Конспект урока "Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы"





НазваниеКонспект урока "Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы"
Дата публикации15.09.2013
Размер48.4 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Астрономия > Пояснительная записка

Конспект урока

"Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы"




Пояснительная записка.

Урок проводиться в конце 11 класса, когда у ребят достаточно знаний по всем программным предметам естественно-математического цикла. При умелом применении этих знаний можно сидя за школьной партой ответить на достаточно сложные вопросы, например: “Есть ли жизнь на Марсе?” Для успешного проведения урока необходимо повторить на предыдущих уроках:

  1. Расчет второй космической скорости.

  2. Расчет средней кинетической скорости молекул газа.

  3. Биологическое действие радиоактивных излучений.

  4. Взаимные превращения жидкостей и газа.

На уроке пригодиться периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, презентация «Планеты Солнечной системы», таблица зависимости давления насыщающего пара от температуры.

Цели урока:
1) образовательная - обеспечить повторение, углубление и систематизацию знаний; выявить уровень усвоения знаний по теме;
2) развивающая - продолжить формирование навыков логического и аналитического мышления;
развитие интереса учащихся к астрономии и расширение познавательного кругозора учащихся;
3) воспитательная - способствовать воспитанию личностных качеств учащихся: культуры труда и навыков работы в группе, духа соперничества и желания достичь успеха. Содействовать экологическому воспитанию учащихся.
Методы:
а) обучения - диалогическое изложение;
б) преподавания - объяснительно-иллюстративный, метод упражнений, метод
проблемного изложения;
в) учения - репродуктивный, частично - поисковый;
Оборудование:
- мультимедиапроектор, компьютер
- модель Солнечной системы
- карты звездного неба.
1. Организационный момент.

Приветствие класса. Ставится задача урока: выяснить может ли живая клетка делиться на планетах Солнечной системы. Необходимо вспомнить условия существования жизни. Для жизни необходимо:

Водород +кислород +азот +углерод +космические лучи = органическая молекула + вода =органическая молекула, способная к воспроизводству. Класс делиться на три группы, каждая группа будет исследовать одну из планет: Меркурий, Венеру, Марс.

2.Актуализация знаний


Задача этапа: актуализация знаний о физической природе тел Солнечной системы путем организации работы учащихся при демонстрации презентации;
Состав опорных знаний и умений:
- небесные координаты звезд
- работа со звездной картой неба
- черты сходства и отличия планет земной группы
- особенности тел Солнечной системы
- черты сходства и отличия планет-гигантов;

2. Расчет второй космической скорости.

Вспомним, что вторая космическая скорость – это наименьшая скорость, которую нужно сообщить телу, чтобы оно, преодолев гравитационное притяжение небесного тела, удалилось от него на бесконечно большое расстояние.

Результаты выносятся на доску.

Меркурий = 4248,4 м/с.

Венера = 10379,09 м/с.

Марси= 5013,76 м/с.

3. Расчет средней квадратичной скорости молекул газов, необходимых для жизни органической молекулы.

Для расчета используется формула:

V=√3*R*T/M,

где R - 8,31 Дж/ моль К – универсальная газовая постоянная,

М - молярная масса газа,

Т – максимальная температура на поверхности планеты.

Меркурий.

Поверхность планеты нагревается до 400000 К. Проведем расчеты.

Для водорода V = 22329,4 м/с.

Для азота V = 5967,8 м/с.

Для кислорода V = 5582,3 м/с.

Углекислого газа V = 47606,3 м/с.

Водяного пара V = 7443,1 м/с.

Газа с массой большей чем 0,055 кг/моль

V = 4258 м/с.

Венера.

Планета нагревается до 500 К . Рассчитаем скорости.

Для водорода V = 2496,5м/с.

Для азота V = 667,2 м/с.

Для кислорода V = 624,1 м/с.

Углекислого газа V = 532,2 м/с.

Водяного пара V = 832,2 м/с.

Марс.

Поверхность может иметь температуру 300 К.

Для водорода V = 1933,8 м/с.

Для азота V = 516,8 м/с.

Для кислорода V = 483,3 м/с.

Углекислого газа V = 412,3 м/с.

Водяного пара V = 644,6 м/с.

4. Сравнение второй космической скорости планеты со средними квадратичными скоростями молекул газов. Представители от групп делают выводы у доски.

Меркурий.

Расчеты показали, что средняя квадратичная скорость всех необходимых для жизни газов больше второй космической скорости планеты Меркурий, следовательно, эти молекулы легко преодолевают гравитационное притяжение и улетают от планеты. Дополнительные расчеты показали, что у Меркурия может существовать атмосфера из газов с молекулярной массой большей 0,055 кг/моль.

Венера.

Из расчетов видно, что у Венеры есть атмосфера, планета может удержать любые известные газообразные вещества , в ее состав входят необходимые для жизни азот, кислород, водород, углерод, водяной пар и т.д.

Марс.

Средние квадратичные скорости молекул необходимых для жизни веществ оказались меньше второй космической скорости Марса, следовательно, у планеты есть атмосфера и в ней может существовать органическая молекула.

5. Анализ условий, при которых органическая молекула может воспроизводить себе подобных.

Ребята проводят дополнительные исследования уровня радиации на Венере и Марсе. Выясняют, может ли на этих планетах существовать вода в жидком состоянии.

Венера.

78% солнечной радиации отражается от верхних слоев атмосферы, т.е. несмотря на близость Венеры к Солнцу, можно предположить, что уровень радиации на планете не является губительным для живого организма.

Давление на поверхности Венеры в 88 раз больше давления на поверхности Земли, если считать земное давление нормальным, то 8800 кПа. Из таблицы видно, что при таком давлении и температуре поверхности планеты, а она может достигать 500 К, вода может существовать только в газообразном состоянии. В верхних слоях облачного слоя при давлении в 1 Па и температуре 180 К вода может присутствовать в виде кристаллов льда. Можно предположить, что в толще тропосферы есть пространство, где при температуре в 373 К давление составляет 100 кПа, т.е. условия для образования жидкой фазы воды.

Марс.

Планета достаточно удалена от Солнца, радиация не должна угрожать живой клетки. Атмосфера разряжена и космические лучи достигают поверхности, что необходимо для жизни микроорганизма. Суточные и сезонные температуры изменяются от 200 К до 300 К. Атмосферное давление около 0,6 кПа. При таких условиях вода не может быть в жидком состоянии. Но, т.к. с глубиной давление растет, то можно предположить , что где-то в недрах планеты может существовать вода в жидкой фазе, а значит на планете могут развиваться микроорганизмы.

6. Выводы.

Выводы делают ученики по группам.

1 группа. Планета Меркурий атмосферы не имеет, условия планеты не способствуют жизни микроорганизмов.

2 группа. На планете Венера есть необходимые химические вещества для образования органических молекул, но физические условия непригодны для их воспроизводства.

3 группа. Предположительно в недрах планеты Марс существует вода в жидком состоянии, а следовательно, есть место где может существовать и размножаться простейший микроорганизм.

7. Заключение урока.

Подведение итогов по вопросам:
- условия для возникновения и существования жизни
- возможность существования каких-либо форм жизни на планетах
- Наш дом - ЗЕМЛЯ (отчет по домашнему заданию :основные сведения,
экологические проблемы, солнечно- земные связи, необходимость
космических полетов, космос в профессии.
- демонстрация видеофрагмента о Земле.


Итог урока подводит учитель. Благодарит ребят за работу, обращает их внимание на то, как много они умеют и знают.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока \"Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы\" iconКонспект урока географии в 5 классе
Цель урока: расширение знаний учащихся о строении Солнечной системы о планете Земля, о гипотезах происхождения Солнечной системы...
Конспект урока \"Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы\" iconКонспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода
Тема урока: «Земля – часть Солнечной системы» (урок №7 в теме «Земля – часть Солнечной системы»)
Конспект урока \"Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение истории космонавтики, обобщение знаний о космонавтах и планетах солнечной системы
Конспект урока \"Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы\" iconПроект «Космические дали 2014» Творческий конкурс «Космическая школа»
...
Конспект урока \"Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы\" iconРеферат по теме «Механика солнечной системы»
...
Конспект урока \"Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы\" iconЗемля планета Солнечной системы
Солнца. Именно в Солнце сосредоточена основная часть вещества Солнечной системы. Масса Солнца в 750 раз превосходит массу всех планет...
Конспект урока \"Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение представлений детей о космосе, познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики, дать первоначальные...
Конспект урока \"Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы\" iconУрок по математике и окружающему миру в 3 классе «Путешествие по звёздному небу»
Обучающие: закреплять знания о трёхзначных числах, умение записывать числа в пределах 1000, навыки счёта в пределах 1000; углублять...
Конспект урока \"Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы\" iconКонспект : «Эволюция звёзд различной массы»
Конспект: «Образование Солнечной системы. Гравитационное сжатие газопылевого облака»
Конспект урока \"Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы\" iconПрирода тел Солнечной системы Пояснительная записка
Элективный курс «Природа тел Солнечной системы» предназначен для учащихся 9 класса
Конспект урока \"Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы\" iconПоложение в Солнечной системе 4 Период обращения вокруг Солнца и осевое вращение 6
Данный реферат посвящен рассмотрению и изучению планеты Солнечной системы – Марса
Конспект урока \"Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программное содержание: уточнить представления детей о Солнечной системе, об уникальности Земли (на ней есть жизнь; имеются все условия:...
Конспект урока \"Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Конспект урока \"Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы\" iconВозможна ли жизнь человека на других планетах
Городская конференция исследовательских и творческих работ «Исследовательский дебют»
Конспект урока \"Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы\" iconКонспект лекций ( url объявлен)
Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь,...
Конспект урока \"Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы\" iconСуществуют ли во Вселенной иные цивилизации?
Эти вопросы всегда завораживали человечество. Сейчас наконец появляется надежда определенно ответить на них. Недавние исследования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск