Скачать 355.24 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №3 г. Волжска РМЭ Методическая разработка «Влияние музыкотерапиина психо-эмоциональное состояние детей»Педагог дополнительного образования 2 квалификационной категории: Ульянова Светлана Владимировна г. Волжск2011 год Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 1.Теоретическое обоснование необходимости и значимости применения музыкотерапии в образовательном учреждении………………………………. 9 2. Систематизация личного опыта использования музыкотерапии на переменах между уроками и, в качестве музыкального сопровождения, на внеклассных мероприятиях……………………………………………………. 15 3. Заключение…………………………………………………………………....18 Публикация педагогического опыта, выходы городского и республиканского уровня……………………………………………………………………………19Список литературы……………………………………………………………...20 Приложение…………………………………………………………………........21 Введение Наблюдая за поведением учащихся начальной школы во время перемены, невольно возникало ощущение, что школьный звонок является для учащихся неким ключиком, который включает самые буйные и агрессивные эмоции. Со звуком школьного звонка, дети начинают бегать по коридору с огромной скоростью. Создаётся впечатление, что их много лет держали взаперти, и вот, наконец-то выпустили, и они как множество маленьких самолётиков летают вокруг нас, толкая, и перекрикивая друг друга. Учителя начальных классов, проводя с ними подвижные игры, порой не в силах угомонить, водящих и ловимых. Особенно такое поведение детей наблюдалось во время перемены после третьего и четвёртого уроков. Дети как будто хотели выплеснуть всё, что накопилось у них за время работы. А после звонка, самым «активным» бегунам было сложно влиться в рабочий процесс. У неопытного наблюдателя, не имеющего педагогического или психологического образования, наверное, возникнет вопрос – в чём причина такого поведения детей на переменах? Постараюсь ответить кратко. Зачастую, на протяжении учебного дня учащиеся часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми и раздраженными. Этому способствуют не только напряженная поза во время урока, ограниченное пространство, требования дисциплины, оценочная стимуляция, возрастание нагрузки от урока к уроку, но и, очень часто, социально - неблагополучная домашняя обстановка многих учащихся нашей школы. Всё, вышеперечисленное, вызывает внутренне напряжение, а любое внутреннее напряжение требует разрядки. На подсознательном уровне ребёнок пытается выплеснуть все накопившиеся эмоции, дать волю своему телу подвигаться, одним словом – разрядиться. Совсем другая ситуация происходила на первом и втором уроке. Большинство, ещё не проснувшихся до конца учеников, вялым взглядом наблюдали за действиями учителя. Думаю, что любой учитель и рад таким урокам и не рад. С точки зрения дисциплины: «Учи да учи», - такая тишина и порядок в классе. С точки зрения усвоения учащимися учебного материала – не совсем положительная обстановка, многие дети постоянно переспрашивают учителя, прослушав задание, а кто-то и вовсе спросить ленится. И в первом, и во втором случаях происходит торможение творческого самовыражения ребёнка. Как помочь ему высбодить или накопить нужную энергию, использовать её для улучшения физического и психического состояния организма? за ответом на этот вопрос я решила обратиться к термину музыкотерапия. Музыкальное искусство, помогает освобождать творческую энергию. Об исцеляющих возможностях, как музыкального искусства, так и других видов искусств известно с древнейших времен. Музыкотерапия – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть музыкантом – достаточно включить музыку. Музыкотерапия, методы и приемы которой развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести эмоциональное равновесие, может стать ответом решения задачи самопомощи учащимся в нормализации своего состояния. Это очень важно. Ведь каждому нужен успех! Степень успешности во многом определяет самочувствие, отношение к миру, желание творить. Испытав на себе лично и своих детях благотворное влияние на психо-эмоциональное состояние правильно подобранной классической музыки, я решила испробовать метод музыкотерапии на учащихся начальной школы. Почему не всей школы? К сожалению, технические возможности, а именно, отсутствие радиоузла, не позволяет провести эксперимент на уровне всей школы. Если учащиеся будут иметь возможность расслабиться, под звучание классической музыки, снять психо-эмоциональное напряжения, это принесет пользу всем. Актуальность методической разработки заключается в изучении возможностей использования музыкотерапии, как помощника в здоровьесбережении и уменьшения негативного поведения учащихся. Новизна данной разработки заключается в применение музыкотерапии, как инновационной формы работы по профилактике и самокоррекции негативных психо-эмоциональных состояний учащихся в школе. Проблема исследования: какова эффективность использования музыкотерапии с целью профилактики и самокоррекции негативных психо-эмоциональных состояний? Решение этой проблемы является целью исследования. Цель: Профилактика и самокоррекция негативных психо-эмоциональных состояний воспитанников с помощью использования звучания классической музыки на переменах между уроками и, в качестве музыкального сопровождения при проведении внеклассных мероприятий. Задачи: 1.Изучить понятие «музыкотерапия», охарактеризовать основные способы воздействия классической музыки на психо-эмоциональное состояние учащихся. 2. Провести первичное исследование психо-эмоционального состояния участников эксперимента 3. Применить на практике звучание классической музыки не только на уроках музыки, но и на переменах между уроками и, в качестве музыкального сопровождения, на внеклассных мероприятиях. 4. Оценить эффективность применения музыкотерапии проведением повторных диагностических исследований. 5. Представить результаты методической разработки. Для того чтобы обосновать необходимость внедрения музыкотерапии в образовательном учреждении, как средства профилактики и самокоррекции негативных психо-эмоциональных состояний учащихся, в феврале 2011 года были проведены первичные диагностические исследования на 85 учащихся начальной школы по следующими критериям:
Данные диагностики показали следующие результаты:
|
Разумноетел о Регулярные занятия позволяют не только развить гибкость, но и улучшить психо эмоциональное состояние, повысить общий тонус организма.... | Тема : звуки [к ] и [к’] Обучающие: Учить детей понимать эмоциональное состояние героев постановки, придавать физическим действиям куклы максимум выразительности... | ||
Урок Славьте Бога — Подателя всех благ! Этот урок затрагивает два вопроса: Чем гарантирована свобода? Как она используется? Отметьте, что принимаемые нами решения оказывают... | Конспект интегрированного занятия Обучающие: Учить детей понимать эмоциональное состояние героев постановки, придавать физическим действиям куклы максимум выразительности... | ||
Тема : «В гости к Хозяюшке» Обучающие: Учить детей понимать эмоциональное состояние героев постановки, придавать физическим действиям куклы максимум выразительности... | Конспект непрерывной непосредственно Обучающие: Учить детей понимать эмоциональное состояние героев постановки, придавать физическим действиям куклы максимум выразительности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающие: Продолжать знакомить детей с эмоциями: радость, страх, гнев, печаль. Развивать умение понимать эмоциональное состояние... | Конспект логопедического занятия. Дифференциация звуков [ ж ] и [ ш ] Обучающие: Учить детей понимать эмоциональное состояние героев постановки, придавать физическим действиям куклы максимум выразительности... | ||
Архитектура ЭВМ и систем конспект лекций Обучающие: Учить детей понимать эмоциональное состояние героев постановки, придавать физическим действиям куклы максимум выразительности... | Конспект открытого логопедического занятия 1 класс 4 вид Обучающие: Учить детей понимать эмоциональное состояние героев постановки, придавать физическим действиям куклы максимум выразительности... | ||
Конспект занятия по развитию речи. Творческое рассказывание на тему:... Обучающие: Учить детей понимать эмоциональное состояние героев постановки, придавать физическим действиям куклы максимум выразительности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: развитие эмоциональной сферы детей, развитие способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное... | Здоровье детей и пути его формирования и защиты Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психичес-кое развитие и социально – психическая адаптация в значительной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Влияние занятий с тяжестями на физическое состояние детей и подростков | Авторы: Стрюк Сергей, Карманов Сергей, Грязнов Дмитрий, 6 класс Стрюк... Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы... |