Урок-путешествие





Скачать 120.33 Kb.
НазваниеУрок-путешествие
Дата публикации02.07.2014
Размер120.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок-путешествие.

Имена существительные

собственные и нарицательные.

Цель:

образовательная дать понятия нарицательных и собственных имен существительных, повторить ранее изученный материал об имени существительном; формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);

развивающая развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;

воспитательная воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитание самостоятельности, объективности в

оценивании себя.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Форма урока: урок-путешествие.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: карта города, маршрутный лист, мультимедийный проектор.
Эпиграф к уроку:

Всякий шаг вперед должен опираться

на повторение прежнего.

К. Д. Ушинский.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

. Организационный момент.

Задача: подготовить учащихся к работе

-Здравствуйте, ребята! Ежедневно мы так приветствуем друг друга улыбаясь, излучая радость от встречи, и тем самым передавая частичку собственного благополучия: радости, счастья, как бы подзаряжая друг друга на расстоянии психологической положительной энергией жизни. Именно этого я вам желаю.

Дежурный сообщает о готовности класса к уроку, об отсутствующих

Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала.

Задача: организовать и направить к цели познавательную активность учащихся.

По слогам твердим едва осиля

Вяжущую губы немоту:

Мама, небо, хлеб, роса, Россия –

Камушком катается во рту... –

Так предлагают нам поэты

Задуматься о том, что говорим

О том, что сказано впервые,

О том, что помним, любим и храним.

Интересный день сегодня и урок

Цель наша – узнать и вспомнить,

А также запомнить, как стишок

Правила о главной части речи –

Имени существительном
Слайд 2,3(цели урока, эпиграф урока)
- Сегодня мы совершим путешествие в замечательную страну

Морфологию.

  • Кто может пояснить, что это за страна? Что изучает этот раздел науки?

- Маршрут нашего путешествия указан в ваших маршрутных листах.
Слайд 4
Переплывем озеро и прибудем в пункт назначения – город Имя Существительное. В этом городе мы бываем часто, но нам нужно его узнавать ближе шаг за шагом. Помощником в нашем путешествии будет карта города, улицы которого мы постараемся расшифровывать каждый урок. Итак, правила путешествия: не шуметь, помогать, красиво и грамотно отвечать и писать. А самое главное – вы должны участвовать в выполнении заданий..

Но прежде чем мы тронемся в путь, нужно выполнить задание – небольшое, но очень важное
Слайд 5
Открыть тетради, записать число, классная работа и тему урока:

Имена существительные собственные и нарицательные. Слайд 1
- Это название улицы, которую мы сегодня расшифруем. И помните, расшифровать карту можно только при соблюдении правил путешествия: красиво и грамотно писать. Заполните маршрутные листы. Запищите свою фамилию и имя. По ходу работы над заданиями выставляете себе балл за каждое правильно выполненное задание. Количество баллов за ответ указано в маршрутном листе. Готовы?
Слайд 6
Вместе сядем в катер, соберем рюкзак

Карта, компас, лупа – как любой моряк –

Знания в багаж, почтовых голубей...

Пусть нам завидует Джек Воробей!

У каждого из нас маршрутный лист,

На остановках нас ждут задания.

Должны мы улицу сию пройти

И разгадать загаданное таяние.

- Чтобы катер тронулся с места, нужно выполнить 1 задание.
слайд 7

  1. «Четвертое лишнее» - устно

    • жёлудь, пчёлы, шёлк, шорох;

    • цыган, цыплёнок, цифра, цыкнуть;

    • врача, фальши, товарища, роща.

- Кто ответил, выставляет себе баллы.

- Ну что, ребята, в путь!

- Вот мы и подъехали к городу. Нас встречает
Слайд 8,9


  1. «Синтаксический причал».

Синтаксический причал

Нас непременно повстречал,

Задание припас для нас-

Должны исполнить в тот же час!

Маршрутный лист, перо в руке –

Работа синтаксическая.

Выполняем, но при этом –

Настроение лирическое.

- Задание 2 – запишите предложение:

В мамином сердце всегда горит

любовь к малышу.
Вопрос 1

Внимание ваше обращено

На предложение, в котором

Какой части речи особо полно?

Скажем?! Попробуем?!

(имя существительное - перечислим)
Вопрос 2

Чем в предложении чаще всего

Может быть существительное?

На этот причала вопрос

Ответьте незамедлительно!

(подлежащее и дополнение – подчеркнем их)


  • Выполнили задание, идем дальше по карте. Перед нами замок. От него уходят группы улиц. Подойдем к уже знакомой улице – Одушевленности.



Слайд 10


  1. Улица «Одушевленности».

Синтаксический причал покинув,

Выполнив задачи без ошибок,

Ждет нас увлекательное путешествие

По улице удач, пятерок и улыбок

Маршрутный лист подсказывает нам

О том, что вышли к улице Одушевленности,

На которой притаилось задание.


  • Слушаем вопрос: расскажите, какие существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными. Кто ответил – ставьте себе балл.



  • Слайд 11,12


Задание 3.

Вот суть задания –

Имена существительные

Одушевленные и неодушевленные

В тексте найти и выписать,

Распределив на два столбика.

Я помню руки матери моей,

и я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

святее вас нет ничего на свете

Н. Рыленков.


Учащиеся вспоминают правило.

Знакомятся с маршрутным листом.

Отвечают на вопросы учителя.


Дети отвечают что раздел науки о языке Морфология изучает части речи

Дети записывают в тетради тему урока и заполняют маршрутные листы.

Да

Дети выполняют задание устно Выбирают лишнее слово

Дети записывают предложение в тетрадь и разбирают его

Дети отвечают на вопрос .

Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные на вопрос что?

Этап усвоения нового материала.

Задачи: дать понятия нарицательных и собственных имен существительных, повторить ранее изученный материал об имени существительном; формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);

развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;

воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитание самостоятельности, объективности в

оценивании себя.



- Прошли улицу Одушевленности. Перед нами новая улица, неизведанная, которую хочется узнать, расшифровать. Ну что, идем? Посмотрите, кто к нам идет навстречу? Это же Иван-царевич – герой русских народных сказок. Что-то грустно ему, может помощь нужна? Спросим его?
Слайд 13
◄ Шел я по лесу домой и повстречался мне медведь. Задал мне медведь

такой вопрос. Существительное медведь собственное или

нарицательное? Я задумался, ответа я не знаю, вот и блуждаю, из леса

в город пришел, а дорогу найти не могу. Помогите!
- Поможем? Поможем. Все вместе расшифруем, что же это за улица.



  1. «Собственные и нарицательные существительные».




  • Итак, запишем слово – медведь. Как назовем?

  • Какие животные живут у вас дома?

  • А какую кличку вы им дали?

  • У вас в классе есть девочки и мальчики, записываю.

  • Какое имя девочки вам нравится, а мальчика?

  • Вы живете в городе или деревне? В каком?

  • Я записала слова в 2 столбика. А можете объяснить почему?

медведь Миша

собака Гром

кошка Федор

мальчик Саша

девочка Катя

деревня Родники

  • В 1 столбике слова называют однородные предметы – это нарицательные существительные, 2 столбик – единичные – это собственные.

Имена существительные называют различные предметы: дерево, город, книга, река, газета. Одинаковые или однородные предметы называются одним словом, несмотря на то, что эти предметы могут отличаться друг от друга. Например, есть множество различных книг, но о каждой из них мы можем сказать: это – книга. О любой кошке мы говорим: это – кошка. Такие существительные, которые называют однородные предметы, являются нарицательными.

Но если нужно выделить какой-то отдельный предмет из всей группы, ему дают специальное название. Существительные, которые называют единичные предметы являются собственными. Например, каждый город имеет свое название, у каждого человека есть собственное имя, отчество, фамилия. Например, Новый год, Новосибирск, «Мурзилка», Сережа, Александр Сергеевич Пушкин.

  • Еще раз посмотрим на записанные слова, скажите, к каким существительным отнесем слова из 1 столбика? Почему? (нарицательные, так как называют однородные предметы). Слова 2 столбика? Почему? (собственные, так как называют единичные предметы).

  • Сможем ли мы теперь помочь Ивану-царевичу? Слово медведь – какое существительное?

Имена собственные могут состоять из одного слова: Енисей, Сергей, или из нескольких слов: М. Ю. Лермонтов, Нижний Новгород.

Собственными именами существительными являются имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, гор, названия книг, кораблей, поездов и др. Имена собственные пишутся с большой буквы, а названия книг, газет, журналов, кинофильмов выделяются кавычками: журнал «Мурзилка», газета «Аргументы и факты», мультфильм «Трое из Простаквашино».



Дети читают вопрос Ивана-царевича

Дети отвечают на вопросы

Дети отвечают на вопросы учителя




Закрепление изученного материала.

Задача: закрепить у учащихся содержание новых понятий, закономерностей. Устранить обнаруженные пробелы.

  • Слайды 14,15,16,17




  • Задание 4: посмотрите на слова и исправьте ошибки? Устно

сказка «Колобок»

журнал «Мурзилка»

город Куйбышев

река Валга

озеро Байкал

Медленными шагами мы продвигаемся по улице, уже и дорога видна, нельзя уйти, не выполнив задание.

  • Задание 5 – найдите соответствие и запишите в столбик – самостоятельно.

Улица Мира

Кинофильм «Дневной Дозор»

Сказка «Теремок»

Шоколад «Белочка»

Яхта «Беда»

Газета «Свежий ветер»

Город Кемерово.

  • Дополнительный вопрос – Какие из этих существительных являются нарицательными, а какие собственными?



  • Слайд 18



  1. Дорога «Любопытных».

Задание 6. Даны слова:

Вести, сережка, костер –

Составим словосочетание.

Одно с нарицательным,

А другое с собственным.

(золотая сережка, приветливый Сережка, хорошие вести, информационные «Вести», яркий костер, интересный «Костёр»)

  • Выполним задание 7 – запишем упражнение 483, самостоятельно, а затем проверим.

.



Дети закрепляют материал, исправляя ошибки

Ответы уч-ся

Самостоятельная работа учащихся

Итог урока.

Задача: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели, оценка работы класса

  • Слайд 19,20,21

  • Какие существительные называются собственными? Пример

  • Какие нарицательными? Пример.

  • Подсчитаем свои баллы за ответы и поставим оценки.

Наша дорога подошла к концу,

На остановке самой последней,

на карте отмечена точка пути.

Внимание! Всё, что мы с вами прошли!

Теперь мы сможем без лести сказать,

Кто был самым умным? Отменно!

Кто не боялся все заданья выполнять?

Безукоризненно на вопросы отвечать? –

5 класс - непременно!
Путь пройден. Тайна разгадана

Путешествие удалось.

Все собрано. Вещи уложены,

Чтоб завтра нам все же пришлось...

Пришлось и хотелось увидеться

В Великой стране Языка!


Комментарии

уч-ся


Этап информатизации о домашнем задании.

Задача: сообщить уч-ся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

  • Слайд 22

  • Подберите слова, которые тоже получили свои названия от собственных имен существительных. Прочитать правило на странице 196 – 197 упражнение 489.

  • Анкетирование. Каким вы считаете урок?







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-путешествие iconУрок-путешествие Цели: систематизировать и обобщить знания о материках по плану
...
Урок-путешествие iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок-путешествие iconУрок — сказочное путешествие по теме Слитное и раздельное написание не
...
Урок-путешествие iconУрок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику»
Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook
Урок-путешествие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,...
Урок-путешествие iconУрок-путешествие по «Былям-небылицам» Учитель Хортова В. А
Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по литературной стране. И в этот раз заглянем в другие ее уголки
Урок-путешествие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Урок-путешествие. Защита проектно –исследовательских работ по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю»
Урок-путешествие iconУрок №25, тема «музыкальное путешествие в италию»
Вход в класс – звучит музыкальная заставка из «Путешествие вокруг земного шара» Вадима Поповича и «Песня Индийского гостя» из оперы...
Урок-путешествие iconУрок путешествие по теме: «Южная Америка»
Урок путешествие по теме: «Южная Америка» «На далекой Амазонке не бывал я никогда»
Урок-путешествие iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...
Урок-путешествие iconУрока: Обобщающий урок по теме Правописание слов с
Итак, отправляемся в путешествие по островам. Отправляясь в путешествие, мореплаватели берут с собой запас провизии и спасательные...
Урок-путешествие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенно интересно проходят урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-сказка. Они позволяют сделать обучение доступным,...
Урок-путешествие iconКраткое содержание проекта: представлена разработка урока путешествие...
Название темы «Времена года в словах, красках и звуках (урок-путешествие в мир искусства)»
Урок-путешествие icon«Путешествие с физикой по родному краю». Цель урока
Урок итогового повторения за Ι полугодия курса VΙΙ класса. «Путешествие с физикой по родному краю»
Урок-путешествие iconУрок путешествие. 7 Класс
«Географическое положение Африки. История открытия и исследование материка». Урок №1
Урок-путешествие iconУрок русского языка «Урок путешествие»
Обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике, графике, лексике, морфологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск