ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе 12 класса (заочная форма обучения) составлена на основе требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего (полного) образования базового уровня (2004г.) и Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень).
Предлагаемая программа скорректирована с учётом реального учебного времени, отведённого на изучение литературы, базисным учебным планом для вечерних школ.
Рабочая программа по литературе 12 класса рассчитана на 72 часа учебного времени из расчета 2 часа в неделю в группах заочной формы обучения.
В школе литература - ведущий предмет в системе нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников.
Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова.
Рабочая программа построена на историко-литературной основе. Курс литературы 12 класса включает в себя монографические и обзорные темы. Соотнесенность общечеловеческого и конкретно-исторического подхода дает возможность обратиться к «вечным» темам.
Предметом изучения на уроке литературы является отдельное словесно - художественное произведение в общекультурном и историческом контекстах, литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как эстетическое преображение реальности.
Цель литературного образования - формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью учащихся, так и с эстетической функцией литературы:
воспитание духовно развитой личности;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных теоретико-литературных понятий;
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, написания сочинений различных типов.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления учащихся.
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием. Они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.
Отбор материала для программы подчинен нескольким основным условиям литературного образования, формирования самостоятельности мышления и развития интеллектуальной сферы личности. Условия эти следующие:
соответствие изучаемых произведений возрастным особенностям школьников, доступности их восприятию;
чтение в полном объеме и текстуальное изучение наиболее значимых произведений литературы 20 века;
сравнительный анализ произведений 19-20-х веков и рассмотрение литературных традиций;
чтение и анализ литературно-критических материалов;
знакомство учащихся с основными особенностями общественно-культурной жизни России.
Учебная и методическая литература:
Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Ч.1. Под редакцией Журавлева В.П.- М.: Просвещение, 2009.
Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Ч.2. Под редакцией Журавлева В.П.- М.: Просвещение, 2009.
Русская литература 20 века. В 2-х частях. Ч.1. 11 класс. / Под редакцией В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2009.
Русская литература 20 века. В 2-х частях. Ч.2. 11 класс. / Под редакцией В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2009.
Дополнительная литература:
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 11 класс, 1-е полугодие. - 4-е изд.,
(в помощь учителю) . - М.: ВАКО, 2005.
Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 11 класс. 2-е полугодие.- 3-е изд., ( в помощь учителю).- М.: ВАКО, 2004.
Литература. 11 класс: Поурочные планы./Авт.-сост. Косивцова Л.И. - Волгоград: Учитель, 2003.
Русская литература. Хрестоматия историко-литературных материалов.- М.: Просвещение, 1993.
Тематическое и поурочное планирование по литературе: 11 класс: К учебнику «Русская литература 20 века. 11 класс». Под ред. В.П.Журавлева /Т.М.Фадеева.- М.: Издательство «Экзамен», 2005.
Айзерман Л.С. Литература в старших классах: уроки и проблемы. - М.: Просвещение, 2005.
Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах: учебно-методическое пособие.- Ростов- на-Дону: Легтон, 2009.
Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы. - М.: ООО «Агентство «КРПА Олимп»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
Литература: Тесты. 9-11 классы: Учебно-методическое пособие./Авт.-сост. И.М.Михайлова.- 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.
Календарно-тематическое планирование по литературе 12 класс
(заочная форма обучения)
| Содержание учебной дисциплины.
Раздел № 1. Основные тенденции развития русской литературы начала 20 века.
Количество часов: 1 час.
Содержание учебной информации:
Введение. Основные особенности русской литературы начала 20 века. Истоки и характер литературных исканий. Стремление к творческому преображению мира. Литературные искания сторонников революционного движения. Своеобразие реализма. Особенности новейшей поэзии. Понятие терминов «модернизм», «декаданс».
Раздел № 2. Поэзия «Серебряного века».
Количество часов: 7 часов ( 6 ч. теории, 1 ч. к/р.).
Содержание учебной информации:
Поэзия «Серебряного века». Значение термина «серебряный век». Особенности новейшей поэзии. Символизм, акмеизм, футуризм как течения модернизма.
Биография В.В.Маяковского. Поэтическое новаторство поэта. Три основных периода творчества. Основные особенности поэтики. Футуристическое начало в поэзии. Раннее творчество поэта. Основные темы творчества В.Маяковского. Своеобразие сатирических произведений В.Маяковского. Своеобразие развития любовной темы в стихотворениях поэта. Специфика поэтических образов в любовной лирике В.В.Маяковского.
Раздел № 3. Основные тенденции развития русской литературы 20-30-х годов 20 века.
Количество часов: 37 часов ( 28 ч. теории, 6 ч. р/р., 3 ч. к/р.).
Содержание учебной информации:
Общественно-культурная обстановка и основные традиции русской литературы 20-х годов 20 века. Целостное представление о литературном процессе 20-х годов 20 века. Пути развития литературы в послереволюционный период. Героический образ Октября и Гражданской войны в художественных произведениях. Иной взгляд на события Гражданской войны. Положение писателей в первые годы после Октября.
Общественно-культурная обстановка и основные традиции русской литературы 30-х годов 20 века. Целостная картина литературного процесса в России в 30-е годы 20 века. Ключевые события 30-х годов и их последствия, социально-политическое положение в стране. Начало эпохи тоталитаризма. Отражение темы коллективизации в литературе. Первый съезд Союза писателей СССР.
М.А.Булгаков. Биография писателя. Своеобразие художественного мира. Роман «Мастер и Маргарита». История создания, жанровое и композиционное своеобразие романа. Три мира в романе. Москва и москвичи в романе. Образы героев: Воланд, Берлиоз, Иван Бездомный, Понтий Пилат, Иешуа. Судьба творческой личности. Взгляды писателя на место художника и его творчества в обществе, раскрыть сущность булгаковского афоризма: «Рукописи не горят»; понятие об афоризме. Тема любви в романе. Образы Мастера и Маргариты. Судьба Маргариты. Литературная Москва. Ключевые сцены с сатирическими картинами жизни московских обывателей. Образ Воланда. Свита Воланда.
А.Н.Толстой. Биография писателя. Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого. Исторический роман «Петр Первый». Композиция и идейно-художественное своеобразие романа. Система образов романа. Художественное мастерство писателя. Обзор событий романа. Главная проблема романа- изображение творческого труда народа, созидающего новую культуру. Образ Петра Первого. Деятельность и реформы Петра Первого.
А.А.Ахматова. Основные этапы биографии и творческого пути поэтессы. Своеобразие поэзии А.А.Ахматовой. Раннее творчество. Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой. Любовная лирика поэтессы. Поэма «Реквием». Понятие о поэме. Тема народного страдания и скорби в поэме. Смысл названия поэмы.
М.И.Цветаева. Биография поэтессы, особенности её мировоззрения. Своеобразие поэтического мира, стиль и язык её произведений. Творчество М.Цветаевой в эмиграции.
М.А.Шолохов. Биография писателя. Роман-эпопея «Тихий Дон». Понятие о романе-эпопеи. История создания, жанровое своеобразие и композиция романа. История казачества. Тема дома, семьи. Картина жизни казачьего Дона со своими традициями и обычаями с пересечением человеческих путей, социальными потрясениями. Индивидуальные судьбы героев. Судьба Григория Мелехова. Путь исканий героя. Судьба Аксиньи. Трагедия любви и долга. Женские образы. Мысль семейная Натальи Мелеховой. Изображение войны и влияние ее на человека. События Первой мировой войны и гражданской в романе.
Раздел № 4. Литература периода Великой Отечественной войны (1940-е годы).
Количество часов: 2 часа.
Содержание учебной информации:
Развитие литературы военного периода. Проза: очерк, рассказ, повесть. Своеобразие поэзии. Драматургия. Обзор творчества К.Симонова, О. Берггольц. Биография. Своеобразие лирики.
Раздел № 5. Основные тенденции развития русской литературы второй половины 20 века
(1950-1990-е годы).
Количество часов: 24 часов ( 19 ч. теории, 3 ч. р/р., 2 ч. к/р.).
Содержание учебной информации:
А.Т.Твардовский. Основные этапы биографии и творчества писателя. Размышления о настоящем и будущем Родины. Поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины. Поэма «По праву памяти». Жанровые особенности и идейное содержание поэмы. Своеобразие лирики, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта.
Литература «оттепели». Понятие об «оттепели». Общая характеристика литературного процесса конца 50-х годов 20 века. Роль литературы в духовном обновлении общества.
А.И.Солженицын. Биография писателя. Принципы творческого видения писателя. Рассказ «Матренин двор». Автобиографический характер рассказа. Идейно-художественное своеобразие рассказа, его философский смысл. Образ Матрены. «Архипелаг ГУЛАГ»- летопись страданий. Обзор событий произведения, история создания, жанровое и идейно-художественное своеобразие.
Художественные поиски и традиции в современной поэзии. Обзор-характеристика поэзии «шестидесятников». Роль поэзии периода «оттепели» в общественной жизни страны.
Понятие о «деревенской прозе». Истоки, проблемы, герои. Биография В.М.Шукшина. Рассказ «Чудик». Идейно-художественное своеобразие рассказа.
В.П.Астафьев. Биография писателя. Нравственные идеалы писателя. Философский смысл цикла «Царь-рыба», своеобразие композиции и особенности пейзажа. Значение термина «цикл». Взаимоотношения человека и природы в повествовании в рассказах «Царь-рыба».
В.Г.Распутин. Биография писателя. Актуальные и вечные проблемы в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой». Конфликт в повести, образ Дарьи. Авторский замысел.
Понятие об авторской песне. Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Обзор жизни и творчества В. Высоцкого и Б. Окуджавы.
Обзор произведений последних лет. Обзор жизни и творчества Т.Толстой. Своеобразие творчества Т.Толстой.
Резервное время — 1 час; 4 зачета.
Требования к уровню подготовки обучающихся
| Знать
| Уметь
| Основные тенденции развития русской литературы конца 19-начала 20 века.
Значение термина «серебряный век». Понятие о новом направлении в искусстве и литературе - модернизме. Понятия о символизме, акмеизме, футуризме. Понятие о новокрестьянской поэзии; понятие об «оттепели»; понятие об авторской песне; понятие о «деревенской прозе».
Основные факты биографии и особенности творчества изучаемых авторов.
Названия и содержание изучаемых произведений.
Сюжетные особенности и композиционное своеобразие, жанровые и стилевые особенности изучаемых произведений.
Основные особенности выделяемых периодов литературного развития.
Содержание критических статей, используемых при изучении художественных произведений.
Основные направления, течения литературы второй половины 19-го века; литературы конца 19- начала 20 века.
Основные теоретико-литературные термины; традиционные темы, мотивы, образы в разных видах художественного творчества; необходимую литературоведческую терминологию.
| Выразительно читать.
Выделять сюжетные линии и композиционные особенности изучаемого произведения.
Определять: идейно-тематические особенности, родовую, жанровую специфику художественного произведения в связи с художественной стратегией автора; авторскую позицию в произведении.
Самостоятельно анализировать художественное произведение в различных аспектах: культурно-историческом, эстетическом; определять стратегию изучения произведения в зависимости от художественного метода, индивидуального стиля художника слова.
Давать оценку основных этапов жизни и творчества авторов; анализировать произведение с точки зрения тематики, проблематики, художественных особенностей; аргументировать свою точку зрения; соблюдать культуру диалога в дискуссиях; строить устное монологическое высказывание.
Выполнять творческие работы разных жанров: сочинение, рецензия, эссе.
|
|