Урок биологии для учащихся 10 класса (профильный курс) по теме «Основы цитологии» Ярцева Светлана Владимировна
21 января 2011г. Тема урока: «Основы цитологии» Единица содержания: применение знаний о строении и функциях клеточных органоидов при решении биологических теоретических задач и при проведении мини-биологических исследований. Цель: обучающий аспект: установить и уметь объяснять взаимосвязь в строении и функциях клеточных органоидов, установить особенности клеток прокариот и эукариот, формировать умение работать с микрофотографиями, схемами, с раздаточными дидактическими материалами; формировать умение проводить лабораторные исследования; развивающий аспект: развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании биологических терминов темы «Основы цитологии»); развитие мышления: умение сравнивать и анализировать биологические объекты, строение клеток- представителей разных царств, устанавливать взаимосвязи (строение - функции), выделять главное (из перечня органоидов выделить характерные), делать выводы; развитие умений управлять своими действиями (планирование учебных действий, контролировать свои действия, распределять рабочее время); воспитывающий аспект: воспитание дисциплинированности, трудолюбия, аккуратности (при проведении лабораторных исследований, оформлении записей в рабочей тетради), соблюдение норм поведения, терпимого отношения к мнению товарищей, умения оценивать свои знания, корректировать их. Ключевые компетенции::
информационная, учебно-познавательная, компетенции личного самосовершенствования. Тип урока: урок комплексного применения знаний. Этапы урока: подготовительный, применение, контроль и самоконтроль, итог на рефлексивной основе. Оборудование: лабораторное оборудование, материал для приготовления микропрепаратов, пленки для кодоскопа, раздаточный дидактический материал по теме урока (тестовые задания, надписи органоидов, функций, микрофотографии, лист успешности, биологические задачи, информация к выполнению биологического исследования). Ход урока
Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| 1 этап. Подготовка к активной познавательной деятельности
| Задачи этапа: обеспечить мотивацию к принятию цели УПД, актуализация опорных знаний и умений по теме «Основы цитологии».
| Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, мини-группы.
| Методы работы: продуктивные.
| 1.Поиск ответа на вопрос об актуальности и значении изучения строения и функций клеток.
2.Установление соответствия (органоид-функция).
3.Определение типа клеток, органоидов клеток на немых пленках кодоскопа.
4.Устанавить связь в строении и функциях мембраны, митохондрии, хлоропластаж.
5.Внесение пометок в лист успешности.
| Деятельность учителя позволяет подготовить учащихся к активной УПД на основе опорных знаний.
1.Работа с оглавлением учебника.
2.Задание «Владею терминами, сопоставляю органоид-функция».
3.Задание «Определяю, сравниваю различные клетки».
4.Задание на установление связи строения и функций органоидов клетки.
5.Как справились с заданиями.
| 2 этап. Применение знаний и способов действий
| Задачи этапа: обеспечить усвоение знаний на уровне применения в знакомой ситуации и в измененной ситуации.
| Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, мини-группы.
| Методы работы: продуктивные.
| Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
1.Обозначить на схеме органоид, назвать его функцию, проверка работы.
2.Сопоставление органоидов и функций, растительной и животной клетки, проверка работы.
3.Внесение пометок в лист успешности.
4.Определение органоида на микрофотографии, определение функции.
5.Выполнение мини-исследования.
6.Участие в подведении итогов выполненной работы.
7.Оформление результатов работы.
| 1.Работа с немыми схемами клеток, организация проверки.
2.Выполнение задания на сопоставление, организация проверки.
3.Как справились с заданиями.
4.Анализ микрофотографий органоидов.
5.Организация работы в лаборатории:
-определение вида клетки;
-подготовка микропрепарата, рассмотреть, определить, объяснить увиденное.
6.Организация подведения итогов выполненной работы.
7.Оформить результаты работы.
| 3 этап. Контроль и самоконтроль знаний
| Задачи этапа: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.
| Формы работы: индивидуальная.
| Методы работы: продуктивные.
| 1.Решение биологических задач, проверка.
2.Внесение оценок и пометок в лист успешности.
| Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
1.Биологические задачи, проверка.
2.Выставить оценки за мини-исследование и биологические задачи.
| 4 этап. Поведение итогов на рефлексивной основе
| Задачи этапа: рефлексия учащимися своей деятельности на уроке;
анализ и оценка успешности достижения цели урока, наметить перспективу последующей работы.
| Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
| Методы работы: продуктивные.
| 1.Ответы учащихся.
2.Работа с рейтингом.
3.Цель урока достигнута.
| Адекватность самооценки учащихся оценке учителя.
Получение учащимися реальной информации о результатах обучения. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.
1.По листу успешности ответить на вопросы:
-Что удалось?
-В чем затруднения?
2.В рейтинг выставить оценки за мини-исследование.
3.Достогнута ли цель?
4.Чем будем заниматься на следующих уроках?
|
Самоанализ урока биологии «Основы цитологии» Учитель: Ярцева С.В.
Класс: 10 пр
Предмет: биология
Дата: 21.01.2011
Тема урока: «Основы цитологии»
Цель:
обучающий аспект: установить и уметь объяснять взаимосвязь в строении и функциях клеточных органоидов, установить особенности клеток прокариот и эукариот, формировать умение работать с микрофотографиями, схемами, с раздаточными дидактическими материалами; формировать умение проводить лабораторные исследования;
развивающий аспект: развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании биологических терминов темы «Основы цитологии»); развитие мышления: умение сравнивать и анализировать биологические объекты, строение клеток представителей разных царств, устанавливать взаимосвязи (строение - функции), выделять главное (из перечня органоидов выделить характерные), делать выводы; развитие умений управлять своими действиями (планирование учебных действий, контролировать свои действия, распределять рабочее время);
воспитывающий аспект: воспитание дисциплинированности, трудолюбия, аккуратности (при проведении лабораторных исследований, оформлении записей в рабочей тетради), соблюдение норм поведения, терпимого отношения к мнению товарищей, умение оценивать свои знания, корректировать их.
Ключевые компетентности:
информационная, учебно-познавательная, компетенции личного самосовершенствования.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Этапы урока: подготовительный, применение, контроль и самоконтроль, итог на рефлексивной основе.
Цели диагностичны.
Постановка цели организована совместно с учащимися.
Единица содержания: применение знаний о строении и функциях клеточных органоидов при решении биологических теоретических задач и при проведении мини-биологических исследований.
Она понята, принята учащимися, организована мотивация ее достижения.
Учебный материал – раздел программы по биологии линии Н.В.Сонина «Биология 6-910-11», «Общая биология», «Строение клетки», соответствующий УМК.
Оборудование: лабораторное оборудование, материал для приготовления микропрепаратов, пленки для кодоскопа, раздаточный дидактический материал по теме урока (тестовые задания, надписи органоидов, функций, микрофотографии, лист успешности, биологические задачи, информация к выполнению биологического исследования).
Место урока – 6-ой урок по теме «Строение клетки».
ЕС связана с целью урока и соответствует учебному материалу.
ЕС и называлась, и продумана в ходе подготовки к уроку в виде способа коммуникации.
ЕС названа учителем, на уроке выделялась и обсуждалась на разных этапах.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Этапы урока: подготовительный, применение, контроль и самоконтроль, итог на рефлексивной основе.
Соответствуют цели и типу урока.
Все этапы урока организованы до звонка, без выхода за пределы временных рамок урока.
Структура урока соответствует психологической структуре деятельности ученика: мотив – цель- действие – самооценка.
1 этап. Подготовка к активной познавательной деятельности
| Задачи этапа: обеспечить мотивацию к принятию цели УПД, актуализация опорных знаний и умений по теме «Основы цитологии».
| Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, мини-группы.
| Методы работы: продуктивные.
| Учащиеся готовы к активной УПД на основе опорных знаний. Фиксация цели урока.
| 2 этап. Применение знаний и способов действий
| Задачи этапа: обеспечить усвоения знаний на уровне применения в знакомой ситуации и в измененной ситуации.
| Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, мини-группы.
| Методы работы: продуктивные.
| Самостоятельное выполнение заданий, направленных на применение знаний о строении клетки при решении теоретических задач и выполнении мини-исследования.
| 3 этап. Контроль и самоконтроль знаний
| Задачи этапа: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.
| Формы работы: индивидуальная.
| Методы работы: продуктивные.
| Учащиеся усвоили материал, дали правильные ответы.
| 4 этап. Подведение итогов на рефлексивной основе
| Задачи этапа: рефлексия учащимися своей деятельности на уроке;
анализ и оценка успешности достижения цели урока, наметить перспективу последующей работы.
| Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
| Методы работы: продуктивные.
| Самооценка учащихся – адекватная. Учащиеся получили информацию о результатах в виде самооценки. Выполненная работа показала, что знания усвоены.
| Задачи этапов урока
В них присутствует и обучающий, и развивающий, и воспитательный аспект.
Задачи каждого этапа диагностичны.
Задачи перед каждым этапом поставлены, организовано их понимание и принятие, организована мотивация их достижения. Содержание учебного материала
Соответствует цели, ЕС, программным требованиям.
Выбор содержания оптимален для раскрытия целей и ЕС.
Материал подобран с учетом мотивации и интересов учащихся. Формы организации обучения
Выбор форм обоснован особенностями профильного класса, рефлексией, проведенной на предыдущем уроке.
Формы адекватны поставленным целям, ЕС.
Однообразие в использовании форм отсутствует. Учитель учитывает возрастные особенности учащихся. Акцент сделан на продуктивных формах в связи с выбранной ЕС. Методы
Выбранные методы (продуктивные и репродуктивные) соответствуют целям и ЕС.
Использование большой доли продуктивных методов соответствует особенностям учащихся данного класса.
Организация деятельности учащихся соответствует выбранным методам. Акцент сделан на индивидуальную форму в связи с работой по индивидуальным учебным планам и особенностями профильного класса. Межэтапные связи
Внутренняя логика – прослеживается при переходе от этапа к этапу как логика деятельности в связи с ЕС.
Внешняя логика – все этапы связаны учебным материалом, общей темой и логическими мостиками.
Учащиеся понимают логику перехода от этапа к этапу в виде рефлексии. Ключевые компетенции
В целях урока намечено формирование следующих компетенций:
информационной (умение работать с рисунками, схемами, умение анализировать их, делать выводы, обобщать);
учебно-познавательной (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка);
компетенции личного самосовершенствования (способ интеллектуального развития).
Учебный материал был направлен на формирование ключевых компетенций в соответствии с целью урока.
Формы и методы соответствовали выбранной цели и содержанию учебного материала по формированию компетенций.
|