Обоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания





Скачать 117.19 Kb.
НазваниеОбоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания
Дата публикации02.07.2014
Размер117.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Обоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания.
Здоровый образ жизни школьника является основой его хорошего самочувствия, умственного и физического здоровья. Формировать его нужно еще со школьной скамьи, так как именно в этот период у человека складывается определенный образ жизни, который впоследствии сложно изменить. Важно соблюсти четыре условия: школьники должны правильно питаться, проявлять физическую активность, соблюдать режим дня и отказаться от вредных привычек. При этом особое внимание необходимо уделить именно вопросам правильного питания, так как нутриенты, поступающие в организм с пищей, влияют на психоэмоциональное и физическое здоровье человека, особенно детей и подростков Ситуация осложняется ухудшением структуры и качества питания различных групп населения. Так, одной из особенностей питания современного человека, является потребление большого количества углеводов и жиров, причем углеводистая компонента пищи представлена преимущественно рафинированными продуктами, т. е. сахарами. Особенно увеличилось потребление сахара и сладостей детьми.

Немало важным, в формировании здоровья детей, является потребление продуктов, содержащих полноценный белок, макро- и микроэлементы, но зачастую школьники заменяют полноценный обед перекусами сникерсами, чипсами, сухариками, различным фаст-фудом напичканным пищевыми добавками, а организм из этой современной пищи с огромным количеством сахара, жиров, красителей, консервантов вынужден с трудом извлекать элементы, которые необходимы ему для дальнейшего существования. Так, на организме ребенка негативно сказывается не только недостаток полноценного белка, избыток сахарозы и простых углеводов, но и недостаток такого важного микроэлемента, как йод. От обеспеченности йодом школьников зависит не только их здоровье, но и способности к учебе. Недостаток йода является самой распространенной причиной умственной отсталости и замедленного развития детей. Необходимо отметить, что одной из важнейших причин нарушения качества питания школьников является именно низкий уровень знаний в области здорового питания, что обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем внимания со стороны школы к проблемам здорового питания, с другой – недостатком литературы научно-методической направленности, с возможностью применения уроков по химии и биологии, а так же метапредметных связей, в формировании навыков здорового питания. Необходимость и перспективность использования потенциала школы в решении задачи сохранения, укрепления и поддержания здоровья школьников подчеркивается в государственных документах: «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации», принятой правительством России в 2000 г.; «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.». Кроме того в рамках реализации мероприятия "Организационно-аналитическое сопровождение мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", департаментом воспитания и социализации детей направлены методические рекомендации от "Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников", разработанные Институтом возрастной физиологии РАО. Одним из перспективных методологических приемов в устранении такого рода проблем в условиях модернизации отечественного образования является элективный курс.

Исходя из этого, целью наших исследований явилось создание элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания. Для этого решались следующие задачи: изучить пищевое поведение школьников; разработка методического материала в виде элективных курсов: «Белки - основа здорового питания», « Углеводы в питании школьников», «Йод – основа здоровья школьников»; обучение школьников принципам сбалансированного питания, соответствующего физиологически потребностям в пищевых веществах и энергии; формирование навыков правильного здорового питания; проведение экспериментального исследования эффективности применения элективных курсов в учебном процессе.

Материалы и методы использованные при разработке и внедрении элективных курсов включали 3 блока.

Первый блок - анализ научной и учебно-методической литературы по исследуемым вопросам. Второй блок - изучение пищевого поведения и уровня знаний школьников о здоровом питании с помощью специально разработанных анкет: «по изучению знаний о роли I и мерах профилактики йоддефицитных состояний» состоящая из 9 вопросов, в которой необходимо было выбрать один из предлагаемых ответов, и некоторые вопросы, требующие развернутого ответа. Учащиеся опрашивались по следующим вопросам: о роли, проявлениях недостаточности и мерах по профилактике дефицита йода, какие продукты содержат йод, используют дома йодированную соль, как часто употребляют морепродукты. Другая анкета «по изучению пищевого поведения школьников» состояла из 12 вопросов: о необходимом количестве приемов пищи; основных группах продуктов, которые должны присутствовать в рационе; знаниях определений полноценный белок и аминокислоты; источниках белка; частоте употребления полноценного белка; последствиях дефицита белка; питаются ли дети в школьной столовой. Анкета «по изучению уровня потребления сахара» включала в себя 7 вопросов, из которых испытуемому необходимо выбрать один из предлагаемых ответов (ваше отношение к сладкому; как часто едите сладости; какие напитки предпочитаете, каково ваше состояние зубов) и некоторых вопросов, требующих развернутого ответа (сколько ложек сахара кладете в чай/кофе; сколько раз в день пьёте чай/кофе; сколько раз в день/неделю пьёте газированные напитки). Третий блок - разработка комплекса элективных курсов и проведение исследований по эффективности их внедрения в школьный процесс изучения химии и биологии.

В ходе эксперимента было проанкетировано 210 школьников с 8 по 11 классы, а так же 20 студентов 4 курса факультета естествознания.

Результаты исследования.

Целенаправленный анализ методической литературы, учебников химии и биологии позволили установить недостаточный уровень предоставления информации по вопросам здорового питания и значимости отдельных нутриентов для жизнедеятельности организма, а так же определить объем и содержание элективных курсов.

На первом этапе было проведено изучение пищевого поведения и структуры питания школьников. Анкетирование показало, что 23% старшеклассников принимают пищу «менее 3 раз в день», при этом не завтракают 33 %, ссылаясь на недостаток времени(13%) , либо отсутствие аппетита (20%) (Рис.1 а). Завтрак обязателен для школьников, так как он позволяет избежать чувства голода на уроках, следовательно, дети меньше будут отвлекаться, и процесс усвоения ими знаний будет протекать с большей эффективностью. Отсутствие же завтрака негативно влияет на нормальную работу желудочно-кишечного тракта в частности и на здоровье и психоэмоциональное состояние школьника в целом. Опрос показал, что услугами столовой пользуются только 40% старшеклассников, при этом прием пищи сводится к легкому перекусу, нежели к полноценному обеду. А те, кто не питается в школьной столовой (60%) мотивируют это следующими причинами: не устраивает качество пищи – 33%, не желают питаться без особых на то причин – 27% (Рис.1 б).



Рис. 1.а) Отношение школьников к завтраку; б) Отношение к школьной столовой.

Таким образом, предварительное анкетирование школьников показало, что: практически все школьники знают о рекомендуемом количестве приемов пищи в день, хотя данные о предполагаемой кратности и фактической кратности приема пищи не совпадают; часть исследуемых не знает или пренебрегает важностью завтрака; более половины школьников (60%) пренебрегают услугами школьной столовой по разным причинам, несмотря на доступность и неплохое качество обслуживания; все школьники указали хотя бы один продукт, который по физиологическим нормам должен составлять основу питания, и большинство употребляет эти продукты ежедневно.

Полученные результаты послужили аргументом необходимости разработки учебно-методического комплекса (УМК) для проведения элективного курса для учащихся 11 класса по теме «Белки - основа здорового питания». Он включает в себя следующие элементы: программу с указанием целей и задач проведения элективного курса, места и роли курса в обучении химии, сроков реализации программы, учебно-тематического плана и т.д.; сборник электронных материалов для учителей и учащихся; пояснительную записку; тематическое и поурочное планирование; дополнительный раздаточный материал; список дополнительной литературы.

В элективный курс вошли вопросы о строении, функциях и ферментативных свойствах белков, в том числе рассмотрены такие темы как: аминокислоты; качественный анализ белков; место белков и аминокислот в рационе; анализ пищевого рациона; белки – компоненты пищи.


По итогам апробирования элективного курса было проведено вторичное анкетирование и тестирование учащихся с целью определения эффективности элективного курса. Анкеты и тесты при этом были те же самые. Нас интересовало, усвоили ли школьники информацию о правильном режиме питания. Получены следующие результаты доля старшеклассников принимающих пищу менее 3 раз в день сократилась до 4 % (Рис.2), а число посещающих школьную столовую увеличилось с 40 до 47% . Как положительный результат, необходимо отметить, что количество завтракающих детей увеличилось до 80%.




Рис. 2. Фактическая кратность приема пищи при первичном и вторичном анкетировании.

Что касается общего повышения знаний о полноценных белках и заменимых и не заменимых аминокислотах, то определение полноценного белка смогли дать правильно 93% учащихся (были выбраны все три критерия полноценности), для сравнения, при первичном анкетировании на вопрос ответили всего лишь 17%, на второй - 93% (но все 93% выбрали не все критерии полноценности) соответственно.

Разработке следующего элективного курса «Йод – основа здоровья школьников» предшествовало анкетирование по выявлению уровня знаний учащихся о роли йода для организма, суточной потребности, источниках этого элемента и методах профилактики йодной недостаточности. Результаты показали, что дети не знают о роли йода, источниках и последствиях недостаточности, как следствие, отсутствие йодированных продуктов в рационе питания, что существенно сказывается на здоровье. На основе проведенного анализа современных учебников по биологии, химии и результатов анкетирования, с целью формирования устойчивых знаний о строении, свойствах, роли йода, был внедрен элективный курс «Йод – основа здоровья школьников», включающий пояснительную записку, цели и задачи курса, учебно-тематический план, поурочное планирование и глоссарий. В содержание программы элективного курса вошли следующие вопросы: принципы здорового питания; особенности физического и химического строения йода; распространение йода в природе; основные соединения йода; роль йода в процессах жизнедеятельности; источники йода, суточная потребность; последствия недостатка йода в организме; методы профилактики йодной недостаточности; практическая работа: «Экспресс - метод определения содержания йода в поваренной соли».

С целью установления эффективности разработанного элективного курса «Йод – основа здоровья школьников» для учащихся 9-х классов были составлены тестовые задания, для проверки знаний контрольного и экспериментального классов о физических и химических свойствах, биологической роли, источниках и методах профилактики недостатка йода в организме. Тест состоял из 23 вопросов: 5 вопросов с несколькими вариантами ответа, 2 вопроса на которые необходимо написать точные ответы, 16 вопросов с одним правильным ответом. Тестовые задания включали блок вопросов, касающихся истории открытия йода (2 вопроса), химических свойств (5 вопросов), физических свойств (5 вопросов), биологической роли (3 вопроса), источников йода (1 вопрос), суточной потребности (1 вопрос), причин и проявлений недостаточности (5 вопросов) и методов профилактики дефицита йода (1 вопрос).

Результаты анкетирования до и после проведения занятий в рамках элективного курса представлены на рис.3,4.
Рис.3 Результаты анкетирования экспериментальных классов до и после проведения элективного курса.
Рис 4. Результаты анкетирования на вопрос: «Как часто употребляете морепродукты?» экспериментальных и контрольных классов

Так, знания о роли йода, были всего 15 % до проведения элективного курса, после - 80 %. Об источниках йода, знали только 10 % респондентов. После изучения данного вопроса в рамках элективного курса, на него ответило уже 91% школьников. До элективного курса только 5% учащихся знали о методы профилактики йодной недостаточности, после – это число увеличилось до 60%. Выявлено, что о последствиях йодного дефицита до прохождения элективного курса знали 13% ребят, в итоге этот процент увеличился в 5 раз. Что касается использования йодированной соли в домашних условиях для приготовления пищи, то до начала эксперимента применяли только 11%, а после - стали использовать йодированную соль дома в рационе питания - 78% школьников. Следует отметить, что чаще своём рационе стаи использовать рыбу - 1 раз в неделю до 62 %, а учеников, не употребляющих морепродукты после элективного курса, не оказалось, что говорит об эффективности, проведенных нами мероприятий, в рамках элективного курса (мини-лекции, практические занятия, стенгазеты, памятки) не только со стороны учащихся, но и их родителей. Можно сделать вывод о том, что элективный курс «Йод – основа здоровья школьников» способствовал формированию устойчивых знаний, о роли йода в процессах жизнедеятельности, источниках, методах профилактики йоддефицита, бережного отношения школьников к своему здоровью, что нашло своё подтверждение в результатах повторного тестирования.

Элективному курсу «Углеводы в питании школьников», так же предшествовало анкетирование, целью которого явилось определение отношения школьников к сладкому. Полученные данные свидетельствовали о высоком уровне потребления сладкого, около 46% респондентов ответили, что «очень любят сладкое» и 21% - «жить не могут без сладкого», кладут много сахара в чай (80% кладут от 2-3 до 4-5 ложек сахара) и заедают его большим количеством сладостей. Прежде всего, это связано с отсутствием возможности или не желанием детей полноценно питаться в школьных столовых, поэтому обед в учебное время сводится к легкому перекусу кондитерскими и хлебобулочными изделиями с чаем и сладкими газированными напитками. Подобное пищевое поведение может быть следствием неграмотности или недостаточной осведомленности детей по вопросам правильного и рационального питания, и в частности – негативных последствий чрезмерного потребления высокоуглеводистой пищи. Исходя из этого, был разработан и внедрен элективный курс, включающий в себя материал, не предусмотренный в базовых программах, раскрывающий следующие вопросы: углеводы пищи, их классификация и строение; методы качественного определения крахмала в пищевых продуктах; биологическая роль углеводов; источники, суточная потребность в углеводах; сахароза, ее химические и физические свойства; источники сахарозы и области применения; влияние сахарозы на здоровье школьника; составление рационов питания с оптимальным содержанием сахара.

Для установления эффективности использования элективного курса «Углеводы в питании школьников» проводилось повторное анкетирование, содержащее 8 вопросов, направленное на выявление качества усвоенных знаний на занятиях. Испытуемому необходимо было выбрать один из предложенных вариантов ответа, либо ответить вопросы, требующие развернутого.

Были получены следующие результаты: если изначально исследуемые отмечали, что кладут в чай/кофе 4-5 (25%) или 2-3 (55%) ложки сахара, то позже эти показатели сократились до 10% и 43% соответственно (Рис 5). Частота потребления чая/кофе сократилась с 34% 3-4 или 45% 2 раза в день, до 21% и 38%.



Рис.6 Количество сахара в чае/кофе.

На вопрос о предпочитаемых напитках, большинство школьников отметили напитки типа Кола/Пепси – 38%, чуть меньшей популярностью пользуются натуральные соки – 27%, газированные напитки типа Колокольчик/Дюшес предпочитают -22%. После элективного курса предпочтения были отданы в пользу натуральных соков и компота 35% и 23% соответственно (Рис 6).



Рис.6 Предпочтительные напитки.

Прежде всего, такие показатели связаны с осознанным выбором старшеклассниками продуктов и напитков со сниженным содержанием сахара, что говорит о целесообразности и действенности мер по включению в школьную программу информации о нормах и принципах здорового питания.

Таким образом, проведение педагогического эксперимента позволяет сделать вывод о том, что внедрение элективных курсов способствует расширению и углублению знаний учащихся по вопросам здорового питания.

Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия!



Список литературы

Цикуниб А.Д., Агиров А.Х. Здоровое питание- основа здоровья населения //Здоровое питание населения Республики Адыгея. Материалы республиканского конгресса. – Майкоп: ООО «Качество», 2005. - С.37-64

Цикуниб А.Д., Мамгетов К.Ю. Роль информированности школьников и их родителей в оптимизации индивидуальных рационов питания//Здоровое питание населения Республики Адыгея. Материалы республиканского конгресса. – Майкоп: ООО «Качество», 2005. - С.37-64

Цикуниб А.Д., Вьюшина Е.С.Обеспеченность витамином А, бета-каротином, йодом и цинком школьников г. Майкопа // Микроэлементы в медицине.- 2007. – Т.8.- № 1. – С.49-51

Цикуниб А.Д., Кайтмесова С.Р. Исследование порога вкусовой чувствительности к сахарозе //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований" №9 за 2011 год-с.22-24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель программы – создание педагогических условий, направленных развитие музыкально-творческих способностей обучающихся, выявление...
Обоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания iconМетодическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений
Технология формирования навыков рационального (здорового) питания как основы формирования здорового образа школьников
Обоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания icon«Здоровое питание – залог успешного обучения и крепкого здоровья школьников»
Цель: Обеспечение здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, профилактика заболеваний. Развитие культуры...
Обоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания iconО безотметочном оценивании элективных курсов в гбоу сош №687
Минобразования России от 13. 11. 03г. №14-51-277/13-03 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего...
Обоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания iconГлава
Исследование факторов и условий, необходимых для успешного формирования учебно-познавательной мотивации школьников …
Обоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания iconО ведении элективных курсов 2013 год Общие положения
Настоящее положение регулирует образовательную деятельность в системе предпрофильной подготовки и определяет порядок получения дополнительного...
Обоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания iconОрганизация спортивно – оздоровительной работы, направленной на формирование...
Ный характер. Здоровье ребёнка, определяется воздействием внешних и внутренних факторов на его организм, с одной стороны, и возможностями...
Обоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована...
Обоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания iconСоздание условий для формирования личности творческой, самостоятельной,...
Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы, выявление и работа с одаренными детьми
Обоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания iconКонспект классного часа по теме: "Пирамида здорового питания" Тема: "Пирамида здорового питания"
Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29. 12. 2012 №273-фз, Порядком аттестации педагогических работников...
Обоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Обоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом...
Обоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания и увеличение охвата...
Обоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому разработка и внедрение педагогических технологий, направленных на оптимизацию двигательного режима, воспитание у школьников...
Обоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания iconОтчет о проведении месячника здорового питания в период с 01. 02....
...
Обоснование комплекса элективных курсов, направленных на выявление факторов и педагогических условий формирования у школьников устойчивых знаний о принципах здорового питания iconКонспект урока по технологии «Кулинария» в 5 классе. Тема урока: «Заповеди здорового питания»
Цель: Сформировать у учащихся знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм. Научить подбирать продукты для составления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск