"Команды ветвления"





Скачать 74.06 Kb.
Название"Команды ветвления"
Дата публикации02.10.2013
Размер74.06 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок

"Команды ветвления"


Цель урока:

  1. Отработка навыков записи команды ветвления путём интеграции знаний и умений, полученных при изучении других предметов и решения задач с практическим содержанием.

  2. Активизация мыслительной деятельности путём установления единых общих правил использования команды ветвления в различных областях человеческой деятельности.

  3. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

1. Ход урока

Организационный момент.

Тема сегодняшнего урока “Команда ветвления”. Она для вас знакома. На предыдущих уроках вы учились строить алгоритмы с использованием команды ветвления и реализовывать их на языке программирования. А как вы думаете, почему нам нужно этому учиться? Пока вы затрудняетесь ответить на этот вопрос.
Большинство задач, которые ставит перед нами жизнь, требуют умения сориентироваться, применить имеющиеся знания, умения и навыки на практике и выбрать единственно верный путь к их разрешению.

Цель нашего урока: отработать ранее приобретённые вами знания по теме: «Команда ветвления» при решении задач с практическим содержанием. Я попытаюсь вам доказать, что нет такой области человеческой деятельности, где бы для решения поставленной задачи, человек не стоял перед выбором.

Эпиграфом к уроку могут служить слова великого философа Песталоцци. (Слайд №1).

«Приведи в своем сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы, в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе».
И.Г. Песталоцци


Вы увидите как взаимосвязано то, о чём вы говорили на уроках информатики, с теми знаниями, которые получили при изучении других предметов (физики, математики, биологии), и какая связь между знаниями, полученными на уроках с повседневной жизнью.

Работать мы сегодня будем по опорному конспекту (Лист №1) , который лежит перед каждым из вас. Кроме него на столе лежит лист бумаги другого цвета с надписью «Мастер». Назван он так не случайно. Только человека достигшего больших результатов в своей деятельности можно назвать мастером. Обращаться к этому листу вы будете только в том случае, если быстрее остальных справились с решением задачи, так как на этом листе даются дополнительные задания. Лист №2 нам понадобится в конце урока, для проведения некоторых исследований.

2. Активизация прежних знаний.

Вы сейчас ещё в 8 классе, но скоро придёт то время, когда вам нужно будет сделать выбор, что делать дальше: продолжать учиться в школе или получать в каком-либо учебном заведении профессию. У вас возможно уже сейчас есть мечты, кем бы вы хотели стать в будущем. Из всех возможных и известных вам специальностей вы выберете одну. Таким образом, реализуете на практике составленный жизнью алгоритм ветвления (выбора). А какие профессии вы знаете?

Итак, вы перечислили не так уж много из существующих профессий. Но направлений человеческой деятельности значительно больше. Посмотрите на экран. (Слайд № 2 Перечислены некоторые направления деятельности человека).
Я думаю, что названия записанных в этом списке, направлений человеческой деятельности вам хорошо знакомы. Но одно из них особенно близко людям, живущим в нашем городе. Это рыболовство. Поднимите руку, у кого из вас папа или кто-то из родственников, знакомых ходит в море. Значит, им приходилось сталкиваться, например, с такой ситуацией: на борт корабля во время мойвенной путины поступает радиограмма, где указываются координаты расположения большого косяка мойвы. Судно должно выйти в район этого косяка. (Слайд №3).
Как вы думаете, чтобы вывести судно в заданную область, пригодилось бы судоводителю, умение решать задачу, заданную на дом к сегодняшнему уроку? (Да)

Значит, решая задачу №1 из опорного конспекта, мы проверим себя, смогли бы мы справиться с задачей, стоящей перед судоводителем, а заодно, проверим свои знания по математике и информатике. На предыдущем уроке, вы записывали условие, по которому точка принадлежит заштрихованной области. Сегодня мы решим обратную задачу.

Смотрим в опорный конспект.

Напоминаю, что те, кто будет справляться с предложенными заданиями быстрее, могут решать дополнительные задачи из опорного конспекта. Решение заносить на отдельный листок с названием Мастер.

Задача № 1
Приведите пример точки (координаты), входящей в область, определяемую условием:
IF x>= 0 and x<= 3 and y>=0 and y<= 4 THEN PRINT “Точка принадлежит области” ELSE PRINT “Точка не принадлежит области”.
Докажите, что точка принадлежит заштрихованной области.

Решение задачи выполняет ученик на доске.

План ответа (предлагается, если ученик затрудняется в проведении объяснений).
Например (2, 1)

Условие, по которому определяется принадлежность точки заштрихованной области, является сложным со связкой - И. Значит, координаты любой точки из заштрихованной области, должны удовлетворять каждому из неравенств, входящих в условие.
Проверим выполнение неравенств, подставив координаты точки.
2>= 0 – верно, 2<= 3 – верно, 1>= 0 – верно, 1<= 4 – верно.

Вывод: точка принадлежит области, так как выполнены все четыре условия.
Показать слайд с рисунком:

Доп. вопрос: Верно ли, на рисунке показана область, которой принадлежит точка, координаты которой отвечают заданному условию?



По рисунку наглядно видно, что точка действительно попадает в заштрихованную область. Молодец! Значит, из тебя должен получиться хороший судоводитель. Кроме информатики, знание, какого предмета тебе пригодилось? (Алгебры).
Оценить работу ученика.

Запишем в опорном конспекте вывод, который можно сделать после решения этой задачи, исходя из цели урока.

Вывод: команда ветвления используется при решении задач по алгебре, и в судовождении.

Дополнительная задача № 1: Выберите условие, при котором точка M(X, Y) попадает в заштрихованную область.



IF y<= x and y>= 0 and x<= 4 THEN PRINT “Точка принадлежит области” ELSE PRINT “Точка не принадлежит области”
IF y<= x and y<= 0 and x<= 4 THEN PRINT “Точка принадлежит области” ELSE PRINT “Точка не принадлежит области”
IF y> x and y>= 0 and x<= 4 THEN PRINT “Точка принадлежит области” ELSE PRINT “Точка не принадлежит области”

Делаю вывод:
«Значит, информатика и математика взаимосвязанные науки и обе помогают в такой профессии, как судовождение».
Мы хотим, чтобы наши близкие в море были в безопасности, чтобы их корабль был надёжным. Надёжность корабля в первую очередь зависит от того, как постарался кораблестроитель при постройке этого корабля. Любому кораблестроителю нужно знать условие плавучести корабля. На уроке физики вы изучали условие плавучести тела. К сегодняшнему уроку вам было задано повторить это условие (Слайд №3).
(Тело тонет, если сила тяжести больше выталкивающей силы, всплывает, если выталкивающая сила больше силы тяжести и плавает внутри жидкости, если выталкивающая сила равна силе тяжести).
Может ли корабль плавать, погружаясь полностью в воду? (Нет). Значит, рассмотрим только тот вариант, когда тело всплывает или (не дай бог) тонет.
В опорном конспекте найдите задачу № 2.

Задача № 2.

А) Допишите в предложенной блок-схеме (в ромбе) условие всплывания тела. (Слайд №4).



Учащиеся работают самостоятельно. Проверка через демонстрацию (Слайд №4)

Б) Записать программу условия плавучести тела.

Задание выполняет ученик на доске.
INPUT “ Введите силу выталкивания и силу тяжести”, FA, FT
IF FA> FT THEN PRINT “Тело всплывает” ELSE PRINT “Тело тонет”
END

Доп. вопрос: Каким будет результат, если FT =3* 108 н, и FA= 5* 108
(Тело всплывает).
По аналогии с выводом, который мы сделали после решения первой задачи, какой вывод мы можем сделать к решению этой задачи?
Оценить работу ученика.

Дополнительная задача №2. Допишите к программе условие, когда тело плавает в жидкости.

Вывод: «Для решения этой задачи нам потребовались знания, которые вы получили на уроках физики и информатики и она тоже решается с использованием команды ветвления».
Судно вернулось из рейса, где в штормах его изрядно потрепало, и оно требует ремонта. В работу вступают судоремонтники. Перед ними ставится задача: покрасить корпус судна. Имеются емкости с серой и синей красками (Слайд №5).
Чтобы справиться с задачей, ремонтникам нужно решить задачу №3 из вашего опорного конспекта. (Слайд №6).
Как вы думаете, справятся ли с работой судоремонтники? (Нет) А что произойдёт? (Краска разольётся по всему экрану.)

Задача № 3.

Добавить к программе строки так, чтобы закрашивание внутренней области картинки осуществлялось серой (8) краской из банки с № 1 или синей (1) краской из банки с № 2.
CLS
SCREEN 7
LINE (40, 100) – (300, 100), 0
LINE (300,100) – (250, 180), 0
LINE (250, 180) – (90, 180), 0
LINE (90, 180) – (40, 100), 0


Решение выполняет один из учеников на ЭВМ, остальные работают в опорных конспектах.
Решение продемонстрировать по выполнении программы учеником на компьютере в Бейсике, на слайде №6. Ученик, решавший задачу, объясняет, почему он так записал её решение.

Доп. вопрос: Что произойдёт, если не написать 0 в операторе закрашивания?
CLS
SCREEN 7
LINE (40, 100) – (300, 100), 0
LINE (300,100) – (250, 180), 0
LINE (250, 180) – (90, 180), 0
LINE (90, 180) – (40, 100), 0
INPUT “номер краски”; N
IF N=1 THEN PAINT (170, 120), 8, 0 ELSE PAINT (170, 110), 1, 0
Оценить работу ученика.

Дополнительная задача №3. Запишите другой вариант проверки условия с таким же результатом закрашивания.

Вывод: Команда ветвления используется при решении задач на уроке информатики (графике) и в судоремонте.
Итак, смогла ли я вас убедить, что знание команды ветвления помогает в различных областях деятельности человека (рыболовство, кораблестроение, судоремонт).



Естественно, команда ветвления «работает» не только в перечисленных здесь областях деятельности человека, но и во всех других, известных нам. Например, посмотрите следующий слайд (Слайд №7).
В пробирках находятся семена. О чём говорит этот рисунок?

Продемонстрировать следующий слайд с алгоритмом (Слайд № 8).
На каком уроке, вы изучали, как проверить всхожесть семян? (Биологии). В какой отрасли деятельности человека, могут использоваться эти знания? (В сельском хозяйстве).

Вывод: Задачи, решаемые на уроке биологии и в сельском хозяйстве, могут быть решены с помощью команды ветвления.
А вы сможете привести пример использования команды ветвления в какой-либо области деятельности человека?

Домашнее задание: приведите свой пример использования команды ветвления в какой-либо из областей деятельности человека. Создайте алгоритм и напишите программу.

Кто из сидящих здесь мальчиков желает быть сильным, а из девочек – быть стройной? Помочь нам может специалист-диетолог, врач, который занимается вопросом правильной организации питания. Чтобы быть сильными и красивыми необходимо правильно питаться, чтобы в ваш рацион входили продукты, содержащие белки, жиры и углеводы в определенной пропорции. В предлагаемой вам таблице, показано, сколько каждого из этих питательных веществ содержится в 100 г различных продуктов. (Слайд № 8). Проведём небольшое исследование.

Предположим, что в ваше суточное меню вошли такие продукты, как указаны в таблице на плакате. Плакат с таблицей на доске.

Выполним лабораторную работу.

Лабораторная работа

Задача № 4.

Определить, достаточное ли количество белков содержит предложенное меню, если известно, что суточная потребность в белках в вашем возрасте 2,5 грамма на 1 кг веса.

План работы:



Пусть Р – ваш вес, В - суточная норма белка, необходимая вашему организму.

1. Определить ваш вес
P = __________________
Если он Вам неизвестен, взвеситься на весах.



2. Заполнить до конца блок-схему:

Записать по полученной блок-схеме программу.
CLS
INPUT p
b = 2.5*p
IF b >= 120.9 THEN PRINT “ Достаточно” ELSE PRINT “ Недостаточно”
END

3. Набрать программу на ЭВМ.

4. Записать вывод.

3. Домашнее задание:

Cоставить программу, определения достаточно ли в суточном рационе жиров (171,5г), если они должны составлять 18% от общего количества питательных веществ (605,65г).

В конце урока собрать листки Мастеров и листы с лабораторной работой.

4. Итог урока.

Мы доказали, что команда ветвления помогла нам справиться с любой задачей, которые ставит перед нами жизнь. Обращение к эпиграфу, записанному на доске. И лучше других сегодня нам доказывали это следующие ученики. Объявить оценки за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"Команды ветвления\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отработка навыков записи команды ветвления путём интеграции знаний и умений, полученных при изучении других предметов и решения задач...
\"Команды ветвления\" iconТема: алгоритмическая структура ветвления на языке Паскаль
Здравствуйте! Какая тема сегодняшнего урока? (алгоритмическая структура ветвления на языке Паскаль) Мы изучали уже это? (да) Как...
\"Команды ветвления\" iconУрок по информатике на тему "Программная обработка данных на компьютере"
...
\"Команды ветвления\" iconТема: "Русский фольклор"
Класс разбит на команды. У капитанов по колокольчику, которым он оповещает о готовности команды к ответу. За правильный ответ команда...
\"Команды ветвления\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель. Сегодня играют три команды. Команды будут получать задания и выполнять коллективно. Но каждая команда должна иметь свое...
\"Команды ветвления\" iconБрэйн – ринг по математике. (3 класс)
В игре участвуют две команды по шесть человек. В каждой команде свой капитан. На столах сигнальные карточки для каждой команды
\"Команды ветвления\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Класс делится на три команды. Столы сдвигаются так, чтобы все участники команды сидели за одним столом
\"Команды ветвления\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Класс делится на две команды,каждая команда выбирает капитана,который направляет работу команды и делает необходимые записи
\"Команды ветвления\" iconРефераты на тему: «Н. И. Лобачевский»
Условия игры: образуются две команды по 8 человек (из 2 параллельных классов "а" и "б"). Команды пока занимают места, а вы дорогие...
\"Команды ветвления\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организационный момент (оглашение темы и целей урока, разбивка класса на 3 команды, выбор капитана и названия команды, объяснение...
\"Команды ветвления\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сейчас вы разделитесь на команды. Вам нужно придумать название команды, выбрать капитана. А теперь, как и все соревнования, начинаем...
\"Команды ветвления\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Команды-участники выходят вперед, а команды- «болельщики», посовещавшись, выбирают команду, которая по их предположению должна выиграть....
\"Команды ветвления\" iconУрок в 7-м классе по теме "Компьютер и программное обеспечение"
Подготовка к уроку: Разделиться на две команды, выбрать капитана, придумать название, девиз команды (название и девиз должны быть...
\"Команды ветвления\" iconТест №2 «Операторы ветвления и выбора»
Фундаментальные основы здоровья и профилактика заболеваний учащихся и преподавателей
\"Команды ветвления\" iconПредставление команд. Интеллектуальная разминка Команды за 1 минуту...
Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и организация научных исследований» для магистратуры 2011\12 уч г
\"Команды ветвления\" iconВикторина по английскому языку "Чудеса света в России" ( 7-8 классы)
Учащиеся делятся на команды по 3-4 человека, выбирают капитана и название для своей команды. Названия команд записываются на доске...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск