при изучении астрономических явлений состоит в том, что над изучаемым объектом нельзя провести контрольного эксперимента. Можно лишь наблюдать естественный ход событий. Современные наблюдения говорят в пользу того, что Вселенная возникла в результате гигантского взрыва (теория большого взрыва). Звезды и галактики конденсируются из газов в расширяющемся сгустке. Вселенная все еще расширяется. Будет ли расширение продолжаться бесконечно или замедлится и сменится сжатием с образованием нового сгустка, пока не ясно. По-видимому, Вселенная состоит почти исключительно из обычного вещества. ТЕМА 8. Астрология – факт общественной жизни. Наука или лженаука. Независимо от того, удавалось ли астрологам достичь своих конкретных целей, независимо от их удачливости в прогнозах, астрология собирала и осмысливала огромный фактический материал, в астрологических фолиантах содержатся бесценные научные данные. С древнейших времен астрология выполняла очень важную мировоззренческую функцию. Критики современной астрологии. Техника получения информации. Но что зависит от ритмов природы, от пульса Вселенной, биение которого отдается в каждом живом организме, а что от иных причин? Основания для критики астрологии. Астрология: за и против. ТЕМА 9. Подведение итогов курса. Обсуждение рефератов учащихся: Явления, изучаемые в астрономии и физике. Астрономические приборы и методы астрономических исследований. Развитие представлений о Вселенной. Важнейшие достижения в освоении космоса. Земля - планета Солнечной системы. Солнце и жизнь на Земле. Что такое звезды? Как и зачем человек познает Вселенную? Одиноки ли мы во Вселенной? Ответы на вопросы. Литература 1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. - М: Наука, 1980. 2 . Левитан Е.П. Физика Вселенной. - М.: Наука, 1976. 3. Сиукаев Н.В. Вселенная вокруг нас (на осетинском языке). 4. Марленский А.Д. Основы космонавтики. - М.: Просвещение, 1985. 5. Навашин М.С. Телескоп астронома-любителя. - М: Наука, 1979. 6. Дагаев М.М. Наблюдение звездного неба. - М.: Наука, 1988. 7. Школьный астрономический календарь на данный учебный год. 8. Кусраев А.Г. Дорогу осилит идущий. – Владикавказ:Олимп,2003. 224 с. Учитель физики МБОУ СОШ № 2 г. Алагир /Г.П. Селиверстова/ 15.09. 2011 г. |
Элективный курс по предпрофильной подготовке «Экспериментальная физика»... Актуальным является повышение интереса учащихся к экспериментированию. Успешное изучение элективного курса «Экспериментальная физика»... | Пояснительная записка Программа элективного курса составлена с учетом... Г. Я. Мякишева // Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.» / сост. В. А. Коровин, В.... | ||
Рабочая программа учебного курса Физика 8 класс Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г федеральным компонентом государственного стандарта... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физика. Астрономия. 7-11 классы. М. Дрофа, 2008. Также использовался учебник «Физика 9 класс» (А. В. Перышкин – М.: Дрофа), а также... | ||
Программа элективного курса «основы цитологии» Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих... | Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного... Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл. /В. А. Коровин, В. А. Орлов. М. Дрофа, 2010. с... | ||
Программа элективного курса по биологии "Клетки и ткани" Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии.... | Цели и задачи учебного курса 7 абвг классов, решаемые при реализации рабочей программы «Физика 7», составители Е. М. Гутник, А. В. Перышкин, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика.... | ||
Рабочая программа учебного курса «Физика» для 11 а класса Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,... | Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | ||
Рабочая программа учебного курса «Физика» для 10А класса Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,... | Рабочая программа по предмету «Физика» для 9 класса Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г федеральным компонентом государственного стандарта... | ||
Рабочая программа по предмету «Физика» Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г федеральным компонентом государственного стандарта... | Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки... Программа элективного курса рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки | ||
Рабочая программа элективного курса для учащихся 11-х классов «Химия и экология» Данный курс предназначен для учащихся 11 классов. Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ,окружающих нас... | Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена... Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки |