Применение мультимедиа технологии для повышения качества знаний на уроках биологии





Скачать 298.59 Kb.
НазваниеПрименение мультимедиа технологии для повышения качества знаний на уроках биологии
страница1/3
Дата публикации03.10.2014
Размер298.59 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
  1   2   3



Управление образования администрации Яковлевского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1 Яковлевского района Белгородской области»

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ





Автор опыта:

Анучкина Наталья Васильевна,

учитель биологии МОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1 Яковлевского района Белгородской области»



п. Томаровка, 2011

СОДЕРЖАНИЕ:


1.

Информация об опыте

3

1.1.

Условия возникновения и становления опыта

3

1.2.

Актуальность опыта

4

1.3.

Ведущая педагогическая идея опыта

6

1.4.

Длительность работы над опытом

6

1.5.

Диапазон работы

6

1.6.

Теоретическая база опыта

6

1.7.

Новизна опыта

8

2.

Технология опыта

8

3.

Результативность опыта

17

4.

Библиографический список

20

5.

Приложение к опыту

21



Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить.

Эдисон

Раздел I.

Информация об опыте

    1. Условие возникновения и становления опыта

Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» главными «задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» /2/.

Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объемы информации и высокие требования к знаниям и умениям школьника — вот современные условия образовательного процесса.

В наше время значительно возрастает значение биологии в жизни человека. Биология является теоретической основой здравоохранения, сельского хозяйства и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике. Это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях, и при этом особое значение приобретает изучение биологии в школе. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии, в частности, на мультимедиа-технологии /1/. Использование современных мультимедиа и гипермедиа технологий в преподавании биологии позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения.

МОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1 Яковлевского района Белгородской области», расположенная в поселке Томаровка, является базовой (опорной) школой Томаровского школьного округа, представленного 7 школами Яковлевского района. Основные предприятия поселка (ООО «Томмолоко», ООО «Мясокомбинат», поселковая больница, агрокомплекс) постоянно нуждаются в высококвалифицированных специалистах, и поэтому выпускники школы выбирают медицинские, сельскохозяйственные высшие и средние учебные заведения, в которых экзамен по биологии является ведущим. Так, в 2006 году 44% выпускников школы стали студентами БСХА и медицинского факультета БГУ, 67% учащихся 9-х классов планировали изучение биологии на профильном уровне. Между тем анализ анкетирования по методике Т. И. Шамовой «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?», проведенного в сентябре 2006 года, показал, что высокий и средний уровень интереса к изучению биологии, т.е. интереса, связанного с выбором жизненного пути и определением дальнейшего обучения, показали 50% учеников 8-х классов. При этом всего 20% учащихся 8-х классов имели высокий уровень обученности по предмету, 15% учащихся - высокий уровень мотивации к изучению биологии.

Прогнозируя, что не менее 60% выпускников основной школы будут изучать биологию на профильном уровне, а в дальнейшем в ВУЗе, необходимо было обеспечить высокое качество знаний по предмету, используя все возможности школы. Профессиональная компетентность автора опыта в использовании ИКТ-технологий (курсы «Современные образовательные технологии в преподавании биологии», Microsoft «Партнерство в образовании», «Методика использования интерактивной доски со стандартными приложениями и цифровыми образовательными ресурсами», «Создание и применение интерактивного плаката в деятельности учителя предметника»), современное оборудование кабинета (интерактивная доска, АРМ учителя, медиатека) и возникшая необходимость повышения качества знаний учащихся создали реальную перспективу использования в образовательном процессе мультимедиа технологии, которая расширяет возможности в организации учебной деятельности и тем самым позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта. Использование новых информационных технологий создавало условия для повышения качества знаний даже при невысокой мотивации учащихся к обучению в целом.

Добиться повышения качества знаний при использовании мультимедиа технологии возможно за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером, организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными, ведь еще К.Д Ушинский говорил о том, что «детская природа требует наглядности». Использование в учебном процессе и воспитательной работе современных информационных технологий позволяет по-новому строить общение с детьми, общение без моральных нотаций и сухих убеждений. /9/ Современные технологии дают возможность говорить с молодежью на понятном им языке, а разумное использование современных информационных ресурсов развивает детей, делает их жизнь ярче, насыщенней, интересней.

    1. Актуальность опыта

Современное развитие общества характеризуется внедрением информационных  технологий  во все сферы деятельности человека. Информационные процессы становятся доминирующими в экономике, образовании, культуре, научных исследованиях, финансовой системе, политике, оборонном комплексе. Всесторонняя информатизация страны является одним из важнейших показателей ее развития. В процессе адаптации человека к этому новому цифровому миру большая роль отводится обучению.

Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям граждан Белгородской области - основная цель областной целевой программы «Развитие образования Белгородской области на 2011-2015 годы». «Становление единого образовательного пространства на основе использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий» - одна из основных задач, поставленных перед областью для достижения поставленной цели. /3/

Новой, динамично развивающейся информационной технологией используемой в образовании является мультимедиа технология, эффективность которой заключается в возможности одновременного получения образного объекта, процесса в различных информационных представлениях: графика, звук, видео, и реализации динамизма движения, преобразования объекта в виде анимации. Использование мультимедиа ресурсов на уроках обеспечивает наилучшее усвоение основных понятий, закономерностей и законов природы учащимися, учит их свободно оперировать полученными знаниями. Таким образом, мультимедиа ресурсы и их использование в образовательном процессе способствуют повышению качества знаний учащихся. Актуальность использования информационных компьютерных технологий в школьном образовании будет рассматриваться на II Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии для Новой школы», которая состоится 21 – 22 марта 2011 года в городе Санкт – Петербург.

Однако при использовании мультимедиа технологии в школьном образовательном процессе учитель работает с программным обеспечением, созданным инженерами зачастую без учета психолого-педагогических, методических или организационных особенностей учебного процесса. При подготовке и проведении уроков, внеурочных занятий и мероприятий учителю приходится адаптировать имеющиеся мультимедиа ресурсы для использования в учебном процессе, т.е. «привязывать» их к рабочим учебным планам согласно стандартам образования /7/.

Таким образом при использовании мультимедиа технологии в школьной практике возникают следующие  противоречия:

  1. Между объективной потребностью в  использовании  новых информационных  технологий  для организации учебного процесса и сложностью применения для этих целей мультимедиа продуктов, предлагаемых разработчиками.

  2. Между общим снижением качества знаний учащихся, снижением мотивации к обучению (в том числе и из-за однообразия форм проведения уроков) и необходимостью получения качественного образования с целью дальнейшей успешной социализации выпускников школы в обществе.

  3. Между ориентацией нового содержания образования на формирование коммуникационных компетентностей учащихся (в том числе информационных) и традиционными формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний.

  4. Между объективной потребностью в использовании мультимедиа технологии в образовательном процессе с целью преодоления «провинциализации» обучения в сельской школе и недостаточной теоретической и практической разработанностью доступных для применения в школе мультимедиа ресурсов.

Содержание опыта работы по теме «Применение мультимедиа технологии для повышения качества знаний учащихся на уроках биологии» призвано преодолеть вышеназванные противоречия.



    1. Ведущая педагогическая идея опыта

Школа была и остается обучающим учреждением, именно в обучении лежит сфера её зримой ответственности перед людьми, обществом и государством. От уровня подготовки человека зависит, в конечном итоге, как его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом. Современная информационная эпоха еще больше обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащегося. Информационные технологии находят свое применение на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемой дисциплины в целом. Таким образом, ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения качества знаний учащихся по биологии посредством использования в образовательном процессе современной информационной мультимедиа технологии.

    1. Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась с сентября 2006 года с момента возникновения условий для использования мультимедиа технологии и выявления противоречий между имеющимся и желаемым уровнем качества знаний учащихся, до момента выявления результативности в 2010 году (выпуск учащихся 11 «А» класса).

    1. Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой уроков, элективных курсов и внеурочных занятий, для которых разработаны электронные конспекты с использованием мультимедиа ресурсов, подготовлены электронные материалы для проведения деловых игр, викторин, диспутов, интегрированных уроков, лабораторных и практических занятий.

    1. Теоретическая база опыта

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования и Национальной доктриной образования РФ до 2025 г. изменяются подходы в системе образования. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника, как человека, личности, гражданина. Таким образом, для современного образования необходим комплексный подход как к воспитанию ученика, так и к его обучению /3/.

Непрерывно увеличивающийся поток информации требует методически правильной организации обучения и развития мыслительных способностей обучающихся. Это обуславливает использование интегративных форм познания. Данное понятие интегрирует в себе не только все формы мышления, но, как процесс и итог познания сущности предметов и явлений, включает и рефлексивные процессы мышления.

Доктор психологических наук И.С. Якиманская, детально изучив аспекты формирования и развития образного мышления, связывает его с эффективностью усвоения знаний /16/. Таким образом, для повышения качества знаний учащихся необходимо развивать его образное мышление, а использование информационных технологий предоставляет для этого большие возможности.

Поскольку технической базой современной образовательной среды становится мультимедиа, а методической - цифровое представление информации, педагог получил мощное, современное средство обучения - мультимедиа технологию. Оно дает возможность передавать знания, исследовать мир не на уровне цифр, букв, слов, а средствами более выразительными и эффективными - на уровне интерактивных образов методом  мультимедиа-визуализации. Что бы не «запутаться» в «сетях» информации, доктор педагогических наук Хуторской А. В. указывает на необходимость развития у обучающихся информационных компетенций, таких как умение ориентироваться в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое, осознанно воспринимать информацию /14/. Сформированные информационные компетенции обеспечат и повышение качества образования.

Соросовский учитель, кандидат пед. наук Козленко А.Г. указывает на важность информатизации образования как системы методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе /10,11/. Использование мультимедиа технологии в образовании подразумевает, что ученики обучаются через использование различных видов информации.

Психодидакты С.И. Борис, Н.К. Ханнанов рекомендуют использовать в образовательном процессе электронные издания, предназначенные для школьников, указывая на их многообразие и изменяющееся качество /17/. Большую роль в этом сыграл государственный заказ на создание таких ресурсов и разработку методик их  использования  в рамках Президентской программы компьютеризации сельских и поселковых школ, Федеральной целевой программы по развитию единой образовательной информационной среды /13/. Использование мультимедиа ресурсов на уроках призвано обеспечить наилучшее усвоение основных понятий, закономерностей и законов природы. Учащиеся учатся свободно оперировать полученными знаниями, что способствует повышению качества знаний.

Профессора Роберт И.В. и Красильникова В.А., учитывая психолого-педагогические аспекты «образовательного мультимедиа», предлагают различные формы и методы его использования на уроках, обращая внимание, что при обучении и воспитании ученика необходимо опираться на лучшие стороны личности, её склонности, чувства, интересы, потребности и помнить, что ученик успешен в учении, когда он здоров.

Роберт И.В. и Красильникова В.А. указывают на необходимость освоения информационных и компьютерных технологий в школьном курсе и интеграции уроков школьного цикла. Они считают важным подготовку и обучение учителей к использованию мультимедиа технологий в преподавании предметов общешкольного цикла, применение информационных и компьютерных технологий в научно-исследовательской деятельности учащихся. Предлагают широко использовать возможности глобальной сети Интернет в учебной и внеурочной деятельности учащихся, в воспитательной и внешкольной работе, говоря о важности мобильного получения информации в современном мире /6,7/.

Таким образом, используя мультимедиа технологию, учитель интенсифицирует процесс обучения, делая его более наглядным и динамичным. Эффективное использование информационных технологий на уроке, умелое сочетание педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники позволяют учителю повышать качество знаний учащихся. Кроме того, использование ИКТ потенциально готовит учащихся к жизни в современных условиях, анализу большого потока информации и принятию решений.

    1. Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании авторских электронных конспектов к урокам, разработке обобщающих и развивающих викторин, проверочных тестов и шаблонов для подготовки тестов и викторин с использованием мультимедиа технологии. При проведении уроков учитель выполняет роль координатора и организатора работы класса, распределяя задания с учетом личностных особенностей учащихся в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Применение мультимедиа технологии для повышения качества знаний на уроках биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Семинар на тему: «Применение икт на уроках технологии – важное средство повышения качества обучения при переходе на фгос»
Применение мультимедиа технологии для повышения качества знаний на уроках биологии iconПоложение о проведении районного конкурса «Интерактивные мультимедиа-технологии на уроках»
Конкурс «Интерактивные мультимедиа-технологии на уроках» (далее Конкурс) проводится моу дод «Центр дополнительного образования детей»...
Применение мультимедиа технологии для повышения качества знаний на уроках биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применение различных форм и приёмов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения интереса к предмету,...
Применение мультимедиа технологии для повышения качества знаний на уроках биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применение информационно-коммуникативной технологии на уроках истории для обеспечения качества усвоения материала
Применение мультимедиа технологии для повышения качества знаний на уроках биологии iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...

Применение мультимедиа технологии для повышения качества знаний на уроках биологии iconКурсовая работа Информационные технологии на уроках как средство...
Цель: изучение влияния информационных технологий на изменение качества образования в начальной школе
Применение мультимедиа технологии для повышения качества знаний на уроках биологии iconАнализ состояния преподавания информатики в 7 11 классах в 2012/2013учебном год
Использование интерактивных модулей как средство повышения качества знаний на уроках физики
Применение мультимедиа технологии для повышения качества знаний на уроках биологии iconНа уроках биологии использование средств информационной технологии позволяет мне
Для сегодняшнего выпускника важно не просто обладать определенной суммой знаний, сегодня знания выступают как средство развития личности,...
Применение мультимедиа технологии для повышения качества знаний на уроках биологии iconТема: Использование икт на уроках русского языка и литературы
Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся
Применение мультимедиа технологии для повышения качества знаний на уроках биологии iconМетодическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для...
Комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию суворовцев на уроках физики
Применение мультимедиа технологии для повышения качества знаний на уроках биологии iconИспользование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии
...
Применение мультимедиа технологии для повышения качества знаний на уроках биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: развитие познавательной активности учащихся, применение знаний, полученных на уроках в игровой ситуации, применение теоретических...
Применение мультимедиа технологии для повышения качества знаний на уроках биологии iconУнифицированные требования (расширенные) к электронным учебным модулям...
«информационным взрывом», огромной скоростью обновления знаний, непрерывным появлением новых профессий, необходимостью постоянного...
Применение мультимедиа технологии для повышения качества знаний на уроках биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся....
Применение мультимедиа технологии для повышения качества знаний на уроках биологии iconПрименение икт на уроках английского языка для повышения мотивации обучающихся
Применение новых информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся...
Применение мультимедиа технологии для повышения качества знаний на уроках биологии iconДоклад на семинаре учителей биологии по теме: «Применение здоровьесберегающих...
Возросший поток информации, современные компьютерные технологии, с другой – нежелание учиться, низкая успеваемость. Как привести...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск