Рабочая программа по предмету «Рисунок» образовательной программы изобразительного искусства по 7-летнему обучению 4-7 класс





Скачать 182.37 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Рисунок» образовательной программы изобразительного искусства по 7-летнему обучению 4-7 класс
Дата публикации06.08.2014
Размер182.37 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №1 имени А.С. Розанова»


Рабочая программа



по предмету «Рисунок»

образовательной программы изобразительного искусства

по 7-летнему обучению 4-7 класс

на основании примерной учебной программы «Рисунок»

для детских художественных школ

и художественных студий детских школ искусств

НМЦ ХО, Москва 2002 год

Срок реализации 4 года

Возраст детей 10-14 лет, 12-16 лет.
Авторы-составители: преподаватели художественного отделения

Головко Людмила Александровна

Бондаренко Тамара Ивановна


Кировск


2008 год

1. Пояснительная записка.
Главной задачей обучения на художественном отделении ДШИ является приобщение учеников к художественной культуре, обучение их основам изобразительной грамоты, воспитание эстетического вкуса, а также выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в средних и высших специальных учебных заведениях с художественным уклоном.

Задача предмета «Рисунок»- научить учащихся видеть и изображать на плоскости предметы окружающего нас мира посредством передачи их формы, объема, материала, фактуры, их положения относительно друг друга и глаза рисующего в световоздушной среде различными графическими средствами: линией, штрихом, пятном.

При обучении рисунку надо дать учащимся понять, что рисунок - это, прежде всего передача на двухмерной плоскости листа всего многообразия окружающего мира, поэтому в курс рисования включаются такие темы: «натюрморт», «интерьер», рисование черепа, гипсовой головы, пейзажные зарисовки, наброски фигуры человека, животных, птиц и растений.

В первом полугодии первого класса особое внимание уделяется постановке руки, развитию глазомера, аккуратному оформлению работы.

Основным видом учебной работы является натюрморт.

С самых первых заданий необходимо требовать от учащихся передачи пространственной связи предметов друг с другом и плоскостью на которой они стоят.

Рисунок должен быть размещен на листе грамотно и интересно, формы крепко построены, проработаны детали при сохранении общего, решена тональная задача.

Основные этапы работы:

1. Выбор формата листа для данной постановки и общее композиционное размещение.

2. Построение формы предмета с использованием знания конструкции предмета, с применением осевых, конструктивных и вспомогательных линий.

3. Решение объема с помощью светотени, передача фактуры, тона предмета, его освещенности.

4. Проверка общего состояния рисунка, подчинение деталей целому, уточнение тональных отношений.

Необходимо выработать у учащегося навыки последовательного ведения рисунка по принципу: от общего к частному и от частного - к обобщенному общему. Учебные задания даются в порядке постепенного усложнения - от простейших упражнений до сложной и разнообразной по форме натуры. Задания всегда ориентированны на конкретный уровень подготовки класса.

Базовой программой является программа Министерства культуры Российской федерации для детских художественных школ, нами также используется опыт наших коллег, полученный на методических курсах в Мурманске. Это опыт работы в городской художественной школе г. Санкт Петербурга (педагог Ганжало Т.А.), а также опыт преподавателей художественной школы г. Мурманска, а также личный опыт.

Основными видами контроля полученных умений и навыков по предмету, а также формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры, которые проводятся в конце каждого полугодия.

2. Календарно-тематический план

«РИСУНОК»

4 класс

I четверть – 27 часов



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Упражнение по проведению линий. Линейный рисунок

Знакомство с графическими материалами. Линия и ее разновидности. Рис. линейной «Бабочка, рыбка и т.п.»

Беседа: рисунок - основа всех видов ИЗО

3

2

Упражнение: рисуем геометрические фигуры , и т.д.

Составить зверя, животное из геометрических фигур. Характеристика линии. Понятие о линии, штрихе, пятне, тоне.

(Шахматная сетка, бабочки, рыбки, деление отрезков)

3

3

Упражнение: тоновая растяжка.

Карандаши разной твердости. Выработка штриха.

Дать представление о пропорциях

3

4

Знакомство с техническими приемами «Весенний лес», «Веточка без листвы»

Компоновка на листе. Характер линии. Штрих.

3

5

Знакомство с техническими приемами. Деревья без листвы

Воздушная перспектива. Характер линии

3

6

Рисуем фрукты (2-3 предмета).

Тоновая растяжка. Рефлекс. Мягкие материалы. Гуашью

Характер формы

6

7

Натюрморт из 3-х предметов

Компоновка на листе. Тон, рефлекс. Сквозное построение.

Последовательность работы: от общего к частному. Пропорции на глаз

6


II четверть – 21 час



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Зарисовка предметов быта (с натуры)

¼ листа

Глиняный горшок, белый чайник.

Применение осей симметрии при построении.

Штрих и светотень.

Сквозное построение. Освещение верхнее боковое

6

2

Зарисовка геометрических тел (цилиндр, шар) ¼ листа

Компоновка на листе. Сквозное построение. Построение овалов. Светотень (рефлекс, полутон, тон).

Выработка штриха

9

3

Зарисовка с натуры мелких предметов (пуговица, перо ручки, жук (из коллекции), кусок коры; очки, лампочка и т.д. ¼ листа

или детские игрушки

Развиваем наблюдательность, анализ предмета, выявление штрихом, линией мелких деталей.

Штрих и светотень

3

4

Наброски фигуры человека с натуры

¼ листа

Пропорции фигуры человека. Отличие взрослой (мужской, женской и детской фигур).

Компоновка на листе набросков

3


III четверть – 30 часов



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Рисунок меховой шапки (с кожаным или из материи верхом) и одежной щетки (волосом вниз)

(Меховая игрушка)

Компоновка на листе. Передача формы и материальности (фактуры) предметов.

Вырабатываем штрих.

Для всех постановок предварительные небольшие эскизы

6

2

Рисунок группы предметов: круглое вертикально поставленное полено с воткнутым топором и расколотое полено, лежащее рядом. ¼ листа

Компоновка в формате. Передача характера формы. Штрих, пятно, светотень (без фона)

9

3

Зарисовка группы разных по форме, окраске и размеру овощей (баклажан, морковь, тыква, картофель, помидор и т.д.) ¼ листа

Передача разнообразия характера и формы овощей. Тональный разбор. Падающие тени

9

4

Короткие зарисовки с трех чучел мелких птичек (разные породы и размеры)

Передача особенностей характера формы (из каких геометрических тел состоит птица). Оперение. Передача «живого» движения (как сидит, как смотрит)

3

5

Контрольный натюрморт из предметов цилиндрической формы (конус, цилиндр, шар)

Построение сквозное с осью симметрии. Круг в перспективе овал. Штрих светотень. Компоновка на листе

9


IV четверть – 24 часа



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Наброски. Вид из окна (зарисовки принести из дома)

Мягкие материалы. Компоновка на листе. линия, штрих пятно. Настроение

6

2

Сухой букет. Тушь, перо.

¼ листа (1/8 листа)

(гелевая ручка)

Компоновка на листе. Зарисовка букета карандашом. Обобщение формы. Выявление мелких деталей на первом плане

6

3

Контрольный итоговый натюрморт из 3-х предметов быта. Гладкие драпировки. Горшок, чашка, бидон и т.п.)

Компоновка на листе. Построение сквозное с применением оси симметрии. Штрих и светотень

12


5 класс

I четверть – 27 часов



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Рисунок букета (цветы, листья и гроздья рябины) или натюрморт из свежих овощей и фруктов.

Работа цветными карандашами

Скомпоновать рисунок на листе. Передать характерную форму предметов.

Букет обобщить, выделяя мелкие детали на первом .

Штрихом передать объем овощей и фруктов

9

2

Постановка из предметов, образованных вращения. Цилиндр, конус, шар

Компоновка на листе. Сквозное рисование с использованием осей симметрии.

Конструктивное построение формы

9

3

Рисование шара и цилиндра

Конструктивное сквозное построение.

Разбор светотени (блик, полутон, тон, рефлекс).

Падающая тень.

Тональное соотношение предметов и фона

9


II четверть – 21 час



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Выполнение набросков с натуры

Работа мягкими материалами.

(Пропорции, движение)

3

2

Контрольная постановка.

Натюрморт из предметов быта (цилиндрической и конусообразной формы)

Компоновка на листе. Конструктивное объемно-пространственное построение.

Передача объема при помощи светотени.

Тональное отношение и предметов

12

3

Работа мягкими материалами.

Букет в вазе (искусственные цветы)

(пастель, уголь)

Обобщенное изображение букета.

Детализация, прорисовывание цветов, листьев на первом плане. Передача фактуры вазы, цветов, драпировок

6


III четверть – 30 часов



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Натюрморт из предметов небольшой величины.

Материалы – тушь, перо, гелевая черная ручка

освоение новых графических материалов.

Техника штриха пером. Образное решение тематического натюрморта

15

2

Прямоугольная и косоугольная перспектива.

Рис. квадрата в горизонтальной плоскости

Перспектива, беседа.

Линия горизонта, точка схода, перспективное сокращение и т.д.

6

3

Рисование куба в разных положениях

Компоновка. Сквозное конструктивное построение.

Перспектива куба. Светотень, падающая тень (построение)

6

4

Наброски фигуры человека

Рисуем друг друга.

Стоящая и сидящая фигуры

3


IV четверть – 24 часа



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Рисунок двух прямоугольных брусков, положенных друг на друга

Перспективное, конструктивное построение. Сквозное построение. Разбор светотени (легкий)

9

2

Контрольная работа.

Натюрморт из 3-4-х предметов быта (в т.ч. прямоугольных).

Книга, брус, горшок, ваза и т.д.

Выявление навыков и знаний, полученных в течение года.

Объемно-пространственная и тональная характеристика постановки.

Конструктивное построение, тональный разбор

15


6 класс

I четверть – 27 часов



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Рисунок на конструктивное построение. постановка из 3-х предметов, образованных телами вращения (цилиндр, шар, конус)

Компоновка на листе.

Анализ предметов (из каких геометрических тел состоят)

9

2

Натюрморт из 2-3-х предметов быта. Предметы из различных материалов (дерево, стекло, глина)

Построение формы и общий тональный разбор натюрморта

12

3

Рисование сухого букета в вазе (веточки дерева, травы, цветы)

Работа мягкими материалами. Передача обобщенного объема букета с выделением деталей на переднем плане

6

II четверть – 21 час



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Наброски, зарисовки с фигуры человека

Дети рисуют друг друга. Передача пропорций, движения

3

2

Контрольная работа.

Постановка из 2-3-х предметов бытового характера из различных материалов (дерево, глина, стекло) и различной тональной окраски

Выявление объема, формы предмета. Блик, полутон, тон, рефлекс – значение в передаче объема, штрих

18


III четверть – 30 часов



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Построение прямоугольных геометрических тел.

Квадрат, куб

Фронтальная и косая перспектива. Построение сквозное

(светотень)

6

2

Натюрморт из геометрических тел (прямоугольник, шар, цилиндр)

Сквозное построение. Передача объема. Светотень

12

3

Натюрморт из предметов призматической формы (коробка, книга, брусок).

Чучело птицы

Построение. Компоновка на листе.

Передача объема мягкими материалами. Передача фактуры пера птицы

12


IV четверть – 24 часа



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Выполнение кратковременных зарисовок предметов различной формы (посуда, книги, банки из под краски и т.д.)

Рисование предметов в разных положениях, под различными углами. Наблюдение перспективных искажений в изображении формы предмета

3

2

Контрольная годовая работа: натюрморт из 3-4-х предметов разной тональности и из разных материалов. Вводятся драпировки разной тональности

Компоновка натюрморта на листе. Конструктивное построение предметов (сквозное). Передача светотенью объемно-пространственной характеристики.

Выявление навыков и знаний, полученных в течение года.

18

3

Наброски фигуры человека в разных положениях (сидя, стоя)

Рисуем друг друга.

Передача характера, пропорции, характер движения

3


7 класс

I четверть – 36 часов



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Постановка из предметов, образованных телами в ращения (3-4 предмета)

Задание на сквозное линейное построение перспективы круга (овал)

6

2

Рисунок букета в вазе (уголь, пастель) (можно на тонированной бумаге)

Работа мягкими материалами. Выявить объемы букета (обобщенно).

Выделить детали первого плана

6

3

Натюрморт из 3-4-х предметов разной тональности и фактуры (от белого до черного)

Компоновка, построение, передача объема и фактуры

12

4

Упражнение: построение прямоугольных предметов в разных положениях, поворотах

Повторение курса перспективного построения (фронтальная, косоугольная перспектива прямоугольных предметов)

3

5

Быстрые зарисовки фигуры человека.

Наброски кратковременные

Развитие зрительного восприятия, развитие навыков быстрого рисования, передача характера

9


II четверть – 32 часа



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Контрольная постановка: натюрморт из предметов быта (предметы прямоугольной формы)

Компоновка на листе. Пространственный анализ постановки. Передача объема предметов, построение падающих теней.

Разноплановость натюрморта. Тональная характеристика натюрморта

18

2

Рисунок чучела птицы

Выполнение мягкими материалами. Анализ: из каких геометрических тел состоит чучело птицы. Передача объема, фактуры пера

6

3

Еженедельное выполнение набросков и зарисовок с натуры

Выполнение набросков в разных положениях. Наблюдение движения, динамики фигуры человека

8


III четверть – 40 часов



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Выполнение рисунка гипсовой розетки «Восьмилистник»

Перспективное сквозное построение. Перспективные сокращения. Построение симметричного орнамента в косоугольной перспективе

15

2

Натюрморт с гипсовой розеткой растительной формы. Сочетание с темным предметом + драпировки

Передача тональных отношений от светлого к темному.

Выявление объема, передача пространства

20

3

Наброски фигуры человека в интерьере

Пропорциональные отношения фигуры человека и интерьера

5


IV четверть – 36 часов



Тема (содержание)

Задание

Часы

1

Наброски 2-3-х фигур человека в интерьере

Продолжаем тему прошлых уроков.

Передача глубины пространства в интерьере. Фигуры располагаем на различном расстоянии друг от друга (глубина)

8

2

Контрольная работа.

Натюрморт из предметов различной формы, расположенных на разной глубине натюрморта

Компоновка, анализ постановки, разбор планов, характер взаимодействия предметов.

Суммирование знаний, полученных ранее

20

3

Натюрморт «Настроение» (домашний цветок)

Выбор материала – свободный. Пастель, цветные карандаши, перо, тушь.

Поиск эмоционального строя, отбор средств, обобщение, подчеркивание, характер линий и т.д.

8


3. Список методической литературы:
1. Аксенов К. Рисунок: В помощь начинающему художнику-оформителю. М., 1987.

2. Барщ Л. Наброски и зарисовки. М., 1970.

3. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М., 1957.

4. Беда Г Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. 2-е издание, переработанное и дополненное. М., 1981.

5. Вопросы художественного образования: Тематический сборник научных тру­дов. Вып. XI. J1., 1974.

6. Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искус­ства. Вып. II. Карачаевск, 1971.

7. Кондахчан Е. Методика преподавания рисунка в средней школе. 2-е изда­ние. М., 1952.

8. Кузин В. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. М., 1970.

9. Кулебакин Г. Рисунок и основы композиции. М., 1978.

10. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на заня­тиях по рисунку. М., 1986.

11. Радлов Н. Рисование с натуры. 3-е издание. Л., 1978.

12. Ростовцев Н. Академический рисунок. 3-е издание, дополненное и прерабо-танное. М., 1995.

13. Ростовцев Н. Рисование с натуры. Л., 1962.

14. Ростовцев Н. Учебный рисунок. М,. 1976.

15. Ростовцев Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1983.

16. Ростовцев Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М., 1983.

17. Ростовцев Н. Рисование головы человека. М., 1989.

18. Рисунок / Ред. А. Серова. М., 1975.

19. Секачева А., Чуйкина А., Пименова Л. Рисунок и живопись. М., 1983.

20. Смирнов Г. Рисование с натуры. М., 1960.

21. Сокольникова Н. Основы рисунка. Обнинск, 1996.

22. Соловев А., Смирнов Г., Алексеева Е. Учебный рисунок. М., 1953.

23. Учебный рисунок / Ред. В. Королева. М., 1981.

24. Чистяков П. Рисунок, живопись, композиция. М., 1953.

25. Школа изобразительного искусства. 3-е издание, исправленное и дополнен­ное. Том II. М., 1988.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Рисунок» образовательной программы изобразительного искусства по 7-летнему обучению 4-7 класс iconРисунок изображение на плоскости, созданное средствами графики
Рисунок – вид графики и вместе с этим основа всех видов изобразительного искусства
Рабочая программа по предмету «Рисунок» образовательной программы изобразительного искусства по 7-летнему обучению 4-7 класс iconТема №1
Задачи предмета "Специальный рисунок". Рисунок как вид изобразительного искусства. Понятие о технологии графики. Понятие о дизайне....
Рабочая программа по предмету «Рисунок» образовательной программы изобразительного искусства по 7-летнему обучению 4-7 класс iconПрограмма по учебному предмету «История изобразительного искусства»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №50»
Рабочая программа по предмету «Рисунок» образовательной программы изобразительного искусства по 7-летнему обучению 4-7 класс iconПояснительная записка рисунок характеристика учебного предмета, его...
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной...
Рабочая программа по предмету «Рисунок» образовательной программы изобразительного искусства по 7-летнему обучению 4-7 класс iconПояснительная записка характеристика учебного предмета, его место...
«История народной культуры и изобразительного искусства» со сроком обучения 5 лет, реализуется 4 года, со 2 по 5 класс. При реализации...
Рабочая программа по предмету «Рисунок» образовательной программы изобразительного искусства по 7-летнему обучению 4-7 класс iconРисунок вид графики и вместе с этим основа всех видов изобразительного...
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося...
Рабочая программа по предмету «Рисунок» образовательной программы изобразительного искусства по 7-летнему обучению 4-7 класс iconПо предмету «Скульптура» образовательной программы изобразительного искусства
Учащиеся должны уметь выполнять рельефные композиции по предварительному эскизу, в круглой скульптуре необходим круговой обзор, чтобы...
Рабочая программа по предмету «Рисунок» образовательной программы изобразительного искусства по 7-летнему обучению 4-7 класс iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Цели дисциплины раскрыть сущность и специфику изобразительного искусства, закономерности его исторического развития, подготовить...
Рабочая программа по предмету «Рисунок» образовательной программы изобразительного искусства по 7-летнему обучению 4-7 класс iconПрограмма по. 02. «История искусств» уп. 01. «История народной культуры...
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «детская школа искусств»
Рабочая программа по предмету «Рисунок» образовательной программы изобразительного искусства по 7-летнему обучению 4-7 класс iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Гос по предмету природоведение, гос (нрк) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение...
Рабочая программа по предмету «Рисунок» образовательной программы изобразительного искусства по 7-летнему обучению 4-7 класс iconПрограмма по учебному предмету по. 02. Уп. 03. История хореографического искусства
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «История изобразительного искусства»
Рабочая программа по предмету «Рисунок» образовательной программы изобразительного искусства по 7-летнему обучению 4-7 класс iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины Основы теории декоративно-прикладного...
Цели дисциплины дать профессиональные основы деятельности будущего учителя изобразительного искусства, формировать у студентов теоретические...
Рабочая программа по предмету «Рисунок» образовательной программы изобразительного искусства по 7-летнему обучению 4-7 класс iconПояснительная записка по предмету композиция прикладная Характеристика учебного предмета
...
Рабочая программа по предмету «Рисунок» образовательной программы изобразительного искусства по 7-летнему обучению 4-7 класс iconПримерная программа дисциплины «История изобразительного искусства»
Подготовить студентов к самостоятельному освоению художественного наследия изобразительного искусства
Рабочая программа по предмету «Рисунок» образовательной программы изобразительного искусства по 7-летнему обучению 4-7 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Снегурочка» (рисунок 1), И. И. Шишкин «Зима в лесу» (рисунок 2), «На севере диком…» (рисунок 3), «Лес зимой» (рисунок 4), А. К....
Рабочая программа по предмету «Рисунок» образовательной программы изобразительного искусства по 7-летнему обучению 4-7 класс iconАдресность рабочей программы. Место предмета в структуре основной...
Рабочая программа по предмету литература является частью основной образовательной программы основного общего образования и разработана...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск