Скачать 74.93 Kb.
|
Урок литературы в 5-м классе по рассказу Ю.Сотника "Гадюка" на тему "Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь»Общая цель урока: расширить круг чтения учащихся, продолжить работу по анализу прозаического произведения. Цели: обучающие: формировать умение наблюдать над художественным словом, делать самостоятельные выводы, показать роль речевых характеристик в раскрытии характеров героев, роль детали, средств выразительности; развивающие: развивать умение анализировать прозаическое произведение, вести диалог, формировать основную мысль произведения, развивать умение рассуждать, развивать исследовательские способности (умение сравнивать); воспитательные: привлечь внимание учащихся к вопросам, связанным с появлением сочувствия, уважения к другим людям и всему живому. Оборудование: компьютер, презентация, рисунки ребят, толковые словари. ХОД УРОКА Слайд № 1 1. Подготовка к восприятию. Звучит фонограмма (слышен шум отъезжающего поезда, вокзала, стук колес). Слайд № 2 - Ребята, вы слышите? Поезд тронулся. Вот он набирает ход, все отчетливее и громче стучат колеса. Давайте и мы с вами отправимся в одном из вагонов вместе с героями рассказа “Гадюка”. 2. Слово учителя о писателе. В это путешествие нас пригласил замечательный современный писатель Юрий Вячеславович Сотник (слайд № 3). Герои его произведений – обыкновенные ребята, которые могли бы жить, а может быть, живут рядом с нами. Юрий Сотник – писатель с тонким чувством юмора, это вы, наверно, заметили. Смешное в рассказе писателя часто переходит в серьезное и наоборот. -В какую сложную ситуацию попал Борька? (сжатый пересказ) -Охарактеризуйте Борьку. (синквейн, подготовленный дома ) Автор показывает Борьку и других своих героев в сложных жизненных ситуациях. Как вы думаете, почему? Автор размышляет о том, какие качества необходимы человеку, чтобы построить добрые отношения со всеми окружающими. На эту тему вместе с писателем порассуждаем и мы. Это цель нашего урока. Как вы думаете, о каких качествах идет речь? А какие качества мешают людям в отношениях друг с другом? (Работа в группах, затем коллективное составление и запись в таблицу).
Слайд № 4 4. Анализ текста (беседа по содержанию). - Итак, в вагон, в котором едем и мы с вами, входит мальчик. Что в его поведении необычного? Как это объясняет автор? (Мальчик двигался по вагону медленно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с нее глаз”. В сумке у Бори (так звали мальчика) находились “земноводные и пресмыкающиеся”.) - Какова была реакция пассажиров на известие о том, что Боря везет “лягушек, жаб, ящериц, ужей”? Докажите текстом. Не забывайте о том, что вы тоже находитесь в этом поезде. Понравилось бы вам соседство таких животных? (Работа в парах, затем коллективное обсуждение и запись на доске.) Пассажиры отреагировали по-разному.
Слайд № 5 - Какие же отношения сложились между случайными попутчиками? Какие качества этому способствовали? - Но вот добросердечные отношения между пассажирами подвергаются испытанию. Какому? Слайд № 6 Опережающее задание: выразительное чтение по ролям от слов “Уж возле головы пятнышки такие желтые имеет” до “Давай, давай, бабуся, эвакуируйся!” - Ребята, как вы думаете, что чувствовал Боря в эти минуты? Найдите слова и словосочетания, рисующие переживания мальчика. (Работа в парах). (Мальчик был в смятении. Он испугался, ему было стыдно за себя, жалко змею, он не знал, что делать: “он вдруг умолк”, “лицо его приняло сосредоточенное выражение”, “Боря всхлипнул под лавкой”, “уши его окрасились в темно-красный цвет”, “на физиономии выступили капельки пота”.) - Как вы считаете, в чем больше всего нуждался мальчик в эту минуту (представьте себя на его месте). (Боря нуждался в помощи, понимании, сочувствии.) - Каждый из нас, оказавшись в трудной ситуации, вправе рассчитывать на понимание и сочувствие окружающих. А часто ли вы относитесь с пониманием к окружающим? Нашел ли Боря сочувствие среди пассажиров? Как они себя вели? - Когда гадюку нашли, все заспорили о том, как с нею поступить. Напоминаю, что мы с вами тоже пассажиры этого поезда. Давайте поспорим вместе с другими. (Построение диалога.) КОЗ - Найдите в тексте ключевые слова, являющиеся самыми главными аргументами в защиту гадюки и Борьки? (“Сочувствие надо иметь”, “уважение к чужому труду”.) 5. Словарная работа. (Ребята работают в парах с толковыми словарями, ищут словарные статьи слов “сочувствие”, “уважение”, записывают в тетрадь, на доске слайд № 7 - Какие еще слова с приставкой со- всем известны? Что их объединяет? (Сострадание, соучастие, сопереживание, сотрудничество, сопричастность, содружество …, Слайд № 8.) 6. Наблюдение над языком произведения. (Работа в группах.) - В каких словах и поступках героев рассказа проявились те качества, о которых мы с вами говорили. Какие это слова? (Работа в группах: 1 – наблюдение над речью и поступками лейтенанта, 2 – рабочего, 3 – колхозницы). По итогам работы – составление таблицы (слайд № 5).
7. Обобщение, выводы. - Ребята, что вы можете сказать о пассажирах в начале рассказа? Что изменилось в финале? Сравните. Почему произошли перемены?(В начале рассказа перед нами разобщенные люди: “многие в вагоне спали”, “пассажиры исподтишка наблюдали”, “до появления Бори тишина нарушалась лишь постукиванием колес”, в финале рассказа: “до самой Москвы пассажиры вслух вспоминали свои ученические годы, и в вагоне было очень весело”. Люди сдружились, потому что сообща сделали доброе дело, проявили лучшие человеческие качества, а это всегда сближает даже очень разных людей.) - Итак, ребята, давайте еще раз вспомним те качества, которые способствуют сближению людей, делают общение приятным, а жизнь счастливее (слайд № 4) 8. Подведение итогов урока. Оценочный лист. 9 Домашнее задание Слайд № Рабочий лист 1. Работа в группах.
2. Работа в парах. - Какова была реакция пассажиров на известие о том, что Боря везет “лягушек, жаб, ящериц, ужей”? Докажите текстом. Пассажиры отреагировали по- разному. Доказательства из текста
3. Диалог _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. - В каких словах и поступках героев рассказа проявились те качества, о которых мы с вами говорили. Какие это слова? (Работа в группах: 1 – наблюдение над речью и поступками лейтенанта, 2 – рабочего, 3 – колхозницы). По итогам работы – составление таблицы (слайд № 5).
5.Самооценка_________________________________________________________________ Я тебе помогу! Бедный котёнок, бездомный, несчастный Ёжась от ветра, сидит на снегу. Голод в желудке и холод ужасный; Мне бы помочь ему! Что ж я могу? Взять бы домой тебя – мама не пустит. Дать бы поесть тебе – нет ничего. Бедный котёнок несчастный и грустный, Жалко мне бросить тебя одного! В чём ты, скажи, провинился, бедняжка? Где твоя мама? Хозяин где твой? Бедный котёнок, ах, как тебе тяжко Сидеть одному здесь суровой зимой! Милый, пойдём, я найду тебе место – Мама не пустит, так другу отдам! А что с тобой станется тут, неизвестно, В снегу замерзать здесь тебе я не дам. Сколько на свете бездомных, несчастных Зверей и людей! Как им нужно помочь! Бедный котёнок, бездомный, несчастный, Ёжась от ветра, сидит на снегу . Голод в желудке и холод ужасный… Скажи же ему: «Я тебе помогу!» |
«Савитри» это мантра для трансформации мира Согласно Шри Ауробиндо первая Песнь «Савитри» является ключом к восприятию и пониманию всей поэмы. Она называется «Символическая... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу. Забота – это готовность всегда прийти ребенку на помощь, заинтересованность... | ||
Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика:... Познакомить учащихся с отличительными особенностями змей, учить применять полученные знания в жизни | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В последнее время все чаще говорится о здоровье детей. Положение сложилось тяжелое. На помощь школе должны прийти здоровьесберегающие... | ||
Реферат История и эволюция инфографики С каждым денем, их количество только увеличивается, и становится все труднее и труднее обрабатывать информацию. Справиться с таким... | Рабочая программа по классам 1 кл России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство | ||
Программа спецкурса по выбору для предпрофильной подготовки Помогает уточнить готовность и способность обучающихся осваивать выбранный предмет на повышенном уровне | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И, на мой взгляд, произведения Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание»), в которых заложены... | ||
Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся... Определить, каким представляется каждому из субъектов обучения (детям, их родителем и учителям) процесс и результат обучения в основной... | Аннотация рабочей учебной программы по дисциплине ботаника Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, к сотрудничеству и разрешению конфликтов,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство | ||
Закон РФ «Об образовании» Компетенция готовность (самостоятельно реализуемая способность) применять знания, умения, личностные качества и практический опыт... | Название дисциплины Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию... | ||
Российской федерации Земле, Солнечной системе, Нашей Галактике, Вселенной; сформировать общекультурные и общепрофессиональные компетенции, определяющие... | Построение урока с применением программных мультимедиа средств (видеофрагментов) Основной задачей каждого преподавателя иностранных языков является развитие коммуникативной компетенции учащихся, способность и готовность... |