Скачать 110.68 Kb.
|
Здоровье детей и пути его формирования и защиты. Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психичес-кое развитие и социально – психическая адаптация в значительной степе-ни определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живет. Современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. Решая задачи эффективной организации учебного процесса, создания атмосферы доверия и безопасности, формирования и защиты здоровья детей, на протяжении нескольких лет в нашей школе осуществляется планомерная работа на основе проекта «Здоровье духа, тела, интеллекта». В работе с детьми используются традиционные приемы здоровьесбережения в поурочной системе и во внеурочное время. Деятельность по реализации здоровьесберегающей программы осуществля-ется в следующих направлениях:
Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся, т.е. нивелируют стрессогенный фактор в учебном процессе. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников. В образовательном процессе одной из наиболее значимых здоровьесберегающих технологий педагоги, психологи и гигиенисты считают индивидуальный подход к обучению школьников. Нашими педагогами используются все формы и способы осуществления дифференциации: индивидуальное дозирование и распределение учебной нагрузки, определение соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований и т.д. В начале учебного года проводится анализ расписания уроков на год. Проверяется соответствие учебной нагрузки санитарным нормам с учетом возрастания и спада интенсивности и сложности уроков в течение недели и рабочего дня школьника. Соответствие санитарным требованиям проводимых факультативных и кружковых занятий с целью исключения психологической и физической перегрузки учащихся. Продолжительность занятий строго регламентирована. На переменах в коридорах школы звучит классическая музыка. Положительное воздействие на самочувствие и настроение детей оказывают поздравления с днем рождения по радио. Поздравления одноклассников создают атмосферу доброжелательности, уверенности в своих силах, значи-мости и сплачивают детский коллектив. Во второй половине дня в отдельных классах проводятся кружки здоровья для ГПД и детей с ослабленным здоровьем. Занятия кружков здоровья позволяют актуализировать многие важные для детей темы: «Приемы снятия утомления», «Взаимодействие с природой, как источник здоровья», «Профилактика энцефалита», «Прие-мы закаливания», «Профилактика высокопатогенного гриппа и интеро-вирусных инфекций», «Предупреждение вредных привычек» и другие. Ежедневно с учащимися 1х классов после 2-го урока проводится динамический час на свежем воздухе. На переменах дети активно двига-ются и играют в подвижные игры. В первом полугодии уроки в 1х классах длились 30 минут. Дети начальных классов учатся в режиме пятидневной рабочей недели. В начале учебного года валеологом школы проводится учеба физоргов 5-7 классов по проведению утренней гимнастики и выполнению физминуток для глаз. Ежегодно в октябре и апреле в школе проводятся месячники по профи-лактике вредных привычек, правонарушений и преступлений среди уча-щихся. Цель месячников - привитие навыков ЗОЖ, отрицательного отношения к алкоголизму, курению и наркомании в молодежной среде и формирова-ние у учащихся правовых знаний и знаний по предупреждению вредных привычек. Ключевыми мероприятиями месячников являются:
Учащиеся начальной школы охотно принимают участие в валеоиграх «Вредно – полезно», «Светофор здоровья», «Сто к одному» и др. Активное участие в тренингах общения и играх с валеологом принимают учащиеся 2х - 8х коррекционных классов. Школа имеет два микроавтобуса, которые постоянно вывозят учащихся на различные мероприятия, такие как посещение бассейна, соревнования по различным видам спорта, экскурсии и т.д. Все учебные классы школы оснащены самым современным оборудованием: компьютеры, мультимедийные проекторы, видеомагнитофоны, телевизоры, музыкальные центры, цифровые фото- и видеокамеры, караоке, акустические системы, синтезаторы, сканеры, принтеры. Все компьютеры в школе имеют высокоскоростной доступ во всемирную сеть Internet посредством оптоволоконного соединения. 2. Информационно - просветительская работа. В целях пропаганды здорового образа жизни 3 раза в неделю проводятся радиопередачи. Темы выступлений – это вопросы физического, психического и социального здоровья, правила ЗОЖ, серии передач на тему «Никотин – страшный яд», «Витамины – источник здоровья», «Влияние компьютера на организм подростка», «Азбука безопасности», «Красивая улыбка» и другие. Кроме того, ежемесячно проводятся тематические радиолинейки: «Мы выбираем здоровье», «Посвящение матери», «Скажем наркотикам - НЕТ!», «Непобедимая и легендарная», «Герои земли Бутурлинской» и другие. Еженедельно в классах проводятся групповые консультации на темы «Правильная осанка – это здоровье и красота», «Приемы снятия утомления» и др.. С целью профилактики заболеваний, дети начальных классов знакомятся с приемами общеукрепляющего самомассажа, самомассажа против гриппа, насморка, приемами массажа для глаз. С детьми начальных классов проводятся валеоигры: «Вредно – полезно», «Светофор здоровья», «Сто к одному», организуются праздники и дни здоровья. Традиционными в школе стали показы видео и документальных фильмов о вреде курения и пагубном влиянии наркотиков, о правилах дорожного движения, правовой основе борьбы с наркоманией. В классах проводятся консультации врачей, валеолога школы на темы профилактики простудных, вирусных, паразитарных и инфекционных заболеваний: «Как научиться не болеть простудными заболеваниями», «Вакцинация – надежная защита от инфекций», «Грязные руки грозят бедой». Ежемесячно специалистами ЦРБ читаются лекции на темы: «О вреде курения», «Влияние наркотиков на организм подростка», «Пивной алкого-лизм», «Достижения вакцинопрофилактики», «Профилактика гриппа» «Гигиена юноши, девушки» и др. В коридорах школы оформлены стенды и размещена информация о здоровом образе жизни, профилактике наркомании и СПИДа, о здоровом питании и отдыхе. Ежегодно в школе проходит смотр - конкурс «Зеленая зона класса» по нескольким номинациям.
Особое внимание уделяется санитарно - гигиеническому состоянию школы. Ежедневно проводятся влажная уборка всех помещений школы чистящими, моющими, дезинфицирующими средствами и уборка ковровых покрытий пылесосом. Контролируется постоянное наличие туалетной бумаги, мыла и исправность установок для сушки рук. В каникулярное время обязательна генеральная уборка всех помещений школы с дезинфицирующими и моющими средствами мест общего пользования, классов, рекреаций и других помещений. Тем самым осуществляется максимально возможное для охраны здоровья детей и поддержание санитарно-гигиенического состояния школы на высоком уровне. Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру. С целью создания здоровьесберегающего поля в школе и воспитания умения детей ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих, разработан проект программы: «Профилактика наркомании», ведется планомерная работа по программе «Школа здоровья». В программы включены мероприятия по профилактике табакокурения и употребления курительных смесей в подростковой среде, профилактике высокопатогенного гриппа, интерови-русных инфекций, туберкулеза, кишечных инфекций, сколиоза, кариеса. Активное участие в профилактической работе принимают врачи ЦРБ. Ежедневно перед началом занятий проводится утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением. Эффективным активным отдыхом является проведение физминуток на уроках, элементов сенсорного тренажа. Физминутки в классах проводятся между 15-ой 20-ой минутами урока, т.к. это самый целесообразный момент их проведения для учащихся младших классов. На втором уроке проводятся физминутки для глаз: используются приемы самомассажа и гимнастика для глаз. На переменах в коридорах школы звучит классическая музыка. Положительное воздействие на самочувствие и настроение детей оказывают поздравления с днем рождения по радио. Поздравления одноклассников создают атмосферу доброжелательности, уверенности в своих силах, значи-мости и сплачивают детский коллектив. Еженедельно на занятиях кружка «Здоровячок» (4,7классы) ребята обучаются навыкам бесконфликтного общения, знакомятся с приоритетными ценностями жизни, осуществляется коррекция ведущих потребностей и представлений о ЗОЖ. Группа детей и подростков еженедельно посещает секцию по вольной борьбе, баскетболу, футболу, кабинет ЛФК. На переменах в2х – 4х классах ежедневно проводятся индивидуальные консультации по проблемам питания, профилактике заболеваний, травма-тизма, межличностного общения. С учащимися 1х и 4х классов и детьми коррекционных классов регулярно проводятся беседы о правилах поведения в школе, разучиваются упражнения на коррекцию осанки, физминутки для глаз, упражнения на снятие утомления с разных групп мышц, дети ознакомлены с приемами точечного самомассажа. Ежегодно в октябре – ноябре мед. работником школы проводится вакци-нопрофилактика учащихся и персонала школы против сезонного гриппа и гриппа А/Н1N1/09. В соответствии с планом мероприятий по профилактике употребления курительных смесей среди учащихся школы, с ноября 2009 года по июнь 2010 года было проведены мероприятия, в которых приняли участие все учащиеся школы:
Прокурором района для учащихся 8-11 классов прочитаны лекции на тему: «Закон Нижегородской области об ограничении пребывания детей и подростков на улице в вечернее время», «Уголовная ответственность подростков за употребление и распространение наркотических и психотропных веществ». Проведено ряд мероприятий по предупреждению распространения туберкулеза среди обучающихся и персонала школы. В марте – апреле проводятся мероприятия по профилактике заболеваемости острой кишечной инфекцией и инфекционными заболеваниями вызванными укусами клещей. В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние на зрение обучающихся в школе детей, поэтому под особым контролем должна находится освещенность в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы. Постоянно проводится осмотр осветительных приборов и замена их в случае неисправности. Также проводится наблюдение за состоянием экологического комфорта в классах (поддержание температур-ного режима в вентиляционных системах, проветривание помещений и рекреаций). Строго выполняются все необходимые условия санитарного контроля. Тщательно выполняются все предписания по срокам и условиям хранения и реализации пищевых продуктов. В столовой школы 75% детей ежедневно получают горячее, качественное питание: обеды, завтраки, витамини-зированный чай, компоты из ягод и фруктов, молочные напитки, каши и супы, салаты, блюда из творога и рыбы. Изучение и анализ медицинских документов учащихся позволили сделать вывод о том, что правильно организованное питание позволило снизить количество обращений к медицинским работникам по поводу болей желудочного происхождения. Одновременно с этим было отмечено снижение простудных заболеваний, что можно отнести за счет дополнительной витаминизации питания и системой работы по здоровьесберегающим технологиям всеми учителями школы. На классных часах проводятся консультации о правильном питании, о вреде суррогатных завтраков таких как «Чипсы», «Кириешки», «Ролтон», напитков «Кока Кола», «Фанта», «Пепси Кола» и т. д. 4.Диагностическая работа. Ежегодно в октябре - ноябре специалистами ЦРБ проводится медицинский осмотр учащихся 2-11х классов. Это позволяет выявить отклонения в здоровье детей на раннем этапе и педагогам школы эффективнее использовать здоровьесберегающие технологии в учебной и воспитательной работе с детьми. По результатам медицинского осмотра этого года количество здоровых детей составило 84 человека (13,5%), в сравнении с прошлым годом количество здоровых детей увеличилось на 2 чел. (0,3%). К сожалению, увеличилось количество тубинфицированных, детей состоя-щих на диспансерном учете, с заболеваниями органов зрения, пищеварения. Ежегодно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья и освобожденных от уроков физкультуры. Анализируя данные по распространению вредных привычек у детей и подростков, следует отметить, что количество курящих детей ежегодно увеличивается. Проблема курения в школе остается одной из актуальных, причем, все чаще в зависимость попадают девочки. На основании анализа результатов медицинского осмотра, классным руково-дителям и специалистам школы рекомендуется организовать работу с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья, через занятия в спортивных секциях, кружках здоровья, активные игры на переменах, утреннюю гимнастику, прогулки на свежем воздухе, через полноценные занятия на уроках физкультуры. Организовать профилактическую просвети-тельскую работу по предупреждению инфекционных и простудных заболеваний, несчастных случаев, развитию умения и навыков поведения в экстремальных ситуациях. В рамках месячника по предупреждению вредных привычек ежегодно проводится анкетирование учащихся 8-11х классов на тему «Наркомания», «Табакокурение» с целью выявления степени распространения наркотиков, табакокурения в молодежной среде и отношения подростков к данной проблеме. В целом анкетирование показало: старшие школьники хорошо представляют себе существо проблемы и возможные пути ее решения. Результаты тестирования показали более серьезное отношение подростков к этим проблемам, негативное отношение к наркотикам и курению в молодежной среде В течение года проводится анкетирование и другие виды мониторинга на различные темы школьной жизни, результаты которых помогают классным руководителям и специалистам школы организовать работу с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья. Мы уже можем сделать вывод о том, что такая целенаправленная работа (по данным анкетирования учащихся) уже начинает давать свои плоды: изменилось отношение учащихся к здоровому образу жизни, к спорту, к правильному питанию. Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем подрастающего поколения, и учителя нашей школы стремятся внести свою лепту в решение проблемы здоровья учащихся и педагогов в системе образования. Подготовила: Коконина Лариса Анатольевна, валеолог МОУ Бутурлинская СОШ имени В.И.Казакова |
Лекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности | Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья... | ||
Программа предпрофильного курса по биологии 8 класс: «человек и его здоровье» Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие... | Программа «Школа танца «Надежда»» подготовительного уровня рассчитана... Ее актуальность обусловлена востребованностью хореографии в дошкольном возрасте. Пути решения этой проблемы мы ищем в правильном... | ||
Программа для детей старшего дошкольного возраста а разве здоровье не чудо?! Воспитатель доу №23 Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью | Викторина "Здоровье не купишь его разум дарит" Цель: формирование... Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье, шары, игровое поле для игры „Крестики нолики”, музыка, задания... | ||
Программа рекомендована Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье... | Курс «Человек и его здоровье» 8 класс Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по... | ||
Викторина «Здоровье не купишь его разум дарит» Цель: формирование... Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье; игровое поле для игры „Крестики нолики”, музыка, чистые листы,... | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» на заседании мо Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье... | ||
Программа «Здоровье» Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться... | Об основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных... ... | ||
Конспект мероприятия на тему: «День защиты детей» «Карлсон на празднике... Задачи: Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “День защиты детей” | Отчет о проведении акции «За здоровье и безопасность наших детей» Октября 2012г в образовательных учреждениях Шахунского района прошла акция «За здоровье и безопасность наших детей». Приняли участие... | ||
Программа работы по сенсорике Окатова Светлана Сергеевна Младший школьный возраст детей с умственной отсталостью – важнейший период формирования жизненного ресурса детей, этап становления... | Рабочая программа по биологии основы общей биологии для 9 класса Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье... |