«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей»





Скачать 355.24 Kb.
Название«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей»
страница1/3
Дата публикации10.08.2014
Размер355.24 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Биология > Методическая разработка
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №3 г. Волжска РМЭ


Методическая разработка

«Влияние музыкотерапии

на психо-эмоциональное состояние детей»




Педагог дополнительного образования

2 квалификационной категории:

Ульянова Светлана Владимировна

г. Волжск

2011 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Теоретическое обоснование необходимости и значимости применения музыкотерапии в образовательном учреждении………………………………. 9

2. Систематизация личного опыта использования музыкотерапии на переменах между уроками и, в качестве музыкального сопровождения, на внеклассных мероприятиях……………………………………………………. 15

3. Заключение…………………………………………………………………....18

Публикация педагогического опыта, выходы городского и республиканского уровня……………………………………………………………………………19Список литературы……………………………………………………………...20

Приложение…………………………………………………………………........21

Введение

Наблюдая за поведением учащихся начальной школы во время перемены, невольно возникало ощущение, что школьный звонок является для учащихся неким ключиком, который включает самые буйные и агрессивные эмоции. Со звуком школьного звонка, дети начинают бегать по коридору с огромной скоростью. Создаётся впечатление, что их много лет держали взаперти, и вот, наконец-то выпустили, и они как множество маленьких самолётиков летают вокруг нас, толкая, и перекрикивая друг друга. Учителя начальных классов, проводя с ними подвижные игры, порой не в силах угомонить, водящих и ловимых. Особенно такое поведение детей наблюдалось во время перемены после третьего и четвёртого уроков. Дети как будто хотели выплеснуть всё, что накопилось у них за время работы. А после звонка, самым «активным» бегунам было сложно влиться в рабочий процесс.

У неопытного наблюдателя, не имеющего педагогического или психологического образования, наверное, возникнет вопрос – в чём причина такого поведения детей на переменах? Постараюсь ответить кратко.

Зачастую, на протяжении учебного дня учащиеся часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми и раздраженными. Этому способствуют не только напряженная поза во время урока, ограниченное пространство, требования дисциплины, оценочная стимуляция, возрастание нагрузки от урока к уроку, но и, очень часто, социально - неблагополучная домашняя обстановка многих учащихся нашей школы. Всё, вышеперечисленное, вызывает внутренне напряжение, а любое внутреннее напряжение требует разрядки. На подсознательном уровне ребёнок пытается выплеснуть все накопившиеся эмоции, дать волю своему телу подвигаться, одним словом – разрядиться.

Совсем другая ситуация происходила на первом и втором уроке. Большинство, ещё не проснувшихся до конца учеников, вялым взглядом наблюдали за действиями учителя. Думаю, что любой учитель и рад таким урокам и не рад. С точки зрения дисциплины: «Учи да учи», - такая тишина и порядок в классе. С точки зрения усвоения учащимися учебного материала – не совсем положительная обстановка, многие дети постоянно переспрашивают учителя, прослушав задание, а кто-то и вовсе спросить ленится.

И в первом, и во втором случаях происходит торможение творческого самовыражения ребёнка. Как помочь ему высбодить или накопить нужную энергию, использовать её для улучшения физического и психического состояния организма? за ответом на этот вопрос я решила обратиться к термину музыкотерапия.

Музыкальное искусство, помогает освобождать творческую энергию. Об исцеляющих возможностях, как музыкального искусства, так и других видов искусств известно с древнейших времен. Музыкотерапия – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть музыкантом – достаточно включить музыку. Музыкотерапия, методы и приемы которой развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести эмоциональное равновесие, может стать ответом решения задачи самопомощи учащимся в нормализации своего состояния. Это очень важно. Ведь каждому нужен успех! Степень успешности во многом определяет самочувствие, отношение к миру, желание творить.

Испытав на себе лично и своих детях благотворное влияние на психо-эмоциональное состояние правильно подобранной классической музыки, я решила испробовать метод музыкотерапии на учащихся начальной школы. Почему не всей школы? К сожалению, технические возможности, а именно, отсутствие радиоузла, не позволяет провести эксперимент на уровне всей школы.

Если учащиеся будут иметь возможность расслабиться, под звучание классической музыки, снять психо-эмоциональное напряжения, это принесет пользу всем.

Актуальность методической разработки заключается в изучении возможностей использования музыкотерапии, как помощника в здоровьесбережении и уменьшения негативного поведения учащихся.

Новизна данной разработки заключается в применение музыкотерапии, как инновационной формы работы по профилактике и самокоррекции негативных психо-эмоциональных состояний учащихся в школе.

Проблема исследования: какова эффективность использования музыкотерапии с целью профилактики и самокоррекции негативных психо-эмоциональных состояний?

Решение этой проблемы является целью исследования.
Цель: Профилактика и самокоррекция негативных психо-эмоциональных состояний воспитанников с помощью использования звучания классической музыки на переменах между уроками и, в качестве музыкального сопровождения при проведении внеклассных мероприятий.

Задачи:

1.Изучить понятие «музыкотерапия», охарактеризовать основные способы воздействия классической музыки на психо-эмоциональное состояние учащихся.

2. Провести первичное исследование психо-эмоционального состояния участников эксперимента

3. Применить на практике звучание классической музыки не только на уроках музыки, но и на переменах между уроками и, в качестве музыкального сопровождения, на внеклассных мероприятиях.

4. Оценить эффективность применения музыкотерапии проведением повторных диагностических исследований.

5. Представить результаты методической разработки.
Для того чтобы обосновать необходимость внедрения музыкотерапии в образовательном учреждении, как средства профилактики и самокоррекции негативных психо-эмоциональных состояний учащихся, в феврале 2011 года были проведены первичные диагностические исследования на 85 учащихся начальной школы по следующими критериям:



Наименование критерии

Наименование методики

1

Уровень воспитанности:

  • Отношение к учёбе

  • Доброта к окружающим людям

  • Культурный уровень развития ребёнка

Методика оценки, отношения к учёбе, доброты к окружающим людям и культурного уровня развития ребёнка в разработке М.П.Капустина и М.И.Шиловой

2

Личностная и реактивная (ситуационная) тревожность

Методика самооценки психических состояний по Айзенку


Данные диагностики показали следующие результаты:

  1. Уровень воспитанности

Баллы

Уровень

Количество и %

0 – 0,5

Низкий уровень воспитанности

9 человек / 11%

0,6

Уровень воспитанности ниже среднего

23 человека / 27%

0,7 – 0,8

Средний уровень воспитанности

31 человек / 36%

До 0, 9

Уровень воспитанности выше среднего

15 человек / 17%

1

Высокий уровень воспитанности

  1. человек / 9%




  1. Диагностика самооценки психических состояний ребёнка по Айзенку

Баллы

Уровень

Количество и %

0 – 7

Не тревожны

31 человека / 36%

8 - 14

Тревожность средняя допустимого уровня

48 человек / 56%

15 - 20

Очень тревожны

6 человек / 8%
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей» iconРазумноетел о
Регулярные занятия позволяют не только развить гибкость, но и улучшить психо эмоциональное состояние, повысить общий тонус организма....
«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей» iconТема : звуки [к ] и [к’]
Обучающие: Учить детей понимать эмоциональное состояние героев постановки, придавать физическим действиям куклы максимум выразительности...
«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей» iconУрок Славьте Бога — Подателя всех благ!
Этот урок затрагивает два вопроса: Чем гарантирована свобода? Как она используется? Отметьте, что принимаемые нами решения оказывают...
«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей» iconКонспект интегрированного занятия
Обучающие: Учить детей понимать эмоциональное состояние героев постановки, придавать физическим действиям куклы максимум выразительности...
«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей» iconТема : «В гости к Хозяюшке»
Обучающие: Учить детей понимать эмоциональное состояние героев постановки, придавать физическим действиям куклы максимум выразительности...
«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей» iconКонспект непрерывной непосредственно
Обучающие: Учить детей понимать эмоциональное состояние героев постановки, придавать физическим действиям куклы максимум выразительности...
«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающие: Продолжать знакомить детей с эмоциями: радость, страх, гнев, печаль. Развивать умение понимать эмоциональное состояние...
«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей» iconКонспект логопедического занятия. Дифференциация звуков [ ж ] и [ ш ]
Обучающие: Учить детей понимать эмоциональное состояние героев постановки, придавать физическим действиям куклы максимум выразительности...
«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей» iconАрхитектура ЭВМ и систем конспект лекций
Обучающие: Учить детей понимать эмоциональное состояние героев постановки, придавать физическим действиям куклы максимум выразительности...
«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей» iconКонспект открытого логопедического занятия 1 класс 4 вид
Обучающие: Учить детей понимать эмоциональное состояние героев постановки, придавать физическим действиям куклы максимум выразительности...
«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей» iconКонспект занятия по развитию речи. Творческое рассказывание на тему:...
Обучающие: Учить детей понимать эмоциональное состояние героев постановки, придавать физическим действиям куклы максимум выразительности...
«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь...
«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: развитие эмоциональной сферы детей, развитие способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное...
«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей» iconЗдоровье детей и пути его формирования и защиты
Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психичес-кое развитие и социально – психическая адаптация в значительной...
«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Влияние занятий с тяжестями на физическое состояние детей и подростков
«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей» iconАвторы: Стрюк Сергей, Карманов Сергей, Грязнов Дмитрий, 6 класс Стрюк...
Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск