Скачать 77.22 Kb.
|
Урок на тему «Животные степи». Учитель биологии МОУ СОШ с.Ново- Алексеевка Бесчетнова Н.В. План-конспект урока по биологическому краеведению в 7 классе по теме: «Животные степи». Урок с использованием ИКТ. Цель урока: изучить разнообразие степной фауны Саратовской области. Задачи: Обучающая – познакомить с видовым разнообразием степной фауны края, с образом жизни животных и ролью в природе. Развивающая- продолжить формирование навыков работы с книгой, с дополнительными источниками, развивать умение готовить сообщения и презентации, обобщать и делать выводы. Воспитывающие- привитие бережного отношения к живой природе, любви к родному краю. Тип урока: комбинированный, с компьютерной поддержкой. Оборудование: иллюстрации с изображением животных степи, презентация «Животные степи», зоогеографическая карта (в качестве раздаточного материала по 1 на парту, компьютер. Структура урока. 1.Организационный этап. Приветствие. 2.Сообщение цели и темы урока. 3.Повторение и обобщение ранее полученных знаний. 4.Актуализация знаний 5.Введение новых знаний. 6.Обобщение, первичное закрепление знаний 7.Анализ и оценка итогов работы. 8.Определение и разъяснение домашнего задания. Ход урока.
Задание у доски: выполнить упражнение 65 из рабочей тетради с печатной основой ( составить правильную пищевую цепь). 2 ученик- зачитывает письменное выполнение задания 68. 3 ученик- отвечает на вопросы задания 70 из рабочей тетради с печатной основой. Остальные учащиеся отвечают на вопросы к параграфу:
Экологические условия жизни степи очень разнообразны. Степи – это открытые пространства с ровным рельефом и густым травянистым покровом из степных злаков. Климат в этой зоне сравнительно теплый, с продолжительным и жарким летом. Осадков мало, преимущественно в весенний период. Снежный покров, благодаря оттепелям и постоянным ветрам сильно уплотнен. Эти условия накладывают отпечаток на формирование видового состава фауны. В связи с распашкой целинных степей и истреблением сокращаются ареалы и численность многих степных обитателей. Степные сообщества связаны преимущественно с черноземами и каштановыми почвами. - Вспомните из раздела « Растительность Саратовской области», какие растения преобладают в степной зоне? - Какие приспособления к условиям обитания характерны для степных растений? Не смотря на засушливый климат, в степи обитает много разнообразных живых существ, все они , также как и растения приспособились к степным условиям существования, более засушливым , чем в лесу. Многие степные обитатели активны в ночное время суток. - Как вы думаете, с чем это связано? - Где и как проводят дневное время? Запишите себе в тетради опорную схему №1» Млекопитающие». ( слайд 2). Как видите, основная часть степных млекопитающих представлена в основном грызунами , копытными, хищными животными. -Объясните, почему? Из копытных животных на открытых пространствах изредка можно встретить кабанов и косулей (слайд 3). Тут они пасутся в основном летом, а зимой вынуждены перемещаться к лесопосадкам, потому что в степи снежный покров полностью скрывает остатки растительности. Копытные – лакомая добыча для крупных хищников- волков ( слайд 4). Хищники поменьше: обыкновенная лисица и корсак - довольствуются пищей более скромных размеров. Основу и питания составляют грызуны (слайд 5). Также встречаются и другие хищники: степной хорь, барсук, норка( по берегам рек), (слайды 6-8).В их рационе – грызуны и представители отряда зайцеобразных - заяц- русак ( слайд 9) и пищуха степная( слайд 10). Пищуха ли сеноставка, обитает только на степных участках, заросших кустарником. Она занесена в Красную книгу области. Невозможно представить себе степной пейзаж без стоящих столбиком сусликов и сурков( слайд 11).Сурки, достигают веса 5-6 кг, но несмотря на свое упитанное тело при опасности моментально исчезают в ближайшей норе, издав пронзительный свист. Сурок- ценный промысловый зверь, добывают его ради мяса, жира, шкуры. Вид занесен в Красную книгу области, охота на него запрещена. В ночной степи можно встретить тушканчика, имеющего необычное строение тела.( слайд 12).Тушканчик, который за свою резвость прозван земляным зайцем, способен развить скорость в 40-50 километров в час, делая чуть ли не трехметровые прыжки. Зверек бежит не по прямой, а зигзагами, при этом длинный хвост с белым кончиком ("знаменем") на конце служит не только балансиром, но отчасти и средством "дезинформации" для преследующего хищника. Когда тушканчик резко меняет направление бега, хвостовое "знамя" на отмашке отлетает в другую сторону, преследователь бросается за белой маячащей в темноте точкой... — а бегун получает дополнительный шанс скрыться. Еще один интересный представитель ночной степи – еж ушастый ( слайд 13). Масса до 500 г (по величине меньше европейского ежа), ушные раковины больше до 5 см. Иглы короткие - не длиннее 3 см. Нижние части боков покрыты мягким, обычно светлоокрашенным мехом (у пустынных форм чисто-белым).Активен ночью и в сумерках. Очень подвижен, бегает быстрее, чем европейский еж. Неохотно сворачивается в клубок. Питается насекомыми и мелкими беспозвоночными, в том числе ящерицами и мышевидными грызунами. В жаркое время прячется в норах, а зимой впадает в спячку. Один раз в год приплод от 2 до 8 детенышей. Масса новорожденного 5-11 г. Зверек нередко становится добычей лисицы и крупных хищных птиц. Многие из вас видели кучки вырытой земли и думали , что это крот. Но это не так: в степи под землей живут другие животные, которые относятся к грызунам,- слепыш и слепушонка.( слайд 14). Они питаются подземными частями растений, делают запасы, активны зимой. Могут наносить существенный вред культурным растениям. А крот, питается в основном червями, и обитает в местах с более влажной лесной почвой. Грызуны не только частично уничтожают посевы зерновых культур, но при этом способствуют их распространению. Помимо этого грызуны являются переносчиками инфекционных заболеваний и хозяевами клещей и блох. - Встречались ли вы когда-нибудь с ящерицей или змеей? Какие особенности строения вы заметили? Действительно тело этих животных как бы прилегает к земле и поэтому их назвали пресмыкающиеся(слайд15).Запишите себе в тетрадь опорную схему №2 « Пресмыкающиеся» со слайда. Довольно многочисленны в степи: прыткая ящерица, степная гадюка, узорчатый полоз. У ящерицы прыткой ( слайд 16) есть один способ обмануть врага - аутотомия. Животное в ответ на болевое раздражение само обламывает хвост, схваченный врагом, и тем самым отвлекает внимание хищника от туловища, так как оставленный кусок хвоста долго извивается. Нередко после этого ящерице удается благополучно скрыться. Многие ящерицы в природе имеют заново отросший хвост, и число таких особей может служить косвенным доказательством присутствия хищников. Ящерицы используют для защиты и зубы, а самый редкий для этого вида способ защиты - устрашение. Прыткая ящерица питается, преимущественно, насекомыми, активно разыскивая или подкарауливая свою добычу. Заметив ее, ящерица настораживается, следит за ее передвижением, а затем стремительно срывается с места и схватывает добычу в точном броске. Степная гадюка ( слайд 17) ядовита, но для человека мало опасна; случаи со смертельным исходом неизвестны. Яд широко используется для приготовления медицинских препаратов. Степная гадюка приносит живых детенышей; в одном помете их может быть заметно больше, чем у обыкновенной до 28. Другой интересный представитель рептилий – это желтобрюхий полоз (слайд 18).Желтобрюхий полоз - единственный представитель обширного рода стройных полозов, обитающий в Саратовской области. Наиболее агрессивная змея нашей фауны. Укус взрослого полоза для человека болезнен, но не опасен. Желтобрюхий полоз - самая крупная змея в Европе: достигает двухметрового размера, а рекордные экземпляры превышают два с половиной метра. Если человек ему угрожает, полоз нередко сам бросается в атаку - с громким, пугающим противника шипением и, широко разинув пасть. При этом он может "прыгать" в сторону врага на расстояние до одного метра, стараясь вцепиться в самое уязвимое место. Случалось, он наносил сильные укусы. Агрессивное поведение желтобрюхого полоза может обратить в бегство даже такое крупное животное, как лошадь. Злобный нрав проявляют не только взрослые и сильные особи этого вида, но и молодь. Следующий этап – знакомство с птицами степи (слайд 19). Запишите схему себе в тетрадь. В степи раздолье для дневных хищных птиц. Они парят высоко в небе, с большой высоты высматривая добычу. -Назовите дневных хищных птиц. Как вы думаете, какими животными степи они могут питаться? К ним относятся обыкновенная пустельга, кобчик и степной орел ( слайд 20). Из птиц к жизни на открытых пространствах лучше всего приспособились жаворонки (степной, полевой), серая куропатка, перепел и другие(слайд 21). Самая крупная летающая птиц в мире – дрофа( слайд22). Вид внесён в Красную книгу РСФСР. Гнездо представляет собой ямку в земле, иногда со скудной выстилкой. Известны случаи зимовок в области. Массовый отлёт - во второй половине октября. Вопросы сохранения дрофиных разрабатываются с начала 1980-х гг. Главное направление стратегии - законодательная охрана этих птиц, их местообитаний, управление поведением дрофиных, разъяснительная работа. В Саратовской области действуют 4 заказника общей площадью 100 тыс. га. Здесь дроф содержали, экспериментировали с инкубированием яиц, собранных в природе, выращивали птенцов. Гнездящаяся популяция дрофы в Саратовской области – вторая по численности в Европе. - Скажите, с какими насекомыми вы чаще всего сталкивались, попав в степь или поле? Действительно, самые многочисленные представители степных просторов – это кузнечики.(слайд23). Запишите себе в тетрадь схему «Насекомые». - А знаете ли вы, по каким признакам можно отличить кузнечика от саранчи? Кузнечики отличаются от саранчи длинными усиками и, а также есть среди них и растительноядные и хищники( слайд 24).Меньше в степи бабочек – это белянки, капустницы, лимонницы( слайд 25). По всей степи разносится стрекот цикад.(слайд 26).Вблизи водоемов встречаются стрекозы и комары(слайд 26). Таким образом, в степи не менее разнообразный животный мир, чем в лесу.
1. Чем условия жизни в степи отличаются от лесных? 2. Назовите самого крупного грызуна степи и ради чего человек охотится на него? 3.Какие животные степи занесены в Красную книгу? 4.Что вы можете сказать про дрофу? 5.Как отличить кузнечика от саранчи? - Изучив новый материал , приступим к самостоятельной работе , с заданиями в рабочих тетрадях к учебнику. Опираясь на текст параграфа, выполните задания № 71-73. 7. Фронтальный опрос по заданиям из рабочих тетрадей к учебнику. Оценка итогов работы. 8.Определение и разъяснение домашнего задания. §2.2с.37-40. рабочая тетрадь задание №74. сообщения «Дыбка», «Дрофа». |
Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Домашние животные и их детеныши» Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день | Классный час на тему Урок чистоты Автор «Слова о полку Игореве» неоднократна упоминает «русская земля» и создает образы: реки, степи, овраги, холмы «чистое поле и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок-проект по английскому языку на тему «Наши любимые домашние животные» Из опыта работы учителя английского языка | Реферат на тему «Животный мир» Соленые и пресные водоемы, равнинная и горная степи, светлые лиственные леса, темнохвойная тайга, высокогорные луга и тундры создают... | ||
Тема:«Общая характеристика Царства животные» Тип урока УЗ: дать определение царства животные, составить общую характеристику и план изучения различных групп царства Животные | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: сформировать понятия «Дикие животные» и «Домашние животные»; выявить особенности жизни диких и домашних животных;... | ||
Урок в шестом классе по теме «Животные в нашей жизни» Задачи урока: активизация навыков монологической речи по теме «Животные в нашей жизни»;актуализация навыков письма, чтения и аудирования;... | Реферат По дисциплине «Экономическая география стран снг» на тему:... Амударья, Сырдарья с притоками; Аральское м. Много искусственных озер-водохранилищ. Почвы преимущественно сероземные и серо-бурые.... | ||
Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях» Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная... | Урок окружающего мира для учащихся 1 класса по теме «Животные» Сегодня на урок я принесла вам небольшой подарок (учитель берёт со стола папку и показывает детям) | ||
Учебный курс экология животных 7 класс Тема «Животные, истреблённые человеком» ... | Эссе на тему «Усть-Илимск-город-романтик» Для меня Сибирь самая прекрасная. Где бы я ни был, в какой бы райский уголок не забрасывала меня судьба, пусть то южный берег Крыма,... | ||
Дикие и домашние животные. Цели План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | Доклад на тему: «Животные Краснодарского края» Конкурсной комиссии по вскрытию поступивших конвертов на открытый одноэтапный конкурс без предварительного отбора | ||
Тема урока: «Строение растительной клетки». Из таких клеток состоят животные организмы. К какому царству они относятся? (царство животные) | Урок технологии в 5 «А» классе на тему: «Снятие мерок для построения чертежа фартука» Урок технологии в 6 «А» классе на тему: «Технология точения древесины на токарном станке. Приёмы безопасной работы» |