Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 76.77 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.01.2014
Размер76.77 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
А.С. Будник
К проблеме определения понятия «учебный видео фильм»
Глобальный процесс информатизации современного общества, культуры ставит перед образовательной системой задачу воспитания самостоятельной, творческой личности, способной свободно ориентироваться в существующем медиамире. Одним из путей достижения этого является целенаправленное включение современных информационных средств в учебно-воспитательный процесс. Электронные медиа выступают как комплексное средство освоения человеком окружающего мира, а их специфические черты (мультимедийность, интерактивность, способность к моделированию, коммуникативность и продуктивность) в образовательном процессе получают функциональную нагрузку и позволяют разрабатывать на этой основе медиапродукты учебного назначения.

В процессе обучения иностранному языку важное место занимают навыки и умения восприятия и понимания иноязычной речи на слух, которые требуют от учителя и учащихся значительных усилий и временных затрат. Неоценимую помощь учителю в организации работы по аудированию могут оказать технические средства обучения. Особое место среди них занимает учебное кино. Активное внедрение в учебный процесс видеоаппаратуры с видеофильмами на иностранном языке открывает широкие возможности для интенсификации учебного процесса и повышения его эффективности.

Не менее важным является приобщение школьников к культурным ценностям народа-носителя языка. В этих целях большое значение приобретают аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Как отмечает О.И. Барменкова, их использование «способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых» [1: с. 20].

Еще одним достоинством видеофильма учёный называет его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у учащихся личностного отношения к увиденному. Успешное достижение такой цели возможно, во-первых, при систематическом показе видеофильмов, а во-вторых, при методически организованной их демонстрации.

В научной литературе нет единого определения понятия «учебный фильм», которое бы в полной мере отражало специфику данного средства обучения. А.И. Маркушевич определяет учебный фильм как фильм рассчитанный на его использование в качестве аудиовизуального пособия на уроке. Б.Х. Толль рассматривает «учебный фильм» как одно из многосторонних средств наглядности, используемых преподавателем для наиболее глубокого, ясного, убедительного, наиболее прочно запечетлеваемого раскрытия учебного материала. Таким образом, можно определить учебный фильм как дидактическое средство наглядности, которое выступает как аудивизуальное пособие на уроке для передачи учащимся необходимых знаний.

Первые публикации по вопросам учебного кино в России появились в 30-е годы. Начальный этап исследований в области учебного кинематографа представлен работами С.И. Иванова, A.M. Гельмонта, Б.А. Альтшулера, Н.И. Жинкина, Б.В. Кубеева и др. В них вопросы учебной кинематографии рассматривались главным образом в порядке постановки проблем или обмена опытом использования фильмов на занятиях. Были определены общепедагогические требования к фильму, исходя из основных принципов обучения; делались попытки систематизации кинопособий, определения требований к отбору материала, изобразительных средств, к структуре, к звуковому и зрительному ряду учебного фильма.

Завершением исследований данного этапа явилась работа С.И. Архангельского, в которой освещены элементы теории, техника и основные положения методики применения учебного кино в средней и высшей школе. Автор описывает историю учебного кино, дает определение понятия «учебный», раскрывает педагогические основы кинопособия, даёт рекомендации по использованию в учебном фильме выразительных средств кинематографа.

В последующие десятилетия место, роль, функции, дидактические возможности учебного фильма рассматриваются через призму всего аудиовизуального комплекса. Это позволило более чётко определить границы использования кино, указать особенности структуры занятий и методики изложения материала с его применением, сформулировать требования к отбору материала и построению фильма. Таким образом, были заложены дидактические и методические основы учебного кино.

Реформирование системы образования, возрастающие требования к уровню владения иностранным языком учащихся обусловливают необходимость поиска новых технологий обучения ИЯ как средству межкультурной коммуникации.

Видеозаписи имеют больший, по сравнению с печатными и звучащими текстами, лингвометодический потенциал, наглядно демонстрируя протекание процесса инокультурной и межкультурной коммуникации и предоставляя неограниченные возможности для проведения анализа, построенного на сравнении и сопоставлении культурных реалий и особенностей поведения людей в различных ситуациях межкультурного общения. Для достижения данной цели могут использоваться аутентичные материалы как учебного, так и художественного жанра.

Художественные фильмы традиционно применяются в процессе обучения иностранным языкам в условиях как средней, так и высшей школы. Так Ф.М. Рожкова отмечает, что восприятие звучащего текста фильма на английском языке содействует подготовке учащихся к пониманию речи людей. И.А. Щербакова утверждает, что «Повседневный педагогический опыт применения фильмов говорит о том, что кино, являясь достаточно интенсивным внешним раздражителем, вызывает продуктивную условно-рефлекторную деятельность и, следовательно, является мощным и эффективным средством, содействующим более быстрому и качественному приобретению знаний и навыков…» [7: с. 23].

В целом авторы многочисленных работ отмечают, что видео должно служить учебным пособием, направленным на достижение основной цели обучения иностранному языку, и выдвигают в качестве ведущих следующие возможности видео на уроке иностранного языка:

- способствует интенсификации процесса обучения иностранному языку, позволяя сократить время для изучения данной темы;

- увеличивает эффективность усвоения лингвострановедческого аспекта, невербальных средств выражения, характерных для народа страны изучаемого языка (Л.П. Прессман);

- позволяет сделать объяснения самых сложных явлений нагляднее и убедительнее, чем сам педагог (А.М. Гельмонт);

- воссоздает реальную ситуацию общения носителей языка (В.Л. Прокофьева);

- служит содержательной основой речи учащихся (М.И. Дубровин);

- представляет в адекватном виде реальную речевую деятельность носителей языка (демонстрация речевого поведения в различных ситуациях общения) (И.А. Щербакова);

- дает адекватное отражение страноведчески важных аспектов жизни страны изучаемого языка (Т.К. Кирш);

- готовит учащихся к восприятию и пониманию аутентичных аудиовизуальных материалов;

- частично компенсирует отсутствие естественной языковой среды на всех этапах обучения, т.к. им свойственна аутентичность зрительного ряда, наличие всех видов речи, известных кинодраматургии и аутентичность речи (Буй Тхи Бик Нгок);

- служит средством, обеспечивающим дистантное погружение обучаемых в языковую среду, средством накопления некоторого опыта общения с иноязычной культурой и эффективным средством развития и совершенствования умений коммуникативной компетенции (Г.Г. Жоглина) и т.д.

Вышеперечисленные возможности видео на уроке иностранного языка наглядно демонстрируют, что необходимость использования видео по-разному воспринимается не только учителями, но и многими учеными-педагогами. Так, В.Г. Костомаров, рассуждая о значении аудиовизуальных источников информации, считает, что они, имея своим назначением интенсификацию учебного процесса, должны, прежде всего, воссоздать на уроке постигаемую объективную действительность, компенсировать её отсутствие, стимулировать речевую деятельность учащихся. Поддерживая «живое» обучение и общение, заменяя и обогащая некоторые элементы деятельности учителя и учащегося, они призваны методикой работы с ними делать самого ученика активным соучастником процесса обучения языку, возбуждать его коммуникативную активность, поощрять его к речи на изучаемом языке, включать в непосредственный акт общения для решения жизненных задач, возникающих в ходе «изменяющейся» действительности.

Представляется важным отметить, что, несмотря на активное использование видеоматериалов в учебном процессе по иностранным языкам, их разнообразие, наличие большого количества видео курсов по иностранным языкам, методика работы с видеоматериалами еще недостаточно разработана. А.Н. Жигалов отмечает, что в качестве учебного средства кино эффективно только при правильном выборе киносредств и при правильной методике их применения. Поэтому необходимо разработать критерии отбора видео материалов, принципы классификации и методику работы с ними.

О.С. Дворжец предлагает следующие критерии отбора аутентичных видео материалов при обучении иностранному языку: соответствие языкового содержания видео материала уровню подготовки учащихся; информационная, художественная ценность; актуальность тематики; жанрово-композиционное разнообразие; соответствие содержания учебным целям, интересам учащихся; языковая насыщенность; отражение социокультурной, страноведческой специфики; присутствие внешней среды; учет культурного разнообразия поликультурных сообществ в странах изучаемого языка и др. [2: с. 19]

Также были разработаны многочисленные упражнения для работы с видео материалом, включающие: просмотр фильма по фрагментам с переводом отдельных фраз на слух (Т.Г. Голенопольский); устные упражнения по содержанию фильма (Т.И. Арбекова); описание ситуаций фильма с использованием речевых образцов (И.А. Щербакова); озвучивание отдельных фрагментов и диалогов учащимися (К.Б. Карпов); учебные диалоги – диалог-расспрос, диалог-беседа, диалог-спор (В.И. Иванова-Цыганова) и др.

Проанализировав особенности аутентичных видео материалов, можно сделать вывод о том, что учебный видео фильм – это медиа-средство, которое при правильно разработанной методике применения способствует развитию коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся, воссоздавая естественную языковую среду и мотивируя познавательную деятельность учащихся.

Библиографический список

Литература:

1. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи / О.И. Барменкова // Иностранные языки в школе. – 1999. - № 3 – С. 20-25.

2. Дворжец О.С. Методика работы с аутентичными видеозаписями при обучении английскому языку в рамках элективного курса в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Екатеринбург, 2006. – 22 с.

3. Иванова Л.А. Формирование медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка): дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Иркутск, 1999. – 246 с.

4. Кириллова Л.М. Педагогические аспекты эффективности учебного фильма: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 – Ленинград, 1984. – 28 с.

5. Костомаров В.Г. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам / Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. – М. , 1988. – 157 с.

6. Писаренко В.И. Методика использования видеоматериалов в обучении второму иностранному языку (на материале французского языка в неязыковом вузе): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – Таганрог, 2002. – 26 с.

7. Щербакова И.А. Кино в обучении иностранным языкам. – Минск, 1984. – 94 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск