«Утверждено»
Директор ГБОУ СОШ № 424
_____________ И.П. Авдеева
«___» ________________ г.
Рабочая программа по биологии
на 2013-2014 учебный год Учреждение: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 424
Класс 10 б
Общее количество часов за год ___68___________ в неделю __2_______
Количество контрольных работ _______________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(указать вид работы и количество часов)
Учитель:
ФИО Жулинская О.Б.___________________________________________
Квалификационная категория 1
Педагогический стаж 11лет Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы « Биология» изд. « Дрофа». 2009г.____________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой среднего (полного) общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса «Биология 6-11 класс»-М.:Дрофа,2005, автор Н.И.Сонин.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
На изучение биологии на базовом уровне отводится 138 часов, в том числе68часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2час в неделю в 10 классе и 2 час в неделю в 11 классе.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметных по своей сущности. В старшей школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии. Рабочая программа ориентирована на учебник:
В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонов, Е.Т.Захарова изд «Дрофа». 2009 г. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Учебно-тематическое планирование по биологии
Биология как наука Методы научного познания. 3 ч
Возникновение жизни на Земле. 3ч
Учение о клетке. 19ч
Размножение и развитие организмов. 13
Основы генетики и селекции. 31
Планирование составлено на основе: Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2009 Список используемой литературы:
В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Биология. Общая биология. Базовый уровень 10-11 классы Учебник для общеобразовательных учреждений. ООО «Дрофа» 2008г.- 368 с.
Дополнительная литература:
Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
Календарно–тематическое планирование
по биологии в 10 классе (68 часов, 2 часа в неделю)
№ урока
п.п.
|
Темы уроков
|
Кол-во
|
Тип урока
|
Элементы
содержания
|
Требования к уровню
|
Вид контроля
| Домашняя задания
| Дата
проведения
|
|
|
| Введение в биологию (5 ч)
|
| 1.
| Предмет и задачи общей биологии
| 1
| Урок изучения нового материала
| Факты
Биология как наука. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании научного мировоззрения. Методы познания живой природы.
Объект изучения биологии -биологические систем
| Описывать методы познания живых организмов. Определять место биологии в системе Выделять объект биологического исследования.естественных наук
| Вопрос 3 на с.17
учебника.
| Введение
| 1 неделя01
|
| Многообразие живого мира. ( 2 ч)
|
|
|
|
| Определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер.
| Задание 4 на с.5.
|
| 2.
| Уровни организации живой материи
| 1
| Урок изучения нового материала
| Ключевые понятия
Жизнь
Факты Уровни организации живой материи.
Принцип Иерархический (многоуровневый) принцип построения живой природы
| Давать определение понятию жизнь. Объяснять проявления иерархического принципа организации живой природы Определять принадлежность биологического объекта к уровню организации жизни
| Задание 3 на с.29. Вопросы на с.19.
| .§1.1.
|
|
| 3.
| Методы исследования в биологии.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Ключевые понятия
Ассимиляция
Диссимиляция
Гомеостаз
Метаболизм
Онтогенез
Раздражимость
Размножение
Рефлекс
Филогенез
Факты Общие признаки биологических систем.
Процесс Обмен веществ в неживой природе и метаболизм.
| Давать определения ключевым понятиям. Объяснять проявление свойств живых организмов на различных уровнях организации. Отличать биологические системы от объектов неживой природы
| Задание со свободным ответом
по выбору учителя. Вопрос 2 на с.28. Вопросы для обсуждения на с.19. Задание 4 на с.9 Вопросы на с.19
| .§1.2.
|
|
| Возникновения жизни на земле (3ч)
|
|
|
|
| Выявлять признаки живого (у отдельных организмов).
| Задание 1 на с.29.
|
| 4.
| Сущность жизни и свойства
| 1
| Урок изучения нового материала
| Факты
Научные точки зрения на возникновение жизни: абиогенез, биогенез. Религиозная точка зрения.
Теории, гипотезы Самозарождение жизни.
Принцип Все живое - из живого. Все живое из яйца.
| Обосновывать принцип
«все живое из яйца». Анализировать и оценивать содержание научной и религиозной точек зрения по вопросу происхождения жизни.
| Задание 4 на с.13. Задание 2 на с.11.
| .§2.1.
|
|
| 5.
| История изучения клетки.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Ключевые понятия
Коацерваты
Факт
Экспериментальное получение коацерватных капель. Возможности для преодоления низких концентраций. Теории и гипотезы Коацерватная гипотеза А. И. Опарина, Холдейна.
Ключевые понятия
Анаэробы Автотрофы Аэробы Гетеротрофы
Факт Роль фотосинтеза в эволюции протобионтов. Процесс Возникновение энергетических систем.
Становление генетического кода. Появление фотосинтеза.
| Давать определение понятию - коацерваты.
Называть возможности преодоления низких кон- центраций.
Описывать модель образования коацерватных капель.Сравнивать коацерваты с живыми существами.
Развернуто обосновывать перспективы образования и эволюции коа-церватов в современных
| Вопрос 3 на с.38.
| §2.2.-2.4
|
|
| 6.
| Клеточная теория
| 1
| Урок изучения нового материала
| Ключевые понятия
Эктодерма, энтодерма
Факт
События в биологической эволюции: появление эукариот, многоклеточности, полового процесса.
Теории и гипотезы гипотеза симбиогенеза
| Давать определение ключевым понятиям. описывать процесс появления многоклеточности
| Вопрос 4 на с78
| §2.5
|
|
| Учение о клетке (19ч)
|
|
|
|
| Отличать наблюдение от эксперимента.
| Задание 5 и 6 на с.13-14.
| Химическая организация клетки (7 ч)
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Химическая организация клетки.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Ключевое понятие
Буферность Биоэлементы Гидрофильные вещества Гидрофобные вещества
Объект Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы, ультрамикроэлементы. Строение и биологические функции молекул воды и неорганических веществ. Механизм обеспечения буферное™.
| Давать определение ключевым понятиям. Объяснять единство органического мира на основе сопоставительного анализа состава химических элементов Развернуто обосновывать зависимость функций воды в клетке от строения ее молекул
| Терминология с 89
| §3.1.
|
|
| 8.
| Органические вещества клетки
| 1
| Урок изучения нового материала
| Ключевые понятия
Денатурация Полипептид Ренатурация Ферменты
Объекты Молекулы белка живых клеток
Строение молекулы белка. Функции белков. Факт Сложная организация молекулы белка: первичная, вторичная, третичная, четвертичная структура. Связи, определяющие пространственную структуру. Влияние температуры на активность фермента.
Свойства Активность в водных растворах.
Большой поверхностный заряд. Термолабильность.
Процесс Образование пептидной связи.
Ферментативный катализ. Механизм химического иммунитета.
| Давать определение ключевым понятиям. Называть свойства белков. Осуществлять самостоятельный поиск информации о механизме действия ферментов Объяснять механизм образования первичной, вторичной, третичной структуры белка. Устанавливать соответствие между пространственной структурой белка и типом химической связи.
| Вопросы с. 99
| §3.2.1
|
|
| 9.
| Органические вещества клетки.
| 1
| Урок изучения нового материала
| . Ключевое понятие
Углеводы
Сложные углеводы
Объекты
Углеводы живых организмов.
Моносахариды: глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза
Дисахариды: Сахароза, молочный сахар
Полисахариды: Крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин
Строение и функции молекул: Строительная, энергетическая, защитная, функция запаса питательных веществ
| Давать определение ключевым понятиям. выделять особенности углеводного состава растительных и животных клеток. Характеризовать строение углеводов
| Вопросы с. 101
| §3.2.2
|
|
| 10
| Жиры. Общие свойства.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Ключевое понятие
Жиры Липоиды
Объекты
Липиды живых организмов. строение и функции молекул: структурная, энергетическая, функция запасания питательных веществ.
Свойства нерастворимость в воде
| Давать определение ключевым понятиям.
Описывать химический состав. Характеризовать строение жиров
| Терминология с.104
| §3.2.3
|
|
| 11.
| Белки. Характеристика.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Ключевые понятия
Ген
Нуклеиновые кислоты
Объекты Молекулы ДНК. Модель Уот-сона и Крика.
Факт Функции ДНК: хранение наследственной информации; передача наследственной информации из поколения в поколение; матрица в процессе транскрипции.
Принцип Комплементарность. Антипараллельность.
Закономерность Правило Чаргаффа.
Процесс Образование суперспирали
| Давать определение ключевым понятиям.
Описывать механизм образования суперспирали.
Характеризовать функции ДНК.
Объяснять принципы строения молекулы ДНК.
| | |