Биология





НазваниеБиология
страница1/4
Дата публикации24.09.2014
Размер0.57 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4


«Утверждено»

Директор ГБОУ СОШ № 424

_____________ И.П. Авдеева

«___» ________________ г.

Рабочая программа по биологии

на 2013-2014 учебный год
Учреждение: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 424

Класс 10 б

Общее количество часов за год ___68___________ в неделю __2_______

Количество контрольных работ _______________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(указать вид работы и количество часов)

Учитель:

ФИО Жулинская О.Б.___________________________________________

Квалификационная категория 1

Педагогический стаж 11лет
Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы « Биология» изд. « Дрофа». 2009г.____________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой среднего (полного) общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса «Биология 6-11 класс»-М.:Дрофа,2005, автор Н.И.Сонин.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

На изучение биологии на базовом уровне отводится 138 часов, в том числе68часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2час в неделю в 10 классе и 2 час в неделю в 11 классе.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

  • освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

  • овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

  • приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.


Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметных по своей сущности. В старшей школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.
Рабочая программа ориентирована на учебник:

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонов, Е.Т.Захарова изд «Дрофа». 2009 г.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);

  • особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;

  • особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.

Уметь (владеть способами деятельности):

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):

  • соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;

  • оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Учебно-тематическое планирование по биологии

  1. Биология как наука Методы научного познания. 3 ч

  2. Возникновение жизни на Земле. 3ч

  3. Учение о клетке. 19ч

  4. Размножение и развитие организмов. 13

  5. Основы генетики и селекции. 31


Планирование составлено на основе: Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2009
Список используемой литературы:

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Биология. Общая биология. Базовый уровень 10-11 классы Учебник для общеобразовательных учреждений. ООО «Дрофа» 2008г.- 368 с.

Дополнительная литература:

  1. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.

  2. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.



Календарно–тематическое планирование

по биологии в 10 классе (68 часов, 2 часа в неделю)


урока

п.п.


Темы уроков


Кол-во


Тип урока


Элементы

содержания


Требования к уровню


Вид контроля

Домашняя задания

Дата

проведения










Введение в биологию (5 ч)




1.

Предмет и задачи общей биологии

1

Урок изучения нового материала

Факты

Биология как наука. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формирова­нии научного мировоззрения. Методы познания живой природы.

Объект изучения биологии -биологические систем

Описывать методы по­знания живых организ­мов. Определять место био­логии в системе Выделять объект биоло­гического исследования.естест­венных наук

Вопрос 3 на с.17

учебника.

Введение

1 неделя01




Многообразие живого мира. ( 2 ч)













Определять темы курса, которые носят мировоз­зренческий характер.

Задание 4 на с.5.




2.

Уровни организации живой материи

1

Урок изучения нового материала

Ключевые понятия

Жизнь

Факты Уровни организации живой материи.

Принцип Иерархический (многоуров­невый) принцип построения живой природы

Давать определение понятию жизнь. Объяснять проявления иерархического принципа организации живой при­роды Определять принадлеж­ность биологического объекта к уровню органи­зации жизни

Задание 3 на с.29. Вопросы на с.19.

.§1.1.







3.

Методы исследования в биологии.

1

Урок изучения нового материала

Ключевые понятия

Ассимиляция

Диссимиляция

Гомеостаз

Метаболизм

Онтогенез

Раздражимость

Размножение

Рефлекс

Филогенез

Факты Общие признаки биологиче­ских систем.

Процесс Обмен веществ в неживой природе и метаболизм.

Давать определения ключевым понятиям. Объяснять проявление свойств живых организ­мов на различных уров­нях организации. Отличать биологические системы от объектов не­живой природы

Задание со сво­бодным ответом

по выбору учите­ля. Вопрос 2 на с.28. Вопросы для обсуждения на с.19. Задание 4 на с.9 Вопросы на с.19

.§1.2.







Возникновения жизни на земле (3ч)













Выявлять признаки жи­вого (у отдельных орга­низмов).

Задание 1 на с.29.




4.

Сущность жизни и свойства

1

Урок изучения нового материала

Факты

Научные точки зрения на возникновение жизни: абио­генез, биогенез. Религиозная точка зрения.

Теории, гипотезы Самозарождение жизни.

Принцип Все живое - из живого. Все живое из яйца.

Обосновывать принцип

«все живое из яйца». Анализировать и оце­нивать содержание на­учной и религиозной то­чек зрения по вопросу происхождения жизни.

Задание 4 на с.13. Задание 2 на с.11.

.§2.1.







5.

История изучения клетки.

1

Урок изучения нового материала

Ключевые понятия

Коацерваты

Факт

Экспериментальное получе­ние коацерватных капель. Возможности для преодоле­ния низких концентраций. Теории и гипотезы Коацерватная гипотеза А. И. Опарина, Холдейна.

Ключевые понятия

Анаэробы Автотрофы Аэробы Гетеротрофы

Факт Роль фотосинтеза в эволю­ции протобионтов. Процесс Возникновение энергетиче­ских систем.

Становление генетического кода. Появление фотосинтеза.

Давать определение понятию - коацерваты.

Называть возможности
преодоления низких кон-
центраций.

Описывать модель об­разования коацерватных капель.Сравнивать коацерваты с живыми существами.

Развернуто обосновы­вать перспективы обра­зования и эволюции коа-церватов в современных

Вопрос 3 на с.38.

§2.2.-2.4







6.

Клеточная теория

1

Урок изучения нового материала

Ключевые понятия

Эктодерма, энтодерма

Факт

События в биологической эволюции: появление эукариот, многоклеточности, полового процесса.

Теории и гипотезы гипотеза симбиогенеза

Давать определение ключевым понятиям. описывать процесс появления многоклеточности

Вопрос 4 на с78

§2.5







Учение о клетке (19ч)












Отличать наблюдение от эксперимента.

Задание 5 и 6 на с.13-14.

Химическая организация клетки (7 ч)
















7.

Химическая организация клетки.

1

Урок изучения нового материала

Ключевое понятие

Буферность Биоэлементы Гидрофильные вещества Гидрофобные вещества

Объект Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы, ультрамикроэлементы. Строение и биологические функции молекул воды и не­органических веществ. Механизм обеспечения бу­ферное™.

Давать определение ключевым понятиям. Объяснять единство ор­ганического мира на ос­нове сопоставительного анализа состава химиче­ских элементов Развернуто обосновы­вать зависимость функ­ций воды в клетке от строения ее молекул

Терминология с 89

§3.1.







8.

Органические вещества клетки

1

Урок изучения нового материала

Ключевые понятия

Денатурация Полипептид Ренатурация Ферменты

Объекты Молекулы белка живых кле­ток

Строение молекулы белка. Функции белков. Факт Сложная организация моле­кулы белка: первичная, вто­ричная, третичная, четвер­тичная структура. Связи, определяющие про­странственную структуру. Влияние температуры на активность фермента.

Свойства Активность в водных раство­рах.

Большой поверхностный заряд. Термолабильность.

Процесс Образование пептидной свя­зи.

Ферментативный катализ. Механизм химического им­мунитета.

Давать определение ключевым понятиям. Называть свойства бел­ков. Осуществлять само­стоятельный поиск ин­формации о механизме действия ферментов Объяснять механизм образования первичной, вторичной, третичной структуры белка. Устанавливать соот­ветствие между про­странственной структурой белка и типом химиче­ской связи.

Вопросы с. 99

§3.2.1







9.

Органические вещества клетки.

1

Урок изучения нового материала

. Ключевое понятие

Углеводы

Сложные углеводы

Объекты

Углеводы живых организмов.

Моносахариды: глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза

Дисахариды: Сахароза, молочный сахар

Полисахариды: Крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин

Строение и функции молекул: Строительная, энергетическая, защитная, функция запаса питательных веществ

Давать определение ключевым понятиям. выделять особенности углеводного состава растительных и животных клеток. Характеризовать строение углеводов

Вопросы с. 101

§3.2.2







10

Жиры. Общие свойства.

1

Урок изучения нового материала

Ключевое понятие

Жиры Липоиды

Объекты

Липиды живых организмов. строение и функции молекул: структурная, энергетическая, функция запасания питательных веществ.

Свойства нерастворимость в воде

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать химический состав. Характеризовать строение жиров

Терминология с.104

§3.2.3







11.

Белки. Характеристика.

1

Урок изучения нового материала

Ключевые понятия

Ген

Нуклеиновые кислоты

Объекты Молекулы ДНК. Модель Уот-сона и Крика.

Факт Функции ДНК: хранение на­следственной информации; передача наследственной информации из поколения в поколение; матрица в про­цессе транскрипции.

Принцип Комплементарность. Антипараллельность.

Закономерность Правило Чаргаффа.

Процесс Образование суперспирали

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать механизм образования суперспира­ли.

Характеризовать функ­ции ДНК.

Объяснять принципы строения молекулы ДНК.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Биология iconНазвание Предмет Направление
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Биология iconОбщая биология Вариант 1 Тест №1 Строение клетки у прокариот, в сравнении...
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Биология iconЛ. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Биология iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский...
Биология iconЭкзаменационные билеты для 9кл. (2006) и примерные ответы по билетам...
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Биология iconМетодические рекомендации по написанию и защите
Биология; специальность 020201. 65 «Биология»; 020803. 65 «Биоэкология»; направление 020400. 68 «Биология» (магистратура)
Биология iconРабочая программа составлена на основе элективного курса «Биология животных»
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова учебник «Биология (Общая биология) базовый уровень» 10 – 11 класс – М.: Дрофа,...
Биология iconБиология – 8 класс: протисты, животные
Биология неотъемлема часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности...
Биология iconРабочая программа по дисциплине Биоценология и теория экологической...
Рабочая программа составлена на основании фгос-3 впо и учебного плана направления 510600 Биология, магистерской программы 510601...
Биология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы» авторов И. В. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова// Биология в...
Биология iconРабочая учебная программа дисциплины молекулярная биология для направления 020400. 62 «Биология»
Фгос впо по направлению подготовки 020400 «Биология», Утвержденным приказом Минобрнауки России от 04. 02. 10 г. №101
Биология iconТематическое планирование уроков по курсу Биология. Общие закономерности. 9 класс
Иметь представления о науке биология; узнать цели и задачи предмета «Общая биология»,ее связь с другими науками; практическое применение...
Биология iconРабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология»
Биология (естественнонаучное образование), квалификация (степень) бакалавр, профили Генетика и Биохимия. Дисциплина «Общая биология»...
Биология iconПояснительная записка Биология 10 класс Преподавание курса «Общая биология»
Общая биология: Учебник для учащихся 10 – 11 класса общеобразовательной школы. /Авторы: Д. К. Беляев, П. М. Бородин/ под редакцией...
Биология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. Природоведение 5 класс. Биология 6 – 9 классы. Биология 10 –...
Биология iconАннотация к рабочей программе по дисциплине «Биология» в старшей школе (10 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск