Здоровье детей и пути его формирования и защиты





Скачать 110.68 Kb.
НазваниеЗдоровье детей и пути его формирования и защиты
Дата публикации28.07.2014
Размер110.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Журналистика > Документы
Здоровье детей

и пути его формирования и защиты.
Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психичес-кое развитие и социально – психическая адаптация в значительной степе-ни определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живет.

Современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения.

Решая задачи эффективной организации учебного процесса, создания атмосферы доверия и безопасности, формирования и защиты здоровья детей, на протяжении нескольких лет в нашей школе осуществляется планомерная работа на основе проекта «Здоровье духа, тела, интеллекта».

В работе с детьми используются традиционные приемы здоровьесбережения в поурочной системе и во внеурочное время.

Деятельность по реализации здоровьесберегающей программы осуществля-ется в следующих направлениях:

  1. Учебно – воспитательная работа.

Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся, т.е. нивелируют стрессогенный фактор в учебном процессе. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.

В образовательном процессе одной из наиболее значимых здоровьесберегающих технологий педагоги, психологи и гигиенисты считают индивидуальный подход к обучению школьников. Нашими педагогами используются все формы и способы осуществления дифференциации: индивидуальное дозирование и распределение учебной нагрузки, определение соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований и т.д.

В начале учебного года проводится анализ расписания уроков на год. Проверяется соответствие учебной нагрузки санитарным нормам с учетом возрастания и спада интенсивности и сложности уроков в течение недели и рабочего дня школьника. Соответствие санитарным требованиям проводимых факультативных и кружковых занятий с целью исключения психологической и физической перегрузки учащихся. Продолжительность занятий строго регламентирована.

На переменах в коридорах школы звучит классическая музыка.

Положительное воздействие на самочувствие и настроение детей оказывают поздравления с днем рождения по радио. Поздравления одноклассников создают атмосферу доброжелательности, уверенности в своих силах, значи-мости и сплачивают детский коллектив.

Во второй половине дня в отдельных классах проводятся кружки здоровья для ГПД и детей с ослабленным здоровьем.

Занятия кружков здоровья позволяют актуализировать многие важные для детей темы: «Приемы снятия утомления», «Взаимодействие с природой, как источник здоровья», «Профилактика энцефалита», «Прие-мы закаливания», «Профилактика высокопатогенного гриппа и интеро-вирусных инфекций», «Предупреждение вредных привычек» и другие. Ежедневно с учащимися 1х классов после 2-го урока проводится динамический час на свежем воздухе. На переменах дети активно двига-ются и играют в подвижные игры.

В первом полугодии уроки в 1х классах длились 30 минут. Дети начальных классов учатся в режиме пятидневной рабочей недели.

В начале учебного года валеологом школы проводится учеба физоргов 5-7 классов по проведению утренней гимнастики и выполнению физминуток для глаз.

Ежегодно в октябре и апреле в школе проводятся месячники по профи-лактике вредных привычек, правонарушений и преступлений среди уча-щихся.

Цель месячников - привитие навыков ЗОЖ, отрицательного отношения к алкоголизму, курению и наркомании в молодежной среде и формирова-ние у учащихся правовых знаний и знаний по предупреждению вредных привычек.

Ключевыми мероприятиями месячников являются:

  • лекции специалистов ЦРБ;

  • выпуск тематической стенгазеты;

  • конкурсы рисунков, плакатов, листков здоровья, стихов;

  • радиолинейки, радиолекторий, радиоспектакли;

  • встречи с работниками правоохранительных органов;

  • просмотр видеофильмов «Наркомания», «Правовые основы борьбы с наркоманией», «Реквием по мечте», «Конференция с учителем гимназии», «Улица полна неожиданностей» и др.

Учащиеся начальной школы охотно принимают участие в валеоиграх «Вредно – полезно», «Светофор здоровья», «Сто к одному» и др.

Активное участие в тренингах общения и играх с валеологом принимают учащиеся 2х - 8х коррекционных классов.

Школа имеет два микроавтобуса, которые постоянно вывозят учащихся на различные мероприятия, такие как посещение бассейна, соревнования по различным видам спорта, экскурсии и т.д.

Все учебные классы школы оснащены самым современным оборудованием: компьютеры, мультимедийные проекторы, видеомагнитофоны, телевизоры, музыкальные центры, цифровые фото- и видеокамеры, караоке, акустические системы, синтезаторы, сканеры, принтеры. Все компьютеры в школе имеют высокоскоростной доступ во всемирную сеть Internet посредством оптоволоконного соединения.

2. Информационно - просветительская работа.

В целях пропаганды здорового образа жизни 3 раза в неделю проводятся радиопередачи. Темы выступлений – это вопросы физического, психического и социального здоровья, правила ЗОЖ, серии передач на тему «Никотин – страшный яд», «Витамины – источник здоровья», «Влияние компьютера на организм подростка», «Азбука безопасности», «Красивая улыбка» и другие. Кроме того, ежемесячно проводятся тематические радиолинейки: «Мы выбираем здоровье», «Посвящение матери», «Скажем наркотикам - НЕТ!», «Непобедимая и легендарная», «Герои земли Бутурлинской» и другие. Еженедельно в классах проводятся групповые консультации на темы «Правильная осанка – это здоровье и красота», «Приемы снятия утомления» и др..

С целью профилактики заболеваний, дети начальных классов знакомятся с приемами общеукрепляющего самомассажа, самомассажа против гриппа, насморка, приемами массажа для глаз.

С детьми начальных классов проводятся валеоигры: «Вредно – полезно», «Светофор здоровья», «Сто к одному», организуются праздники и дни здоровья.

Традиционными в школе стали показы видео и документальных фильмов о вреде курения и пагубном влиянии наркотиков, о правилах дорожного движения, правовой основе борьбы с наркоманией.

В классах проводятся консультации врачей, валеолога школы на темы профилактики простудных, вирусных, паразитарных и инфекционных заболеваний: «Как научиться не болеть простудными заболеваниями», «Вакцинация – надежная защита от инфекций», «Грязные руки грозят бедой».

Ежемесячно специалистами ЦРБ читаются лекции на темы: «О вреде курения», «Влияние наркотиков на организм подростка», «Пивной алкого-лизм», «Достижения вакцинопрофилактики», «Профилактика гриппа» «Гигиена юноши, девушки» и др.

В коридорах школы оформлены стенды и размещена информация о здоровом образе жизни, профилактике наркомании и СПИДа, о здоровом питании и отдыхе.

Ежегодно в школе проходит смотр - конкурс «Зеленая зона класса» по нескольким номинациям.

  1. Профилактическая и коррекционная работа.

Особое внимание уделяется санитарно - гигиеническому состоянию школы. Ежедневно проводятся влажная уборка всех помещений школы чистящими, моющими, дезинфицирующими средствами и уборка ковровых покрытий пылесосом. Контролируется постоянное наличие туалетной бумаги, мыла и исправность установок для сушки рук. В каникулярное время обязательна генеральная уборка всех помещений школы с дезинфицирующими и моющими средствами мест общего пользования, классов, рекреаций и других помещений. Тем самым осуществляется максимально возможное для охраны здоровья детей и поддержание санитарно-гигиенического состояния школы на высоком уровне.

Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.

С целью создания здоровьесберегающего поля в школе и воспитания умения детей ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих, разработан проект программы: «Профилактика наркомании», ведется планомерная работа по программе «Школа здоровья». В программы включены мероприятия по профилактике табакокурения и употребления курительных смесей в подростковой среде, профилактике высокопатогенного гриппа, интерови-русных инфекций, туберкулеза, кишечных инфекций, сколиоза, кариеса.

Активное участие в профилактической работе принимают врачи ЦРБ.

Ежедневно перед началом занятий проводится утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением.

Эффективным активным отдыхом является проведение физминуток на уроках, элементов сенсорного тренажа. Физминутки в классах проводятся между 15-ой 20-ой минутами урока, т.к. это самый целесообразный момент их проведения для учащихся младших классов. На втором уроке проводятся физминутки для глаз: используются приемы самомассажа и гимнастика для глаз.

На переменах в коридорах школы звучит классическая музыка.

Положительное воздействие на самочувствие и настроение детей оказывают поздравления с днем рождения по радио. Поздравления одноклассников создают атмосферу доброжелательности, уверенности в своих силах, значи-мости и сплачивают детский коллектив.

Еженедельно на занятиях кружка «Здоровячок» (4,7классы) ребята обучаются навыкам бесконфликтного общения, знакомятся с приоритетными ценностями жизни, осуществляется коррекция ведущих потребностей и представлений о ЗОЖ.

Группа детей и подростков еженедельно посещает секцию по вольной борьбе, баскетболу, футболу, кабинет ЛФК.

На переменах в2х – 4х классах ежедневно проводятся индивидуальные консультации по проблемам питания, профилактике заболеваний, травма-тизма, межличностного общения. С учащимися 1х и 4х классов и детьми коррекционных классов регулярно проводятся беседы о правилах поведения в школе, разучиваются упражнения на коррекцию осанки, физминутки для глаз, упражнения на снятие утомления с разных групп мышц, дети ознакомлены с приемами точечного самомассажа.

Ежегодно в октябре – ноябре мед. работником школы проводится вакци-нопрофилактика учащихся и персонала школы против сезонного гриппа и гриппа А/Н1N1/09.

В соответствии с планом мероприятий по профилактике употребления курительных смесей среди учащихся школы, с ноября 2009 года по июнь 2010 года было проведены мероприятия, в которых приняли участие все учащиеся школы:

  • Радиолекторий «Цена сомнительных удовольствий»;

  • Оформлен информационный стенд «Жизнь без наркотиков»;

  • Специалистами ЦРБ прочитаны лекции по гигиене;

  • Инспекторами ПДН и ГИБДД проведены беседы с учащимися 5х-11х классов «Ответственность несовершеннолетних за употребление курительных смесей», «Поведение на дороге»;

  • проведена лыжная эстафета среди учащихся 3х-11х классов.

  • Проведены тематические классные часы и уроки здоровья «Жизнь без наркотиков», «Быть здоровым здорово»;

Прокурором района для учащихся 8-11 классов прочитаны лекции на тему: «Закон Нижегородской области об ограничении пребывания детей и подростков на улице в вечернее время», «Уголовная ответственность подростков за употребление и распространение наркотических и психотропных веществ».

Проведено ряд мероприятий по предупреждению распространения туберкулеза среди обучающихся и персонала школы.

В марте – апреле проводятся мероприятия по профилактике заболеваемости острой кишечной инфекцией и инфекционными заболеваниями вызванными укусами клещей.

В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние на зрение обучающихся в школе детей, поэтому под особым контролем должна находится освещенность в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы. Постоянно проводится осмотр осветительных приборов и замена их в случае неисправности. Также проводится наблюдение за состоянием экологического комфорта в классах (поддержание температур-ного режима в вентиляционных системах, проветривание помещений и рекреаций).

Строго выполняются все необходимые условия санитарного контроля. Тщательно выполняются все предписания по срокам и условиям хранения и реализации пищевых продуктов. В столовой школы 75% детей ежедневно получают горячее, качественное питание: обеды, завтраки, витамини-зированный чай, компоты из ягод и фруктов, молочные напитки, каши и супы, салаты, блюда из творога и рыбы. Изучение и анализ медицинских документов учащихся позволили сделать вывод о том, что правильно организованное питание позволило снизить количество обращений к медицинским работникам по поводу болей желудочного происхождения. Одновременно с этим было отмечено снижение простудных заболеваний, что можно отнести за счет дополнительной витаминизации питания и системой работы по здоровьесберегающим технологиям всеми учителями школы.

На классных часах проводятся консультации о правильном питании, о вреде суррогатных завтраков таких как «Чипсы», «Кириешки», «Ролтон», напитков «Кока Кола», «Фанта», «Пепси Кола» и т. д.

4.Диагностическая работа.

Ежегодно в октябре - ноябре специалистами ЦРБ проводится медицинский осмотр учащихся 2-11х классов. Это позволяет выявить отклонения в здоровье детей на раннем этапе и педагогам школы эффективнее использовать здоровьесберегающие технологии в учебной и воспитательной работе с детьми.

По результатам медицинского осмотра этого года количество здоровых детей составило 84 человека (13,5%), в сравнении с прошлым годом количество здоровых детей увеличилось на 2 чел. (0,3%).

К сожалению, увеличилось количество тубинфицированных, детей состоя-щих на диспансерном учете, с заболеваниями органов зрения, пищеварения.

Ежегодно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья и освобожденных от уроков физкультуры.

Анализируя данные по распространению вредных привычек у детей и подростков, следует отметить, что количество курящих детей ежегодно увеличивается. Проблема курения в школе остается одной из актуальных, причем, все чаще в зависимость попадают девочки.

На основании анализа результатов медицинского осмотра, классным руково-дителям и специалистам школы рекомендуется организовать работу с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья, через занятия в спортивных секциях, кружках здоровья, активные игры на переменах, утреннюю гимнастику, прогулки на свежем воздухе, через полноценные занятия на уроках физкультуры. Организовать профилактическую просвети-тельскую работу по предупреждению инфекционных и простудных заболеваний, несчастных случаев, развитию умения и навыков поведения в экстремальных ситуациях.

В рамках месячника по предупреждению вредных привычек ежегодно проводится анкетирование учащихся 8-11х классов на тему «Наркомания», «Табакокурение» с целью выявления степени распространения наркотиков, табакокурения в молодежной среде и отношения подростков к данной проблеме.

В целом анкетирование показало: старшие школьники хорошо представляют себе существо проблемы и возможные пути ее решения. Результаты тестирования показали более серьезное отношение подростков к этим проблемам, негативное отношение к наркотикам и курению в молодежной среде

В течение года проводится анкетирование и другие виды мониторинга на различные темы школьной жизни, результаты которых помогают классным руководителям и специалистам школы организовать работу с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья.

Мы уже можем сделать вывод о том, что такая целенаправленная работа (по данным анкетирования учащихся) уже начинает давать свои плоды: изменилось отношение учащихся к здоровому образу жизни, к спорту, к правильному питанию.

Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем подрастающего поколения, и учителя нашей школы стремятся внести свою лепту в решение проблемы здоровья учащихся и педагогов в системе образования.

Подготовила: Коконина Лариса Анатольевна, валеолог МОУ Бутурлинская СОШ имени В.И.Казакова




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровье детей и пути его формирования и защиты iconЛекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности

Здоровье детей и пути его формирования и защиты iconТема: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов
Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья...
Здоровье детей и пути его формирования и защиты iconПрограмма предпрофильного курса по биологии 8 класс: «человек и его здоровье»
Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие...
Здоровье детей и пути его формирования и защиты iconПрограмма «Школа танца «Надежда»» подготовительного уровня рассчитана...
Ее актуальность обусловлена востребованностью хореографии в дошкольном возрасте. Пути решения этой проблемы мы ищем в правильном...
Здоровье детей и пути его формирования и защиты iconПрограмма для детей старшего дошкольного возраста а разве здоровье не чудо?! Воспитатель доу №23
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью
Здоровье детей и пути его формирования и защиты iconВикторина "Здоровье не купишь его разум дарит" Цель: формирование...
Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье, шары, игровое поле для игры „Крестики нолики”, музыка, задания...
Здоровье детей и пути его формирования и защиты iconПрограмма рекомендована
Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье...
Здоровье детей и пути его формирования и защиты iconКурс «Человек и его здоровье» 8 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по...
Здоровье детей и пути его формирования и защиты iconВикторина «Здоровье не купишь его разум дарит» Цель: формирование...
Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье; игровое поле для игры „Крестики нолики”, музыка, чистые листы,...
Здоровье детей и пути его формирования и защиты icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» на заседании мо
Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье...
Здоровье детей и пути его формирования и защиты iconПрограмма «Здоровье»
Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться...
Здоровье детей и пути его формирования и защиты iconОб основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных...
...
Здоровье детей и пути его формирования и защиты iconКонспект мероприятия на тему: «День защиты детей» «Карлсон на празднике...
Задачи: Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “День защиты детей”
Здоровье детей и пути его формирования и защиты iconОтчет о проведении акции «За здоровье и безопасность наших детей»
Октября 2012г в образовательных учреждениях Шахунского района прошла акция «За здоровье и безопасность наших детей». Приняли участие...
Здоровье детей и пути его формирования и защиты iconПрограмма работы по сенсорике Окатова Светлана Сергеевна
Младший школьный возраст детей с умственной отсталостью – важнейший период формирования жизненного ресурса детей, этап становления...
Здоровье детей и пути его формирования и защиты iconРабочая программа по биологии основы общей биологии для 9 класса
Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск