№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Характеристика У.Д.
| Дата проведение
|
По плану
| По факту
|
Раздел 1. Эволюционное учение. (26ч.)
|
1
| История представлений об эволюции живой природы.
| 1
| Раскрыть сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды развития человеческой мысли.
|
|
|
2
| Работа К.Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж.Кювье и Ж.Де Сент-Илера.
| 1
| Сформировать знания о системе органической природы, созданной К. Линнеем: о вкладе К.Линнея в биологию.
|
|
|
3
| Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка.
| 1
| Продолжить формирование знаний о развитии и углублении взглядов на развитие жизни на Земле.
|
|
|
4
| Первые русские эволюционисты.
| 1
| Продолжить формирование знаний о развитии и углублении взглядов на развитие жизни на Земле.
|
|
|
5-6
| Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.
| 2
| Познакомить учащихся с состоянием науки и особенностями социально-экономических условий начала 19века, подготовившими возникновение и утверждение эволюционного учения, разработанного Ч.Дарвиным.
|
|
|
7
| Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.
| 1
| Выделить основные положения теории Ч. Дарвина путём постановки проблемных эволюции вопросов.
|
|
|
8
| Изучение результатов искусственного отбора.
| 1
| Расширить и закрепить знания о видах искусственного отбора. Раскрыть сущность искусственного отбора.
|
|
|
9
| Учение Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.
| 1
| Сформировать у учащихся систему знаний о естественном отборе и его роли в эволюции. Формировать у школьников умение сравнивать разные формы естественного отбора.
|
|
|
10
| Лабораторная работа «Изучение изменчивости».
| 1
| Познакомить учащихся с разнообразными формами проявления изменчивости отдельных признаков у организмов.
|
|
|
11
| Борьба за существование и естественный отбор.
| 1
| Убедит школьников в том, что естественный отбор является основой и направляющей движущей силой эволюционного процесса.
|
|
|
12
| Вид - эволюционная единица. Его критерии и структура.
| 1
| Углубить и расширить знания учащихся о виде как центральном компоненте эволюционного процесса.
|
|
|
13
| Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций.
| 1
| Доказать эволюционную роль мутаций. Привлечь учащихся к поиску новой информации, работая с учебником.
|
|
|
14
| Генетические процессы в популяциях. Закон Харди -Вайнберга
| 1
| Раскрыть сущность генетических процессов в популяциях и их результатов.
|
|
|
15
| Формы естественного отбора.
| 1
| Расширить и углубить знания о естественном отборе в свете современных концепций эволюции.
|
|
|
16
| Приспособленность организма к среде обитания как действие естественного отбора.
| 1
| Показать разнообразие приспособленности организмов к среде обитания, опираясь на знания учащихся.
|
|
|
17
| Лабораторная работа «Изучение приспособленности организма к среде обитания».
| 1
| Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности у организмов к среде обитания.
|
|
|
18
| Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, Л.Л.Шмальгаузен). Географическое и экологическое видообразования.
| 1
| Отработать признаки понятия «микроэволюция». Расширить знания о процессах видообразования на примерах аллопатрического и симпатрического видообразования.
|
|
|
19
| Микроэволюция (обобщение)
| 1
| Углубить и закрепить знания о движущих силах эволюции, их биологической сущности.
|
|
|
20
| Главные направления эволюции. Биологический процесс и регресс (А.Н. Северцов).
| 1
| Сформировать знания о микроэволюции. Раскрыть основные направления эволюции.
|
|
|
21
| Пути достижения биологического процесса.
| 1
| На примерах показать возникновение крупных систематических групп путём ароморфоза. Рассмотреть примеры идиоадаптации и дегенерации.
|
|
|
22
| Основные закономерности эволюции.
| 1
| На основе знаний об эволюционной зависимости ароморфозов и идиоадаптаций углубить представления о результатах эволюции.
|
|
|
23
| Результаты эволюции.
| 1
| На основе знаний о движущих силах эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов.
|
|
|
24
| Эволюция.
| 1
| Закрепить знания учащихся о наследственности, изменчивости, естественном отборе, борьбе за существование.
|
|
|
25
| Макроэволюция.
| 1
| Систематизировать, закрепить знания о виде, популяции, движущих силах эволюции, механизмах видообразования; главных направлениях эволюции.
|
|
|
26
| Дарвинизм.
| 1
| Проверить усвоение теоретических знаний, необходимых в качестве опорных при изучении следующих разделов.
|
|
|
Раздел 2. Развитие органического мира (17ч.)
|
27
| Развитие жизни в архейскую, протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле.
| 1
| Расширить представления учащихся о главных событиях ранней жизни на Земле-фотосинтезе, многоклеточности, половом процессе.
|
|
|
28-29
| Развитие жизни в палеозойскую эру.
| 2
| Продолжить формирование понятие о биологической эволюции как необратимом и направленном историческом развитии живой природы, сопровождающимся формированием адаптаций.
|
|
|
30-31
| Развитие жизни в мезозойскую эру.
| 2
| Организовать самостоятельную работу учащихся с геохронологической таблицей, дополнительной литературой.
|
|
|
32
| Развитие жизни в кайнозойскую эру.
| 1
| Показать роль идиоадаптаций в возникновении приспособлений у господствующих в кайнозойской эре растений и животных.
|
|
|
33-34
| Развитие жизни на Земле.
| 2
| Проверить усвоение теоретических знаний о развитии животных и растений в различные периоды существования Земле.
|
|
|
35
| Развитие жизни на Земле. Контрольная работа.
| 1
| Углубить , обобщить знания учащихся об истории развития органического мира на Земле
|
|
|
36
| Место человека в живой природе. Систематическое положение.
| 1
| Определить место человека в системе животных организмов.
|
|
|
37-38
| Движущие силы антропогенеза. Стадии эволюции человека: древние люди.
| 2
| Вскрыть движущие силы антропогенеза: биологические и социальные. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза.
|
|
|
39
| Стадии эволюции человека. Древние люди.
| 1
| Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности древних людей, продолжить формирование умения сравнивать предков человека между собой.
|
|
|
40
| Современные люди. Свойства человека как биосоциального существа. Человеческие расы.
| 1
| Обсудить роль труда в происхождении человека и развитии современного человека. Показать единство и взаимосвязь человека и среды.
|
|
|
41-42
| Происхождение человека (обобщение).
| 2
| Обобщить , углубить, систематизировать знания о доказательствах происхождения человека от животных; стадиях, (этапах) эволюции человека.
|
|
|
43
| Происхождение человека.
| 1
| Проверить усвоение теоретических знаний о движущих силах антропогенеза, роли труда в процессе превращения обезьяны в человека, единстве человеческих рас.
|
|
|
Раздел 3. Взаимодействие организма и среды. (15ч.)
|
44
| Биосфера- живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы (В.И.Вернадский).
| 1
| Создать представления о биосфере на основе её главных признаков.
|
|
|
45
| Круговорот веществ в природе.
| 1
| Углубить знания о взаимосвязях живого и неживого. Использовать знания учащихся о химическом составе живых организмов для формирования представлений о главной функции биосферы – обеспечение круговорота Х.Э.
|
|
|
46
| Жизнь в сообществе.
| 1
| Продолжить углубление и расширение понятия «экология».
|
|
|
47
| История формирования сообщества живых организмов. Биологические области.
| 1
| Добиться усвоения знаний об основных характеристиках биомов. Развивать умения и навыки самостоятельной работы.
|
|
|
48-50
| Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, их структура. Биоценозы, их характеристика.
| 2
| Раскрыть сущность понятия «экологическая система». Конкретизировать это понятие изучением структуры биогеоценоза.
|
|
|
51-52
| Абиотические факторы среды. Ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды. Пределы выносливости. Биотические факторы среды.
| 2
| Продолжить углубление и расширение экологических знаний, рассматривая действия на организмы важнейших экологических факторов.
|
|
|
53
| Смена биогеоценозов. Причины смены, формирование новых сообществ.
| 1
| Углубить знания о биоценозах как целостных системах. Сформировать знания о факторах, определяющих естественную смену биоценозов.
|
|
|
54-55
| Взаимоотношение организма и среды.
| 2
| Развивать познавательную активность учащихся, их коммуникативную и информативную компетентность.
|
|
|
56
| Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения между организмами.
| 1
| Продолжить формировать знания о проявлениях биотических факторов среды. Раскрыть сущность позитивных отношений между организмами
|
|
|
57
| Взаимоотношения между организмами. Антибиотические отношения между организмами
| 1
| Продолжить углубление и расширение знаний о многообразии взаимоотношений между организмами на основе изучения особенностей антибиотических отношений.
|
|
|
58
| Взаимоотношения между организмами. Конкуренция. Нейтрализм.
| 1
| Продолжить формирование и углубление знаний учащихся о многообразии отношений между организмами в природных сообществах.
|
|
|
| РАЗДЕЛ 4 БИСФЕРА И ЧЕЛОВЕК.
| 10
| ОСНОВЫ ЗКОЛОГИИ.
|
|
|
59-60
| Понятие о биосфере, её структуре и функциях. Жизнь в сообществах.
| 2
| Систематизировать, углубить и обобщить знания учащихся об оболочке Земли, населённой живыми организмами; её структуре и функциях.
|
|
|
61
| Основы экологии.
| 1
| Проверить усвоение ведущих понятий темы.
|
|
|
62
| Антропогенные факторы воздействия на биоценозы.
| 1
| Раскрыть роль человека в сохранении биологического равновесия как необходимого условия дальнейшего существования биосферы.
|
|
|
63
| Проблемы рационального природопользования.
| 1
| Подвести учащихся к пониманию необходимости рационального природопользования как пути сохранения экологического равновесия в биосфере.
|
|
|
64
| Меры по образованию экологических комплексов. Экологическое образование.
| 1
| Выявить основные характеристики экологического кризиса и экологические катастрофы. Выяснить значимость формирования экологического сознания.
|
|
|
65
| Уровни организации живой материи. Клетка – структурно-функциональная единица живого.
| 1
| Повторить и закрепить базовые знания данных основных тем.
|
|
|
66
| Эволюционное учение (повторение).
| 1
| Повторить и закрепить базовые знания по теме «Учение Ч.Дарвина об эволюции».
|
|
|
67
| Итоговая контрольная работа за курс общей биологии. Эволюционное учение. Основы экологии. 1
| 1
| Провести работу с тестовыми заданиями.
|
|
|
68
| Бионика. Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги.
| 1
| Закрепить представления учащихся о естественном отборе как главном факторе эволюции; о результате эволюции – приспособляемости организмов к среде обитания. Показать значение биологических знаний для развития техники, архитектуры, приборостроения и др.
|
|
|
|
|
|
|
|
|