Скачать 43.76 Kb.
|
МКОУ «Основная общеобразовательная школа», с.Климов-Завод « Использование сказки на уроках в начальной школе» Выступление подготовила: учитель начальных классов Шаманова Елена Михайловна 2013г. - Как сделать обучение наиболее эффективным? - Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению? Всем известно, что использование игровых моментов и уроков в игровой форме, особенно в первом классе, являются необходимым средством активации познавательной деятельности учащихся. Особенно интересно проходят урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-сказка. Они позволяют сделать обучение доступным, помогает повысить активность детей. В моём выступлении речь пойдёт об использовании сказки на уроках в начальной школе. Умелое применение текстов сказок позволяет сделать урок ярче, содержательнее, интереснее. Выполнение «сказочных заданий поможет формированию учебной мотивации, сплочению коллектива, умению работать в команде. Существует множество приёмов использования сказок. Вот некоторые из них: Если необходимо проделать много однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой они выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём «Привлекательная цель». Детям может быть поставлена цель – помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской. «Волшебная палочка». Ручка (карандаш) передаётся по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий называет на уроке русского языка: существительное – прилагательное (глагол) к нему; на уроке математики: любое число, а принимающий – число на 2(3,4) единицы больше (меньше); на уроке литературного чтения : название произведения – принимающий одного из персонажей этого произведения. «Фантастическая добавка». Детям предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки Гаршина «Лягушка путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Приём «Сказочные пазлы». Пазлы нацелены на создание творческой и во многом игровой среды. Детым можно предложить следующие задания:
Приём «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка) Приём «Путешествие со сказочным героем». Дети очень любят путешествовать, поэтому этот приём не даст ребёнку скучать на уроке. Например, нужно угадать из какой сказки герой: «Емеля, отпусти меня в воду, я выполню всё, что ни пожелаешь». (Из сказки «По щучьему велению»). Отправляемся в путь на печи. На пути нам встретятся различные препятствия. Чтобы их преодолеть, надо быть смелыми, сообразительными, внимательными. Такие уроки способствуют развитию интереса к предмету, внимания и сопереживания литературным героям. В современных условиях для активации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время целесообразно использовать компьютерные технологии. Отрывок из урока математики 1 класс тема: «Обобщение. Сложение однозначных чисел». Цель: совершенствовать навыки счёта. - Сегодня мы отправимся в путешествие и встретимся со своими старыми знакомыми – героями известной сказки. А какой вы узнаете, собрав пазл. (Ученик собирает пазл на интерактивной доске). -Что это за сказка? (Теремок). Как вы помните, все герои этой сказки хотят жить в теремке. Но сначала звери должны пройти маленькие испытания. Давайте узнаем, что это за испытания и поможем героям сказки. - Вот наш теремок, а где же герои? Посмотрите на картинки на ваших партах. Выйдет сюда тот, у кого герой, поющий эту песенку (песенка мышки). Выходит ученик. На слайде Теремок с объявлением. - В чистом поле теремок. Он не низок, не высок. Мышка серая, Норушка, Вышла в поле погулять, Видит мышка теремок В чистом поле одинок. Мышка очень удивилась, Подошла, остановилась. Кто там, в теремке живёт? Может в гости позовёт. Видит мышка объявление: «В домик тот зайдёт, Кто числа по порядку разберёт». 7,3,1,5,8,4,6,2,10,9 Зашла мышка в теремок и стала в нём жить. (ученик садится на место) Звучит песня лягушки (выходит ученик) В чистом поле теремок, Он не низок, не высок. Шла лягушка из болота. Видит, заперты ворота. Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? А мышка ей в ответ: «Чтобы дверь мою открыть, задачу надо вам решить». (Дети читают и решают задачу) Решила задачки лягушка и попала в теремок. (ученик садится на место) Звучит песня зайчика (выходит ученик) Ой, гляди-ка! Теремок, В чистом поле одинок! Постучу я лапкой в двери. Чей скажите, это терем? Слышит он такой ответ: Рады мы тебя впустить, но не можем дверь открыть. Отвечай-ка посмелей Складывай и вычитай» (ученик решает примеры на сложение и вычитание однозначных чисел). Звучит песня лисички (выходит ученик) Назови состав числа 8. Зашла лисичка в теремок и осталась в нём жить….. - Что случилось, когда пришёл мишка? (Раздавил теремок). Но наши герои решили дружно построить новый теремок, по современному проекту! Звучит финальная мелодия – выходят все герои и строят из деталей танграма (на магнитной доске) Рефлексия. А сейчас я предлагаю всем ученикам посадить клумбу у нашего теремка. Вы должны выбрать и посадить тот цветок, который близок вашему настроению на уроке. |