Лекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности





Скачать 94.17 Kb.
НазваниеЛекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности
Дата публикации23.04.2015
Размер94.17 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Экономика > Лекция
Лекция 2. Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности

1. Развитие рабочей силы

2. Подготовка профессиональных кадров.

3.Зарубежный опыт регулирования процессов подготовки профессиональных кадров.
Вопрос 1

Современный этап НТР привел к качественному изменению роли человека в производстве, превратив его в решающий фактор развития производства. Объективные тенденции развития промышленного производства, опыт передовых компаний ведущих стран мира позволяют утверждать, что шанс стать конкурентоспособными имеют только те организации, которые объединяют технический и человеческий факторы.

Люди, работающие в организации, их отношение к труду, квалификация, творческий и интеллектуальный уровень определяют успех организации.

Государственные и частные работодатели должны осуществлять стратегическую кадровую политику, направленную на подготовку и насыщение всех звеньев производства рабочей силой с творческими возможностями. Важным условием в этой связи выступает требование непрерывного развития персонала, т.е. проведение комплекса мероприятий, способствующих полному раскрытию личного потенциала работников и росту их способности вносить вклад в деятельность организаций.

Развитие рабочей силы представляет собой систему взаимосвязанных действий, элементами которой являются

  • выработка стратегии,

  • прогнозирование и планирование потребности в кадрах той или иной квалификации,

  • управление карьерой и профессиональным ростом;

  • организация процесса адаптации, обучения, тренинга,

  • формирование организационной культуры.


Целью развития персонала является повышение трудового потенциала работников.

Развитие персонала для каждой организации является существенным элементом производственных инвестиций на будущее. Приоритетность инвестиций в развитие персонала связана с необходимостью:

- повышения деловой и трудовой активности каждого работника для выживания организации;

- сохранения конкурентоспособности организации, так как обучение работе с новой техникой невозможно без значительных инвестиций;

- обеспечения роста производительности труда.

Пример. В Японии непрерывное обучение является составляющей частью трудового процесса. За неделю работник японской фирмы обучается около 8 часов, при этом 4 часа за счет рабочего времени. Японская система обучения работников на фирме предполагает овладение 2-3 специальностями.

Помимо влияния на финансовые результаты компании, инвестиции в профессиональное развитие способствуют:

  • созданию благоприятного климата в организации,

  • повышению мотивации сотрудников и их преданность организации,

  • снижению текучести кадров,

  • обеспечению преемственности в управлении.

Система развития персонала включает в себя:

  1. Внешнюю подсистему профессионального развития персонала, представленную образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации персонала. Эта подсистема профессионального развития персонала строится и функционирует на принципах и правовых основах, изложенных в нормативных документах: Закон РФ «Об образовании», Постановлениях Правительства РФ.

  2. Внутреннюю подсистему составляют кадровые службы, занимающиеся профессиональным развитием персонала, а также управляют циклом профессиональной жизни человека – его карьерой. Кадровые службы выполняют функции формирования, воспроизводства, приращения и рационального использования профессионального опыта персонала.

Формирование и активизация ранее полученных знаний, возможностей и поведенческих шаблонов персонала на уровне отдельной личности осуществляется с помощью следующих методов:

- подготовка и переподготовка рабочих, специалистов и руководителей;

- повышение квалификации за пределами организации;
- однодневные или недельные семинары в организации;

- конференции, дискуссии;

- тренинги (поиск решения конкретных хозяйственных задач совместно с учеными);

- решение проблем в процессе творческой дискуссии без права вето у человека, который ведет дискуссию;

- система методов содействия развитию творчества (деловые игры)

К группе методов формирования и развития кадрового потенциала организации относятся:

  • Методы организационного развития, совершенствования организационных структур, составления штатного расписания;

  • Методы улучшения фирменного стиля управления;

  • Методы конфликтного менеджмента, содействующие межличностным коммуникациям и установлению благоприятного климата;

  • Техника групповой работы менеджера.

Успешное развитие персонала построено на трех факторах: знаниях, возможностях и поведении сотрудников.

Знания являются основой развития способностей персонала, они содействуют формированию усилий человека. В контексте развития персонала различают два вида знаний: специфические знания и общие профессиональные знания. Специфические знания нужны ежедневно для решения совершенно определенных текущих задач, которые не могут быть определены должностными обязанностями. Это специализированные профессиональные знания, которые приобретает персонал вместе с опытом работы. Общие профессиональные знания приобретаются в процессе получения образования и дальнейшей подготовки кадров.

Возможности означают условия использования полученных знаний. Развитие персонала, связано с приведением знаний сотрудников в соответствие с их возможностями. В рамках своих возможностей и на основе собственной деятельности сотрудники расширяют свой опыт.

Поведение персонала стало играть более заметную роль при управлении группой. Нельзя обеспечить развитие персонала только на основе повышения знаний и возможностей, так же нужно учитывать особенности поведения персонала.

Таким образом, ответственность за развитие персонала несут работники, которые должны быть активными и нацеленными на постоянное самосовершенствование, а так же администрация, обязанность которой с одной стороны, быть образцом для подражания, а с другой стороны грамотно направлять усилия.
Вопрос 2

Подготовка профессиональных кадров, является одной из важнейших задач профессионального образования. Целью подготовки профессиональных кадров является обеспечение предприятий квалифицированными работниками с учетом происходящих в обществе научно-технических и социально-экономических изменений.

Основными принципами подготовки профессиональных кадров являются:


  • единство системы профессионального образования и преемственность различных его видов и форм;

  • опережающий характер обучения на основе прогноза научно-технического развития и условий развития конкретного предприятия;

  • гибкость различных форм профессионального образования, возможность их использования на отдельных этапах образования;

  • профессиональное и социальное стимулирование обучения работников;

  • построение системы профессионального образования с учетом возможностей предприятия.

Нормативным документом организации подготовки профессиональных кадров служит Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении.

В Типовом положении:

- определены порядок и функции управления непрерывным обучением различных уровней;

- установлены формы и виды обучения, обеспечивающие его непрерывность для специалистов и рабочих;

— даны рекомендации по подбору, подготовке и повышению квалификации преподавательских кадров;

  • указаны роль и значение учебно-материальной базы в обеспечении непрерывного образования;

  • даны рекомендации по планированию непрерывного обучения кадров;

- указаны источники финансирования расходов на обучение кадров.
Подготовка профессиональных кадров включает в себя следующие виды и формы обучения:

  • подготовка новых рабочих из числа не имеющих профессий;

  • переподготовка с целью освоения новых профессий в результате внедрения новой техники и для желающих сменить профессию;

  • обучение работников вторым профессиям с целью расширения профессионального профиля и эффективной работы;

  • повышение квалификации работников с целью углубления профессиональных знаний, умений и навыков;

- повышение квалификации работников с целью изучения новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, новых методов управления.

В России на производстве применяется три основных вида профессионального обучения:

- подготовка новых работников определенной квалификации из числа вновь поступивших на предприятие;

- повышение квалификации работников:

- переподготовка и обучение новым профессиям.

1. Подготовка новых работников на предприятии - это форма профессионального обучения лиц, ранее не имевших профессии. Такое обучение проводится по профессиям, перечень которых утверждает Министерство общего и профессионального образования РФ. Подготовка работников осуществляется по курсовой (от 10 до 30 человек), групповой (обучение осуществляет инструктор, не освобожденный от своих прямых обязанностей) и индивидуальной формам обучения. Выделяют следующие ступени профессионального обучения:

  • 1-я ступень обучения – работники должны овладеть производственными навыками, необходимыми для выполнения работы в требуемом темпе, с соблюдением технологических требования и установленной технологии, выполнять нормативы объема работ, применять рациональные приемы труда и организации рабочего места;

  • 2-я ступень обучения – работники должны овладеть знаниями и умениями, необходимыми для глубокого представления о сущности выполняемого технологического процесса. Здесь работник овладевает широким кругом профессионально-технических знаний, самостоятельно принимает решения о воздействии на ход технологического процесса и обеспечивают его успешность:

  • 3-я ступень обучения – происходит повышение квалификации работников, как обучавшихся ранее на предприятии, так и принятых вновь. Работники на данной ступени обучения подготавливаются к многообразной профессиональной деятельности, овладевают в совершенстве знаниями, умениями и навыками, необходимых для выполнения работ, расширяют знания по смежным специальностям.

После окончания третей ступени обучения работник приобретает знания в определенной системе, поэтому он умеет ими лучше пользоваться, глубже проникает в понимание сути производственного процесса. Он свободно оперирует понятиями, анализирует факты, самостоятельно дает объяснение им.

  1. Повышение квалификации работников является формой профессионального обучения, направленной на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии. На предприятия для повышения квалификации работников организуются:

  • производственно-экономические курсы – создаются для повышения квалификации, углубления и расширения знаний, умений и навыков работников по имеющейся у них профессии до уровня, соответствующего требованиям производства. Успешное окончание курсов является необходимым условием для присвоения работникам более высокого квалификационного разряда;

  • курсы целевого назначения – создаются для изучения нового оборудования, изделий, материалов, технологических процессов, средств механизации и автоматизации, применяемых в производстве, правил и требований их безопасной эксплуатации;

  • школы по изучению приемов и методов труда – создаются в целях массового освоения приемов и методов труда высококвалифицированных работников, добившихся значительных успехов в своей области.

  1. Переподготовка и обучение новым профессиям работников предприятия – это профессиональное обучение новой профессии работников, уже имеющих профессию. Переподготовка организуется для обучения работников, высвобождаемых по каким-либо причинам на предприятии, а также изъявивших желание сменить профессию. Переподготовка и обучение новым профессиям работников предприятия заканчивается сдачей квалификационных экзаменов.


Вопрос 3

План семинарского занятия

1. Понятие и цель развития рабочей силы.

2. Методы профессионального развития

3. Факторы развития персонала

4. Принципы подготовки профессиональных кадров

5. Зарубежный опыт регулирования процессов подготовки профессиональных кадров. (Рефераты минимум 3 США, Германия, Япония)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности iconДоклад Пути совершенствования организации деятельности и повышения...
Научно-практическая конференция по теме «Судебная власть и пути повышения эффективности правосудия»
Лекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности iconЖелезнодорожный бизнес: пути повышения эффективности
Клиеменко говорил, что да, это рынок с умным государственным управлением. Поэтому я предлагаю в рамках бизнес-подходов, в рамках...
Лекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности iconОбразовательная программа курсов повышения квалификации «Реализация...
В этом направлении идет процесс развития образования: разработка различных вариантов его содержания; использование возможностей современной...
Лекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности iconРефераты менеджмент в строительстве
Система управления персоналом на предприятиях строительства и пути повышения ее эффективности
Лекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности iconВ. В. Птушкин Химиотерапия в современной онкологии наряду с оперативным...
Как следствие, среди наиболее распростра- ненных побочных эффектов применения цитостатиков отмечают миело- токсичность, то есть повреждающее...
Лекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности iconДоклад на тему «Миграция рабочей силы в ес»
Американский экономист, профессор экономики и социологии Чикагского университета, нобелевский лауреат Гарри Стэнли Беккер высказывает...
Лекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности iconДоклад на тему «Миграция рабочей силы в ес»
Американский экономист, профессор экономики и социологии Чикагского университета, нобелевский лауреат Гарри Стэнли Беккер высказывает...
Лекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особое место среди них занимает учебное кино. Активное внедрение в учебный процесс видеоаппаратуры с видеофильмами на иностранном...
Лекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности iconДипломная работа пути повышения эффективности деятельности ООО «апис»
Вкр, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников
Лекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности iconРеферат по дисциплине «Микроэкономика» на тему «Миграция рабочей силы»
Международная миграция явление далеко не новое. В условиях неразвитости статистики и пограничной системы потоки мигрантов вообще...
Лекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности iconПунтусова Татьяна Ивановна мбу сош №89 г о. Тольятти Автозаводский район
Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятельности на уроках музыки
Лекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Пути повышения эффективности учебно – воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий»
Лекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности iconУрок по математике Тема: «Умножение натуральных чисел на разрядную единицу 10,100,1000 и т д.»
Тема : «Содержание и пути повышения эффективности и качества обучения и воспитания»
Лекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности iconК1 84 К3 84 К4 84 К5 84 К6 84 К7 84 К8 84 К9 84 К10 84 К11 84 К12 84
Сотрудник в организации – стратегический ресурс, его вклад в достижение целей организации можно оценить на основе эффективности его...
Лекция Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности iconПостановление ШУÖМ от 26. 07. 2011 г. №7/2180 г. Сыктывкар, Республика...
Фз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск