ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Профессиональный лицей № 15 имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева»
| УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора ГБОУ НПО ПЛ №15 _______________ В.Д. Клыпин «____» _________________ 201 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
2014 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования базового и профильного уровня и примерной программы учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (2008г.) по профессии начального профессионального образования 080110.02 Контролер сберегательного банка, укрупненная группа 080000 Экономика и управление. Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева» Разработчики:
Дубинская Наталья Николаевна – преподаватель высшей категории. Рекомендована Методическим советом Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональный лицей №15 имени Героя Советского Союза А.П.Маресьева»
Протокол методического совета № от «_____»________201 г. Председатель методического совета ______________ Г.В.Гуленко
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4
| СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6
| условия реализации учебной дисциплины
| 14
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 16
|
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Финансы, денежное обращение и кредит
Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» предназначена для изучения финансов, денежного обращения и кредитов в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Особое внимание в программе уделяется формированию системы знаний в области тенденций развития государственных и муниципальных финансов и денежно-кредитных отношений.
Программа учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» может быть использована при освоении профессий НПО «Контролер банка», в дополнительном профессиональном образовании при наличии основного (общего) образования. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: данная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу основной образовательной программы.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение методов финансирования и кредитования в экономике организаций и банковской сфере;
развитие экономического мышления, потребности в получении информации в области финансов, денежного обращения и кредита;
воспитание ответственности за экономические решения;
овладение умением управлять финансами, денежным обращением, кредитными отношениями;
формирование способностей собирать, анализировать и обобщать информацию, необходимую для оценки состояния финансово-кредитной системы, государственных и муниципальных финансов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
оперировать понятиями и категориями денежной, кредитной и финансовой сфер;
рассчитывать денежные агрегаты и анализировать покзатели, связанные с денежным обращением;
анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
законы денежного обращения, виды и функции денег, особенности построения денежных систем;
понятие, функции и формы кредита;
структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций;
основы денежно-кредитной политики государства;
структуру финансовой системы, принципов функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства.
.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 105
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 70
| в том числе:
|
| практические занятия
| 12
| контрольные работы
| 6
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 35
| в том числе:
|
| самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
| -
| Итоговая аттестация в форме зачёта.
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1.
Деньги и денежное обращение
|
|
|
| Тема 1.1.
Сущность, функции и виды денег
| Содержание учебного материала
| 4
|
| 1
| Предмет, содержание и задачи дисциплины. Общая характеристика финансовой политики государства, ее содержание и значение на современном этапе
| 1
| 2
| Сущность и происхождение денег.
| 3
| Функции денег. Виды денег.
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
|
| Практические занятия
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа обучающихся
|
| Тема 1.2.
Денежное обращение и денежная система
| Содержание учебного материала
| 4
| 1
| Сущность денежного оборота, принципы его организации.
| 1
| 2
| Закон денежного обращения, его модификации. Показатели движения денег.
| 3
| Инфляция и формы ее проявления. Особенности инфляционного процесса в России.
| 4
| Денежная система, виды, принципы управления.
|
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
|
| Практические занятия
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашнего задания:
Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений
| 2
| Раздел 2.
Финансы и финансовая система
|
|
| Тема 2.1.
Сущность финансов, их роль в экономике
| Содержание учебного материала
| 2
| 1
| Сущность финансов. Основные функции финансов, их краткая характеристика.
| 1
| 2
| Роль финансов в расширенном воспроизводстве.
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
|
| Практические занятия
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка рефератов по темам: Общее понятие об управлении финансами. Органы управления финансами. Принципы управления. Финансовое планирование и прогнозирование. Характеристика финансовых планов и прогнозов. Финансовый контроль
| 4
| Тема 2.2.
Финансовая система. Финансовая политика
| Содержание учебного материала
| 2
| 1
| Характеристика и понятие финансовой системы. Основные звенья финансовой системы РФ.
| 1
| 2
| Сущность и содержание финансовой политики. Современная финансовая политика РФ.
| Лабораторные работы
| не
предусмотрено
|
| Практические занятия
| не
предусмотрено
| Контрольные работы
| не
предусмотрено
| Самостоятельная работа обучающихся
Оформить схему: Основные звенья финансовой системы РФ.
| 2
| Тема 2.3.
Бюджет и бюджетная система
| Содержание учебного материала
| 4
| 1
| Государственный бюджет, его сущность и роль в социально-экономических процессах.
| 1
| 2
| Основные функции государственного бюджета, как экономической категории. Бюджетный дефицит и управление им.
| 3
| Бюджетная система и бюджетное устройство. Бюджетный процесс в РФ.
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
|
| Практические занятия
Анализ структуры и источников финансирования государственного бюджета.
| 2
| Контрольная работа
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашнего задания:
Порядок формирования и использования фондов социальной защиты граждан. Дорожные фонды и прочие внебюджетные фонды.
| 3
| Тема 2.4.
Внебюджетные фонды
| Содержание учебного материала
| 4
| 1
| Сущность и назначение внебюджетных фондов. Классификация внебюджетных фондов
| 1
| 2
| Государственный пенсионный фонд. Фонд социального страхования. Фонды здравоохранения, их назначение и источники формирования.
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
|
| Практические занятия
Расчет отчислений в социальные внебюджетные фонды, проверка правильности перечисленных сумм.
| 2
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа обучающихся
Оформить таблицу «Государственные внебюджетные фонды источники их формирования»
| 2
| Тема 2.5.
Система страхования
| Содержание учебного материала
| 2
| 1
| Экономическая сущность и роль страхования на современном этапе. Классификация и виды страхования.
| 1
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
|
| Практические занятия
Определение размера страхового платежа и страхового возмещения.
| 2
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашнего задания:
Подготовка сообщений по темам: Организация страхования в РФ. Инвестиционная политика страхования. Проблемы развития страхового рынка в России.
| 3
| Тема 2.6.
Финансы хозяйствующих субъектов
| Содержание учебного материала
| 4
| 1
| Состав и организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов. Содержание и организация финансов предприятий.
| 1
| 2
| Формирование финансовых ресурсов предприятия и направление их использования.
|
|
| Лабораторные работы
| не
предусмотрено
|
| Практические занятия
| не
предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа обучающихся
Внеаудиторная работа по темам: Оценка финансового состояния предприятия. Финансовое планирование на предприятии.
| 3
| Зачет
| 2
|
1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 3.
Кредит и кредитная система РФ
|
|
|
| Тема 3.1.
Кредит и ссудный капитал
| Содержание учебного материала
| 6
| 1
| Кредит как форма движения судного капитала. Виды кредитных отношений в условиях рынка.
| 1
| 2
| Источники ссудных капиталов в России. Функции кредита
| 3
| Классификация форм кредита и их место в кредитных отношениях рыночного типа.
|
| 4
| Виды банковского кредита. Принципы и организация банковского кредитования.
|
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
|
| Практические занятия
Расчет процентов по кредиту
| 2
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка доклада по теме: Организация и порядок кредитования.
| 4
| Тема 3.2.
Банковская система
| Содержание учебного материала
| 6
| 1
| Банковская система РФ, ее структура и функции отдельных звеньев.
| 1
| 2
| Задачи и функции Центрального банка России.
| 3
| Роль ЦБ в регулировании денежно-кредитной системы.
| 4
| Пассивные и активные операции Центрального банка России.
| 5
| Коммерческие банки России в условиях перехода на рыночные отношения. Функции и операции коммерческих банков.
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
|
| Практические занятия
Определение процентов по вкладам
| 2
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа обучающихся
Оформить схему «Пассивные и активные операции Центрального банка России».
| 2
| Тема 3.3.
Организация безналичных расчетов
| Содержание учебного материала
| 4
| 1
| Принципы организации безналичных расчетов. Особенности организации безналичных расчетов в условиях рыночных отношений.
| 1
| 2
| Формы безналичных расчетов.
| 3
| Современные технологии и инструменты безналичных расчетов. Расчеты пластиковыми карточками.
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
|
| Практические занятия
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа обучающихся
Оформить таблицу «Формы безналичных расчетов»
| 2
| Тема 3.4.
Рынок ценных бумаг в РФ
| Содержание учебного материала
| 6
| 1
| Ценные бумаги, их виды. Эмитенты ценных бумаг.
| 1
| 2
| Формирование и развитие рынка ценных бумаг в РФ. Участники рынка ценных бумаг.
| 3
| Структура первичного и вторичного рынков ценных бумаг.
Операции рынка ценных бумаг.
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
|
| Практические занятия
| не предусмотрено
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа обучающихся
Выполнения домашних заданий: Роль инвестиционных банков в осуществлении капитальных вложений. Особенности привлечения иностранных инвестиций.
| 4
| Тема 3.5.
Валютная
система РФ.
| Содержание учебного материала
| 4
|
| 1
| Мировая валютная система и ее модификация. Валютная система РФ.
| 1
| 2
| Валютный курс, порядок его определения и регулирования. Конвертируемость валюты.
| 3
| Международные кредитные отношения. Внешняя задолженность Российской Федерации.
| Лабораторные работы
| не предусмотрено
|
| Практические занятия
Определение курса валют, курсовой разницы
| 2
| Контрольные работы
| не предусмотрено
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка доклада: Проблемы внешней задолженности России.
Проблемы конвертируемости рубля.
| 4
| Дифференцированный зачет
| 4
| ИТОГО:
| 105
|
| Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по финансам, денежному обращению и кредиту.
Оборудование учебного кабинета: рабочий стол преподавателя; настенная доска; посадочные места по количеству обучающихся; шкафы для комплектов наглядных пособий, макетов и образцов изучаемых документов; дидактических материалов; учебно-планирующая документация, учебно-методические материалы. Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: нет.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: нет.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Бюджет и бюджетная система: учебник / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов; под ред. М.П. Афанасьева. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2011.
Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. Изд. 2, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
Дополнительные источники:
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина. — 9-е изд., испр. и доп. — М.: издат.-торг. корп. «Дашков и К», 2010.
Государственные и муниципальные финансы: Учебник/Под ред. И.Д. Мацкуляка. – М.: изд-во РАГС, 2003.
Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, М.Л. Седова и др.; Под ред. А.Г.Грязновой, Е.В.Маркиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.
Финансы: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.
Интернет-ресурсы: Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации - www.ach.gov.ru.
Информационно-аналитический комплекс «Бюджетная система Российской Федерации» в рамках проекта «Университетская информационная система России» - www.budgetrf.ru.
Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации - www.cbr.ru.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, участие в семинарах.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Учащийся должен знать:
законы денежного обращения, виды и функции денег, особенности построения денежных систем;
понятие, функции и формы кредита;
структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций;
основы денежно-кредитной политики государства;
структуру финансовой системы, принципов функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства.
Учащийся должен уметь:
оперировать понятиями и категориями денежной, кредитной и финансовой сфер;
рассчитывать денежные агрегаты и анализировать покзатели, связанные с денежным обращением;
анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета.
|
Тестирование, самостоятельная работа, устный опрос, работа по карточкам, беседа.
Тестирование, самостоятельная работа, устный опрос.
Работа с литературой, наблюдение, беседа. Тестирование, практическая работа, устный опрос, устный опрос, тестирование. Самостоятельная работа, практическая работа
|
Разработчики:
ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №15 имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева»
|
преподаватель
|
Н.Н. Дубинская
| |