Скачать 39.29 Kb.
|
Технология игрового обучения на уроках физической культуры у младших школьников Бебенин Виктор Иванович, учитель физической культуры МБОУ Первомайская СОШ Недостаток двигательной активности, как известно, является главной причиной отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья современных детей. Поэтому разработка и внедрение педагогических технологий, направленных на оптимизацию двигательного режима, воспитание у школьников положительного отношения к занятиям физическими упражнениями и навыков здорового образа жизни имеет большое социальное значение. В условиях модернизации современного образования основным приоритетом педагогического образования становится подготовка компетентного, мобильного специалиста, способного не только адаптироваться в современной системе образования, но и творчески участвовать в ее развитии, проявлять инициативу, самостоятельность, быть подготовленным к работе на достойном уровне. С целью достижения обозначенной задачи преподавательский коллектив школы активно внедряет современные педагогические технологии в учебный процесс. Технологизация системы образования – одно из ведущих направлений реформы современной школы. Но, к сожалению, даже опытному учителю физической культуры сложно отрефлексировать технологически бурно развивающееся физкультурное образовательное пространство, выбрать что-то полезное, нужное для совершенствования своей профессиональной деятельности. Современный учитель физической культуры должен владеть основными теоретико-методологическими знаниями и нормами по технологизации своей профессиональной деятельности. Повышение педагогического профессионализма в сфере физической культуры сегодня невозможно без освоения учителями различных типов и видов образовательных технологий, которые разрабатываются и внедряются в практическую деятельность учителя физической культуры слабее, чем у других предметников. В работе с детьми младшего школьного возраста на уроках физической культуры наиболее целесообразно применение технологии игрового обучения, для этого учителю необходимо готовиться к проектированию и использованию разнообразных типов и видов ролевых, сюжетных, сюжетно-ролевых, сюжетно-тематических, дидактических, организационно-деятельностных и других игр. Игровые технологии позволяют повысить темпы формирования двигательных навыков у детей, интерес к занятиям физическими упражнениями. Во время игр ребята начальной школы всегда активны и инициативны. В то же время условия и правила игр обязывают их к сдержанности. Дети в играх отличаются большой непосредственностью. Они полностью раскрывают свои положительные и отрицательные черты характера, а это имеет большое значение для лучшего изучения детей. Игры отличаются большой эмоциональностью, так как при правильной их организации они всегда доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение. В них больше чем в других физических упражнениях участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им позволяют их индивидуальные возможности. Одним из безусловных факторов привлекательности игр является элемент соревнования. Соревновательный метод – это способ выполнения упражнения в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Даже в простых играх уже имеются ясно выраженные стремления играющих к победе. Еще более яркий соревновательных характер носят игры, в которых участники делятся на группы, команды и где каждая группа или команда, каждый участник команды стремится достичь лучших результатов, победить. Использование подвижных игр для активизации двигательной активности младших школьников с целью формирования здорового образа жизни предусматривает реализацию наиболее рациональных методов организации учебного процесса в начальной школе. Традиционно на уроках используются три метода: фронтальный, групповой, и индивидуальный. Это позволяет решить задачу овладения младшими школьниками базовыми основами двигательной деятельности, однако не всегда удается решить задачу расширения двигательного опыта учащихся, границ двигательной активности младших школьников. А использование подвижных игр на любом этапе обучения помогает решать задачу воспитания наиболее правильного стереотипа движений, содействует совершенствованию двигательной функции и закладывает основу для подготовки младших школьников к конкретной игровой деятельности. Использование подвижных игр предусматривает овладение методикой их проведения, которая включает в себя основные этапы: выбор игр, подготовка к игре, руководство игрой, окончание игры. Таким образом, использование игровых технологий на уроках физической культуры в начальных классах способствует не только развитию жизненно важных двигательных качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости), но и развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, морально-волевых качеств. Также повышается общий уровень физической подготовленности, интерес к занятиям физическими упражнениями, что способствует формированию здорового образа жизни. Список литературы 1. Аникина, Т. А. Избранные главы по возрастной физиологии [Текст] : учеб. пособие / Т. А. Аникина, Л. Г. Ковтун. - Казань, 1992. - 223 с. 2. Баландин, Г. А., Назарова, Н.Н. Урок физкультуры в современной школе [Текст] / Г. А. Баландин, Н. Н. Назарова. - М.: Советский спорт, 2002. - 295 с. 3. Больсевич, В. К. Физическая активность человека [Текст] / В. К. Больсевич. - М., 2000. - 187 с. 4. Бреев, М. П. Урок физической культуры в школе // Технология и педагогический анализ [Текст] : учеб. пособие / М. П. Бреев. - Новосибирск, 2000. - 234 с. 5. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебное пособие; под редакцией А. В. Петровского. – М., 1981. – 256 с. 6. Выгодский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] : учеб. пособие для преподавателей / Л. С. Выгодский. – СПб.: Союз С-П., 1997. - 375 с. 7. Головина, Л. Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников [Текст] / Л. Л. Головина. - М., 1986. - 279 с. |