Скачать 91.57 Kb.
|
Лабораторная работа №2 Моделирование движения небесных тел и заряженных частиц
Движение небесных тел. Рассмотрим модель движения космического тела (планеты, кометы, спутника) под действием силы всемирного тяготения в гравитационном поле, создаваемом телом с многократно большей массой. Входные параметры модели: масса «большого» тела; начальные координаты «малого» тела, движение которого изучается; начальная скорость «малого» тела. В системе координат, начало которой привязано к «большому» телу, дифференциальные уравнения модели имеют вид (7.13) Они получаются из второго закона Ньютона и закона всемирного тяготения. G = 6,67. 1011 м3/кг с2 гравитационная постоянная. Движение заряженных частиц. Рассмотрим модель движения заряженной частицы в кулоновском поле другой заряженной частицы, положение которой фиксировано. Входные параметры модели: q и Q соответственно заряды движущейся и закрепленной частиц; m масса движущейся частицы; начальные координаты движущейся частицы; начальная скорость движущейся частицы. В системе координат, начало которой привязано к «большому» телу, дифференциальные уравнения модели имеют вид (7.14) Они получаются из второго закона Ньютона и закона Кулона. = 0,85 . 1012 ф/м электрическая постоянная. Знак “” в двух последних уравнениях соответствует разноименно заряженным частицам; в случае одноименных зарядов он меняется на “+”. Взаимные движения разноименно заряженных частиц и движения двух небесных тел качественно очень схожи (это становится совершенно очевидно после обезразмеривания уравнений (7.13) и (7.14)).
Общие рекомендации
Примерное время выполнения — 16 часов.Задания к лабораторной работе
Варианты Вариант 1. Найти траекторию полета кометы, залетевшей в Солнечную систему, у которой на расстоянии от Солнца 100 астрономических единиц (1 а.е. = 1,50.1011 м расстояние от Земли до Солнца) скорость v=10 км/с и направлена под углом = 30о к оси «комета-Солнце». Является ли эта траектория замкнутой? Если да, то сколько длится для нее период полета? Вариант 2. В условиях предыдущей задачи подобрать то значение угла , при котором траектория из незамкнутой превращается в замкнутую (скорость v фиксирована). Вариант 3. В условиях задачи из варианта 1 подобрать то значение скорости v, при котором траектория из незамкнутой превращается в замкнутую (угол фиксирован). Вариант 4. Проверить в компьютерном эксперименте выполнимость второго закона Кеплера, определяющего движение небесных тел по замкнутой траектории. Вариант 5. Проверить в компьютерном эксперименте выполнимость третьего закона Кеплера, определяющего движение небесных тел по замкнутой траектории. Вариант 6. Промоделировать траекторию движения малого космического аппарата, запускаемого с борта космической станции, относительно Земли. Запуск осуществляется путем толчка в направлении, противоположном движению станции, по касательной к ее орбите. Вариант 7. Промоделировать траекторию движения малого космического аппарата, запускаемого с борта космической станции, относительно Земли. Запуск осуществляется путем толчка в направлении, перпендикулярном плоскости орбиты движения станции. Вариант 8. Как будет выглядеть полет искусственного спутника Земли, если учесть возмущающее действие Луны? Вариант 9. Разработать и реализовать модель движения искусственного спутника Земли при учете воздействия на него малой постоянной силы, обусловленной «солнечным ветром». Считать, что плоскость орбиты движения спутника изначально перпендикулярна «солнечному ветру». Вариант 10. Считая, что движение Луны вокруг Земли происходит практически по круговой орбите, проанализировать воздействие на эту орбиту со стороны Солнца для малого участка движения, на котором плоскость орбиты перпендикулярна оси «Солнце-Земля». Вариант 11. Проанализировать особенности движения искусственного спутника Земли, движущегося по практически круговой орбите на высоте порядка 300 км, связанные с малым сопротивлением атмосферы. Вариант 12. Проанализировать изменение круговой орбиты астероида, движущегося вокруг Солнца, под влиянием вулканического выброса с его поверхности. Вариант 13. Найти траекторию движения тела массой 1 г., несущего заряд величиной q=1.102 к, в поле заряда величиной Q = 5 .102 к. Начальное расстояние между зарядами 1 м, начальная скорость равна 1.101 м/с и направлена под углом 30о к оси, соединяющей заряды. Провести моделирование для случая зарядов одного знака. Вариант 14. В условиях предыдущей задачи провести моделирование для случая зарядов разных знаков. Вариант 15. Разработать модель движения практически невесомой заряженной частицы в электрическом поле, созданном системой нескольких фиксированных в пространстве заряженных тел, в случае, когда заряженные тела находятся в одной плоскости и в ней же находится движущаяся частица. Вариант 16. То же, что и в предыдущем варианте, но частица находится вне плоскости расположения зарядов; ее начальная скорость перпендикулярна этой плоскости. Вариант 17. Имеется неподвижная заряженная частица с зарядом Q и экран (см. рис.7.2). В точке А экрана находится мишень. При каких соотношениях величины начальной скорости v0 движущейся частицы (заряд q) и угла прицеливания она попадет в мишень? Расстояния обозначены на рисунке. Заряды частиц разных знаков. Рис. 7.2. К задаче варианта 17 Вариант 18. То же условие, что и предыдущей задаче, но расположение частиц и экрана соответствует приведенному ниже рисунку; заряды частиц имеют одинаковые знаки. Рис. 7.3. К задаче варианта 18 Вариант 19. Промоделировать движение заряженной частицы между пластинами плоского конденсатора. Поле конденсатора считать однородным, начальная скорость частицы направлена параллельно пластинам. Частицу считать практически невесомой. Вариант 20. Промоделировать движение легкого (практически невесомого) заряженного тела сферической формы между горизонтальными пластинами плоского конденсатора с учетом сопротивления воздуха, находящегося между пластинами. Вариант 21. Легкая заряженная частица падает вертикально вниз (под влиянием силы тяжести) на одноименно заряженную пластину (начальная скорость обеспечивает движение вниз независимо от соотношения силы тяжести и силы электростатического отталкивания). Промоделировать движение частицы, считая поле, созданное пластиной, однородным. Вариант 22. Легкая заряженная частица влетает в однородное поле, созданное горизонтально расположенными пластинами конденсатора. Промоделировать ее траекторию, учитывая силу тяжести и электростатическую силу. Вариант 23. То же, что и в предыдущем варианте, но пластины конденсатора расположены вертикально. Вариант 24. То же, что и в варианте 22, то пластины конденсатора расположены наклонно.
|
Контрольные вопросы по курсу контрольные работы, тесты Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература Н. Г. Багдасарьян, И. Е. Чучайкина, А. В. Чернышева, контрольные вопросы и вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература | ||
Методические указания для студентов рекомендации по подготовке к... Подготовка к занятию должна начинаться с изучения рекомендованных источников – сначала основных, затем дополнительных. После этого... | Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Луговые ландшафты и газоны» Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Луговые ландшафты и газоны» составлены на основе рабочей программы дисциплины... | ||
Контрольные вопросы по дисциплине в целом (вопросы к зачету) 26 Цель и задачи дисциплины А. А. Лекомцева – к экон н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита фгбоу впо пермской гсха | Контрольные вопросы для самопроверки и экспресс-тесты 12 Вопросы для подготовки к экзамену 15 Специальность: 080502 Экономика и управление на предприятии (культуры и искусства) | ||
Контрольные вопросы по каждой теме, а также примерные тестовые задания и вопросы к зачету Ф 76 Компьютерные технологии в правовой практике: Учеб пособие / Юж. Рос гос техн ун-т. – Новочеркасск: юргту, 2005. – 60 с | Контрольные вопросы для заочной формы обучения и фсп по дисциплине «Управление качеством» Контрольные вопросы для заочной формы обучения и фсп по дисциплине «Основы обеспечения качеством» | ||
Вопросы к экзамену по философии для поступающих в аспирантуру Составитель... В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных... | Контрольные вопросы Вопросы к теме 1 Цели таможенного регулирования и цели осуществления таможенного дела в Российской Федерации | ||
Контрольные вопросы по курсу Тематический план | Контрольные вопросы по курсу Тематический план | ||
Контрольные вопросы по каждой теме, а также два блока примерных тестовых... П 42 Криминология: Учеб пособие / Юж. Рос гос техн ун-т. – Новочеркасск: юргту, 2011. – 159 с | Контрольные вопросы на стр. 78 (устно) Литература стр. 45, вопросы... С 27. 02. 13 во 2 «А» классе введён карантин. Дома обучающиеся занимаются самообразованием. Домашнее задание от 27. 02. 13 выполняем... | ||
Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной... Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов по итогам освоения дисциплины | Контрольные вопросы Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины |