Структура учебной программы организационно методический раздел





Скачать 252.84 Kb.
НазваниеСтруктура учебной программы организационно методический раздел
страница1/2
Дата публикации28.02.2016
Размер252.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Банк > Документы
  1   2


СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Организационно - методический раздел

1.1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к циклу обязательных дисциплин специализации «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций)» – ГОС ВПО, утвержденного Заместителем министра образования и науки РФ 17 марта 2000 г., номер государственной регистрации 181 эк/СП, и имеет своей целью формирование у студентов научно обоснованных представлений о природе кредитных организаций, о банковской системе и закономерностях ее развития и функционирования, о механизмах организации и технологии управления банковской деятельностью.

Дисциплина «Концепции современного естествознания» является дисциплиной специализации в подготовке профессионального экономиста по основной образовательной программе, и имеет взаимосвязь с изучением таких дисциплин как «Экономическая теория», «История экономических учений», «Менеджмент», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Деньги, кредит, банки», «Финансы, денежное обращение и кредит» и др.

Данная дисциплина изучается студентами в 4 семестре и является обязательной. Дисциплина включает в себя 12 тем.

Задачи дисциплины:

  • понимание специфики гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры, ее связи с особенностями мышления, природы отчуждения и необходимости их воссоединения на основе целостного взгляда на окружающий мир;

  • ознакомление студентов с методологией естественных наук, основными концепциями естествознания;

  • изучение и понимание сущности фундаментальных законов природы, определяющих облик современного естествознания, к которым сводится множество частных закономерностей физики, химии и биологии, а также ознакомление с принципами научного моделирования природных явлений;

  • формирование ясного представления о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы;

  • показать, насколько важную роль в жизни общества и государства играют физика, математика, биология и другие фундаментальные и прикладные естественные науки.



1.2. Знания, умения, навыки, приобретаемые студентом в процессе освоения дисциплины ЕН.Ф.04 «Концепции современного естествознания»:

По итогам освоения данной дисциплины студенты должны:

иметь представление:

  • базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;

  • законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;

  • о анализе социально значимых проблем и процессов.


В соответствии с направленностью дисциплины в результате изучения студент должен

знать:

  • историко-научные и социокультурные традиции формирования естествознания как науки;

  • место естествознания в общей картине мира и ее роль в формировании научной картины мира;

  • основные подходы в современном естествознании. Различие классического и современного естествознания;

  • основные концепции естествознания в их историческом развертывании;

  • формы интеграции современного естествознания.

  • законы развития природы, человека и общества

уметь:

  • использовать совокупность символьных и формальных представлений и образов, характерных для точных наук таких как, математика, физика, химия

  • понимать тексты естественнонаучного содержания;

  • применять естественнонаучные понятия и концепции в собственной экспертно-аналитической и исследовательской практике;

  • применять основные методы и формы познания природы;

  • определять тенденции развития естествознания;

  • подготавливать справочно-презентационный материал научно-популярного характера.

владеть:

  • методами естественнонаучного познания действительности

  • основными концепциями современного естествознания

  • основами экологического видения окружающей среды;

основами синтеза естественнонаучного, технического и гуманитарного знания.
2. Форма текущего и промежуточного контроля

Экзамен в 4 семестре.
3. Объем и распределение часов дисциплины по модулям, разделам, темам и видам занятий


п/п

Раздел дисциплины


Лекции

Лаборат.

Практич.

КСР

Семинары

Итого аудиторных

РГЗ

Реферат

Курсовой проект (работа)

Другие виды сам.работы


Итого сам.работы

ИТОГО

Модуль 1.

Модели научного познания


Тема 1. Основные принципы научной картины мира.

2




2







4













2

6

Тема 2. Условия и факторы зарождения научного естествознания

4




4







8













2

10

Тема 3. Отделение науки от теологии

4




4







8













1

9

Модуль 2

Современные физические представления о мире

Тема 4. Механистическая картина мира

2




2







4













2

6

Тема 5. Электромагнитная концепция мира

3




4







7













2

9

Тема 6. История представлений об атоме и истоки современной теории элементарных частиц

4




3







7














1



8

Рубежный контроль (2ч)





































Модуль 3.

Эволюция Вселенной



Тема 7. Методы научного познания

2




2







4













2

6

Тема 8. Квантовая механика и становление современных представлений о микромире

2




2







4













1

5

Тема 9. Современная теория элементарных частиц

3




3







6













2

8

Модуль 4.

Биологическая картина мира

Тема 10. Концепция уровней биологических структур и организация живых систем

2




2







4













2


6


Тема 11. Концепции современной научной космологии.

2




2







4













1

6

Тема 12. Концепции термодинамической необратимости и энтропия

2




2







4













2

6




Итого по дисциплине

32




32







64













20

84




Экзамен


































36




Итого по семестру


































120

Очная форма обучения

Заочная форма обучения (Девятый семестр)


п/п

Раздел дисциплины


Лекции

Лаборат.

Практич.

КСР

Семинары

Итого аудиторных

РГЗ

Реферат

Курсовой проект (работа)

Другие виды сам.работы


Итого сам.работы

ИТОГО

Модуль 1.

Модели научного познания


Тема 1. Основные принципы научной картины мира.

1




1







2













8

10

Тема 2. Условия и факторы зарождения научного естествознания

1




1







2













7

9

Тема 3. Отделение науки от теологии

1




1







2













8

10

Модуль 2

Современные физические представления о мире

Тема 4. Механистическая картина мира







1







1













7

8

Тема 5. Электромагнитная концепция мира

1




1







2













8

10

Тема 6. История представлений об атоме и истоки современной теории элементарных частиц

1




1







2













7

9

Рубежный контроль (2ч)





































Модуль 3.

Эволюция Вселенной



Тема 7. Методы научного познания







1







1













7

8

Тема 8. Квантовая механика и становление современных представлений о микромире

1




1







2













8

10

Тема 9. Современная теория элементарных частиц

1




1







2













7

9

Модуль 4.

Биологическая картина мира

Тема 10. Концепция уровней биологических структур и организация живых систем







1







1













8


9


Тема 11. Концепции современной научной космологии.

1




1







2













8

10

Тема 12. Концепции термодинамической необратимости и энтропия







1







1













8

9




Итого по дисциплине

8




12







20













91

111




Экзамен


































9




Итого по семестру


































120


Очно-заочная форма обучения ( Пятый семестр)

п/п

Раздел дисциплины


Лекции

Лаборат.

Практич.

КСР

Семинары

Итого аудиторных

РГЗ

Реферат

Курсовой проект (работа)

Другие виды сам.работы


Итого сам.работы

ИТОГО

Модуль 1.

Модели научного познания


Тема 1. Основные принципы научной картины мира.

2













2













4

6

Тема 2. Условия и факторы зарождения научного естествознания

2




1







3













5

8

Тема 3. Отделение науки от теологии

2




1







3













4

7

Модуль 2

Современные физические представления о мире

Тема 4. Механистическая картина мира

2













2













5

7

Тема 5. Электромагнитная концепция мира

2













2













5

7

Тема 6. История представлений об атоме и истоки современной теории элементарных частиц

2




1







3














4



7

Рубежный контроль (2ч)





































Модуль 3.

Эволюция Вселенной



Тема 7. Методы научного познания

2













2













4

6

Тема 8. Квантовая механика и становление современных представлений о микромире

2




1







3













5

8

Тема 9. Современная теория элементарных частиц

2




1







3













4

7

Модуль 4.

Биологическая картина мира

Тема 10. Концепция уровней биологических структур и организация живых систем

2




1







3













4


7


Тема 11. Концепции современной научной космологии.

2




1







3













4

7

Тема 12. Концепции термодинамической необратимости и энтропия

2




1







3













4

7




Итого по дисциплине

24




8







32













52

84




Экзамен


































36




Итого по семестру


































120


4. Содержание дисциплины

4.1 Основные вопросы разделов и тем модулей
Модуль 1. Модели научного познания

Тема 1. Основные принципы научной картины мира.

Этапы развития и становления естествознания. Программа Платона. Представления Аристотеля. Модель Демокрита. Физический рационализм. Методы познания. Целостное восприятие мира. Физика и восточный мистицизм. Взаимосвязь естественных и гуманитарных наук. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Синергетическая парадигма. Универсальный принцип естествознания - принцип дополнительности Бора.
Тема 2. Условия и факторы зарождения научного естествознания

История естествознания. Проблемы естествознания на пути познания мира. Важнейшие этапы и закономерности развития естествознания. Принципы преемственности в естествознании. Материя, ее всеобщие атрибуты и структура. Структура по критерию» от простого к сложному». Структура по критерию «от меньшего к общему». Закономерности существования и развития природы. Динамические и статистические закономерности в природе. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Системность, иерархичность, субординация, глобальный эволюционизм.
Тема 3. Отделение науки от теологии. Особенности средневекового естествознания

Античные программы. Атомизм. Демокрит. Платон и естествознание. Аристотель и его научная программа. Особенности средневекового естествознания. (6-14 вв.).Возрождение (1450 - 1600гг.). Новый тип человека - новый тип Вселенной. Социально-психологическое состояние общества. Леонардо да Винчи (1452-1519). Николай Кузанский. Учение о максимуме и минимуме. Гелиоцентрическая система Николая Коперника. Джордано Бруно (1550-1600) и бесконечная вселенная. Панорама современного естествознания. Тенденции развития.
Модуль 2. Современные физические представления о мире

Тема 4. Механистическая картина мира

Пространство, время. Движение - одна из основных проблем естествознания. Механика Галилея как основа механики Ньютона. Механика Ньютона. Ньютоновская методология исследований. Понятие научной картины мира. Формирование механической картины мира. Основные понятия и законы МКМ. Основные принципы МКМ – принципы оптимальности. Законы сохранения. Взаимодействие. Близкодействие, дальнодействие. Состояние.
Тема 5. Электромагнитная концепция мира

Определение понятия поля. Основные экспериментальные законы электромагнетизма. Теория электромагнитного поля Д. Максвелла. Электронная теория Лоренца. Гравитационное поле. Электромагнитная картина мира.
Тема 6. История представлений об атоме и истоки современной теории элементарных частиц

Современные представления об элементарных частицах. Структура микромира. Фундаментальные физические взаимодействия.
Модуль 3.Эволюция Вселенной

Тема 7. Методы научного познания. Расширяющаяся Вселенная

Понятие методологии и метода. Методы эмпирического и теоретического познания. Научный метод. Формы научного знания. Процесс научного познания. Критерии истинности научного знания. Границы научного метода. Логика и закономерности развития науки. Общие модели развития науки. Научные революции. Дифференциация и интеграция научного знания.
Тема 8. Квантовая механика и становление современных представлений о микромире

Описание процессов в микромире. Необходимость введения квантовой механики. Гипотеза Планка. Измерения в квантовой механике. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Волновая функция и принцип неопределенности В. Гейзенберга. Химические процессы, реакционная способность веществ. Квантовая механика и обратимость времени. Квантовая электродинамика. Внутренне строение и история геологического развития земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Географическая оболочка Земли.
Тема 9. Современная теория элементарных частиц

Структурные уровни организации материи. Макро-, микро- и мегамиры. Рождение развития представлений о квантах. Теория атома Н. Бора. Корпускулярно-волновой дуализм в современной физике. Элементарные частицы как глубинный уровень структурной организации материи. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах.
Модуль 4. Биологическая картина мира

Тема 10. Концепция уровней биологических структур и организация живых систем

Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Предмет биологии. Ее структура и этапы развития. Сущность живого, его основные признаки. Структурные уровни живого. Клетка как первокирпичик живого, ее строение и функционирование. Механизм управления клеткой. Принципы биологической эволюции. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Предмет генетики. Генетика и эволюция. Биоэтика. Принципы относительности. Принципы симметрии. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе. Принципы универсального эволюционизма.
Тема 11. Концепции современной научной космологии.

Глобальный эволюционизм. Мегамир: современные астрофизические и космополитические концепции. Метагалактика и ее структура. Модели развития Вселенной: теория Большого взрыва. Разнообразие Галактик и их свойств. Звездная форма бытия космической материи.
Тема 12. Концепции термодинамической необратимости и энтропия

Термодинамические особенности развития живых систем. Роль энтропии для живых организмов. Принцип возрастания энтропии. Неустойчивость как фактор развития живого. Энергетический подход к описанию живого. Устойчивое неравновесие. Уровни организации живых систем и системный подход к эволюции живого. Иерархия уровней организации живого. Метод Фибоначчи как фактор гармонической самоорганизации.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Структура учебной программы организационно методический раздел iconСтруктура учебной программы организационно методический раздел
Данная дисциплина изучается студентами в 6 семестре и является обязательной. Дисциплина включает в себя 13 тем
Структура учебной программы организационно методический раздел iconСтруктура учебной программы организационно методический раздел
Она имеет сей целью формирование научного мировоззрения студентов и глубинного осмысления ими процессов, происходящих во Вселенной,...
Структура учебной программы организационно методический раздел iconСтруктура учебной программы. Организационно методический раздел 1...
Данная дисциплина изучается студентами в 9 и 11 семестрах и является обязательной. Дисциплина включает в себя 13 тем
Структура учебной программы организационно методический раздел iconСтруктура учебной программы организационно методический раздел
СП, и имеет своей целью формирование у студентов научно обоснованных представлений о природе кредитных организаций, о банковской...
Структура учебной программы организационно методический раздел iconСтруктура учебной программы организационно методический раздел
СП, и имеет своей целью формирование у студентов навыков количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального...
Структура учебной программы организационно методический раздел iconСтруктура учебной программы организационно методический раздел
СП, и имеет своей целью формирование у студентов навыков количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального...
Структура учебной программы организационно методический раздел iconСтруктура учебной программы организационно методический раздел
Изучение принципов организации и условий устойчивости экосистем и биосферы, основных законов жизни природы, основ экологии человека,...
Структура учебной программы организационно методический раздел iconСтруктура учебной программы организационно методический раздел
Учебная дисциплина «Инновационный менеджмент» входит в ряд обязательных учебных дисциплин, образующих группу специальных дисциплин...
Структура учебной программы организационно методический раздел iconСтруктура учебной программы организационно методический раздел
Заместителем министра образования и науки РФ 17 марта 2000 г., номер государственной регистрации 180 эк/СП, и имеет своей целью формирование...
Структура учебной программы организационно методический раздел iconСтруктура учебной программы организационно методический раздел
Гос впо, утвержденного Заместителем министра образования и науки РФ 17 марта 2000 г., номер государственной регистрации 180 эк/СП,...
Структура учебной программы организационно методический раздел iconСтруктура учебной программы организационно методический раздел
Гос впо, утвержденного Заместителем министра образования и науки РФ 17 марта 2000 г., номер государственной регистрации 181 эк/сп,...
Структура учебной программы организационно методический раздел iconСтруктура учебной программы организационно методический раздел Место...
СП, и имеет своей целью формирование у студентов научно обоснованных представлений о природе кредитных организаций, о банковской...
Структура учебной программы организационно методический раздел iconСтруктура учебной программы организационно методический раздел
Гос впо, утвержденного Заместителем министра образования и науки РФ 17 марта 2000 г., номер государственной регистрации 181 эк/СП,...
Структура учебной программы организационно методический раздел iconСтруктура учебной программы организационно методический раздел
Гос впо, утвержденного Заместителем министра образования и науки РФ 17 марта 2000 г., номер государственной регистрации 181 эк/СП,...
Структура учебной программы организационно методический раздел iconСтруктура учебной программы организационно методический раздел Место...
Рф 17 марта 2000 г., номер государственной регистрации 180 эк/СП, и имеет своей целью формирование у студентов теоретических знаний...
Структура учебной программы организационно методический раздел iconСтруктура учебной программы организационно методический раздел 1...
Рф 17 марта 2000 г., номер государственной регистрации 180 эк/СП, и имеет своей целью сформировать у студентов систему компетенций,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск