Рассказу Ю. Сотника "Гадюка" на тему "Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь





Скачать 74.93 Kb.
НазваниеРассказу Ю. Сотника "Гадюка" на тему "Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь
Дата публикации07.09.2014
Размер74.93 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок

Урок литературы в 5-м классе по рассказу Ю.Сотника "Гадюка" на тему "Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь»


Общая цель урока: расширить круг чтения учащихся, продолжить работу по анализу прозаического произведения.

Цели:

обучающие: формировать умение наблюдать над художественным словом, делать самостоятельные выводы, показать роль речевых характеристик в раскрытии характеров героев, роль детали, средств выразительности;

развивающие: развивать умение анализировать прозаическое произведение, вести диалог, формировать основную мысль произведения, развивать умение рассуждать, развивать исследовательские способности (умение сравнивать);

воспитательные: привлечь внимание учащихся к вопросам, связанным с появлением сочувствия, уважения к другим людям и всему живому.

Оборудование: компьютер, презентация, рисунки ребят, толковые словари.

ХОД УРОКА

Слайд № 1

1. Подготовка к восприятию.

Звучит фонограмма (слышен шум отъезжающего поезда, вокзала, стук колес). Слайд № 2

- Ребята, вы слышите? Поезд тронулся. Вот он набирает ход, все отчетливее и громче стучат колеса. Давайте и мы с вами отправимся в одном из вагонов вместе с героями рассказа “Гадюка”.

2. Слово учителя о писателе.

В это путешествие нас пригласил замечательный современный писатель Юрий Вячеславович Сотник (слайд № 3). Герои его произведений – обыкновенные ребята, которые могли бы жить, а может быть, живут рядом с нами. Юрий Сотник – писатель с тонким чувством юмора, это вы, наверно, заметили. Смешное в рассказе писателя часто переходит в серьезное и наоборот.

-В какую сложную ситуацию попал Борька? (сжатый пересказ)

-Охарактеризуйте Борьку. (синквейн, подготовленный дома )

Автор показывает Борьку и других своих героев в сложных жизненных ситуациях. Как вы думаете, почему?

Автор размышляет о том, какие качества необходимы человеку, чтобы построить добрые отношения со всеми окружающими. На эту тему вместе с писателем порассуждаем и мы. Это цель нашего урока. Как вы думаете, о каких качествах идет речь? А какие качества мешают людям в отношениях друг с другом?

(Работа в группах, затем коллективное составление и запись в таблицу).

Помогают людям

Мешают людям

Доброта, сердечность, бескорыстие,
сочувствие, внимание, человечность

Эгоизм, зло,
равнодушие, мелочность

Слайд № 4

4. Анализ текста (беседа по содержанию).

- Итак, в вагон, в котором едем и мы с вами, входит мальчик. Что в его поведении необычного? Как это объясняет автор? (Мальчик двигался по вагону медленно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с нее глаз”. В сумке у Бори (так звали мальчика) находились “земноводные и пресмыкающиеся”.)

- Какова была реакция пассажиров на известие о том, что Боря везет “лягушек, жаб, ящериц, ужей”? Докажите текстом. Не забывайте о том, что вы тоже находитесь в этом поезде.

Понравилось бы вам соседство таких животных? (Работа в парах, затем коллективное обсуждение и запись на доске.)

Пассажиры отреагировали по-разному.

Брезгливо

“бррр, какая мерзость”

Нервно

“старичок побарабанил пальцами по портфелю”

Настороженно

“гадов-то этих?”

Боязливо

“ужас какой”

Заинтересованно

“и долго ты их ловил?”

Отношение учащихся

 

Слайд № 5

- Какие же отношения сложились между случайными попутчиками? Какие качества этому способствовали?

- Но вот добросердечные отношения между пассажирами подвергаются испытанию. Какому?

Слайд № 6

Опережающее задание: выразительное чтение по ролям от слов “Уж возле головы пятнышки такие желтые имеет” до “Давай, давай, бабуся, эвакуируйся!”

- Ребята, как вы думаете, что чувствовал Боря в эти минуты? Найдите слова и словосочетания, рисующие переживания мальчика. (Работа в парах). (Мальчик был в смятении. Он испугался, ему было стыдно за себя, жалко змею, он не знал, что делать: “он вдруг умолк”, “лицо его приняло сосредоточенное выражение”, “Боря всхлипнул под лавкой”, “уши его окрасились в темно-красный цвет”, “на физиономии выступили капельки пота”.)

- Как вы считаете, в чем больше всего нуждался мальчик в эту минуту (представьте себя на его месте).

(Боря нуждался в помощи, понимании, сочувствии.)

- Каждый из нас, оказавшись в трудной ситуации, вправе рассчитывать на понимание и сочувствие окружающих. А часто ли вы относитесь с пониманием к окружающим? Нашел ли Боря сочувствие среди пассажиров? Как они себя вели?

- Когда гадюку нашли, все заспорили о том, как с нею поступить. Напоминаю, что мы с вами тоже пассажиры этого поезда. Давайте поспорим вместе с другими.

(Построение диалога.) КОЗ

- Найдите в тексте ключевые слова, являющиеся самыми главными аргументами в защиту гадюки и Борьки?

(“Сочувствие надо иметь”, “уважение к чужому труду”.)

5. Словарная работа.

(Ребята работают в парах с толковыми словарями, ищут словарные статьи слов “сочувствие”, “уважение”, записывают в тетрадь, на доске слайд № 7

- Какие еще слова с приставкой со- всем известны? Что их объединяет?

(Сострадание, соучастие, сопереживание, сотрудничество, сопричастность, содружество …, Слайд № 8.)

6. Наблюдение над языком произведения. (Работа в группах.)

- В каких словах и поступках героев рассказа проявились те качества, о которых мы с вами говорили. Какие это слова? (Работа в группах: 1 – наблюдение над речью и поступками лейтенанта, 2 – рабочего, 3 – колхозницы). По итогам работы – составление таблицы (слайд № 5).

лейтенант

рабочий

колхозница

Его речь полна чувств, юмора, он готов помочь и мальчику и гадюке.

“Поищем гадюку?”

“Посмотрите на мальчика: ведь работал человек, трудился!”

Говорит четко, деловито, готов помочь мальчику, предлагает гадюку “поймать и отдать охотнику”

По-женски сетует, осознает опасность, но на деле тоже помогает мальчику, утверждая: “ведь тоже сочувствие надо иметь”.

7. Обобщение, выводы.

- Ребята, что вы можете сказать о пассажирах в начале рассказа? Что изменилось в финале? Сравните. Почему произошли перемены?(В начале рассказа перед нами разобщенные люди: “многие в вагоне спали”, “пассажиры исподтишка наблюдали”, “до появления Бори тишина нарушалась лишь постукиванием колес”, в финале рассказа: “до самой Москвы пассажиры вслух вспоминали свои ученические годы, и в вагоне было очень весело”. Люди сдружились, потому что сообща сделали доброе дело, проявили лучшие человеческие качества, а это всегда сближает даже очень разных людей.)

- Итак, ребята, давайте еще раз вспомним те качества, которые способствуют сближению людей, делают общение приятным, а жизнь счастливее (слайд № 4)

8. Подведение итогов урока. Оценочный лист. 9 Домашнее задание Слайд №

Рабочий лист
1. Работа в группах.


Качества, которые помогают людям

Качества, которые мешают людям





































2. Работа в парах.

- Какова была реакция пассажиров на известие о том, что Боря везет “лягушек, жаб, ящериц, ужей”? Докажите текстом.

Пассажиры отреагировали по- разному. Доказательства из текста

Брезгливо




Нервно




Настороженно




Боязливо




Заинтересованно




Наше отношение





3. Диалог

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. - В каких словах и поступках героев рассказа проявились те качества, о которых мы с вами говорили. Какие это слова? (Работа в группах: 1 – наблюдение над речью и поступками лейтенанта, 2 – рабочего, 3 – колхозницы). По итогам работы – составление таблицы (слайд № 5).

Лейтенант

Рабочий

Колхозница

































































5.Самооценка_________________________________________________________________


Я тебе помогу!
Бедный котёнок, бездомный, несчастный
Ёжась от ветра, сидит на снегу.
Голод в желудке и холод ужасный;
Мне бы помочь ему! Что ж я могу?
Взять бы домой тебя – мама не пустит.
Дать бы поесть тебе – нет ничего.
Бедный котёнок несчастный и грустный,
Жалко мне бросить тебя одного!
В чём ты, скажи, провинился, бедняжка?
Где твоя мама? Хозяин где твой?
Бедный котёнок, ах, как тебе тяжко
Сидеть одному здесь суровой зимой!
Милый, пойдём, я найду тебе место –
Мама не пустит, так другу отдам!
А что с тобой станется тут, неизвестно,
В снегу замерзать здесь тебе я не дам.
Сколько на свете бездомных, несчастных
Зверей и людей! Как им нужно помочь!
Бедный котёнок, бездомный, несчастный,
Ёжась от ветра, сидит на снегу .
Голод в желудке и холод ужасный…
Скажи же ему: «Я тебе помогу!»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассказу Ю. Сотника \"Гадюка\" на тему \"Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь icon«Савитри» это мантра для трансформации мира
Согласно Шри Ауробиндо первая Песнь «Савитри» является ключом к восприятию и пониманию всей поэмы. Она называется «Символическая...
Рассказу Ю. Сотника \"Гадюка\" на тему \"Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу. Забота – это готовность всегда прийти ребенку на помощь, заинтересованность...
Рассказу Ю. Сотника \"Гадюка\" на тему \"Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь iconЗмеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика:...
Познакомить учащихся с отличительными особенностями змей, учить применять полученные знания в жизни
Рассказу Ю. Сотника \"Гадюка\" на тему \"Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В последнее время все чаще говорится о здоровье детей. Положение сложилось тяжелое. На помощь школе должны прийти здоровьесберегающие...
Рассказу Ю. Сотника \"Гадюка\" на тему \"Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь iconРеферат История и эволюция инфографики
С каждым денем, их количество только увеличивается, и становится все труднее и труднее обрабатывать информацию. Справиться с таким...
Рассказу Ю. Сотника \"Гадюка\" на тему \"Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь iconРабочая программа по классам 1 кл
России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство
Рассказу Ю. Сотника \"Гадюка\" на тему \"Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь iconПрограмма спецкурса по выбору для предпрофильной подготовки
Помогает уточнить готовность и способность обучающихся осваивать выбранный предмет на повышенном уровне
Рассказу Ю. Сотника \"Гадюка\" на тему \"Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И, на мой взгляд, произведения Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание»), в которых заложены...
Рассказу Ю. Сотника \"Гадюка\" на тему \"Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся...
Определить, каким представляется каждому из субъектов обучения (детям, их родителем и учителям) процесс и результат обучения в основной...
Рассказу Ю. Сотника \"Гадюка\" на тему \"Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь iconАннотация рабочей учебной программы по дисциплине ботаника
Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, к сотрудничеству и разрешению конфликтов,...
Рассказу Ю. Сотника \"Гадюка\" на тему \"Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рассказу Ю. Сотника \"Гадюка\" на тему \"Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство
Рассказу Ю. Сотника \"Гадюка\" на тему \"Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь iconЗакон РФ «Об образовании»
Компетенция готовность (самостоятельно реализуемая способность) применять знания, умения, личностные качества и практический опыт...
Рассказу Ю. Сотника \"Гадюка\" на тему \"Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь iconНазвание дисциплины
Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию...
Рассказу Ю. Сотника \"Гадюка\" на тему \"Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь iconРоссийской федерации
Земле, Солнечной системе, Нашей Галактике, Вселенной; сформировать общекультурные и общепрофессиональные компетенции, определяющие...
Рассказу Ю. Сотника \"Гадюка\" на тему \"Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь iconПостроение урока с применением программных мультимедиа средств (видеофрагментов)
Основной задачей каждого преподавателя иностранных языков является развитие коммуникативной компетенции учащихся, способность и готовность...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск