Урок на тему «Животные степи»





Скачать 77.22 Kb.
НазваниеУрок на тему «Животные степи»
Дата публикации17.07.2014
Размер77.22 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок на тему «Животные степи».

Учитель биологии МОУ СОШ

с.Ново- Алексеевка Бесчетнова Н.В.

План-конспект урока по биологическому краеведению в 7 классе по теме: «Животные степи». Урок с использованием ИКТ.

Цель урока: изучить разнообразие степной фауны Саратовской области.

Задачи:

Обучающая – познакомить с видовым разнообразием степной фауны края, с образом жизни животных и ролью в природе.

Развивающая- продолжить формирование навыков работы с книгой, с дополнительными источниками, развивать умение готовить сообщения и презентации, обобщать и делать выводы.

Воспитывающие- привитие бережного отношения к живой природе, любви к родному краю.

Тип урока: комбинированный, с компьютерной поддержкой.

Оборудование: иллюстрации с изображением животных степи, презентация «Животные степи», зоогеографическая карта (в качестве раздаточного материала по 1 на парту, компьютер.

Структура урока.

1.Организационный этап. Приветствие.

2.Сообщение цели и темы урока.

3.Повторение и обобщение ранее полученных знаний.

4.Актуализация знаний

5.Введение новых знаний.

6.Обобщение, первичное закрепление знаний

7.Анализ и оценка итогов работы.

8.Определение и разъяснение домашнего задания.

Ход урока.

  1. Приветствие учащихся.

  2. Сегодня мы продолжим говорить о разнообразии животного мира Саратовской области. На этом уроке вы познакомитесь с представителями степной фауны Саратовской области, о тех видах , которые занесены в Красную книгу, узнаете о роли животных степи в природе и в жизни человека. ( слайд 1)

  3. Прежде чем начать изучение новой темы, вспомним материал прошлого урока.

Задание у доски: выполнить упражнение 65 из рабочей тетради с печатной основой

( составить правильную пищевую цепь).

2 ученик- зачитывает письменное выполнение задания 68.

3 ученик- отвечает на вопросы задания 70 из рабочей тетради с печатной основой. Остальные учащиеся отвечают на вопросы к параграфу:

  1. Роль хищных млекопитающих в лесном сообществе.

  2. Почему в лесу такое разнообразие животных?

  3. Из-за чего могут пострадать лесные обитатели?

  4. Заслушивание докладов учащихся. Вопросы учащихся докладчикам.

  5. Запишите тему урока в тетрадь(слайд 1).

Экологические условия жизни степи очень разнообразны. Степи – это открытые пространства с ровным рельефом и густым травянистым покровом из степных злаков. Климат в этой зоне сравнительно теплый, с продолжительным и жарким летом. Осадков мало, преимущественно в весенний период. Снежный покров, благодаря оттепелям и постоянным ветрам сильно уплотнен. Эти условия накладывают отпечаток на формирование видового состава фауны.

В связи с распашкой целинных степей и истреблением сокращаются ареалы и численность многих степных обитателей. Степные сообщества связаны преимущественно с черноземами и каштановыми почвами.

- Вспомните из раздела « Растительность Саратовской области», какие растения преобладают в степной зоне?

- Какие приспособления к условиям обитания характерны для степных растений?

Не смотря на засушливый климат, в степи обитает много разнообразных живых существ, все они , также как и растения приспособились к степным условиям существования, более засушливым , чем в лесу. Многие степные обитатели активны в ночное время суток.

- Как вы думаете, с чем это связано?

- Где и как проводят дневное время?

Запишите себе в тетради опорную схему №1» Млекопитающие».

( слайд 2).

Как видите, основная часть степных млекопитающих представлена в основном грызунами , копытными, хищными животными.

-Объясните, почему?

Из копытных животных на открытых пространствах изредка можно встретить кабанов и косулей (слайд 3). Тут они пасутся в основном летом, а зимой вынуждены перемещаться к лесопосадкам, потому что в степи снежный покров полностью скрывает остатки растительности. Копытные – лакомая добыча для крупных хищников- волков ( слайд 4).

Хищники поменьше: обыкновенная лисица и корсак - довольствуются пищей более скромных размеров. Основу и питания составляют грызуны (слайд 5).

Также встречаются и другие хищники: степной хорь, барсук, норка( по берегам рек), (слайды 6-8).В их рационе – грызуны и представители отряда зайцеобразных - заяц- русак ( слайд 9) и пищуха степная( слайд 10). Пищуха ли сеноставка, обитает только на степных участках, заросших кустарником. Она занесена в Красную книгу области.

Невозможно представить себе степной пейзаж без стоящих столбиком сусликов и сурков( слайд 11).Сурки, достигают веса 5-6 кг, но несмотря на свое упитанное тело при опасности моментально исчезают в ближайшей норе, издав пронзительный свист. Сурок- ценный промысловый зверь, добывают его ради мяса, жира, шкуры. Вид занесен в Красную книгу области, охота на него запрещена.

В ночной степи можно встретить тушканчика, имеющего необычное строение тела.( слайд 12).Тушканчик, который за свою резвость прозван земляным зайцем, способен развить скорость в 40-50 километров в час, делая чуть ли не трехметровые прыжки. Зверек бежит не по прямой, а зигзагами, при этом длинный хвост с белым кончиком ("знаменем") на конце служит не только балансиром, но отчасти и средством "дезинформации" для преследующего хищника. Когда тушканчик резко меняет направление бега, хвостовое "знамя" на отмашке отлетает в другую сторону, преследователь бросается за белой маячащей в темноте точкой... — а бегун получает дополнительный шанс скрыться.

Еще один интересный представитель ночной степи – еж ушастый ( слайд 13). Масса до 500 г (по величине меньше европейского ежа), ушные раковины больше до 5 см. Иглы короткие - не длиннее 3 см. Нижние части боков покрыты мягким, обычно светлоокрашенным мехом (у пустынных форм чисто-белым).Активен ночью и в сумерках. Очень подвижен, бегает быстрее, чем европейский еж. Неохотно сворачивается в клубок. Питается насекомыми и мелкими беспозвоночными, в том числе ящерицами и мышевидными грызунами. В жаркое время прячется в норах, а зимой впадает в спячку. Один раз в год приплод от 2 до 8 детенышей. Масса новорожденного 5-11 г. Зверек нередко становится добычей лисицы и крупных хищных птиц.

Многие из вас видели кучки вырытой земли и думали , что это крот. Но это не так: в степи под землей живут другие животные, которые относятся к грызунам,- слепыш и слепушонка.( слайд 14). Они питаются подземными частями растений, делают запасы, активны зимой. Могут наносить существенный вред культурным растениям.

А крот, питается в основном червями, и обитает в местах с более влажной лесной почвой. Грызуны не только частично уничтожают посевы зерновых культур, но при этом способствуют их распространению. Помимо этого грызуны являются переносчиками инфекционных заболеваний и хозяевами клещей и блох.

- Встречались ли вы когда-нибудь с ящерицей или змеей? Какие особенности строения вы заметили?

Действительно тело этих животных как бы прилегает к земле и поэтому их назвали пресмыкающиеся(слайд15).Запишите себе в тетрадь опорную схему №2 « Пресмыкающиеся» со слайда.

Довольно многочисленны в степи: прыткая ящерица, степная гадюка, узорчатый полоз.

У ящерицы прыткой ( слайд 16) есть один способ обмануть врага - аутотомия. Животное в ответ на болевое раздражение само обламывает хвост, схваченный врагом, и тем самым отвлекает внимание хищника от туловища, так как оставленный кусок хвоста долго извивается. Нередко после этого ящерице удается благополучно скрыться. Многие ящерицы в природе имеют заново отросший хвост, и число таких особей может служить косвенным доказательством присутствия хищников. Ящерицы используют для защиты и зубы, а самый редкий для этого вида способ защиты - устрашение. Прыткая ящерица питается, преимущественно, насекомыми, активно разыскивая или подкарауливая свою добычу. Заметив ее, ящерица настораживается, следит за ее передвижением, а затем стремительно срывается с места и схватывает добычу в точном броске.

Степная гадюка ( слайд 17) ядовита, но для человека мало опасна; случаи со смертельным исходом неизвестны. Яд широко используется для приготовления медицинских препаратов.

Степная гадюка приносит живых детенышей; в одном помете их может быть заметно больше, чем у обыкновенной до 28.

Другой интересный представитель рептилий – это желтобрюхий полоз (слайд 18).Желтобрюхий полоз - единственный представитель обширного рода стройных полозов, обитающий в Саратовской области. Наиболее агрессивная змея нашей фауны. Укус взрослого полоза для человека болезнен, но не опасен. Желтобрюхий полоз - самая крупная змея в Европе: достигает двухметрового размера, а рекордные экземпляры превышают два с половиной метра. Если человек ему угрожает, полоз нередко сам бросается в атаку - с громким, пугающим противника шипением и, широко разинув пасть. При этом он может "прыгать" в сторону врага на расстояние до одного метра, стараясь вцепиться в самое уязвимое место. Случалось, он наносил сильные укусы. Агрессивное поведение желтобрюхого полоза может обратить в бегство даже такое крупное животное, как лошадь. Злобный нрав проявляют не только взрослые и сильные особи этого вида, но и молодь.

Следующий этап – знакомство с птицами степи (слайд 19). Запишите схему себе в тетрадь.

В степи раздолье для дневных хищных птиц. Они парят высоко в небе, с большой высоты высматривая добычу.

-Назовите дневных хищных птиц. Как вы думаете, какими животными степи они могут питаться?

К ним относятся обыкновенная пустельга, кобчик и степной орел

( слайд 20).

Из птиц к жизни на открытых пространствах лучше всего приспособились жаворонки (степной, полевой), серая куропатка, перепел и другие(слайд 21).

Самая крупная летающая птиц в мире – дрофа( слайд22). Вид внесён в Красную книгу РСФСР. Гнездо представляет собой ямку в земле, иногда со скудной выстилкой. Известны случаи зимовок в области. Массовый отлёт - во второй половине октября. Вопросы сохранения дрофиных разрабатываются с начала 1980-х гг. Главное направление стратегии - законодательная охрана этих птиц, их местообитаний, управление поведением дрофиных, разъяснительная работа. В Саратовской области действуют 4 заказника общей площадью 100 тыс. га. Здесь дроф содержали, экспериментировали с инкубированием яиц, собранных в природе, выращивали птенцов. Гнездящаяся популяция дрофы в Саратовской области – вторая по численности в Европе.

- Скажите, с какими насекомыми вы чаще всего сталкивались, попав в степь или поле?

Действительно, самые многочисленные представители степных просторов – это кузнечики.(слайд23). Запишите себе в тетрадь схему «Насекомые».

- А знаете ли вы, по каким признакам можно отличить кузнечика от саранчи?

Кузнечики отличаются от саранчи длинными усиками и, а также есть среди них и растительноядные и хищники( слайд 24).Меньше в степи бабочек – это белянки, капустницы, лимонницы( слайд 25). По всей степи разносится стрекот цикад.(слайд 26).Вблизи водоемов встречаются стрекозы и комары(слайд 26).

Таким образом, в степи не менее разнообразный животный мир, чем в лесу.

  1. Вопросы для закрепления:

1. Чем условия жизни в степи отличаются от лесных?
2. Назовите самого крупного грызуна степи и ради чего человек охотится на него?
3.Какие животные степи занесены в Красную книгу?
4.Что вы можете сказать про дрофу?
5.Как отличить кузнечика от саранчи?

- Изучив новый материал , приступим к самостоятельной работе , с заданиями в рабочих тетрадях к учебнику. Опираясь на текст параграфа, выполните задания № 71-73.

7. Фронтальный опрос по заданиям из рабочих тетрадей к учебнику. Оценка итогов работы.

8.Определение и разъяснение домашнего задания.

§2.2с.37-40. рабочая тетрадь задание №74.
сообщения «Дыбка», «Дрофа».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему «Животные степи» iconКонспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Урок на тему «Животные степи» iconКлассный час на тему Урок чистоты
Автор «Слова о полку Игореве» неоднократна упоминает «русская земля» и создает образы: реки, степи, овраги, холмы «чистое поле и...
Урок на тему «Животные степи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок-проект по английскому языку на тему «Наши любимые домашние животные» Из опыта работы учителя английского языка
Урок на тему «Животные степи» iconРеферат на тему «Животный мир»
Соленые и пресные водоемы, равнинная и горная степи, светлые лиственные леса, темнохвойная тайга, высокогорные луга и тундры создают...
Урок на тему «Животные степи» iconТема:«Общая характеристика Царства животные» Тип урока
УЗ: дать определение царства животные, составить общую характеристику и план изучения различных групп царства Животные
Урок на тему «Животные степи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: сформировать понятия «Дикие животные» и «Домашние животные»; выявить особенности жизни диких и домашних животных;...
Урок на тему «Животные степи» iconУрок в шестом классе по теме «Животные в нашей жизни»
Задачи урока: активизация навыков монологической речи по теме «Животные в нашей жизни»;актуализация навыков письма, чтения и аудирования;...
Урок на тему «Животные степи» iconРеферат По дисциплине «Экономическая география стран снг» на тему:...
Амударья, Сырдарья с притоками; Аральское м. Много искусственных озер-водохранилищ. Почвы преимущественно сероземные и серо-бурые....
Урок на тему «Животные степи» iconУрок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях»
Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная...
Урок на тему «Животные степи» iconУрок окружающего мира для учащихся 1 класса по теме «Животные»
Сегодня на урок я принесла вам небольшой подарок (учитель берёт со стола папку и показывает детям)
Урок на тему «Животные степи» iconУчебный курс экология животных 7 класс Тема «Животные, истреблённые человеком»
...
Урок на тему «Животные степи» iconЭссе на тему «Усть-Илимск-город-романтик»
Для меня Сибирь самая прекрасная. Где бы я ни был, в какой бы райский уголок не забрасывала меня судьба, пусть то южный берег Крыма,...
Урок на тему «Животные степи» iconДикие и домашние животные. Цели
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Урок на тему «Животные степи» iconДоклад на тему: «Животные Краснодарского края»
Конкурсной комиссии по вскрытию поступивших конвертов на открытый одноэтапный конкурс без предварительного отбора
Урок на тему «Животные степи» iconТема урока: «Строение растительной клетки».
Из таких клеток состоят животные организмы. К какому царству они относятся? (царство животные)
Урок на тему «Животные степи» iconУрок технологии в 5 «А» классе на тему: «Снятие мерок для построения чертежа фартука»
Урок технологии в 6 «А» классе на тему: «Технология точения древесины на токарном станке. Приёмы безопасной работы»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск