№
| Тема
урока
| Изучаемые
вопросы
| Экспериментальная часть
|
| Введение в предмет. Строение и классификация органических соединений (9 часов).
|
1-2
| Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе.
| 1. Предмет органической химии.
2. Особенности строения и свойств органических соединений.
3. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества.
| Д.: 1) Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них;
Л.О.: разделение веществ на органические и неорганические: вода, серная кислота, сахар, мел, растительное масло, уксусная кислота, хлорид натрия, парафин, полиэтилен, каучук, железо и т.д.
|
3
| Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.
| 1. Основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова.
2. Химическое строение и свойства органических веществ.
3. Изомерия на примере бутана и изобутана.
| Д.: 1) шаростержневых моделей молекул метана, метанола, этина, этана, бензола, н-бутана, изобутана; 2) коллекции полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей;
3) взаимодействыие натрия с этиловым спиртом и диметиловым эфиром.
|
4
| Строение атома углерода.
| 1. Электронные облака (орбитали). Формы электронных облаков.
2. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода.
3. Химическая связь: ковалентная связь, σ- и π-связи, водородная связь.
| Д.: шаростержневых и объёмных моделей молекул водорода, хлора, азота, воды, метана.
|
5
| Валентные состояния атома углерода.
| 1. Понятие «гибридизация», «гибридная орбиталь».
2. sp 3 , sp 2, sp – гибридизация.
3. Геометрия молекул веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.
| Д.: 1) шаростержневых и объёмных моделей метана, этана, этина;
2) модели отталкивания гибридных орбиталей с помощью воздушных шаров.
|
6-7
| Классификация и основы номенклатуры органических соединений.
| 1. Классификация органических соединений по строению углеродного скелета.
2. Классификация органических соединений по функциональным группам.
3. Номенклатура тривиальная и ИЮПАК.
4. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК.
5. Понятия: «гомология», «изомерия».
| Д.: 1) образцов представителей различных классов органических соединений и их шаростержневые (объёмные) модели;
2) табл. «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений».
|
8-9
| Урок – обобщения.
| 1. ТХС А.М.Бутлерова.
2. Классификация органических соединений.
3. Изомерия и номенклатура органических соединений.
| Д.: моделей молекул органических веществ.
|
| Углеводороды (17 часов).
|
1-2
| Природные источники углеводородов.
| 1. Понятие «Углеводороды».
2. Природные источники углеводородов.
3. Нефть и её промышленная переработка. Крекинг.
4. Природный газ: состав, практическое использование.
5. Каменный уголь. Коксование каменного угля.
| Д.: 1) коллекция «Природные источники углеводородов»; 2) Сравнение горения природного газа и нефти; 3) Образование нефтяной плёнки на поверхности воды; 4) Каталитический крекинг парафина.
|
3
| Строение, номенклатура и физические свойства ациклических углеводородов (алканы, алкены, алкадиены, алкины).
| 1. Гомологические ряды углеводородов. Понятие «общая формула».
2. Строение молекул углеводородов. Изомерия.
3. Номенклатура углеводородов.
4. Физические свойства углеводородов.
| Д.: 1) шаростержневых и объёмных моделей ациклических углеводородов (м/б и Л.О.); 2) изготовление парафинированной бумаги, испытание её свойств к воде и жирам; 3) Ознакомление с коллекцией «Каучук и резина».
|
4-5
| Химические свойства ациклических углеводородов.
| 1. Сходные и различные химические свойства углеводородов.
2. Качественные реакции на углеводороды.
| Д.: 1) горение метана, этина, этилена в условиях избытка и недостатка кислорода; 2) отношение метана, этилена, этина в раствору перманганата калия и бромной воде; 3) восстановление оксида меди (II) парафином; 4) взаимодействие ацетилена с раствором хлорида (или сульфата) меди (II) или нитрата серебра;
Л.О.: 1) обнаружение в керосине непредельных углеводородов; 2) ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена.
|
6-7
| Получение и применение ациклических углеводородов.
| 1. Нахождение в природе.
2. Получение:
В лаборатории;
В промышленности.
| Д.: табл. «Крекинг нефтепродуктов»
|
8
| Выполнение упражнений
|
9
| Пр./р. №1: «Качественный анализ органических соединений».
|
10-11
| Карбоциклические углеводороды (циклоалканы, арены).
| 1. Строение карбоциклических углеводородов.
2. Изомерия и номенклатура.
3. Физические и химические свойства.
4. Способы получения.
5. Применение.
| Д.: физические и химические свойства бензола (отношение к бромной воде).
|
12
| Генетическая связь между классами углеводородов.
|
13-14
| Решение расчетных задач на определение молекулярных формул углеводородов
|
15-16
| Урок – обобщение.
| 1. Гомологические ряды углеводородов. Понятие «общая формула».
2. Строение молекул углеводородов. Изомерия.
3. Номенклатура углеводородов.
4. Физические и химические свойства углеводородов.
5. Генетические ряды углеводородов.
6. Качественные реакции на углеводороды.
|
|
17
| К/р. №1: «Углеводороды».
|
| Кислородсодержащие органические соединения (24 часа).
|
1-3
| Строение, номенклатура и изомерия кислородсодержащих соединений (спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот).
| 1. Строение кислородсодержащих соединений.
2. Изомерия и номенклатура.
| Л.О.: составление шаростержневых моделей молекул кислородсодержащих соединений.
|
4
| Физические свойства кислородсодержащих соединений.
|
| Д.: физические свойства кислородсодержащих веществ.
|
5-7
| Химические свойства кислородсодержащих соединений.
| 1. Сходные и различные химические свойства кислородсодержащих соединений.
2. Качественные реакции на кислородсодержащие соединения.
| Д. и Л.О.: химические свойства кислородсодержащих веществ; качественные реакции данных соединений.
|
8-9
| Получение кислородсодержащих веществ.
| 1. Нахождение в природе.
2. Получение:
В лаборатории;
В промышленности.
| Д.: 1)получение фенолформальдегидного полимера; 2) получение приятно пахнущего сложного эфира
|
10
| Применение кислородсодержащих соединений.
|
|
|
11
| Пр./р. №2: «Качественные реакции на спирты, альдегиды, карбоновые кислоты».
|
12
| Пр./р. №3: «Альдегиды и кетоны».
|
13
| Пр./р. №4: «Карбоновые кислоты».
|
14-15
| Производные карбоновых кислот: сложные эфиры и жиры.
| 1. Получение, строение, номенклатура свойства сложных эфиров.
2. Получение, строение, номенклатура свойства жиров.
3. Мыла и СМС.
| Д.: 1) шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот; 2) получение сложного эфира; 3) отношение животного, подсолнечного и машинного масел к раствору перманганата калия и бромной воде;
Л.О.: 1) ознакомление с образцами сложных эфиров; 2) отношение сложных эфиров к воде и органическим веществам; 3) «выведение» жирного пятна с х/б ткани при помощи сложного эфира; 4) растворимость жиров в воде и органических растворителях; 5) распознавание сливочного масла и маргарина с помощью раствора перманганата калия; 6) получение мыла; 7) сравнение свойств и СМС.
Пр. р.№5: «Гидролиз жиров. Получение сложных эфиров»
|
16
| Углеводы: состав и классификация.
| 1. Моно-, ди- и полисахариды. Представители углеводов.
2. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
| Д.: 1) образцы углеводов и изделий из них; 2) взаимодействие сахарозы с раствором с гидроксидом меди (II); 3) получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция.
|
17-18
| Моносахариды. Гексозы. Глюкоза и фруктоза.
| 1. Глюкоза, её физические свойства. Строение молекулы. Равновесие в растворе глюкозы.
2. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Брожение глюкозы.
3. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы.
4. Применение глюкозы на основе её свойств.
5. Фруктоза как изомер глюкозы (сравнение).
6. Фруктоза в природе и её биологическая роль.
| Д.: 1) реакция «серебряного зеркала»; 2) взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой;
Л.О.: 1) ознакомление с физическими свойствами глюкозы; 2) взаимодействие глюкозы с раствором гидроксида меди (II) при нагревании и при комнатной температуре.
|
19-20
| Полисахариды: крахмал и целлюлоза.
| 1. Свойства полисахарадов на примере крахмала и целлюлозы.
2. Полисахариды в природе, их биологическая роль.
3. Применение полисахаридов.
4. Понятие об искусственных волокнах.
| Д.: 1) ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала;
2) набухание целлюлозы и крахмала в воде;
3) получение нитрата целлюлозы;
Л.О.: 1) знакомство с образцами полисахаридов; 2) обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в продуктах питания (мёде, хлебе, маргарине); 3) знакомство с коллекцией волокон.
|
21
| Пр./р. №6: «Углеводы».
|
22-23
| Урок – обобщения.
| 1. Гомологические ряды кислородсодержащих соединений.
2. Строение молекул кислородсодержащих соединений.
Изомерия.
3. Номенклатура кислородсодержащих соединений.
4. Физические и химические свойства кислородсодержащих соединений.
5. Генетические ряды кислородсодержащих соединений.
6. Качественные реакции на кислородсодержащие соединения.
| Л.О.: распознавание растворов этилового спирта, фенола, этаналя, уксусной кислоты, глюкозы, глицерина.
|
24
| К/р. №2: «Кислородсодержащие органические соединения».
|
| Азотсодержащие соединения (5 часов).
|
1
| Амины.
| 1. Строение и классификация аминов.
2. Изомерия и номенклатура аминов.
3. Получение аминов.
4. Физические и химические свойства аминов.
5. Применение аминов.
| Д.: 1) физические свойства метиламина: агрегатное состояние, цвет, запах, отношение к воде; 2) горение метиламина; 3) взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами; 4) отношение бензола и анилина к бромной воде; 5) окрашивание тканей анилиновыми красителями;
Л.О.: изготовление шаростержневых моделей.
|
2
| Аминокислоты.
| 1. Состав и строение аминокислот.
2. Изомерия и номенклатура аминокислот.
3. Физические и химические свойства аминокислот.
4. Получение и применение аминокислот.
| Д.: 1) обнаружение функиональных групп в молекулах аминокислот; 2) взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами;
Л.О.: изготовление моделей изомерных молекул состава C3H7NO2
|
3
| Белки как биополимеры. Нуклеиновые кислоты.
| 1. Белки как природные биополимеры.
2. Структуры белков.
3. Физические и химические свойства белков.
4. Биологические функции белков. Значение белков.
5. Понятие о ДНК и РНК.
| Д.: 1) растворение и осаждение белков; 2) денатурация белков;
3) качественные реакции на белки;
4) модели ДНК и РНК;
Л.О.: 1) растворение белков в воде и их коагуляция;
2) обнаружение белка в курином яйце.
|
4
| Пр./р. №7: «Амины. Аминокислоты. Белки».
|
5
| К/р. №3: «Азотсодержащие органические соединения».
|
| Биологически активные вещества (4 часа).
|
| Витамины.
| 1. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение.
2. Нормы потребления витаминов.
3. Водорастворимые и жирорастворимые витамины.
4. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах.
5. Профилактика авитаминозов.
| Д.: 1) образцы витаминных препаратов, поливитамины;
2) иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов;
Л.О.: 1) обнаружение витамина А в растительном масле;
2) обнаружение витамина С в яблочном соке;
3) обнаружение витамина Д в желтке куриного яйца.
|
2
| Ферменты.
| 1. Понятие о ферментах как биологических катализаторах белковой природы.
2. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами.
3.Значение ферментов в биологии и промышленности.
| Д.:1) сравнение скорости разложения пероксида водорода под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (йодида калия, хлорида железа (III), оксида марганца (IV));
Л.О.: 1) ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы;
2) разложение пероксида водорода под действием каталазы;
3) действие дегидрогеназы на метиленовый синий.
|
3
| Гормоны.
| 1. Понятие о гормонах как о биологически активных веществах.
2. Классификация гормонов.
3. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.
| Д.: 1) плакат с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина;
2) взаимодействие адреналина с раствором хлорида железа (III);
3) белковая природа инсулина;
Л.О.: испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте.
|
4
| Лекарства.
| 1. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах.
2. Группы лекарств.
3. Лекарственные формы: безопасные способы применения.
| Д.: плакаты с формулами: амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой кислоты, ложной дигидрофолиевой кислоты, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина;
Л.О.: обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме.
|
| Повторение курса «Органическая химия» (3 часа).
|
1-2
| Типы химических реакций в органической химии. Генетическая связь между классами органических веществ.
| 1. Типы химических реакций в органической химии.
2. Генетическая связь между классами органических веществ.
3. Выполнение упражнений, решение задач.
| Д.: схема «Генетическая связь между классами органических соединений».
|
3
| Пр./р. №8: «Идентификация органических соединений».
|
| Итоговая контрольная работа за курс «Органическая химия» (2 часа)
|
| Резервное время – 4 часа.
|