Скачать 48.4 Kb.
|
Конспект урока"Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы"Пояснительная записка. Урок проводиться в конце 11 класса, когда у ребят достаточно знаний по всем программным предметам естественно-математического цикла. При умелом применении этих знаний можно сидя за школьной партой ответить на достаточно сложные вопросы, например: “Есть ли жизнь на Марсе?” Для успешного проведения урока необходимо повторить на предыдущих уроках:
На уроке пригодиться периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, презентация «Планеты Солнечной системы», таблица зависимости давления насыщающего пара от температуры. Цели урока: 1) образовательная - обеспечить повторение, углубление и систематизацию знаний; выявить уровень усвоения знаний по теме; 2) развивающая - продолжить формирование навыков логического и аналитического мышления; развитие интереса учащихся к астрономии и расширение познавательного кругозора учащихся; 3) воспитательная - способствовать воспитанию личностных качеств учащихся: культуры труда и навыков работы в группе, духа соперничества и желания достичь успеха. Содействовать экологическому воспитанию учащихся. Методы: а) обучения - диалогическое изложение; б) преподавания - объяснительно-иллюстративный, метод упражнений, метод проблемного изложения; в) учения - репродуктивный, частично - поисковый; Оборудование: - мультимедиапроектор, компьютер - модель Солнечной системы - карты звездного неба. 1. Организационный момент. Приветствие класса. Ставится задача урока: выяснить может ли живая клетка делиться на планетах Солнечной системы. Необходимо вспомнить условия существования жизни. Для жизни необходимо: Водород +кислород +азот +углерод +космические лучи = органическая молекула + вода =органическая молекула, способная к воспроизводству. Класс делиться на три группы, каждая группа будет исследовать одну из планет: Меркурий, Венеру, Марс. 2.Актуализация знаний Задача этапа: актуализация знаний о физической природе тел Солнечной системы путем организации работы учащихся при демонстрации презентации; Состав опорных знаний и умений: - небесные координаты звезд - работа со звездной картой неба - черты сходства и отличия планет земной группы - особенности тел Солнечной системы - черты сходства и отличия планет-гигантов; 2. Расчет второй космической скорости. Вспомним, что вторая космическая скорость – это наименьшая скорость, которую нужно сообщить телу, чтобы оно, преодолев гравитационное притяжение небесного тела, удалилось от него на бесконечно большое расстояние. Результаты выносятся на доску. Меркурий = 4248,4 м/с. Венера = 10379,09 м/с. Марси= 5013,76 м/с. 3. Расчет средней квадратичной скорости молекул газов, необходимых для жизни органической молекулы. Для расчета используется формула: V=√3*R*T/M, где R - 8,31 Дж/ моль К – универсальная газовая постоянная, М - молярная масса газа, Т – максимальная температура на поверхности планеты. Меркурий. Поверхность планеты нагревается до 400000 К. Проведем расчеты. Для водорода V = 22329,4 м/с. Для азота V = 5967,8 м/с. Для кислорода V = 5582,3 м/с. Углекислого газа V = 47606,3 м/с. Водяного пара V = 7443,1 м/с. Газа с массой большей чем 0,055 кг/моль V = 4258 м/с. Венера. Планета нагревается до 500 К . Рассчитаем скорости. Для водорода V = 2496,5м/с. Для азота V = 667,2 м/с. Для кислорода V = 624,1 м/с. Углекислого газа V = 532,2 м/с. Водяного пара V = 832,2 м/с. Марс. Поверхность может иметь температуру 300 К. Для водорода V = 1933,8 м/с. Для азота V = 516,8 м/с. Для кислорода V = 483,3 м/с. Углекислого газа V = 412,3 м/с. Водяного пара V = 644,6 м/с. 4. Сравнение второй космической скорости планеты со средними квадратичными скоростями молекул газов. Представители от групп делают выводы у доски. Меркурий. Расчеты показали, что средняя квадратичная скорость всех необходимых для жизни газов больше второй космической скорости планеты Меркурий, следовательно, эти молекулы легко преодолевают гравитационное притяжение и улетают от планеты. Дополнительные расчеты показали, что у Меркурия может существовать атмосфера из газов с молекулярной массой большей 0,055 кг/моль. Венера. Из расчетов видно, что у Венеры есть атмосфера, планета может удержать любые известные газообразные вещества , в ее состав входят необходимые для жизни азот, кислород, водород, углерод, водяной пар и т.д. Марс. Средние квадратичные скорости молекул необходимых для жизни веществ оказались меньше второй космической скорости Марса, следовательно, у планеты есть атмосфера и в ней может существовать органическая молекула. 5. Анализ условий, при которых органическая молекула может воспроизводить себе подобных. Ребята проводят дополнительные исследования уровня радиации на Венере и Марсе. Выясняют, может ли на этих планетах существовать вода в жидком состоянии. Венера. 78% солнечной радиации отражается от верхних слоев атмосферы, т.е. несмотря на близость Венеры к Солнцу, можно предположить, что уровень радиации на планете не является губительным для живого организма. Давление на поверхности Венеры в 88 раз больше давления на поверхности Земли, если считать земное давление нормальным, то 8800 кПа. Из таблицы видно, что при таком давлении и температуре поверхности планеты, а она может достигать 500 К, вода может существовать только в газообразном состоянии. В верхних слоях облачного слоя при давлении в 1 Па и температуре 180 К вода может присутствовать в виде кристаллов льда. Можно предположить, что в толще тропосферы есть пространство, где при температуре в 373 К давление составляет 100 кПа, т.е. условия для образования жидкой фазы воды. Марс. Планета достаточно удалена от Солнца, радиация не должна угрожать живой клетки. Атмосфера разряжена и космические лучи достигают поверхности, что необходимо для жизни микроорганизма. Суточные и сезонные температуры изменяются от 200 К до 300 К. Атмосферное давление около 0,6 кПа. При таких условиях вода не может быть в жидком состоянии. Но, т.к. с глубиной давление растет, то можно предположить , что где-то в недрах планеты может существовать вода в жидкой фазе, а значит на планете могут развиваться микроорганизмы. 6. Выводы. Выводы делают ученики по группам. 1 группа. Планета Меркурий атмосферы не имеет, условия планеты не способствуют жизни микроорганизмов. 2 группа. На планете Венера есть необходимые химические вещества для образования органических молекул, но физические условия непригодны для их воспроизводства. 3 группа. Предположительно в недрах планеты Марс существует вода в жидком состоянии, а следовательно, есть место где может существовать и размножаться простейший микроорганизм. 7. Заключение урока. Подведение итогов по вопросам: - условия для возникновения и существования жизни - возможность существования каких-либо форм жизни на планетах - Наш дом - ЗЕМЛЯ (отчет по домашнему заданию :основные сведения, экологические проблемы, солнечно- земные связи, необходимость космических полетов, космос в профессии. - демонстрация видеофрагмента о Земле. Итог урока подводит учитель. Благодарит ребят за работу, обращает их внимание на то, как много они умеют и знают. |
Конспект урока географии в 5 классе Цель урока: расширение знаний учащихся о строении Солнечной системы о планете Земля, о гипотезах происхождения Солнечной системы... | Конспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода Тема урока: «Земля – часть Солнечной системы» (урок №7 в теме «Земля – часть Солнечной системы») | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изучение истории космонавтики, обобщение знаний о космонавтах и планетах солнечной системы | Проект «Космические дали 2014» Творческий конкурс «Космическая школа» ... | ||
Реферат по теме «Механика солнечной системы» ... | Земля планета Солнечной системы Солнца. Именно в Солнце сосредоточена основная часть вещества Солнечной системы. Масса Солнца в 750 раз превосходит массу всех планет... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщение представлений детей о космосе, познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики, дать первоначальные... | Урок по математике и окружающему миру в 3 классе «Путешествие по звёздному небу» Обучающие: закреплять знания о трёхзначных числах, умение записывать числа в пределах 1000, навыки счёта в пределах 1000; углублять... | ||
Конспект : «Эволюция звёзд различной массы» Конспект: «Образование Солнечной системы. Гравитационное сжатие газопылевого облака» | Природа тел Солнечной системы Пояснительная записка Элективный курс «Природа тел Солнечной системы» предназначен для учащихся 9 класса | ||
Положение в Солнечной системе 4 Период обращения вокруг Солнца и осевое вращение 6 Данный реферат посвящен рассмотрению и изучению планеты Солнечной системы – Марса | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программное содержание: уточнить представления детей о Солнечной системе, об уникальности Земли (на ней есть жизнь; имеются все условия:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Возможна ли жизнь человека на других планетах Городская конференция исследовательских и творческих работ «Исследовательский дебют» | ||
Конспект лекций ( url объявлен) Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь,... | Существуют ли во Вселенной иные цивилизации? Эти вопросы всегда завораживали человечество. Сейчас наконец появляется надежда определенно ответить на них. Недавние исследования... |