Об основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий





Скачать 360.54 Kb.
НазваниеОб основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий
страница1/3
Дата публикации21.03.2015
Размер360.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3


Об основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий

В настоящее время большинство жителей крупных и средних городов задумываются о своем здоровье и выбирают различные пути его сохранения.

Стремление людей к здоровому образу жизни ведет к развитию соответствующих услуг, в том числе физкультурно-оздоровительных.

Коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие гражданам физкультурно-оздоровительные услуги, как правило, оказывают попутно и иные услуги, например: медицинские, услуги хранения вещей, розничной торговли, общественного питания, хранение автотранспортных средств на платных стоянках либо услуги стоянок для автотранспортных средств, бассейны, парикмахерские услуги, солярии и т.д.

Права и обязанности предпринимателя, оказывающего физкультурно-оздоровительные и иные услуги, а также потребителя, получающего эти услуги, установлены действующим законодательством, а именно: ГК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и иными нормативными актами в сфере защиты прав потребителей.

Такими, например, как

  • Постановление Правительства РФ № 27 от 13.01.1996г. «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями»,

  • Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 27.01.2009) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации",

  • Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (ред. от 04.05.2012) "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии"

  • Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")";

  • Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 N 795 (ред. от 24.04.2007) "Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок".

Рассмотрим основные требования законодательства, установленные для отдельного вида услуг – физкультурно-оздоровительных, оказываемых в фитнес-клубах, фитнес-центрах.

Действующим Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 определено, что услуги фитнес-центров (код 072118) относятся к группе "Услуги физической культуры и спорта" (код 070000).

В соответствии со ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель услуг обязан оказать услугу потребителю, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям государственных стандартов, санитарных, противопожарных и других правил, обеспечивающих потребителям качество услуг, безопасность для жизни и здоровья. В частности, при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг должны выполняться санитарно-гигиенические нормативы обеспеченности (количество занимающихся на единице площади спортивного сооружения, плавательной дорожки, танцевального класса и т.п., не должно превышать установленного норматива; на одного занимающегося должно приходиться площади не менее утвержденного норматива).

Право потребителя на получение безопасной услуги закреплено в ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей». Кроме того, данная статья устанавливает обязанность исполнителя услуг обеспечить безопасность услуг, а также возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности услуги.

Статья 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает право потребителя потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе услуг, о его режиме его работы и об оказываемых услугах. Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.

Статьи 9, 11 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливают обязанность исполнителя довести до потребителя фирменное наименования (наименования) своей организации, место ее нахождения (адреса) и режим ее работы. Исполнитель услуг размещает указанную информацию на вывеске.

Если исполнителем услуг является индивидуальный предприниматель, то он должен также предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Режим работы исполнителя услуг должен соответствовать заявленному на вывеске режиму работы.

В соответствии со ст. 10 Закона ФЗ «О защите прав потребителей» исполнитель услуг обязан своевременно довести до потребителя необходимую и достоверную информацию в таком объеме, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор. Объем информации регламентируется Законом и иными нормативными актами.

Необходимо обратить внимание на наиболее полное информирование потребителя, т.к. ст.12 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает ответственность исполнителя за ненадлежащую информацию об услуге. Данная статья дает право потребителю на основании п.1 ст.29 данного Закона в случае непредоставления полной и достоверной информации об услуге потребовать у исполнителя услуги:

безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, о повторном оказании услуги не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока оказания услуги.

Согласно п.5 ст.28, п.3 ст.31 Закона РФ «О защите прав потребителя» неустойка составляет 3% цены услуги за каждый день просрочки, но не выше стоимости услуги.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Статьи Закона РФ «О защите прав потребителей» с 13 по 15 включительно устанавливают ответственность исполнителя услуг за нарушение прав потребителей, его имущественную ответственность за причиненный вред, а также право потребителя на компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей.

Статья 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает право потребителя на отказ от исполнения договора об оказании услуг. Согласно этой статье «потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору». Действующая редакция статьи заимствована из п. 1 ст. 782 ГК РФ, регулирующего условия отказа заказчика от исполнения договора возмездного оказания услуг, который по своему существу предполагает включение всех расходов исполнителя в цену услуги. Таким образом, потребитель в одностороннем порядке вправе отказаться от услуг, исполнитель обязан доказать размер фактически понесенных им расходов, чтобы потребитель их оплатил.

Основные требования к физкультурно-оздоровительным услугам помимо означенных в Законе РФ «О защите прав потребителей», предусмотрены Государственным стандартом РФ "ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 18.03.2003 N 80-ст с 1 июля 2003 года), "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей. ГОСТ Р 52025-2003" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 18.03.2003 N 81-ст и введен в действие с 1 июля 2003 года с правом досрочного введения), "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления. ГОСТ Р 52887-2007" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 565-ст и введен в действие с 1 января 2009 года).

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52024-2003 под названием «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования» устанавливает классификацию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, общие требования, требования безопасности услуг, включая методы их контроля.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52025-2003 под названием «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей» устанавливает требования к физкультурно-оздоровительным и спортивным услугам, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителей, сохранность их имущества, а также методы контроля.

Требования этих стандартов распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги населению.

Договорные отношения между исполнителем и потребителем о предоставлении последнему платных услуг регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и оформляются договором, формой которого может быть абонемент, так называемая клубная карта, билет, чек и т.п.

Нормами Гражданского кодекса и закона о защите прав потребителей установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в рублевом измерении в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.

Риск для жизни и здоровья потребителей при оказании услуг возникает в условиях отсутствия информации об оказываемых услугах; проведения занятий, тренировок, соревнований; использования спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря.

К факторам риска при оказании услуг относятся, в том числе, опасности, связанные с отсутствием необходимой информации о физкультурно-оздоровительной и спортивной услуге и ее характеристиках.

Потребителям услуг должна быть предоставлена достаточная информация об оказываемых спортивных услугах (основных характеристиках услуг, условиях обслуживания) в соответствии с требованиями, установленными в действующих нормативных документах.

Для потребителей услуг необходимо проводить инструктаж по безопасности, учитывающий специфику физкультурно-оздоровительных занятий, тренировок и соревнований по конкретным видам спорта.

Следует отметить, что исполнители услуг должны иметь комплект действующих нормативных документов по обеспечению безопасности потребителей и руководствоваться ими в своей деятельности.

Еще хотелось бы обратить особое внимание на вопрос соблюдения законодательства о персональных данных и о медицинской тайне.

На сегодняшний день у многих компаний сложилась практика при выдаче дисконтных клубный карт собирать весьма подробные базы данных на своих клиентов с именами, адресами, телефонами, паспортными данными и т.д. В ряде случаев, когда собираемые данные являются излишними (например, требование медицинских карт, справок, других данных личного порядка) либо передаются другим хозяйствующим субъектам, это можно расценить как противозаконные действия, если отсутствует надлежащим образом оформленное согласие гражданина.

Оформление карты означает заключение договора на оказание услуг и в целях персонификации данных, чтобы понять, какому гражданину или потребителю эта услуга оказывается могут запрашивать какие-то паспортные данные, т.к. в случае возникновения конфликтных ситуаций необходимо будет разбираться, например, по качеству предоставляемых услуг. Поэтому в целях идентификации гражданина могут попросить у него паспорт, либо любой другой документ, удостоверяющий личность. В фитнес-клубах иногда требуются другие документы, например, медицинские справки. Иногда в фитнес-клубах запрашивают излишнюю информацию: например, семейное положение, где человек работает, его зарплата и так далее, то есть информацию, которая к предоставлению данной услуги не имеет никакого отношения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных - это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

Согласно ч. 4 указанной статьи в случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта Персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

Оформление согласия гражданина должно соответствовать форме, установленной ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в ограниченных случаях, к которым оказание фитнес-услуг не относится.

Поэтому гражданин должен быть информирован о медицинских противопоказаниях для соответствующих видов услуг и самостоятельно принимать решения о возможности получения этих услуг, либо, учитывая отсутствие у потребителя специальных знаний, сознательно принять решение о возможности получения консультации у медицинского работника или сотрудника фитнес-клуба.

В соответствии с перечисленными выше нормами законодательства в сфере защиты прав потребителей исполнитель услуг обязан своевременно предоставить потребителям услуг в наглядном и доступном виде исчерпывающую информацию об оказываемых услугах, которая включает в свой состав:

  • адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) исполнителя услуг;

  • перечень оказываемых услуг, цену в рублях;

  • условия приобретения услуг и условия их оказания;

  • перечень необходимых документов для получения выбранного вида услуг;

  • медицинские противопоказания для соответствующих видов услуг;

  • правила поведения в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;

  • место общего пользования;

  • правила поведения граждан во внештатных ситуациях;

  • место нахождения пункта медицинской помощи;

  • соблюдение правил техники безопасности;

  • квалификация обслуживающего персонала;

  • правила поведения на территории спортивных сооружений с целью исключения дисциплинарных нарушений и снижения риска травматизма при оказании услуги;

Обслуживающий персонал должен провести собеседование (консультацию, инструктаж) с потенциальным потребителем услуг:

  • о правилах личной безопасности;

  • об особенностях выбранного вида услуг;

  • о порядке и правилах оказания выбранного вида услуг;

  • о факторах риска для здоровья, исходя из климатических и природных условий;

  • о полноте и правильности заполнения обязательных документов;

  • о режиме труда и отдыха, личного поведения потребителя в обществе (для определенного вида услуг).

Доведение указанной информации позволит потребителю сделать правильный выбор и оценить возможные риски.

Недоведение необходимой информации создает риск возникновения опасности, связанной с отсутствием необходимой информации о физкультурно-оздоровительной и спортивной услуге и ее характеристиках.

В Управление Роспотребнадзора по Тверской области обращаются граждане с жалобами на порядок предоставления и качество физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

Жалобы граждан, а соответственно проблемы в данной сфере услуг, можно подразделить на следующие группы:

  • Неполная, а иногда и недостоверная информация об организации, оказывающей физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги;

  • недостаточный объем информации об оказываемых услугах (например, о противопоказаниях ),

  • незаключение договоров на оказание услуги либо нарушение прав потребителей в условиях договоров;

  • невыдача надлежащего документа, подтверждающего факт оплаты услуги;

  • невозможность получить в удобное для потребителя время уже оплаченную, но не полученную своевременно по объективным причинам, услугу;

  • необоснованное (незаконное) требование оправдательных документов (больничного листа, командировочного удостоверения) для установления причины отсутствия на занятиях;

  • введение штрафных санкций;

  • отказ в возврате денег при отказе потребителя от услуги;

  • прочие, возникающие, как правило, по причине неуважительного или невнимательного отношения к потребителю.

Контрольно-надзорная деятельность Управления позволяет делать вывод о том, что при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг не всегда и не всеми предпринимателями соблюдаются нормы действующего законодательства.

Рассмотрим основные правонарушения, совершенные хозяйствующими субъектами, оказывающими физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, которые выявленны Управлением в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий:

1. На вывеске одного из фитнес-клуба, размещенной перед входом в помещения, отсутствует информация о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте её нахождения (адресе).

В соответствии с п.1 ст.9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2011) "О защите прав потребителей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.09.2011) исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес). Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске.

В соответствии со ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Согласно п.12.42 «Кодекса благоустройства города Твери», утв. Решением Тверской городской Думы от 24.04.2001 N 56 (ред. от 20.09.2011) вывеска размещается субъектом предпринимательства (изготовителем, исполнителем, продавцом) на видном месте на стекле витрины или на входной двери, справа или слева от главного входа в занимаемое им здание или помещение.

Информация об исполнителе услуг, содержащаяся на вывеске, размещенной на фасаде здания (со стороны улицы), является доступной в любое удобное для потребителей время, наглядной для потребителей и позволяет им реализовать своё право на получение полного объема информации об исполнителе услуг, установленное нормами законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Реализация этого права не ограничена временным рамками, поэтому потребитель вправе в любое удобное для него время узнать наименование юридического лица, включая его организационно-правовую форму, адрес государственной регистрации, режим работы. Такую возможность может предоставить только уличная вывеска. Информация, находящаяся внутри здания, не является доступной для потребителя, поэтому не позволяет реализовать установленное законодательством право в полной мере.

Отсутствие на вывеске фитнес-клуба, размещенной на улице перед входом в здание, информации о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте её нахождения (адресе) является недоведением до сведения потребителей в наглядном и доступном виде информации об исполнителе услуг в полном объеме, что является нарушением п.1 ст.9 Закона РФ «О защите прав потребителей».

2. В рамках проведения внеплановых проверок отдельных клубов установлено отсутствие информации, обеспечивающей безопасность оказания услуг, а именно в наглядном и доступном виде до сведения потребителя не доводится следующая информация:

медицинские противопоказания для соответствующих видов услуг;

правила поведения граждан во внештатных ситуациях;

место нахождения пункта медицинской помощи;

соблюдение правил техники безопасности;

квалификация обслуживающего персонала;

правила поведения на территории спортивных сооружений с целью исключения дисциплинарных нарушений и снижения риска травматизма при оказании услуги.

Недоведение является нарушением ст.ст.7, 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», «ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования», «ГОСТ Р 52025-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей»

3. В Договоре об оказании услуг, заключенном фитнес-клубом с потребителем, отсутствует информация об объемах услуг, предоставляемых Обществом потребителю, а именно: в Договоре указано: «Член клуба получает спортивно-оздоровительные услуги по Клубной Карте в объеме, определяемом видом Клубной Карты…». Из содержания Договора невозможно установить объем оказываемых услуг, то есть предмет договора определен не точно. Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение

Статья п.1 ст.10 Закона также устанавливает, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация об услугах в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах услуг;

4. В Договорах иногда указывается, что «Передача Клубной Карты другому лицу является основанием для расторжения Клубом договора в одностороннем порядке без возврата денежных средств, уплаченных за Клубную Карту» или «Клубная карта не может быть продана или передана другому лицу ни при каких условиях», что не соответствует действующему законодательству. Согласно ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Статья 782 ГК РФ устанавливает, что исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков;

5. В Договоре указано: «Член клуба подтверждает, что он не имеет медицинских противопоказаний для занятий спортом и полностью принимает на себя ответственность за состояние своего здоровья. Клуб не несет ответственность за вред, связанный с любым ухудшением здоровья Члена клуба, и травмами, явившимися результатом или полученных в результате любых занятий в Клубе, за исключением тех случаев, когда вред причинен непосредственно неправомерными действиями Клуба» противоречит ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также ст. 1095 ГК РФ, согласно которым вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков услуги, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет.

Также следует учесть те требования, которые устанавливает ГОСТ Р 52024-2003, а именно: в соответствии с п.6.1 спортивные услуги и условия обслуживания потребителей должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды; п. 6.7.2 предусматривает, что обслуживающий персонал должен обеспечить безопасность жизни, здоровья потребителей, сохранность их имущества при оказании услуги, а также уметь действовать во внештатных ситуациях (пожар, несчастный случай, ухудшение самочувствия, резкое изменение погодных условий и т.д.). А также требования, устанавливаемые Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 52025-2003, п. 4.1 которого указывает что, при оказании спортивных услуг уровень риска для жизни и здоровья потребителей как в обычных условиях, так и во внештатных ситуациях (пожар, стихийные бедствия и т.п.) должен быть минимальным, а согласно п. 4.3.7 - для потребителей услуг необходимо проводить инструктаж по безопасности, учитывающий специфику физкультурно-оздоровительных занятий, тренировок и соревнований по конкретным видам спорта;

6. В Договоре указано: «За технические неудобства, вызванные проведением сезонных, профилактических и аварийных работ службами коммунального хозяйства, Клуб ответственности не несет», не соответствует п.п. 1, 2 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Также п. 3 ст. 13 указанного Закона предусмотрено, что исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом;

Вместе с тем, при оказании физкультурно-оздоровительных услуг возможно возникновение трудностей организационного характера, которые впоследствии переходят в непонимание потребителей заявленных требований администрации. Например, после приобретения абонемента фитнес - клуба, потребителя предупреждают, что на занятия аэробикой надо заранее записываться, тренажерный зал переполнен. Администрация клуба часто отказывает потребителю в посещении оплаченных занятий по расписанию по причине того, что зал слишком маленький, а записалось много желающих на определенное время (обычно после 18 часов), или в фитнес - клубе происходят частые замены занятий, их отмена, частая смена инструкторов, реконструкция интерьера который полностью изменил облик клуба. По этим причинам или иным у потребителя возникло желание расторгнуть договор и вернуть свои деньги за неиспользованное время. Однако в заключенном договоре указано, что «деньги за оплаченные по абонементу занятия фитнес - клубом не возвращаются».

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

 -безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

 - соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

 - безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь, а также потребовать возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Если исполнитель не предоставил потребителю своевременно надлежащую информацию об оказываемых услугах, т.е. не предупредил до заключения договора о том, что перед посещением спорт зала необходимо записываться заранее, кроме того оказал услугу ненадлежащего качества, то потребитель имеете полное право потребовать от исполнителя услуг по договору на оказание услуг фитнес - клуба возврата уплаченной за услугу суммы и возмещение других затрат (к примеру, если пришлось воспользоваться услугами другого фитнес – клуба).

Что касается наличия условий в договоре о невозвращении денег за неиспользованное занятие, то здесь следует руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ. Согласно положениям главы 39 ГК РФ договор на оказание фитнес - услуг относится к договору возмездного оказания услуг. В соответствии со ст. 782 ГК РФ, ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Это означает, что оплата за период, когда услуги не оказываются, подлежит возврату и не может быть удержана, в том числе в виде убытков. Если в договоре включено положение о том, что плата возврату не подлежит, это положение договора не соответствует закону, поскольку положения ст. 782 ГК РФ не являются диспозитивными, т.е. не подлежат изменению в договоре. Статья 782 ГК РФ позволяет заказчику расторгнуть договор в одностороннем порядке, просто потому, что заказчик больше не нуждается в услугах. В рассмотренных выше случаях (замена фитнес - занятий, их отмена, частая смена инструкторов, реконструкция интерьера фитнес- клуба и др.) применимы общие нормы гражданского законодательства и отказ потребителя от одностороннего исполнения обязательства и расторжение договора могут быть осуществлены в связи с тем, что условия предоставления услуг настолько изменились по вине исполнителя (фитнес - клуба) по сравнению с моментом заключения договора, и если в договоре такое изменение предоставления услуг не было оговорено, что данное изменение следует квалифицировать, как существенное изменение по вине исполнителя условий и качества предоставления услуг.

При наличии таких оснований потребитель вправе написать заявление о расторжении договора и о возврате денег, указав точную сумму, которую требует за неиспользованный период.

В случае не возврата денег в указанный срок (в течение 10 дней согласно Закону РФ «О защите прав потребителей») потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты в добровольном порядке процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ, ст.ст.28, 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также возмещения морального вреда в связи с тем, например. что не возвращением средств фитнес-клуб лишает возможности потребителя заключить договор на аналогичные услуги с другим клубом, условия предоставления которых его бы устроили.

Отдельно следует уточнить моменты пропуска занятий заказчиком (потребителем), тем более, что даже в приобретаемых абонементах может быть такая надпись «пропущенные занятия не восстанавливаются». По общему правилу, закрепленному в ч. 2 ст. 781 ГК РФ «в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика (потребителя), услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг».

Правоотношения в сфере оказания услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, в силу положений ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ», п. 1 ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», регулируются как Гражданским кодексом РФ, так и законодательством о защите прав потребителей. Важно - законодательством, а не договором (!)

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Права гражданина ущемляют те условия договора, которые ограничивают их объем по сравнению с правилами, установленными законами и нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса.

Исходя из данной позиции и с учетом ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», можно сделать вывод о том, что в случае неполучения услуги (её непринятия) потребитель вправе потребовать возврата денежных средст.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Об основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий iconРабочая программа учебной дисциплины «защита прав потребителей»
В ходе освоения курса, обучающиеся должны изучить нормативные документы по защите прав потребителей, уметь оценивать информацию и...
Об основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий iconПлан организационных мероприятий по подготовке и проведению Всемирного...
Девиз дня защиты прав потребителей в 2014г.: «Укрепим наши телефонные права. Правосудие для потребителей мобильной связи»
Об основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 2009 году специалистами отдела услуг и защиты прав потребителей управления потребительского рынка и услуг была проведена следующая...
Об основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий iconРуководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты...
У в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области и фбуз «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской...
Об основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обеспечена работа телефонов «горячей линии» по защите прав потребителей в отделе потребительского рынка товаров, услуг и защиты прав...
Об основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«О защите прав потребителей» определены правовые основы и направления органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей,...
Об основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий iconУправление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей...
О конкурсе на лучшие научно-практическую работу и реферат, выполненные врачами и средними медицинскими работниками фгуз «Центр гигиены...
Об основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий iconДоклад о защите прав потребителей в Воронежской области в 2013 году Воронеж  2014
Доклад о защите прав потребителей в Воронежской области в 2013 году – Воронеж: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты...
Об основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий icon«поведение потребителей»
Факторы внешнего окружения потребителя. Внутренние факторы: личностные и психологические. Типология потребителей. Процесс принятия...
Об основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Участники получают информацию при рассмотрении основных видов прав человека и их классификаций. В ходе обсуждения определяются проблемные...
Об основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий iconДоклад подготовлен Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области...
О санитарно-эпидемиологической обстановке в Астраханской области в 2011 году: Государственный доклад Астрахань: Управление Роспотребнадзора...
Об основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Законом РФ «О защите прав потребителей, других нормативных актов в рамках муниципальной долгосрочной целевой программой «Защита прав...
Об основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий iconИнформация о выполнении мероприятий Плана основных мероприятий по...
Плана, координация Весенней Недели Добра осуществляется Региональным Координационным Комитетом (далее ркк), сформированным управлением...
Об основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий iconПоложение о проведении спортивно-оздоровительных мероприятий «Урок...
Челябинской области, Автономная физкультурно-спортивная некоммерческая организация «Национальный парк спорта и туризма», дирекция...
Об основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий iconОтчет о реализации мероприятий муниципальной ведомственной целевой программы
Обеспечение взаимодействия Администрации города с контролирующими и правоохранительными органами, общественными объединениями потребителей...
Об основных нарушениях прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий iconОтчет о реализации мероприятий муниципальной ведомственной целевой программы
Обеспечение взаимодействия Администрации города с контролирующими и правоохранительными органами, общественными объединениями потребителей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск