Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия





Скачать 138.05 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия
Дата публикации29.06.2015
Размер138.05 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Физика > Программа
МБМОУ СОШ № 2 г. Алагир


Г.П. Селиверстова
Программа элективного курса

для учащихся 11-х классов по физике.
ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ


2011 г.
Программа элективного курса

для учащихся 11-х классов по физике.

ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ
Пояснительная записка.
Данная образовательная программа предназначена для 11 класса муниципальной средней общеобразовательной школы. Основная задача программы – частично компенсировать провал в знаниях и развитии учащихся, связанный с необоснованным исчезновением из школьного курса важнейшего мировоззренческого предмета «астрономия», заинтересовать учащихся и стимулировать их на самостоятельное добывание знаний.

Физика и астрономия – это науки, изучающие окружающий нас мир. Их воз­никновение теряется в глубине веков. С помощью экспериментального и науч­ного методов было понято множество окружающих нас природных явлений, что позволило построить физическую картину мира.

Значение физики и астрономии в школьном образовании определяется ро­лью физической науки в жизни современного общества. В процессе обучения этих учебных предметов следует решать следующие задачи:

– развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятель­но приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять явления природы;

– усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемо­сти процесса ее познания, понимание роли практики в познании;

– развитие творческих способностей у школьников, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии

– дать учащимся представление о строении Вселенной и законах ее развития,

– научить пользоваться простейшими приборами для наблюдений и астрономических измерений,

– научить ориентироваться в современных научных достижениях, сформировать научное мировоззрение на основе взаимосвязи физики и астрономии, развивать философское мышление.

Для успешной реализации этих задач курс строится на принципах:

– доступность полученной информации;

– преемственность с изучаемым курсом физики;

– включение материала, связанного с республиканской наукой;

Курс поможет связать знания физических законов с законами движения и развития небесных тел, познакомить учащихся с методами астрофизических исследований: спектральным анализом, радиолокацией и т. д.
Учебно-тематический план




п/п

Наименование разделов и тем курса

Всего

часов

В том числе

Форма контроля





35


лек-

ции

сем.

прак. зан.

кругл. стол



1.

Астрономические основы для каждого

4

2

1




1





2.

Г. Сиукаев – крупный осетинский ученый и его учебник по астрономии на осетинском языке.



1



1











Реферат по разделу учебника



3.

Законы физики и астроно-мии. Законы Ньютона и законы Кеплера и их значе- ние для развития мировоз - зренческих представлений о мире. Практическая направ­ленность астрономии и физики.

4

2

1

1








4.

Практическое изготовление простейших астрономи- ческих приборов, работа с ними.



6








6




Изготовленная учеником подвижная карта звездного неба


5.

Практическое занятие

в вечернее время. Ориен-

тирование по звездному небу.




8









8








6.

Методы астрофизических исследований: спектральный анализ, радиолокации и др.



3



2




1








7.

Астрофизика и космология. Основные гипотезы возникновения Вселенной. Материальное единство мира.



3



3














8.

Астрология – факт общественной жизни. Наука или лженаука.



4

1

1




2




9.

Подведение итогов курса.



2










2

Обсуждение рефератов


Содержание программы.

Тема: «Физика и астрономия».

ТЕМА 1. Вступительное занятие, составление текстов и анкет.

Астрономические основы для каждого.

Астрономия, как и физика, – одна из древнейших наук о природе. Астрономия изучает явления, происходящие с небесными телами и их системами. Современная астрономия включает в себя несколько частей. Наиболее древняя часть описывает движение и расположение на небосводе небесных тел. Эта часть называется астрометрией. Законы движения небесных тел изучаются небесной механикой.

В настоящее время бурное развитие получила астрофизика. Это часть астрономии, которая изучает физические свойства небесных тел и процессы, протекающие в них и в космическом пространстве. При изучении этой части широко используют физические законы, поэтому она и получила такое название.

Часть астрономии, изучающая происхождение и развитие небесных тел, называется космогонией. Космогония отвечает на вопро­сы, как и когда возникли Вселенная, галактики, звезды, планеты, какие на них происходят изменения.

Космология представляет собой учение о Вселенной в целом, о ее наиболее общих свойствах. Новой частью в астрономии является космонавти­ка. Она изучает дви­жение космических аппаратов в кос­мическом пространстве

Астрономия тесно связана с физикой, что выражается в единстве законов для земных и небесных явлений. Так, движе­ние планет вокруг Солнца и па­дение тел на Землю происходят под действием одной и той же силы — силы тяготения. Движе­ние космических аппаратов осу­ществляется по законам, кото­рые были открыты на Земле при изучении движения свободно па­дающих тел.

Развитие астрономии, в част­ности астрофизики и космонав­тики, способствует развитию фи­зики. Вселенная для ученых представляет собой как бы огромную физическую лабораторию. Вещество в ней находится нередко в таких состояниях, которые нельзя получить на Земле. Многие физические открытия были сделаны в космосе.
ТЕМА 2. Н.В. Сиукаев – крупный осетинский ученый и его учебник

по астрономии на осетинском языке.

Познакомить учащихся с биографией ученого, его научной деятельностью, историей создания учебника, его структурой, содержанием. Развивать познавательный интерес учащихся. Воспитывать патриотические чувства. Страницы жизни Н.В. Сиукаева. Выдающийся ученый-физик, яр­кая личность, один из наиболее авторитетных и уважае­мых людей старшего поколения. Судьба книги и судьба ее автора в чем-то очень схожи.

Какая идея вдохновляла автора в этой работе? Что побуждало его отказываться от вполне заслужен­ного отдыха и изо дня в день склоняться над рукописью книги, несмотря на бремя прожитых лет и тяжелые испытания, выпав­шие на его долю?

Каждый народ может воспользоваться его открытиями для улучшения своих жизненных условий. И в этом отношении наука интернациональна. Но, говоря о дости­жениях и жизненном пути гениального человека, всегда упоми­нают, представителем какой нации он является, какому народу снискал он славу.

История создания книги. Об особенностях книги. Основное содержание книги - современная астрономия, включая недавние достижения ракет­ной астрономии, космологии и космогонии. Но, помимо астрономии, в книге представлен обширный срез знаний из современного естествознания. Исторические события и легенды, забавные факты или курьезные эпизоды из биографии выдаю­щихся ученых прошлого. Проследить драматические события на извилистом пути науч­ного поиска, где чередуются горечь заблуждений и разочарова­ний и радость удивительных открытий. Научная строгость, богатство языка и исследовательский пафос – важ­нейшие особенности книги.

ТЕМА 3. Законы физики и астрономии. Законы Ньютона и законы

Кеплера и их значение для развития мировоззренческих

представлений о мире.
Космические скорости и форма орбит. Эллипс, парабола, гипербола. Круговая орбита. Первая, вторая, третья космическая скорости. Первый, второй, третий законы Кеплера. Значение законов. Возмущения в движении планет, приливы, отливы, определение масс небесных тел. Уточнение Ньютоном формулы третьего закона Кеплера.

Как открытия физики помогают астрономическим исследованиям и как астрономические наблюдения способствуют развитию физической науки.

.

ТЕМА 4. Практическое изготовление простейших астрономических

приборов, работа с ними.
Изготовление подвижной карты звездного неба. Определение координат звезд и нахождение звезды по координатам (экваториальные координаты). Определение времени восхода, кульминации и захода звезд. Определение положения Солнца на эклиптике. Определение вида звездного неба в любое время суток. Подготовка к вечерним наблюдениям. Консультация по изготовлению самодельного телескопа.
ТЕМА 5. Практическое занятие в вечернее время.

Ориентирование по звездному небу.
Научить учащихся первым навыкам наблюдения звездного неба: ориентирование по звездам, наблюдение суточного вращения звездного неба, определение широты местности, некоторые созвездия, планеты.

Рекомендации к наблюдениям. Выберите место, где вам не мешают ни уличные огни, ни дома, ни деревья. Лучше всего наблюдать в ясные безлунные ночи, так как в ярком свете Луны меркнут все слабые звезды. Попытайтесь найти некоторые созвездия, даже если они частично закрыты облаками.

Возьмите только подвижную карту звездного неба и карманный фонарик, чтобы видеть карту в темноте. Хорошо бы закрасить стекло фонарика лаком для ногтей, так как красный свет в отличие от белого не слепит глаза.

Как найти север и Полярную звезду. Полярная — очень важная звезда из-за своего особого положения на небе: она почти точно совпадает с точкой, называемой ПОЛЮСОМ МИРА. Весь небесный свод как бы вращается вокруг нее, а сама она практически остается на месте.

Наш Алагир расположен на широте около 44° и Полярная находится пример­но на полпути между горизонтом и зенитом — точкой неба прямо над ва­шей головой. Итак, если стоять лицом к Полярной звезде, то впереди у вас север, справа — восток, слева — запад, а за спиной — юг.

Зонтик-планетарий. Чтобы представить себе вращение неба, вообразите гигантский зонтик: Полярная звезда находится в его центре, а вы — у конца ручки. Небо вращается как единое целое — звез­ды не меняют своего положения относительно друг друга.

ТЕМА 6. Методы астрофизических исследований:

спектральный анализ, радиолокации и др.
Методы астрофизических исследований. Обсерватории. Астрономические исследования в научных институтах, университетах и обсерваториях. Различные типы телескопов и других приборов. Радиотелескопы. Применение спектрального анализа для качественного и количественного химического состава светила, его температуры, наличия магнитного поля, скорости движения по лучу зрения и т.д. Определение температуры светящегося объекта по спектру и при помощи специально созданных приемников инфракрасного излучения. Спектроскоп и спектрограф Сплошные, линейчатые, полосатые спектры.

Внеатмосферная астрономия. Исследования с помощью космической техники:

1) создание внеатмосферных искусственных спутников Земли; 2) создание искусственных спутников Луны и планет; 3) перелет и спуск приборов, управляемых с Земли, на Луну и планеты; 4) создание управляемых с Земли автоматов, перемещающихся по Луне и доставляющих с Луны пробы грунта и записи разных измерений; 5) полеты в космос лабораторий с людьми и высадку их на Луну. Внеатмосферные наблюдения Исследования выполненные при помощи приборов, установленных на различных космических аппаратах. Результаты астрофизических исследований за последние десятилетия.
ТЕМА 7. Астрофизика и космология. Основные гипотезы

возникновения Вселенной. Материальное единство мира.

Современная наука добилась огромных успехов в изучении макро­скопических и микроскопических свойств окружающего мира, однако прогресс в понимании Вселенной в целом был медленным и неуверенным. Как возникли звезды или, быть может, они существуют извечно? Почему так много различных типов звезд? Как развивалась Все­ленная в прошлом и каково ее будущее?

Будет ли Вселенная продолжать расширяться или, в конце кон­цов, сожмется? Сколько вещества во Вселенной? Существует ли во Вселенной антивещество? Какова природа странных объектов, излучающих фантастическое количество энергии из отдаленных областей космоса? Не являются ли источниками этой энергии звезд и галактик неизвестные доныне процессы?

Одно из основных затруднений при изучении астрономических явлений состоит в том, что над изучаемым объектом нельзя провести контрольного эксперимента. Можно лишь наблюдать естественный ход событий.

Современные наблюдения говорят в поль­зу того, что Вселенная возникла в результа­те гигантского взрыва (теория большого взры­ва). Звезды и галактики конденсируются из газов в расширяющемся сгустке. Вселенная все еще расширяется. Будет ли расширение продолжаться бесконечно или замедлится и сменится сжатием с образованием нового сгустка, пока не ясно.

По-видимому, Вселенная состоит почти ис­ключительно из обычного вещества.
ТЕМА 8. Астрология – факт общественной жизни. Наука или

лженаука.
Независимо от того, удавалось ли астрологам достичь своих конкретных целей, независимо от их удачливости в прогнозах, астрология собирала и осмысливала огромный фактический материал, в астрологических фолиантах содержатся бесценные научные данные. С древнейших времен астрология выполняла очень важную мировоззренческую функцию. Критики современной астрологии. Техника получения информации. Но что зависит от ритмов природы, от пульса Вселенной, биение которого отдается в каждом живом организме, а что от иных причин? Основания для критики астрологии. Астрология: за и против.
ТЕМА 9. Подведение итогов курса.
Обсуждение рефератов учащихся:
Явления, изучаемые в астрономии и физике.

Астрономические приборы и методы астрономических исследований.

Развитие представлений о Вселенной.

Важнейшие достижения в освоении космоса.

Земля - планета Солнечной системы.

Солнце и жизнь на Земле.

Что такое звезды?

Как и зачем человек познает Вселенную?

Одиноки ли мы во Вселенной?
Ответы на вопросы.


Литература
1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. - М: Наука, 1980.

2 . Левитан Е.П. Физика Вселенной. - М.: Наука, 1976.

3. Сиукаев Н.В. Вселенная вокруг нас (на осетинском языке).

4. Марленский А.Д. Основы космонавтики. - М.: Просвещение, 1985.

5. Навашин М.С. Телескоп астронома-любителя. - М: Наука, 1979.

6. Дагаев М.М. Наблюдение звездного неба. - М.: Наука, 1988.

7. Школьный астрономический календарь на данный учебный год.

8. Кусраев А.Г. Дорогу осилит идущий. – Владикавказ:Олимп,2003. 224 с.

Учитель физики МБОУ СОШ № 2

г. Алагир /Г.П. Селиверстова/ 15.09. 2011 г.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия iconЭлективный курс по предпрофильной подготовке «Экспериментальная физика»...
Актуальным является повышение интереса учащихся к экспериментированию. Успешное изучение элективного курса «Экспериментальная физика»...
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия iconПояснительная записка Программа элективного курса составлена с учетом...
Г. Я. Мякишева // Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.» / сост. В. А. Коровин, В....
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия iconРабочая программа учебного курса Физика 8 класс
Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г федеральным компонентом государственного стандарта...
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физика. Астрономия. 7-11 классы. М. Дрофа, 2008. Также использовался учебник «Физика 9 класс» (А. В. Перышкин – М.: Дрофа), а также...
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия iconПрограмма элективного курса «основы цитологии»
Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих...
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия iconРабочая программа составлена на основе Примерной программы основного...
Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл. /В. А. Коровин, В. А. Орлов. М. Дрофа, 2010. с...
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия iconПрограмма элективного курса по биологии "Клетки и ткани"
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия iconЦели и задачи учебного курса 7 абвг классов, решаемые при реализации рабочей программы
«Физика 7», составители Е. М. Гутник, А. В. Перышкин, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика....
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия iconРабочая программа учебного курса «Физика» для 11 а класса
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,...
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия iconРабочая программа учебного курса «Физика» для 10А класса
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,...
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия iconРабочая программа по предмету «Физика» для 9 класса
Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г федеральным компонентом государственного стандарта...
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия iconРабочая программа по предмету «Физика»
Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г федеральным компонентом государственного стандарта...
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия iconПрограмма элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки...
Программа элективного курса рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия iconРабочая программа элективного курса для учащихся 11-х классов «Химия и экология»
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов. Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ,окружающих нас...
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов по физике. Физика и астрономия iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск