Скачать 309.5 Kb.
|
Глава 3. Профессионально-диагностическое тестирование, интерпретация полученных результатов Цели: – знакомство студентов с понятиями “профессия”, “специальность”, “должность”; – рассмотреть классификации профессий по Е.А. Климову; Задачи: – повышение уровня психологической компетенции студентов; – пробуждение потребности в самосовершенствовании; – определение типа будущей профессии. Один добытый опыт важнее семи правил мудрости. Арабское изречение 3.1. Что такое профессия? Классификация профессий Если попросить человека перечислить известные ему профессии, то, как показывает практика, полученный список будет включать в себя не более ста наименований, хотя на сегодняшний день в мире существует более 40 тысяч профессий, а в России существует более 20 тысяч. Интересно, что ещё в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою квалификацию видов профессиональной деятельности:
У понятия «профессия» существует достаточно много определений. Приведем некоторые из них. «Профессия есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию… и признается за профессию личным самосознанием данного лица» (С. М. Богословский). «Профессия — это необходимая для общества и сложившаяся в нем ограниченная область осуществления человеком трудовых функций, позволяющая ему получить взамен приложенного им труда средства существования и развития» (Е. А. Климов). «Профессия — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения, которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества» (Ю. В. Котелова; Э. Ф. Зеер). Прежде чем перейти к разговору о том, как выбирать профессию, нужно определиться, что же означает само понятие — профессия. Происходит это слово от латинского professio, означающего «публичное выступление». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично. В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое: требует специальной подготовки, обучения. Те виды работы, которыми сразу может заниматься любой человек, взятый «с улицы» (скажем, разносчик конвертов по почтовым ящикам или расклейщик объявлений), — это еще не профессия. Ее нужно осваивать, а для этого требуются способности и затраты труда. В каких-то профессиях — минимальные, в каких-то — гигантские. Кстати, в современном английском языке понятие «профессия» (profession) применяется только к сложным видам работы, требующим длительного обучения, все остальное называется «занятие» (occupation); практикуется человеком регулярно. Чаще всего профессия подразумевает возможность и необходимость регулярного, а не эпизодического труда. К примеру, если человек занимается преподаванием и время от времени пишет еще и статьи по тому предмету, который преподает, то его профессия — «преподаватель», а не «автор статей»; служит источником средств к существованию. Этим профессия отличается от хобби. Хобби — занятие, совершаемое человеком ради собственного удовольствия, профессия помогает зарабатывать на жизнь. Если профессия тоже приносит удовольствие, очень хорошо. Но даже если все обстоит иначе, то, когда человек работает, он, тем не менее, выполняет дело вне зависимости от своего настроения (или же перестает работать, увольняясь). Существует целый ряд понятий, которые зачастую идентифицируют с понятием «профессия». Давайте их разведем. Специальность — это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии. Например, в профессию «врач» входят такие специальности, как терапевт, хирург, окулист, педиатр и еще несколько десятков конкретных профилей деятельности, а в профессию «слесарь» — такие как сантехник, электрослесарь, слесарь по ремонту подвижного состава и др. Профессиональное обучение бывает нацелено как на получение профессии, в рамках которой затем можно будет сосредоточиться на чем-то одном, так и сразу на конкретную специальность. Квалификация – определяется уровнем специальных знаний, практических навыков и характеризуется степенью сложности выполняемого конкретного вида работы. К квалифицированным рабочим кадрам относятся работники, которые обладают теоретическими знаниями и практическими навыками, требующими соответствующего обучения и аттестации. Должность — это конкретный трудовой пост в организации. Встречаются должности, которые могут занимать только представители вполне определенной профессии. Так, участковым врачом в поликлинике имеет право быть только тот, чья профессия — врач, терапевт. Но некоторые должности могут быть занимаемы и представителями различных профессий. Скажем, менеджером по кадрам на предприятии бывает и психолог и юрист. А некоторые должности, преимущественно в сфере низкоквалифицированного труда, вообще не связаны с требованиями к профессии человека. Например, кондуктором в общественном транспорте может стать студент-философ, или вышедший на пенсию инженер, или даже выпускник средней школы, не получивший пока вообще никакой профессии. Бывают люди и так называемых «свободных профессий» (чаще всего это художники, скульпторы, литераторы и т. п.), которые не занимают какую-либо конкретную должность, а выполняют отдельные заказы или живут на средства от продажи своих произведений. Вакансия – это свободное рабочее место, незанятая должность в учреждении. Профессия, специальность, квалификация, должность и вакансия – это разные понятия; обычно в рамках одной профессии можно приобрести несколько специальностей и квалификаций, также возможно занять разные должности. В «Международном стандарте классификации профессий» описаны 9333 профессии. Российский «Единый тарифно-квалификационный справочник» включает в себя около 7000 профессий и специальностей, но многие из них в реальности весьма редкие, и даже их названия порой воспринимаются как нечто анекдотическое (например, в этом списке есть профессия «заточник карандашей, стержней и палочек»). По мере технического прогресса и изменения общественного устройства появляется и множество новых профессий. Многозначность понятия «профессия» связана с тем, что, как отмечает Е. А. Климов, оно подразумевает и общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни, и область приложения сил, и собственно деятельность, и квалификацию специалиста. Понятие «профессия» используется и для обозначения: • ограниченного вида труда; • труда, требующего специальной подготовки и постоянной переподготовки; • общественно полезного труда; • труда, дающего человеку определенный статус в обществе. Для человека профессия — это источник существования и средство личностной самореализации. Профессию человека надо отличать от трудового занятия, которое тоже является деятельностью человека для поддержания своего существования, но не обязательно связанное с самореализацией и не требующее специальной подготовки. Специальность — это один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов. В связи с существованием большого числа профессий (несколько тысяч) для удобства рассмотрения принято их классифицировать, т. е. делить на группы исходя из имеющихся у них общих признаков. В зависимости от того или иного аспекта рассмотрения профессий могут быть представлены следующие виды классификаций: физиологическая, медицинская, экономическая, психологическая. Психологический аспект рассмотрения профессий может включать разные основания для их деления, например: 1) работа с людьми, работа с материальными объектами; 2) профессии, связанные с материальными отношениями, с формальными отношениями, с идеальными отношениями; 3) профессии, различающиеся по требуемому уровню интеллекта; 4) деление профессий на основе признаков, дифференцирующих людей по свойствам нервной системы; 5) наконец, профессии могут различаться объектом труда, с которым человек имеет дело. Наиболее полной и наиболее известной классификацией профессий в отечественной психологии является классификация, разработанная Е. А. Климовым (1995). Он предложил четырехъярусную классификацию профессий по признакам объекта, целей, средств и условий труда. Первый ярус — деление профессий по объекту труда. На этом основании могут быть выделены пять типов профессий. 3.2. Методика определения типа профессий И состоявшийся профессионал с многолетним стажем, и молодой специалист часто думают об одном и том же — правильно ли они выбрали профессию? Психологи предлагают четыре способа узнать это. Допустим, вы являетесь финансовым аналитиком, а ваши родственники уверены, что из вас получился бы отличный преподаватель. Лучший друг уверен, что вам надо было стать психологом. А коллеги по работе считают, что с вашими способностями надо было работать переводчиком. Все эти люди могут быть по-своему правы! Задумывались ли вы когда-нибудь, правильную ли специальность выбрали? Психологи приводят несколько методик, благодаря которым вы поймете, занимаетесь ли своим делом. Газетный тест Возьмите стопку газет, скопившуюся за месяц, и отберите все статьи, упоминающиеся в которых люди или профессии вас заинтересовали. Постарайтесь сгруппировать эти статьи в 3 категории. Что получилось? Вам интересны будни судебного исполнителя? Продавца? Хирурга-офтальмолога? Анализ несоответствия Возможно, вы терпеть не можете ходить на работу к 8 утра или ненавидите групповые проекты. Ваши предпочтения стиля работы определяют и подходящие для вас профессии . "Каждый из нас имеет причины, по которым одна профессия подходит нам больше, чем другая", говорит Линн Дауд (Lynn Dowd), психолог из университета Северной Дакоты. Необходимо только выявить внутренние барьеры, не позволяющие человеку работать в той или иной области". Психологи называют это анализом несоответствия — несоответствия ваших предпочтений и нужд с одной стороны, и карьерных требований с другой стороны. Ярмарка вакансий Лучшее место для получения информации по интересующим вас профессиям — ярмарки вакансий. Вы можете работать на 2 ставки в 3 местах, но нет ничего зазорного в том, чтобы просто посетить ярмарку вакансий и посмотреть, какие специальности востребованы на рынке труда. "Вы можете удивиться, сколько существует профессий, о которых вы никогда даже не слышали, но которые идеально вам подходят", — считает Карл Арлрикс (Karl Arlrichs), психолог, занимающийся подбором персонала для Нью-Йоркских компаний. Даже простая официантка может стать специалистом по чайной церемонии. А знаете ли вы, чем занимаются этологи? Тестирование свойств личности Существуют десятки подобных тестов. На основании ваших ответов на вопросы, касающихся стремления к доминированию и контролю, выявления побуждающих мотивов, желаний и стремлений эти тесты помогают определить тип профессии, наиболее подходящий конкретному человеку. Всем нам что-то нравится делать больше, а что-то меньше, что-то мы вообще отказываемся делать. Кто-то любит ремонтировать технику, кому-то больше нравится общаться с людьми, один в восторге от логики алгоритмов, другой стремится сохранить для потомков образы того, что его окружает, и тому подобное. Любая профессия, в зависимости от того, с чем имеет дело работник, может быть отнесена к одному из 5 типов (по Е. А. Климову): техника, знаковая система, человек, художественный образ, природа. Представленный ниже тест поможет выбрать наиболее подходящий для Вас тип. Комментарии к тесту подскажут, какие профессии он включает, а также какие качества требуются от человека, желающего их получить. Как выбрать профессию? Психологические типы профессий по Е.А. Климову Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль - то есть, к какому типу и по какому критерию она относится. А потом составить для себя "идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.
1. В зависимости от предмета труда все профессии можно грубо подразделить на пять типов. "Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А" Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др. Среди профессий типа "человек -природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы. Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу... C другой стороны, при выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству. И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность. |
Решение заседания России и за рубежом. Психолого-педагогические аспекты тестирования. Понятие теста. Виды тестов. Формы тестовых заданий. Компьютерное... | Форма самостоятельной работы Обработка интерпретация данных, полученных в процессе патопсихологической диагностики | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации... | Реестр актов внедрения результатов научно-исследовательских работ в учебный процесс в 2014 году Оценка качества подготовки студентов неязыковых специальностей по дисциплине «Иностранный язык» на основе результатов Федерального... | ||
Е. П. Блаватская Тема первого семинара: Анализ метафизических результатов на комплексе «рофэс» (метафизическая интерпретация математических моделей... | Студент: Исакова А. А Тема первого семинара: Анализ метафизических результатов на комплексе «рофэс» (метафизическая интерпретация математических моделей... | ||
«Путешествие в мир алмаза» Тема первого семинара: Анализ метафизических результатов на комплексе «рофэс» (метафизическая интерпретация математических моделей... | Гетман на перекрестье истории Тема первого семинара: Анализ метафизических результатов на комплексе «рофэс» (метафизическая интерпретация математических моделей... | ||
Болота – удивительный мир Целью моей работы стало моделирование поведения человека и животных на болоте, а также интересная, увлекательная демонстрация полученных... | Конкурс достижений талантливой молодёжи Тема первого семинара: Анализ метафизических результатов на комплексе «рофэс» (метафизическая интерпретация математических моделей... | ||
Вопрос если вы заблудились в лесу Целью моей работы стало моделирование поведения человека и животных на болоте, а также интересная, увлекательная демонстрация полученных... | Семинар повышения квалификации для специалистов Тема первого семинара: Анализ метафизических результатов на комплексе «рофэс» (метафизическая интерпретация математических моделей... | ||
Список публикаций Белянина А. Ф. за 2009-2012 Тема первого семинара: Анализ метафизических результатов на комплексе «рофэс» (метафизическая интерпретация математических моделей... | Сотворение образов на каждый день недели Тема первого семинара: Анализ метафизических результатов на комплексе «рофэс» (метафизическая интерпретация математических моделей... | ||
Программа дисциплины «Библейский взгляд на предназначение и судьбу... Целью данного семинара является углубление и расширение знаний, полученных в процессе освоения курса «Христанская и раввинистическая... | «Интерпретация текста» Данный курс представляет блок гуманитарных дисциплин и является федеральным компонентом. Интерпретация текста изучается в 9 семестре... |